Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-26, 16:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Центр России

Боченков В.В. В тюремный замок до востребования. Приложения (архивные документы)

Приложение 2

 

Из переписки Г.Глинкина и архиепископа Антония (Шутова)

 

(Письма хранятся в отделе рукописей Российской Государственной библиотеки (Ф.246. К.№170. Ед.хр.5).

 

Лл. 1об. - 2.

 

Г.Глинкин - неизвестному адресату

 

Благословением Бога Отца Вседержителя и единосущного Его Сына Господа нашего Исуса Христа и Пресвятого Животворящего и Сопрестольного Духа; - сыновом Святыя Соборныя и Апостольския Церкви чадом возлюбленным и сопричастником Царствия Небесного, древлеотеческого благочестия хранителем и всем православным христианам - мир и благословение! от престола Господа Славы и от храма Покрова Пресвятыя Богородицы вам посылаю __.__.__. Почтеннейшия и благосклоннейшия сынове Церкви, аз, многогрешный иерей Григорий, зная вашу любовь ко истинно христианской вере и благопримерное попечение и внимание к Церкви Божией и видя ваши религиозные и благочестивые качества и толико вашего христианского благочестия и ценя в душе своей, я с истинным уважением преклоняю выю свою пред вами, и в полной надежде на ваше христианское внимание ко мне, грешному, я открываю пред вами свои священные чувства и имею искреннее усердие дать ответ на ваше требование и вполне удовлетворить ваше желание. Когда Господу Богу угодно было избрать меня, грешного, во святый превеликий степень священства, тогда, по ходатайству сухиничского общества и по разрешению Его Императорского Величества я был посвящен калужским епископом Григорием во священника по древнему чиновнику, который был принесен мною, и по посвящении я был отправлен в Сухиничи, нигде не служа ни одной литургии. Потом по прошению нашему нам было дозволено освятить церковь одним, не требуя никого, что и было исполнено. Я и освящал один церковь с помощию прихожан. И когда мы свое желание получили вполне, тогда обратились мы с просимостью в Тулу к отцу Павлу, чтобы нам обряд исполнить вполне и очистить совесть, к тому же мне и отца духовного иметь. И когда мы поехали в Тулу и явились к отцу Павлу, и подали письмо просительное от имени общества, а потом стали просить его, чтобы принял меня на покаяние и по чиноположению что нужно исправить, тогда он такой показал на нас зверской образ, что мы не знали, как и отойти от него, и сколько мы его ни просили, но все наши прошения оставались втуне. Тогда мы заплакали горько, да и пошли от него, потом отправились в дом. По приезде нашем мы еще имели надежду обратиться к австрийскому священству. Но когда обратились с просимостию, ту же участь получили. Так продолжалось время у нас до нынешнего года (т.е. до 1863. - В.Б.). Вот в июне месяце я заблагорассудил отправиться к преподобному Сергию помолиться, да и предложил своему обществу. И оне сейчас написали просительное письмо и поручили уполномоченному человеку, и отправили нас в Москву, чтобы обратиться лично с просимостию к собору и просить милости у епископов, так как они власть имеют, данную от Бога, вязать и решать, тогда мы отправились. По приезде нашем в Москву мы прожили в ней 8 дней и все не могли добиться, чтобы видеть епископов. И уже наша надежда стала иссякать, и мы стали думать, что наше желание останется без исполнения. Однако Бог, видя наше усердие, послал нам такого человека, который все свои силы употребил к старанию, и довел нас к архиепископу Антонию, и он нас принял как истинный пастырь и служитель Христов, и поговорил с нами ласково, по-отечески. Потом оставил нас ночевать и занимался со мною разговором до 11 часов вечера; а между разговорами он послал собрать прочих епископов к себе для совету. И они тотчас пришли к нему. Тогда архиепископ нас оставил, а с ними отправился в другую комнату. И стали они советоваться о нас, грешных, и какой у них был совет, этого нам неизвестно, потому что мы одни ночевали. А поутру в 5 часов входит к нам Арх. Антоний с епископом Савватием, и говорит мне: «Вот, отец Григорий, мы собором тебя, по благодати, данной нам от Бога - прощаем. И по совету общему приемлем в число паствы нашея, поди со владыкою и принеси покаяние пред Богом о своем падении». И мы отправились в дом купца Ивана Петровича Бутикова, где я был принят по чиноположению, и на духовную исповедь 22 июня. А 23 числа сподобился служить литургию с отцом духовным, епископом Савватием, а после литургии, получив благословение, я отправился к Арх. Антонию и от него сподобился получить святое миро для миропомазания при крещении и две книжицы для напутствования христиан. И с благословения его, отправились в путь свой, благодаря Господа Бога и святых отец __.__. Теперь, кажется, довольно вам моего объяснения, и с пожеланием всех благ остаюсь почитающим вас. Ваш богомолец иерей Григорий - мир и благословение посылаю вам.

