Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 23:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Центр России

Осипов В.И. "А крестное-де знамение он на себе полагает двоеперстное..." (Дела боровских старообрядцев в 1730-е годы). Часть 3

Экстракт из дела о боровских старообрядцах

 

 

(л.30) Эстракт из дела вотчины Архангель­ского собору Боровского уезду разных деревень о крестьянех  расколниках.

 

Февраля 22-го дня сего 731-го года по ея императорскаго величества Указу и по определе­нию святейшаго правительствующаго Синода, а по доношению Архангелского собору протопопа Иакова Михайлова с братиею, при котором по­дал присланное к ним из вотчины их Боровскаго уезду села Ворсина от попов Никиты Васильева, Якова Иванова доношение того Архангельского собора вотчин разных поделен и разных деревень на крестьян обоих полов на Макара да Алексея Яковлевых с товарыщи, всего на 23 человека с женами и з детми и вдовы, которые незнаема с какова умыслу в церковь божию на молитвословие и к покаянию, а иные и к благословению к ним не приходят, и крест полагают на себя двоеперстным сложением, и держат они в домех сво­их незнаемо каких людей лжеучителей, и отправ­ляют у них в домех их всякия требы, и собирают­ся к ним в те домы изо многих деревень сонмище не малое, и о протчем. Велено оных расколни­ческих лжеучителей и от церкви божий помяну­тых боровских крестьян отвращающих как возмож­но сыскав. Также и тех крестьян, от церкви свя-тыя отвратившихся и в раскол впадших, Макара да Алексея Яковлевых с товарыщи мужеска полу взять в Москву в Синод. И для того сыску оных лжеучителей и взять крестьян и детей их мужеска пола расколщиков и присылки в Синод скованых под караулом в Боровск к воеводе Указ послан.

 

А для лучшаго в том отправлении присмот­ру, дабы не было в сыске каких потачки, от­правлен из Синодалной канцелярии канцелярист Афанасей Пуговишников, которой марта 24 дня при доношении своем объявил сысканных из Боровской воеводской канцелярии таков расколников 6 человек, а имянно:

 

деревни Инютиной Афанасья Алексеева, Филипа Трофимова (оной Трофимов умре маия 10 числа сего 731-го года), Филипа Алексеева; деревни Коряковой Мартина Алексеева; деревни Ермолиной Филипа Агапова. 1Оной Агапов к святей церкви обратился1; деревни Коурцовой Филата Юдина, которые в Синодальную Канце­лярию и приняты.

 

А о других расколниках объявлено, что-де в домех их нет и зъехали все от них посланных, до приезду их в те деревни розбежались.

 

А вышеозначенные расколники в канцеля­рии святейшаго Синода допрашиваны, а что ска­зали, о том в нижеписанных их допроснех зна­чится:

 

1 Афанасей Алексеев

 

