Иванково - деревня с преобладающим старообрядческим населением в Жиздринском уезде (ныне районе), входившая в синодский приход тамошнего села Кондрыкина. Сведений о старообрядчестве выявлено достаточно мало.
Миссионер Иван Жаров отзывался в 1896 году об иванковских старообрядцах, что они «народ довольно грубый» (1). Все потому, что очень мало кто пошел к нему на беседу, «многие на приглашение ответили такими словами: «У нас свои есть попы, когда они к нам приедут, тогда и пойдем их слушать, а эти пускай проезжают дальше» (2). Молитвенный дом в Иванкове освятили во имя Парасковии Пятницы, и к 1913 году он был в деревне один.
28 апреля 1913 года епископ Калужско-Смоленский Павел рукоположил в Иванково «по единодушному избранию общины» о.Доментиана Акимовича Антошкина (род. 1869) из жиздринской деревни Гавриловки. Об учреждении общины ходатайствовал иванковский крестьянин Никита Евдокимович Агафонов, который в августе 1913 года избран был председателем ее совета (3). В первом томе изданной в Калуге книги памяти репрессированных жителей области упомянут уроженец Иванкова Афанасий Никитович Агафонов, - быть может, сын (4).
В приход Пятницкой церкви Иванкова входили близлежащие деревни: Дубицы, Дубовка, Дынная, Никитинка, Нижнее Ашково. В 1924 году приход составлял около 300 человек. О.Доментиан (в просторечии его звали отец Дементей с ударением на последнем «е») по-прежнему служил в Иванкове, только принял к этому времени монашество. Об иноческом его имени сведений нет. Последующая история здешнего старообрядчества нуждается в уточнении.
1.ГАКО. Ф. 33. Оп.З. Д. 2013. Л.16,
2.Там же. Л16 об.
З.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д. 2326 (Дело о регистрации общины).
4.Из бездны небытия. Книга памяти репрессированных калужан. Т. 1. Калуга. Издание управления МБ по Калужской области. С.35.
Износки - деревня Медынского уезда. В конце 1874 года, когда была проложена железнодорожная линия Калуга - Вязьма, решено было открыть на ней станцию Износки. Она располагалась в километре от одноименной деревни. За несколько лет станция выросла и стала поселком. Ныне Износки -районный центр.
После 1905 года старообрядцы окрестных деревень построили на станции Износки деревянную церковь. Она располагалась на возвышенном месте, рядом со зданием нынешней районной администрации. До наших дней храм не сохранился.
Об износковском священнике о.Иоанне Афанасьевиче Вишнякове есть данные чисто биографические. Он родился 8 мая 1863 года по старому стилю (в этот день отмечается память святого Иоанна Златоустаго). В иных источниках указывается 1865 год. Детство священника прошло в деревне Бокшино того же Медынского уезда (приход села Пречистого), затем судьба занесла его в Санкт-Петербург, где Вишняков обучался у старообрядческого дьячка грамоте. В северной столице будущий священник прожил десять лет и, вернувшись в Бокшино, занялся крестьянским трудом. Вскоре он стал известным начетчиком в округе.
В 1893 году приходской священник с.Пречистого Николай Луганский писал о Вишнякове в консисторию: «Он очень любит побеседовать и особенно порисоваться своим якобы многознанием... В 1888 году я с миссионером о.Дударевым ездил в Бокшино на собеседование с раскольниками, по окончании беседы миссионер стал раздавать полемические брошюры и предложил одну Ивану Афанасьеву. На это последний ответил: «Я все знаю про старую веру и мне нечего читать по вашим книжкам про нее» и не взял брошюры» (1).
Вишняков не принял «Окружного послания». В сан его рукополагал глава противоокружников епископ Иов в 1907 году или около того. Отец Иоанн отправился тогда служить в Иваново-Вознесенск, в храм святителя Николы. Вскоре, однако, о.Иоанн признал власть Рогожской архиепископии. В 1911 году он уже священствует в Калуге, в храме Рождества Христова, что в Кожевенной слободе. Через два года епископ Павел перевел его в Малоярославец. Оттуда Вишняков переехал в Износки, но когда - неизвестно. Очевидно, в связи с окончанием строительства церкви там.
В декабре 1929 года о.Иоанн был арестован вместе со священником из деревни Фокино Маркеллом Крюковым. Следствие пыталось установить причастность епископа Калужско-Смоленского Саввы к их делу о контрреволюционной агитации, но священники не оговорили ни себя, ни его. Тем не менее 18 января 1930 года особым совещанием при коллегии ОГПУ Вишняков и Крюков приговорены были к трем годам ссылки на Север. 18 июля 1930 года о. Иоанн Вишняков умер от сыпного тифа в селе Усть-Цильма на Печоре. Так свидетельствует справка из его следственного дела (2).
Что стало с износковской старообрядческой церковью после ареста священника, равно как и название ее, - все это нуждается в уточнении.
1.ГАКО. Ф.ЗЗ. Оп.З. Д.1901. Л.38об.
2.Следственнос дело о.Иоанна Вишнякова - архив УФСБ по Калужской области. П-8177.
Камельгино - деревня в Калужском уезде (ныне Дзержинском районе), практически полностью заселенная старообрядцами. Здесь существовал один из немногих калужских приходов, объединявший старообрядцев, не признававших белокриницкой иерархии. Другие находились в Калуге, Боровске и Козельске.
Об истории камельгинского старообрядчества повествуется ниже, в очерке «Мало слов, да горя реченька».
Козельск - прежде уездный, ныне районный центр, один из древнейших русских городов. Местное старообрядчество было малочисленно. По данным середины 1830-х годов, - около 400 человек (указывается и другая цифра - порядка 250), в 1843 году - около 350 человек (80 семейств), в середине 1870-х годов - 260 человек, в первой половине 1890-х годов - более 150. Общее население города в начале двадцатого века - восемь тысяч с половиной человек. На примере Козельска хорошо видна роль купечества в церковной жизни старообрядцев.
В начале девятнадцатого века моленная в Козельске находилась при доме купца Райцова. Райцовы были известными в городе людьми, дружили (и могли позволить себе ссориться) с высшими властями города. В 1814 году моленная сгорела от попадания молнии, и ее перенесли в другое помещение, также принадлежавшее Райцовым (1).
Зимой 1823 года при новой моленной появился священник, но через три месяца он был арестован. В середине 1830-х годов поселился в городе еще один батюшка - о.Петр Львов из села Семеновского Белевского уезда Тульской губернии. По распоряжению Николая Первого священника хотели было выслать обратно в Тулу. Но в конце мая 1836 года о.Петр уехал из Козельска неизвестно куда (2). Зато фамилия Райцовых сопровождает исследователя на протяжении многих десятилетий.
В 1855 году козельские купцы-старообрядцы Феодосии Михайлович Зотов, Петр Иванович Зотов, Василий Дмитриевич Герасимов, Филипп Петрович Райцов подали из-за притеснений прошения о присоединении их к единоверию (3). Однако они отошли от него, как только преследования утихли. Это неудивительно: купечество быстрее шло на компромиссы, если что-то угрожало коммерческим интересам.
В начале 1870-х годов часть райцовских прихожан хотела избрать уставщиком не того человека, которого желал хозяин моленной. Он выгнал несогласных из дома. Принадлежавшие моленной деньги остались в его распоряжении. Если верить донесению козельского уездного исправника губернатору, то именно из-за этого конфликта в городе была основана вторая моленная (4). Не исключено, что исправник просто не разбирается в ситуации, и моленную основали из-за раздоров вокруг «Окружного послания» или присоединения митрополита Амвросия...
Все козельское старообрядчество в сущности держалось на нескольких купеческих семьях. И прав священник местной Воскресенской церкви Петр Протопопов, писавший в 1893 году: «Если бы не было в Козельске таких богачей среди раскольников, каковы Самарин (Дмитриев), Райцов и братья Зотовы (Мельниковы), раскол пал бы окончательно» (5).
К началу двадцатого века в Козельске существовало уже три молитвенных дома. Один - у противоокружников. Он содержался купцом Иваном Петровичем Зотовым. Службой руководила его жена. Семья Зотовых - наглядный пример, как «Окружное послание» разбивало семьи. Родной брат Ивана Петровича - Петр Петрович остался на стороне Рогожской архиепископии.
«По сему случаю к своему брату Ивану Петрову он в моленную не ходит, а в компании с мещанином Райцовым содержит свою моленную, в которой службу проводит уставщик Федор Федоров Гусев». Протопопов дал об этом Гусеве нелестный отзыв: он почти ежедневно бывает пьян и жизнь ведет, далекую от христианской, тем более старообрядческой. В 1910-х годах в райцовской моленной уставщичил сын Ф.Гусева Никола.
Третья моленная располагалась у купца Николы Васильевича Самарина, на втором этаже его дома с каменным низом и деревянным верхом. Купец этот не признавал белокриницкого священства. «Как человек весьма богатый, почти миллионер, Самарин, говорят, привозит в свою моленную и разных беглых попов, не боясь преследований местной полиции, с которою он очень хорошо умеет уживаться», -доносил Протопопов. Еще он отмечал, что козельские старообрядцы не испытывают явной вражды к господствующей церкви, «ведут знакомства и вступают (даже) в родство» (6).
В 1894 - 95 годах предпринимались попытки закрыть козельские моленные, но они не имели успеха. Закон не запрещал моленные при жилых домах.
Козельская община не регистрировалась в губернском правлении как самостоятельное объединение верующих, была Сухиничско-Козельская община (7). Документы о ее регистрации не выявлены.
Старообрядческое купечество Козельска нуждается в более подробном изучении. Так, в документах очень часто фамилия Райцов встречается без инициалов и требуется большая работа, чтобы составить родословное древо этого рода. В начале девятнадцатого века моленную держал Давыд Андреевич Райцов, в конце - Никола Герасимович Райцов. В книге памяти репрессированных калужан «Из бездны небытия» упомянут козельчанин Николай Михайлович Райцев, родившийся в 1891 году. Он работал бухгалтером и осужден был тройкой УНКВД Смоленской области 5 октября 1937 года на десять лет лагерей. Принадлежность его к старообрядческому купеческому роду пока не установлена.
В советское время, когда купечество искоренили, число старообрядцев в Козельске резко уменьшилось, ныне же их, пожалуй, и нет здесь.
1.ГАКО. Ф.32. Оп.19. Д.1322. Л.4.
2.ГАКО. Ф.32. Оп.З. Д.1.
З.ГАКО. Ф.32. Оп. 1. Д. 31
4.ГАКО. Ф.32. Оп. 1. Д.1031. Л.З.
5.ГАКО. Ф.ЗЗ. Оп.З. Д. 1901. Л.95.
б.Там же. Л.93 - 95 (Рапорт Протопопова).
7.Церковь. 1909. №37. С. 1085.
|