 

Сентября 17 - 1863 года. Адрес пишется: в Сухиничи, старообрядческому священнику отцу Григорию.

  

Лл.3 - 3об.

 

Наставление священноиерею Григорию Сухиничскому, како отвещати о переходе своем к истинной вере

 

Увещание.

 

От рассказа дальнейших подробностей удержитесь. Чем короче будете отвечать, тем лучше вас не запутают. В особенности не сознавайтесь, в чьих домах вы были, ибо чрез это вы привлекете к спросам посторонних лиц, чрез это выйдет только излишняя проволочка, для вас бесполезная, а для них беспокойство. Так и имя архиепископа Антония поминать при допросах не нужно. Довольно указать и на одно лицо, которое действительно совершило над вами чиноприятие. Так и древние христиане во времена гонений не открывали места, где скрываются их пастыри и наставники. Что же касается до причины перехода, то небоязненно отвечайте, яко же Дух Святый научит вас в тот час по неложному Евангельскому обетованию, яко вы познали истину не по человеческому увещанию, ниже из каких видов, но по внутреннему убеждению своей совести, основавшись на Божественном писании. А Господь Бог, приведший вас во свет познания святыя непорочныя нашея веры <нрзб> весть судьбами устроит о вас соеже доблестно претерпети находящие искушения и не попустит оные выше меры сил ваших, токмо будьте тверды, помятуя Евангельское слово: никто же возлож руку свою на рало, и зря в спять, управлен есть в Царствии Божии. Апостол Павел страшнейше претит: волею бо согрешающим нам по приятии разума истины, к тому о гресех не обретается жертва. Страшно же некое чаяние суда, и огня ревность поясти хотящаго супротивныя. Отвергся кто закона Моисеова, без милосердия при двою или трех свидетель умирает, колице мнит горшеи сподобитися муце, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, в неи же освятися и дух благодати укорив (Евр. зач. 324) от чего да сохранит и помилует вас Господь Бог, Того благостию и человеколюбием.

 

30 ноября 1863 года.

 

Л.5 - 6об.

 

Г.Глинкин - архиепископу Антонию

 

Богоизбранному и Боголюбивому

 

Преосвященнейшему владыке Антонию Архиепископу

 

Московскому и Владимирскому

 

Сухиничской старообрядческой Покровской

 

церкви священника Григория Глинкина

 

челобитное письмо

 

По чувству христианскому аз, многогрешный и неключимый твой раб, недостойный нарещися именем иерея за невежеством, и не достоин, и не смею коснуться рукою моею пера, которое могло бы что-либо выразить на бумаге, страхом одержим есмь, но обаче с Божиею помощью приемлю смелость припасть к священнейшим стопам ног ваших и прошу Вашего Архипастырского и отеческого благословения, которое приемлю равно как ниспосланное от самого Христа Спасителя нашего.