От роду надеется быть лет 25 и более. Крещен-де он Афанасей в православную веру право­славным священником села Ворсина церкви Ми­хаила Архангела Никитою Васильевым, и по кре­щении по возрасту своем в церковь он Афанасей ходил по Великой Пост 729-го года, и у исповеди бывал хотя не ежегодно, однако ж едва не по вся­кой год, также и Святых тайн причащался в вы­шеозначенной Михаила Архангела церкви у вышереченнаго попа Никиты Васильева, а того 729-го года великого поста от первой недели в церковь не стал он ходить для того: прищед-де в дом ево Афанасьева отца Алексея Яковлева живущей, как он сказывал, за рекою Уфою в лесу мужик име­нем Егор Кононов (а где та Угра, также оной му­жик чей и откуда подлинно, он Афанасей не зна­ет) и начал учить, чтоб они крестилися двоеперстным сложением и в церковь Божию не ходи­ли, для того-де, что в церковь ходят и такие, которые принимают табак, а с теми-де прини­мающими табак кто сообщение имеет великой грех, и есть и пить с ними не надлежит, а вместо-де церковнаго хождения приказал он домовное чинить моление, а имянно завечернее пе­ние, заутреню и всенощную и божественную ли­тургию, 750 поклонов с молитвою такою при каждом поклоне: "Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас". А оной-де мужик Егор Кононов и никто другой ево не перекрещивал, и как он Афанасей, так и ево отец Алексей Яков­лев с своею женою, а ево матерью, также и братья ево болшия Савелей, Михаила, Левой в церковь Божию по тому ево Егорову научению ходить перестали, и от всех церковных таинств отлучились, а оной Егор в доме отца ево жил толко дни с три на сырной недели, а после того времени к ним в дом не прихаживал и в деревне их ни у кого не бывал, а в то же время оной Егор тому ж научил их, чтоб не ходить в цер­ковь, а молится в доме также и после ево. В их согласие самоизволно пришли с женами и з деть­ми, а не по научению чьему, вотчин того ж собора сверх привезенных ныне с ним в Москву крестьяне деревни Инютиной Макар Яковлев, Флор Никитин, Федор Трофимов; деревни Курьяновой Артемон Кирилов, а прочых-де он того ж своего согласия никого сверх оных не знает. А он Афанасей никого к своему мудрствованию ненаучивал 2(Филип Алексеев сказал, что сей Афанасей ево Филипа в церковь исходить на­учил)2, и вышеозначенное моление отправляют они как однолично, так и собирался друг к дру­гу в избе, а учителя и никакого грамотного че­ловека кроме одного детины лет в 10 вышеоз­наченного Филипа Трофимова сына Ивана Филипова никого у них нет. И тот Иван во время их в избе собрание читает по книгам, а по ка­ким и что, он не знает и он-де Афанасей Алек­сеев сверх вышеписаннаго по научению Егоро­ву моления более ничего не делает и разсуждения ни о каком церковном (л.29об.) таинстве не чинит и ни о чем показать не знает. А в цер­ковь Божию ходить и святыя таинства прини­мать и креститься троеперстным сложением, также и молитву Исусову говорить иначе сверх того, как от онаго Егора научен, не будет для того, что тот Егор сказывал им, что в церковь ходить, где табакоприниматели ходят, есть грех великой, что и он Афанасей так же утвержда­ет, а для чего и почем, сказать не знает. А того-де села Ворсина священников Никиту Василье­ва, Якова Иванова он Афанасей антихристовы­ми служителми и никого из священнаго чина людей никогда нигде не называл и не бивал, а под платеж расколническаго окладу он не запи­сался, только записаться хотел, и ныне хочет.

 

Филип Алексеев

 

От рождения-де ему лет с 50 или более того, сказать не упомнит, крещен-де он в православ­ную веру села Ворсина священником Васильем Михеевым, и по возрасте своем он Алексеев исповедывался чрез того ж села Ворсина у священ­ника Никиты Васильева, а святых тайн никогда, как стал помнить, не приобщался, а то испове­дание он имел по 729 год и в церковь Божию хо­дил по 730 год, а с того 730 года в церковь Бо­жию не стал он ходить для того, что ему Алексе­еву той же деревни Инютиной крестьянин Афа­насей Алексеев, которой ныне привезен в Моск­ву в Святейшей Синод, сказывал, что-де в цер­ковь ходить не для чего, понеже-де в церкви бо­лее шумят, а не молятся, и ево-де научил неко­торой пустынник, а имяни ево не сказал, дома молитву отправлять вместо вечерни, утрени и обед­ни по 750 поклонов с молитвою токою: "Господи Иисусе Христе сыне Божий, помилуй нас греш­ных". И он Алексеев по тем ево Афанасевым сло­вам в церковь ходить и перестал, а стал дома у себя по вышеписанному так молится. Также (л.30) для совокупнаго моления хаживал он в дом той же Инютиной деревни к крестьяном Филипу Тро­фимову, которой ныне в Москве ж в Святейшем Синоде, да к вышеозначенному Афанасью Алек­сееву, а чтения по книгам у них никто не чинивал, а других неходящих в церковь и с ними в равном молении пребывающих он знает, а имян­но: той же деревни крестьян сверх ныне в Москву привезенных Егора Флорова, Марка Филипова, сына оного Филипа Трофимова, которой ныне обретается в той же деревни. А других он сверх вышеписанных никого не знает и в совокупном молении никого не видал. А на церковь святую он противнаго никакого мнения не имеет и вто­рично ни кем не перекрещивай, а в церковь Бо­жию ходить и исповедываться, и святых тайн при­общиться не желает для того, что вышеписанной Афанасей от того удаляться приказывал, а для чего имянно, не сказал. А от другова никого, чтоб в церковь не ходя дома молится, он никем не учен и учителей раскольнических никого не знает. А под платеж раскольническаго окладу он Филип Алексеев не записался, только к записке намере­ние имел и ныне записаться желает.

 

Мартин Алексеев

 

От рождения-де ему надеется быть близ 40 лет, крещен он православным священником села Ворсина Церкви Михаила Архангела, а как ево звали, о том он от отца своего и ни от кого не слыхал. И по возрасте своем в церковь Божию хаживал и исповедывался от рождения своего раз с 6, а в которых имянно годех, не упомнит. Толь­ко помнит, что исповедывался в последние тому будет два года того ж села у попа Никиты Василь­ева, а Святых тайн (л.З0 об.) приобщался только в одно время в немощи своей, когда было 15-ть или 20-ть лет, а с того времяни в прошлом 729-м или 730-м годех ж не исповедывался за суетами свои­ми. А в церкви Божиеи в те ж дву годех бывал раза с три для того, что более за суетами ж быть ему не случилось, а вместо того употреблял моле­ние домовное с молитвою: "Господи Иисусе Хри­сте Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" сколько ему когда случится, а не так, чтоб уреченное вре­мя молитвословию иметь, также и ни к кому в дом на совокупное моление не хаживал и к нему никто не приходил. А крестное знамение полага­ет он на себе двоеперстным сложением, а оному сложению научился он от деда и отца своего, по­неже они так же полагали на себя, а от других на то учащих ни от кого учим не бывал и о церкви святей никакова мнения и разсуждения не имеет. И ныне ходить в церковь Божию на молитвосло-вие также исповедыватьца и святых тайн приоб­щаться он желает, а знамение крестное на себя полагать троеперстное не хочет для того, что дед и отец ево да и он двоеперстное из младенчества, а не троеперстное на себя полагал. А раскольни­ческих учителей никого он не знает, только знает в церковь Божию неходящих и неисповедывавших-ся того ж Архангельского собора вотчин деревни Корякова крестьян Дмитрия Иванова, Агея Саве­льева, да Ильи Понкратева сына, а как его зо­вут, не знает.

 

Филат Юдин

 

От рождения ему лет с 20. И по возрасте своем в церковь Божию он Филат хаживал по 730-й год и исповедывался раза с три, а в которых имянно го­дех, не упомнит (л.31). Только помнит, что пос­леднее исповедание имел он у попа села Ворсина Якова Иванова назад тому года з два, а святых тайн никогда не приобщался. А с того 730-го года в цер­ковь Божию не стал он ходить для того, что слы­шал он деревни Курьяновой от крестьянина Арте-мона Кирилова, что-де некоторой пустынник, а как ему имя, не сказал, ево научил в церковь не ходить, понеже-де в доме молится еще лутче. И оной, послушая ево слов, в церковь ходить и пере­стал, а вместо того научил он ево с молитвою Иисусовою "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных" по 750 поклонов чинить, что он по тому ево приказу даже до ныне исправ­ляет. А крестное-де знамение он на себе полагает двоеперстное, понеже такое и отец ево, которой в прошлом 730-м году умре, на себя полагал. Также он Филат молитвословие имеет и з другими сово­купное, а имянно хаживал он к вышеозначенному Артемью Кирилову, также и к нему Филату Юди­ну приходили деревни Коурцовой Софрон Иванов, Провотар Васильев, Тихан Агафонов з женами и з детьми. И в оном собрании чинят такие же покло­ны с вышеозначенною молитвою, а других ника­ких обрядов у них, также ни чтения, ни пения не отправлялось. Да и читать некому, понеже гра­мотных людей нет. А о кроме вышеозначенных в церковь не ходящих никого он не знает. А ныне и впредь в церковь Божию ходить он не будет, а для чего не сказал. А раскольнических-де учителей и никого других сверх вышеозначенных зломудрствующих в равной силе ему, также и никого других раскольников не знает. А мать-де ево Филатова, да братья Григорей, Евсевей Юдины в церковь не ходят же, а отправляют домовную молитву как и он и крестятся двоеперстным же сложением.

 

А ныне вышеозначенные раскольники про­сят, чтоб их положить в двойной оклад.

 

(л.31 об.) А в Указех высокославныя и вечнодостойныя памяти Его Императорскаго вели­чества Петра Великаго напечатано.

 

Февраля 8-го дня 1716-го года.

 

Всепресветлейший державнейший Петр Ве­ликий Император и самодержец Всероссийский указал по имянному своему императорскаго ве­личества Указу послать во все епархии ко архи­ереем и в губернии к губернатором свои импера­торскаго величества указы: велеть в городех и в уездех всякаго чина мужеска и женска полу людем объявить, чтоб они у отцов своих духовных исповедывались повсягодно, а ежели кто в год не исповедывается, и на таких людей отцом духовным и приходским священником подавать в городех архиереом и духовных дел судьям, а в уездех ста­ростам поповским имянные росписи. А им те росписи отсылать к губернаторам, а в уездех к лантратом, а им губернаторам и лантратом на тех людей класть штрафы против доходу с него втрое, а потом им ту исповедь исполнить. Также где есть раскольники, тех во всех губерниях губернатором как мужеска так и женска полу описать (кроме тех, которые живут близ рубежа). И описав по­ложить их в оклад против настоящаго нынешняго платежа почем купечество в посады, а крестьян с тяглых своих жеребьев платят вдвое. А которые по описи явятся, а прежде сего податей никаких не платили, тех обложить применяясь к тому ж. А женска полу со вдов и девок против оного в полы. А что в которой губернии по описи тех раскольщиков явится и что на них окладу вновь положено будет, о том в канцелярию Сената прислать из губерней ведения.

 

(л.32) Февраля ж 17-го дня 1718-го года между прочим напечатано:

 

Кто будет исповедываться и не исповеды-ваться, тому всем иметь книги погодно и присы­лать их по епархиям в духовные приказы, и кто по тем книгам явится без исповеди, и с таких править тех приходов священников штрафы с разночинов и с посадских первой по рублю, второй по два рубли, третей по три рубли, а с поселян первой по 10 денег, другой по гривне, третей по 5 алтын, а которые в таковых противностях явят­ся, и о тех подавать ведомости в губерниях губерна­тором и лантратом, а им по тем ведомостям тако­вым чинить наказанее, а потом им ту исповедь ис­полнять же, а буде о тех, кто у исповеди не будет, а священник о том не донесет, и за такую ману взять на нем штрафа первой 5 рублев, второй 10 рублей, третей 15 рублей. А ежели потом явится в такой же мане, и за то извержен будет священства.

 

Февраля 15-го дня 1725-го года в сообщен­ном Святейшему Правительствующему Синоду из правительствующаго Сената ведении написано:

 

Февраля-де 4-го дня того 725-го года Всепресветлейшая державнейшая-великая государы­ня императрица Екатерина Алексеевна самодер­жица Всероссийская для поминовения блаженныя и вечнодостойныя памяти (л.32 об.) его императорскаго величества милосердующая о своих под­данных указала положенных за неисповедь на по­селянах правеж впред до указу удержать, токмо исповедь им повсягодною исполнять неотменно, а каким образом их поселян к исповеди впредь понуждать наказанием ли телесным или чем дру­гим, о том определение учинить по согласию с Святейшим Синодом.

 

Да в 722-м году, февраля 28-го дня по Ука­зу императорскаго величества и по приговору Свя-тейшаго правительствующаго Синода, каков учи­нен против докладных пунктов из приказу цер­ковных дел, о раскольниках между протчим в ниже писанных пунктах написано:

 

в 16-м.

 

О потаенных и не записных расколыциках чинить так, как состоявшейся марта 2 числа 718-го года имянной его императорскаго величества указ повелевает. А имянно: мирских для отсылки на каторгу посылать к светским командиром, а мо­нахов и монахинь посылать в монастыри под на­чал, а кто обратится, принимать как надлежит.

 

в 17-м.

 

На незаписных от платежей укрывающихся расколщиках, доправив за годы неплаченые, от­дать их в наказание суду гражданскому, а кто обра­тится, принимать к церкве и неплаченое оставить.

 

(л.ЗЗ—35об. пропущены).

 

(л.36) В протоколе святейшаго правитель­ствующаго Синода, подписанном июля 26-го дня, 1731-го года, написано.

 

По Указу Ея императорскаго величества свя­тейший правительствующий Синод слушав доношения церкви Трех Святителей священника Ива­на Федорова о привезенных из Боровска вотчины Архангельскаго собора разных деревень разколниках Афанасье Алексееве, Филипе Трофимове, Фи­липе Алексееве, Мартине Алексееве, Филипе Ага­пове, Филате Юдине, из которых Филип Трофи­мов в безделкой своей замерзелости и умре. А Филип Агапов по увещанию ево священническом обратился ко святей церкви и как исповедь, так и святых тайн приобщение за истинное принял и вред двоеперсным сложением крестится не жела­ет, и признавает-де он священник Иоанн онаго Филипа истинным христианином, как ему пред Богом в святей церкви и везде по многим ево уве­щаниям клялся. А прочие вышеобъявленные че­тыре человека ко увещанию не приходят. Прика­зали онаго обратившагося ко святей церкви Фи­липа Агапова обязать писмянно по Указу с креп­ким подтверждением, дабы паки в такое в како­вом он суеверии был не токмо явственным ви­дом, но и мыслию не подпал и с обретающимися в таковых (Збоб.) суеверствах о том разговоров отнюдь не употреблял, и по взятии у него по ука­зом надлежащего обязательства свободить, а свя­щеннику тому, в котором он приходе обретает­ся, от наблюдении над ним из святейшаго прави­тельствующаго Синода послать Указ. А о выше-писанньгх непокорившихся святейшей церкви про­тивящихся четырех человеках, как повеливается с таковыми поступать, выписав из святых правил и из государственных правил предложить к сино­дальному разсуждению неукоснительно.

 

Подлинной протокол прописан тако

Феофан архиепископ Новгородский

Леонид архиепископ Крутицкий

Иоаким архиепископ Ростовский

Питирим архиепископ Нижегородский

Евфимий архиепископ Чудовенский

Иларион архиепископ Горицкий

Иоанн протопоп Успенский

Иоанн протопоп Благовещенский

 

Ф.796. Оп.12. Д.84. Л.30-33, Зб-Збоб.

1~1— написано сбоку основного текста.

2~2 — написано сбоку основного текста.

 

1732 г., марта 3. Сказка ключаря Архангельского собора Алексеева о бежавших из монастырей старообрядцах

 

1732 года марта 3 дня в канцелярии Свя­тейшаго правительствующаго Синода Архангель­ского собора ключарь Алексеев сказал: вотчинныя-де того собора Боровскаго уезду деревни Инютиной (которая деревня имеется в поделе протопоповской) крестьяне Филип Юдин, Афанасей Алексеев, которыя по определению Свя­тейшаго правительствующаго Синода для увеща­ния и исправления их розосланы были в монас­тыри: Юдин в Златоустов, Алексеев в Угреш­ской и из тех монастырей бежали. И ныне они обретаются в той ли деревне Инютиной, о том-де он ныне подлинно показать не может. А будет о том немедленно писать подели протопопской к прикащику Никите Петрову.

 

И ежели оные расколники обретаются ныне в той деревне, то по высылке их в Москву объя­вит он в Синодальной канцелярии немедленно ж. К сей скаске ключарь Алексеев руку приложил.

 

Ф.796. Оп.12.Д.84.Л.44.

 

 

1732 г., марта 8. Из журнала Синодальной Канцелярии о сбежавших из монастырей боровских старообрядцах

 

(л .45) И по вышеписанной помете из имеющагося в Синодальной канцелярии дела, кото­рое началось по поданным февраля 19 дня 1731 года Архангельскаго Собора протопопа Иакова Михайлова с братиею да вотчины того Собора Боровскаго уезду села Ворсина церкви Успения Пречистыя Богородицы священников Никиты Васи­льева, Якова Иванова о размножающихся в той вотчине разных деревень раскольниках крестъянех Макаре да Алексее Яковлевых с товарыщи 23-х че­ловек з женами и з детьми доношениям расписано.

 

Оного февраля 22 дня по определению святейшаго правительствующаго Синода, а по по­сланным к боровскому воеводе Чебукову и Паф-нутьева монастыря к архимандриту Дорофею Указом из помянутых раскольников шесть чело­век высланы в Москву за караулом, а именно, деревни Инютиной Афанасей Алексеев, Филип Трофимов, Филип Алексеев; деревни Коряковой Мартын Алексеев; деревни Ермолиной Филип Агапов; деревни Каурцовой Филип Юдин. А вышеозначенных раскольниках же Макар Яков­лев с товарищи в воеводском доношении объяв­лено, что они еще до приезду посланных по них все разбежались.

 

И вышеозначенныя привезенныя расколь­ники в Синодальной канцелярии допрашиваны, а в допросех своих показали, что они в церковь к (л.45об.) слушанию божественнаго пения не хо­дят, а молятся в домех своих и крестное знаме­ние полагают на себя двоеперстным сложением так, как деды и отцы их молились, и требовали, чтоб их за тот раскол положить в двойной оклад.

 

И из оных раскольников Филип Трофимов, которой содержался с товарищами своими в хлеб-не, умре июня 16-го числа того 731-го года. 1(Оно умерше расколник где погребен, того под телом неочищено)1.

 

А другой из оных же раскольников Филип Агапов по увещанию трехсвятительскаго священ­ника Иоанна Феодорова от раскола ко святой церкви обратился, а прочия четыре человека по многократных евя другого харитониевскаго свя­щенника Георгия увещаниям от раскола не обратилися, а возжелали быть в прежнем своем рас­кольническом заблуждении. 2(По Синодально­му, июля 26 дня приказания оного обративша-гося по взятии надлежащего обязательства велено свободить, а священнику тому, в котором он приходе обретается, о наблюдении над ним по­слан указ, и оной Агапов как свобожен и обяза­тельство у него взято и указ к тому священнику послали, того в деле не значится)2.

 

А генваря 12 дня сего 1732 года по определе­нию синодальному оныя необратившиеся расколь­ники разосланы по монастырям: Филип Алексеев в Савин, Филип (л.46) Юдин в Златоустов, Афа­насий Алексеев в Николаевской Угрешской, Мар­тин Алексеев в Николаевской Перервянской. И в тех монастырях велено содержать их в чепи и в же­лезах и в трудех монастырских под крепким при­смотром неисходно и водить их раскольников в церкви ко всякому божественному пению, и как возможно увещать, чтобы они, оставя оное свое суеверное заблуждение, учинили ко святыи церк­ви обращение, а ежели они от того своего расколнического суеверия и богопротивнаго суемудрствования не отстанут и в прежнем упорстве пребывать похотят, то им объявить, что они за такие святыя церкви противность и необращение для учинения им по государственным правам Указа отосланы будут в светский суд куцы надлежит, а буде они похотят к церкви святыи обратится, и о том их обращении и с тех монастырей настоятелем при­слать в Москву к оставшим синодальным членам доношения, по которым (л.46об.) им крещение по правилам святым и по ея императорскаго вели­чества Указом учинить без продолжения времени.

 

А того ж генваря 26 дня в доношении Зла-тоуставского монастыря архимандрита Спиридо-на написано:

 

Выше упомяненной-де присланной в тот монастырь расколник Филат Юдин по силе Указа был посажден в чепь и в железы и отдан под кара­ул того монастыря сторожу Андрею Федорову с таким подтверждением, дабы он того расколника берег крепко и водил повсядневно ко всякому божественному пению в церковь и посылал бы на всякие монастырске труды, и оной вышеупомя­нутой расколник того генваря 22 дня по увеща­нию (того монастыря) ево архимандрита весьма к обращению ко святыя церкви явился склонен, и в церкви при всем того монастыря братии после утренняго пения всех зломудрствующих расколни-ков и их мненную веру по вопросу (л.47) ево ар­химандрита проклинав, и после божественной ли­тургии антидор принимал, и крестное знамение треперстным сущим сложением на себе полагал, и стал быть яко сущий верный христианин, и он архимандрит желал к лучшему ево обращению привесть и утвердить и тогда святейшему прави­тельствующему Синоду объявить. И того ж ген­варя 24 дня по полудни во втором часу означен­ной того монастыря сторож Федор пришед объя­вил ему архимандриту, что вышеупомянутой рас­колник Юдин того дня рубил дрова и у той рабо­ты якобы-де той службы в чепи исправить ему было невозможно и быв означенной Юдин (у той ра­боты) в дровяного двора в железах бежал, а куды, о том-де он неизвестен.

 

И означенной сторож Андрей Федоров в синодальной канцелярии допрашивай. А сказал: оной-де расколник Филат Юдин по приказу того монастыря властей отдан был ему под арест ско-ваной в железах и в чепи для привождения к церкви и для работы, которого-де он Комаров и содержал под тем арестом с неделю времени и в церковь Божию к пению церковному и на мона­стырскую работу водил, и того де генваря 24 числа со онаго расколнника снял он Комаров чепь для рублении дров, понеже в чепи дрова рубить не­возможно, и оной расколник без чепи в одних железах дрова и рубил. А того ж 24 числа в пол­дни отлучился он Андрей для нужды своей в го­род, а того раскольника Юдина приказал сте­речь на (л.47об.) дровяном дворе, где оной рас­кольник рубил дрова, того ж села Спасского кре­стьянину Ивану Семенову. И быв-де он Кома­ров в том городе с час. Пришед на тот дровяной двор, спросил ево Семенова про того расколь­ника Юдина, и он-де Семенов ему Комарову объявил, что-де оной раскольник у него Семе­нова с того и в железах ушел, а каким случаем, о том ему Комарову он Семенов не объявил. И он Комаров с ним Семеновым того утекшаго по улицам искали и сыскать нигде не могли, и о той ево утечке тогда ж объявили они того монас­тыря властям, а послабления к побегу того рас­кольника он Комаров не чинил и взятков с него никаких не брал.

 

Против допросу вышеозначеннаго сторожа Андрея Комарова крестьянин Иван Семенов доп­рашивай, а сказал: как он Комаров означенного генваря 24 числа отлучился в город и ему Семено­ву приказал помянутого раскольника Юдина ско-ваного без чепи на дровяном дворе тогда рубив-шаго дрова стеречь, и он-де ево и стерег с час времени и пошел на малое время в хлебню, и тогда того монастыря подкеларщик белец Федор Никитин взял ево Ивана в погреб для взятия пива и нацедил то пиво в ендову и отнес на другой погреб. И как пришел на тот дровяной двор и того раскольника тут уже и не застал, а как тот раскольник (л.48) и з железами ушел, того он Семенов за памянутою отлучкою не усмотрел, и после того вскоре помянутой Комаров из го­рода пришел и того утекшаго раскольника Юди­на он Семенов с ним Комаровым в монастыре и по улицам искали, но сыскать нигде не могли. И тогда объявили они о той утечке того монас­тыря властям, а он-де Семенов того раскольни­ка не отпускивал и взяткев никаких с него за отпуск не бирывал.

 

Против допросу оного Семенова того ж монастыря подкеларник белец Федоров Никитин допрашивай. А сказал: оного же Семенова генваря в 24 числа взял оной Федор ис хлебни на погреб для наливки в ендову пива не ведая и не спрося у него о том, что он тогда раскольника стерег, и он-де Семенов нацедил того пива в ен­дову, отнес на другой погреб для подносу слу­чившимся тогда гостиным людем и в том-де часу това Семенова он Федоров и отпустил, а как вы­шепомянутой раскольник Филип Юдин ушел и кто ево отпустил ли, про то он Федоров не знает. А он Федоров с него того раскольника не отпус­кивал и взятков с него за отпуск не берывал.

 

Да февраля 24 числа в доношении Нико­лаевского Угрешского монастыря игумена Федо­ра объявлено. Присланной-де в тот монастырь при Указе раскольник Афанасей Алексеев был содержан под караулом у отставного солдата (л.48об.) Ивана Локова и в церковь к литургии к вечерни и к заутрене привожен, а генваря 30-го числа оной раскольник во время заутрени, скиня с себя чепь, бежав чрез ограду в железах, и где ныне обретается, неизвестно.

 

А в синодальной канцелярии Архангельс­кого собора ключарь Петр Алексеев скаскою объявил.

 

Вотчинныя ж того собора Боровскаго уез­ду деревни Инютиной, (которая-де деревня име­ется в подели протопопской) крестьяне расколь­ника Филат Юдин, Афанасей Алексеев, кото-рыя по определению святейшаго правительствующаго Синода для увещания и исправления их разосланы были: Юдин в Златоустов, Алексеев в Угрешской из тех монастырей бежали. Ныне они обретаются в той ли деревне Инютиной, о том-де он ныне подлинно показать не может. И бу­дет о том немедленно писать подели протопоп­ской к прикащику Никите Петрову, и ежели-де оныя раскольники обретаются ныне в той дерев­не, то по высылке их в Москву объявит он в си­нодальной канцелярии немедленно ж.

 

А февраля ж 29-го дня в доношении Нико­лаевского Первянского монастыря игумена Варлаама показано.

 

Присланной-де в тот монастырь при Ука­зе раскольник Мартин Алексеев по много-де в том монастыре увещанию (л.49) желает богопротивную расколническую прелесть отринуть и соеденится святыя православной кафолической церкви, а без позволения-де святейшаго Синода оного раскольника ко святыи церкви приобщить не смеет.

 

И против чтоб оного раскольника Марти­на из онаго монастыря взять в синодальную кан­целярию и по желанию ево о обращении ко свя­тыи церкви учинить по указу.

 

3Канцелярист Михайло Козловской3. Ф. 796. Оп. 12. Д.84. Л.45-49об.

 

1-1— написано сбоку основного текста. 2-2 — написано сбоку основного текста. 3-3 — подписано по листам протокола.

 

В.И.Осипов

  

Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 10 -  М.: 2004

 

Портал-Credo.Ru                       

  

Категория: Центр России | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-25)
Просмотров: 1000

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz