Мстёра (до начала XX в. — Богоявленская слобода Мстёра), поселок городского типа в Вязниковском районе Владимирской области. Расположен в 14 км от железнодорожной станции Мстёра (на линии Ковров — Нижний Новгород). В настоящее время это один из крупнейших в России центров бытования традиционных художественных промыслов — лаковой миниатюры на папье-маше, вышивки и ювелирных изделий.
Первое упоминание о Богоявленском погосте на реке Мстёре, относившемся к вотчине князей Ромодановских, встречается в писцовых книгах за 1628 г. Низкое плодородие земли, с одной стороны, и водный путь, связывающий село через Клязьму, Оку и Волгу с крупными торговыми городами Поволжья, с другой, способствовали раннему развитию ремесел. Крупнейшее из них — иконописание — возникло в XVII в. в Богоявленском монастыре и к концу XVIII в. широко распространилось по всей слободе, став основным занятием мужского населения. Особого развития художественные ремесла Мстёры (производство икон и церковной утвари, вышивка гладью) получили после реформы 1861г.
К началу 1930-х гг. бывшим художникам-иконописцам пришлось освоить технологию изготовления изделий из папье-маше, украшенных миниатюрной живописью. При этом им во многом удалось сохранить стилистику древнерусской иконописи. В 1931 г. была основана артель «Пролетарское искусство» (с 1960 г. — фабрика).
В Мстёре проживало немало староверов-поморцев. Сайт "Староверы в Рыбацком"опубликовал статью краеведа из поселка Мстёра Владимирской области Владимира Вячеславовича Борисова, повествующую о Мстёрской старообрядческой общине.
МСТЁРСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА ВЯЗНИКОВСКОГО УЕЗДА ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ
Mcтёра относится к довольно древним селениям Владимирщины. До революции это торгово-промышленная слобода. Мстёрский краевед И.А.Голышев в 1865 г. отмечал, что около половины ее жителей – старообрядцы разных согласий. По официальным данным это число значительно ниже. Так, в 1768 «записных раскольников» в слободе числилось 202 чел.1, а всего, по ревизии 1763 г., проживало 1309 чел., не считая церковнослужителей2. К 1856 г. (10-я ревизия) население Мстёры увеличилось вдвое. По вероисповеданиям оно распределялось следующим образом: представителей официального православия было 1774 чел., единоверцев – 473, старообрядцев – 3733. Таким образом, официально старообрядцы составляли 14-15% от общего числа мстерян.
В слободе Mстёре, как, впрочем, и по всей стране, проводилось привлечение старообрядцев в лоно официальной церкви. «Для утверждения в вере колеблющихся, – отмечалось в 1865 г. во «Владимирских епархиальных ведомостях», – и удержания их от падения и раскол для вразумления раскольников и привлечения их к единой снятой соборной и апостольской церкви»4 во Мстёру был прислан епархиальный миссионер И.К.Успенский. С 1864 по 1876 (1877) гг. в слободе действовало православное церковное братство при церкви Богоявления Господня, в уставе которого было записано, что оно «имеет целью служить нуждам и пользам православной церкви, противодействовать посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников»5. В 1879 г. во Владимире основано братство святого благоверного великого князя Александра Невского. Одно из направлений его деятельности, как указано в уставе, –«противодействовать расколу»6. Во Мстёре было открыто его отделение.
Некоторые результаты деятельности миссионера и братств во Мстёре были. На страницах «Владимирских епархиальных ведомостей» встречаются записи о присоединении старообрядцев к официальной церкви. Если в 1865 г. отмечалось, что «нелегко отстаивать права веры и церкви в такой местности, где раскол смешан с православием и не без надежды ищет преобладания над ним»7, то в 1914 г. – «самый раскол здесь... довольно неподвижен... молодое поколение стоит ближе к православной церкви. Многие из них посещают православные храмы в дни бракосочетаний и особенно погребений своих родственников из православных»8.
Несмотря на все усилия, искоренить старообрядчество в слободе не удалось. 17 апреля 1905 г. был подписан именной высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости», а 17 октября 1906 г. – указ «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин». В январе 1907 г. владимирская пресса сообщала: «Определением Владимирского губернского правления от 2 января 1907 г. внесена в реестр старообрядческих общин община старообрядцев безпоповщинского поморского согласия, проживающих в с. Мстёре и деревнях Рудкине (правильно: Дудкине. – В.Б.), Сизове, Серкове и Больших Холмах Вязниковского уезда с распространением деятельности её на деревни Пивоварову, Андреевскую, Ильино и Иваньково Судогодского уезда. Это первая легализированная на основании нового положения о старообрядцах старообрядческая община во Владимирской епархии»9. Как видно из сообщения, в общину вошли старообрядцы, жившие в разных населенных пунктах, которые располагались друг от друга на расстоянии нескольких десятков вёрст. Поэтому для общественных богослужений и проведения обрядов были устроены несколько молитвенных домов в разных селениях: в слобода Мстёре – при доме Алексея Васильевича Занцева, в д. Дудкино – при доме Ивана Николаевича Тарасова10.
Для нормальной жизнедеятельности общины избирались настоятель и Совет. Настоятелем Мстёрской общины с 1907 г. был Иуда Семёнович Шуенков (род. В 1857 г.), крестьянин д. Ильино Воскресенской волости Судогодского уезда11.
Совет общины состоял из председателя и 3-4 членов. Первым председателем Совета в 1907–1912 гг. был Андрей Матвеевич Чириков (18.08.1860 – 11.05.1912), владелец иконописного заведения во Мстёре12. После его смерти на эту должность избран член Совета общины с 1907 г. Степан Алексеевич Суслов (12.12.1877 – после 1918), совладелец иконописного заведения наследников Алексея Ивановича Суслова во Мстёре и клеёночной фабрики торгового дома «Тарасовы и Сусловы» в д. Дудкино13. Степан Алексеевич был весьма деятельной личностью. Мстёрское сельское общество избирало его своим волостным старшиной и в 1917 г. гласным Вязниковского уездного земского собрания по новому всеобщему избирательному праву. В 1918 г. семья С.А. Суслова по ряду обстоятельств переехала в Сибирь14.
Членами Совета Мстёрской обшины в разные годы с 1907-го по 1917-й были крестьянин слободы Мячково Гороховецкого уезда, проживавший во Мстёре и имевший здесь торговую лавку, Андрей Иванович Бурдин (22.11.1864 – 03.08.1934)15, владелец торговой лавки во Мстёре Иван Егорович Бурдин16, владелец фольгоуборного заведения во Мстёре Алексей Васильевич Занцев (18.02.1876 – около 1915)17, упомянутый выше Степан Алексеевич Суслов, Василий Матвеевич Чириков (род. около 1868 г.)18.
О деятельности общины при советской власти практически ничего не известно. По воспоминаниям старожилов, в 1920-е годы, годы гонений и репрессий священнослужителей и верующих всех исповеданий, настоятелем Мстёрской общины был А.И. Бурдин. В документах Вязниковского райисполкома, хранящихся ныне в Государственном архиве Владимирской области, имеются сведения о раскулачивании А. И. Бурдина в 1930 г. по 2-й группе как бывшего крупного торговца и «настоятеля религиозной секты Поморцев»19. Община была закрыта, точная дата ее закрытия автору настоящей статьи не известна.
Примечания
1. Голышев И.А. Богоявленская слобода Мстёра: История, древности, статистика и этнография // Труды Владимирского губернского статистического комитета. Вып. IV. Владимир, 1865. С. 137.
2. Фролов Н. Загадки старой Мстёры // Владимирский край (Ковров). 2001. № 12.
3. Голышев И.А. Указ. соч. С. 6.
4. Извлечение из отчета о действиях Богоявленского православного братства в слободе Мстёре Вязниковского уезда Владимирской губернии за первый год его существования, с 14 октября 1864 года по 14 октября 1865 года // Владимирские епархиальные ведомости (ВЕВ). 1865. № 23. Ч. неофиц. С. 1321-1333.
5. Устав общества православного церковного братства при церкви Богоявления Господня в слободе Мстёре Владимирской губернии Вязниковского уезда // ВЕВ. 1865. № 3. Ч. неофиц.С. 166-172.
6. Устав Владимирского братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского // ВЕВ. 1879. № 23. Ч. офиц.С. 628.
7. Извлечение из отчёта о действиях Богоявленского православного братства в слободе Мстёре Вязниковского уезда Владимирской губернии за первый год его существования, с 14 октября 1864 года по 14 октября 1865 года.
8. Отчет о деятельности Владимирского Православного братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского за 1913-1914 братский год // ВЕВ. 1916. № 2. Приложение. С. 35.
9. Епархиальная хроника // ВЕВ. 1907. №2, Отдел неофиц. С 28.
10. Архив отдела ЗАГС округа Вязники Владимирской области (Архив ЗАГС). Книга брачных записей Mcтёpcкoй старообрядческой общины поморского брачного согласия за 1908 г.
11. Там же. В молитвенный дом христиан-старообрядцев безпоповщинского поморского брачного согласия семейный список (Семейный список). № 58. 2 октября 1907 г.; Там же. Книга о родившихся Мстёрской старообрядческой общины Вязниковского уезда Владимирской губернии за 1907 г.
12. Там же. Семейный список. № 12. 1 декабря 1907 г.; Библиотека Вязниковского историко-художественного музея. Описание фабрик, заводов и торгово-промышленных заведений Вязниковского уезда 1911 г. № 3100. Рукопись.(далее – ОФЗ 1911 г.).
13.Архив ЗАГС. Семейный список. № 1. 11 июня 1907 г.; ОФЗ 1911 г. № 3102; Личный архив Борисова В.В. (ЛАБВВ). № 680: Доверенность И.А. Андрющину от заведующего торговым домом «Тарасовы и Сусловы» С.А. Суслова 14 декабря 1910 г.; Там же. № 681: Доверенность И.А. Балакину (Андрющину) от членов торгового дома «Тарасовы и Сусловы» С.А. Суслова и наследников И.А. Суслова.
14. Модоров Ф. Семья Сусловых // Выставка произведений заслуженного деятеля культуры РСФСР Дмитрия Степановича Суслова (1907–1964). М., 1966. С. 18.
15. Архив ЗАГС. Семейный список. №6. 3 февраля 1908 г.; ОФЗ 1911 г. № 3116; ЛАБВВ. №3516: Воспоминания Г.В. Соловьёвой. 16 марта 2003 г.
16. ОФЗ 1911 г. № 3131.
17. Архив ЗАГС. Семейный список. № 2. 11 июня 1907 г.; ОФЗ 1911 г. №3063; ЛАБВВ. № 2856: Воспоминания Л.К. Рожковой. 20 мая 2001 г.
18. Архив ЗАГС. Семейный список. № 63. 5 мая 1924 г.
19. Архивная справка Государственного архива Владимирской области № Р-61 от 03.09.2002. Хранится у К.А. Митяшиной, п. Мстёра; копия – ЛАБВВ. № 3529.
В.В. Борисов
Старообрядчество: История, культура, современность. Материалы VII научной конференции «Старообрядчество: История, культура, современность», посвященной 100-летию издания указа «Об укреплении начал веротерпимости» и 100-летию распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. 22-24 февраля 2005 г. Москва – Боровск. Т. I. М., 2005)
Сайт "Староверы в Рыбацком"
|