 

Святыи владыко,

 

с душевным прискорбием и сердечною болезнию, со слезами и рыданием преклоняю главу мою пред твоею святынею и бью челом о землю, молю и прошу твоего архипастырского милосердия, умилосердися, святыи владыко, помилуй, Господа ради помилуй, обрати свое отеческое внимание на наш храм Покрова Пресвятыя Богородицы и на мое бедственное положение, оживотвори мой дух, подкрепи мою немощь, <нрзб> Господу Богу я упал духом, поелику вижу свое конечное уничтожение от начальства с запрещением от службы, и уничтожение от своих христиан, которые поносят с нареканием еретика и разных укоризн с поношением. Но я это приемлю все с благодарением претерпеть все Христа ради, только одно сокрушает мое сердце, что от своих христиан происходит. А именно, в Сухиничах есть уставщик из Гуслицы именем Зотик Ефимов, который из своей корысти и желая более приобресть доходов, он все силы употребляет развращать народ и всем внушает, что мы еретики и не велит с нами вместе Богу молиться, говорит, что епископы неправильно священника приняли. Ему не должно служить, он не достоин, подобно ему и отец Никанор творит, что в Брыни в настоящее время моего прихожанина принимал чином, который приезжал к нему с уставщиком Зотиком Ефимовым. А сей прихожанин мой был принят мною по чиноположению, которыя получил от вашего архипастырского благословения чиновника, и по нему исполняю все, что должно и что мне было приказано, а все исполняю без малейшего упощения (видимо описка, правильно: «упущения». - В.Б.), а по какому они чиноположению приемлют, это всех нас удивляет и на все мое общество сильное излило влияние, все именно упали духом, и не знаем, что еще после сего будет. Впрочем мое общество хотят просить вашего архипастырского разрешения о происходящем сумнении и желают с душевным расположением быть под вашим покровительством, также и я с душевным моим прискорбием о таковом горестном положении не менее общественного нахожусь в недоумении потому более, что вижу опустошение храма Божия, о котором все силы употребляем и стараемся равно как о своем душевном спасении, так и храме Божием, о чем уже подали прошение Государю Императору и просим Его Величества соизволения оставить нашу церковь совершенно независимою от духовной власти - но внушивши такое расстройство священноинока Никанора и уставщика Зотика, мы находимся в великом прискорбии и не знаем куда главу подклонить, однако я с твердым упованием на Бога и твое Архипастырское милосердие твердо надеюсь, что твоя могущественная власть, данная от Бога, может заградить уста всякому хулителю и непокорному. Владыко святыи, молю и прошу твою святыню, умилосердися до нас, грешных, умири мир, укроти раздрание Церкви Христовой и не даждь в расхищении быти стаду Христову. Мы бо твоего стада овцы и имеем тебя от Бога данного нам пастыря и покровителя, и желаем всегда быть в покорении и послушании, а не прекословными. Напиши хотя малую грамотку отцу Никанору в Брынь и уставщику в Сухиничи, чтобы они оставили плевелы сорить и развращать стадо Христово, а внушали бы всем о соединении и любви, в чем заключается вера христианская, а не раздоры творить. Они твоего писания должны слушать. Есть ли же они не прислушаются твоего писания и будут противится, то вы имеете право, данное вам от Бога властию, запретить им таковой разврат, а мы, грешные и смиренные рабы твои, будем вечно Господа Бога молить день и ночь о твоем здравии и душевном спасении, чтобы Господь Бог продлил вашу жизнь на многие лета для спасения и наставления своих овец, которыя души свои вручаем твоей святыне и твоему правлению.

 

Вашего преосвященства и владыки

 

милостивого отца и архипастыря

 

нижайший и покорный послушник

 

Сухиничской старообрядческой Покровской

 

церкви священник Григорий Глинкин

 

февраля 25 дня 1864 года

 

Л.7 - 7об.

 

 

Архиепископ Антоний - Г.Глинкину

  

 

«В мире скорбни будете, но дерзайте, яко аз победих мир» (Иоан., зач.33).

 

 

«Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы, и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небеси» (Лук., зач.24).

 

Честному священноиерею Григорию Сухиничскому.

 

Жалостное и трогательное ваше письмо, начертанное от 25 февраля, мы получили, из коего видим претерпеваемую вами скорбь по истинной вере, яже во Христа Исуса, и объемлющее вас сетование наипаче о том, яко и сущии свои и приснии в вере на вас восстают вельми, и нам о сем прискорбно слышать. Но по непостижимым законам Предвечного так было и будет во все времена с рабы христовыми и паче же с призванными... Еще царственный пророк Давыд в своих песнопениях выражал, что ему легче бы было переносить гонения от врагов, нежели от своих ближних. Так воспевал он в псалме 54: «Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо. И аще бы ненавидящим на мя велеречивал, укрепилбыхся от него. Ты же человече равношуде велико и знаешь си мой иже купно насладил мя еси во храме Божии ходихов единомысленне». Сам Спаситель наш был предан на смерть от ближайшего, единого из избранных ученика. И многие святые претерпевали клеветы и напасти от своих же приближенных. Тем же и вы не смущайтеся о сем, но рцыте со апостолом: кто изнемогает, и не изнемогаю, кто соблажняется и аз не разжизаюся. <...>. Вражиим наваждением и на нас, смиренных, многие в настоящее время воздвигаются оклеветания и пререкания, но мы по Божественному заповеданию <не> даем место гневу. Сия же причина удерживает нас писати к обидящим и поносящим вас лицам, дабы паче их не озлобить на вы, но вооружитеся терпением, еже по пророку не погибнет до конца и до времени. Не пререкуйте о том, аще c<вященноинок> Никанор исправляет требы и у ваших неких прихожан, елицы, сомнением одержими, приходят к нему. Егда же закончатся внешние вас истязания и последует от высшего правительства решение на вашу просьбу, тогда вы имеете явиться к нашему смирению и лично получите все должные наставления и удостоверение, равно же и оному Никанору в это время во известие дадим, дабы он считал вас за сущего о Христе брата и сослужителя... Между тем уведомляйте нас, что у вас еще будет происходить и мы тако же будем возответствовати вам словами духовного утешения, яко просящим и любимым нами о Христе чадом.

 

И тако мир Божии и милости нашея архипастырское благословение да пребывают с вами.

 

О последовавшем к вам от начальства запрещении от службы много не унывайте, ибо по вновь вышедшему в прошлом декабре месяце закону, обращающихся к нам от внешних велено подвергать только увещанию на месте жительства и более никакого взыскания нет. Аще же и тягче что постигнет вас, то и воздаяние больше получите от Царя Царствующих. Помятуйте евангельское слово: «Никто же бо возлож руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии». Также и ваше... христианское общество благодарим от лица Святыя Церкви за безбоязненное их исповедание о присоединении к оной. Молим Бога и вас просим, да пребудьте тверды и непоколебимы... но до конца да соблюдите истинную веру и в достохвальном терпении скончаете свой подвиг. Да сподобитеся рещи со апостолом: «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох, прочее убо соблюдаетмися венец правде, его же воздаст ми Господь Бог в день он праведный судия».

 

Подписал

 

Архиепископ Антоний

 

9 марта, 1864 г.

 

Лл.16 - 17.

 

Г.Глинкин - архиепископу Антонию

 

Боголюбивому и Богом избранному

 

Благочестивому православному преосвященнейшему

 

владыке Антонию, Архиепископу

 

Московскому и Владимирскому и всея России

 

Сухиничской старообрядческой

 

Покровской церкви священника

 

Григория Глинкина всеподданнейшее

 

и нижайшее письмо.

 

По чувству христианской любви как своему православному и благочестивому христианскому архипастырю бью челом о землю и, припадая к стопам святых ног ваших, прошу вашего архипастырского мира и благословения, которым Господа ради не лишите меня, грешного, по милости своей, чем много одолжите вашего нижайшего послушника. Владыко святыи, вы меня простите, грубого невежду, что я не имею такого дару, которым бы мог выразить мои сердечные чувства к вам, но Господь свидетель, что я душею моею предан к вам все равно как самому Христу Спасителю. Впрочем позвольте мне объяснить вам мои обстоятельства. Я в настоящее время нахожусь под покровительством, во-первых, Всевышнего Бога и вас, моего Архипастыря и владыки. Мы метрические книги получаем чрез полицию. А которые были от консистории, то мы от тех решительно отказались и от<нрзб>ли чрез благочинного, даже и от всех предписаний архиерейских и консисторских отказались и, благодаря Бога, теперь нас начальство не беспокоит ничем, а впредь что Бог даст. Вас же покорнейше просим, святыи владыко, нас, грешных, не оставить своею милостию и наставлениями, за что мы должны за вас вечно Богу молить, за ваше к нам снисхождение. В знак моей любви и преданности, святыи владыко, посылаю вам именную лестовку и желаю вам душевного спасения.

 

Вашего преосвященства и владыки,

 

милостивого отца и архипастыря

 

нижайший послушник, священник

 

Григорий Глинкин.

 

Генваря 9-го дня

 

1865 года.

 

  

 

Лл.18 - 18об.

 

Архиепископ Антоний - Г.Глинкину

 

Честный священноиерей Григорий.

 

Приятное письмо ваше от 9 ч<исла> c<его> м<есяца>. и пожертвованную в знак усердия вашего лестовку я получил и за изъявляемое ваше сыновнее расположение и преданные чувства предпосылаю благодарение, и да будет на тя архипастырское наше благословение. Радуюсь, что вы в настоящее время ничем от начальства не обеспокоены. Впрочем, впредь до того, чем решится окончательно ваше дело, советую вам быть осторожней и если будет предстоять какая опасность быть взятым, то не пометая себя самопроизвольно в напасти, на время не худо и укрыться, понеже и сам Бог давал место гневу. Но если же неисповедимому Его промыслу угодно будет посетить вас таковым искушениям, то есть предану быти в заключение, тогда не обижася, сохраните доброе исповедание непорочной вашей веры, крепце и неуклонне, не взирая ни на какие обольщения и угрозы. <нрзб> сподобитеся рещи по апостолу: «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох» и проч. (2 Тим. гл.4, ст.7). Утешайся и веруй неложному тому обетованию, глаголящему: «Буди верен до смерти и дам ти венец живота» (Апокал. гл.2, ст.9 и 10). Премилосердый Творец, попускающий искушения, подаст и твердость вере тиий и не попустит быти искушениям выше меры, точию веруй и надейся.

 

И, так восписав твоему священству сие мое краткое наставление, пребуду с отеческим к тебе расположением и любовью.

 

Подписал Архиеп. Антоний

 

22 генваря.

 

 

Акт осмотра Покровской единоверческой церкви г. Сухиничи (1910 г.)

 

(Государственный архив Калужской области,

 

Ф.32. Оп.17. Д.2550. Лл. 15 - 15об.)

 

 

1910 г. марта 30 дня полицейский надзиратель города Сухиничи, проезжая по городу Сухиничи, заметил, что в городе, в местности под названием Перновичи, стоит деревянная единоверческая Покровская церковь, которая совершенно пришла в ветхость, и каждый час грозит падением, даже и в тихую погоду, а потому, пригласив нижеподписавшихся понятых, производил осмотр этой церкви. Причем оказалось: единоверческая Покровская церковь находится в средине местности Перновичи, ограды кругом ея не имеется, около церкви со всех сторон пролегают проезжие и пешеходные дороги, и близко стоят жилые постройки. Кроме того дети, играющие на улице, подходят к самой церкви, тут же прогоняют и ходит скот. Означенная церковь деревянная, по собранным сведениям построена в 1854 - 5 годах, ремонт ея никакой не производился, и в настоящее время столбы и сруб сгнили, при сильном ветре тес, коим обшит сруб храма, отдирается от столба и сруба, падает на дороги, кресты совсем упали, как с церкви, так и с колокольни, колокольня же покосилась на левую сторону, тес от сруба местами уже сорван, перила с колокольни упали и ежечасно грозит падением (сама колокольня? - В.Б.); во внутрь церкви без опасения не представляется возможным взойти и ремонт какой-либо произвести церкви и колокольни нет никакой возможности, так как сруб и столбы все сгнили, храм этот по обсуждению присутствующих понятых подлежит немедленной сломке до основания, как грозящий опасностью проезжающим и приходящим. Полицейский надзиратель постановил: составить об этом настоящий акт и представить таковой на распоряжения Его Высокоблагородия Господина Козельского уездного исправника.

 

Полицейский надзиратель С.Губин.

 

При составлении акта присутствовали сухиничские мещане:

 

Мещ. Григорий Чернышков, Павел Иванов Гладков.

 

  

 

Категория: Центр России | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-05)
Просмотров: 1070

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz