Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Апр-19, 21:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Москва и Московская область

Анисимова В.Н. Старообрядческое кладбище в Чулково
 

Летом этого года поиски могил известных старообрядцев Рогожской общины привели меня в поселок Чулково Раменского района на старинное кладбище, в земле которого находили свое упокоение старообрядцы Бронницкого уезда Московской губернии. Расположено оно на горке, поросшей смешанным лесом, у подножия которой установлены два поклонных креста. На табличке небольшого металлического восьмиконечного креста написано: «Здесь в 17 веке был построен старообрядческий храм, освященный во имя Архангела Михаила, и покоится прах его основателя».
 

Когда и кем установлен этот крест, мне неизвестно. Рядом расположен большой деревянный памятный крест, установленный в ноябре 2005 года стараниями казаков Рогожской станицы на месте моленной староверов Белокриницкого согласия.

По-видимому речь идет об одном и том же храме-моленной, сгоревшем со слов местных жительниц, в 1952 году.

На кладбище ни души, только сильный ветер раскачивает деревья и укрывает желтой листвой могильные холмики. Холодок пробегает по телу, невольно настораживаешься и озираешься по сторонам. Прислушиваешься к каждому шороху.
 
На надгробном камне читаю: «здесь погребено тело раба Божия священноиерея Иеремея Никитовича Лисина, скончавшегося 24 сентября 1983 г. на 78 году от рождения, день ангела 14 мая. От жены и детей». Местные жительницы говорили мне, что именно он служил в несуществующем теперь храме-моленной. Рядом памятник из серого гранита, под которым покоятся Лисины Никита Спиридонович (16.4.1884 – 8.10.1936) и Дарья Петровна (19.2.1881- 2.4.1955). По фотографии на памятнике видно, что и Никита Спиридонович был священником.
 
 

На кладбище продолжают хоронить усопших, под крестами – редко, но на всех памятниках высечены восьмиконечные кресты. Необычно, странно выглядят захоронения старообрядцев, умерших в 60-ые годы прошлого века. «Здесь покоится тело раба Божьего Трифонова Александра Кузмича…»

Но какое удручающее впечатление производят сваленные в кучи, разбитые и опрокинутые саркофаги наших предков-староверов, не просто заброшенные и разрушенные временем, а уничтожаемые нашими современниками, заботящимися о месте для погребения своих усопших родственников! Как же можно так неуважительно относиться к памяти наших предшественников? Где же наша историческая память, любовь и почитание наших предков? Стыдно и больно до слез.

Душа замерзла. Небо затянули тучи и стал накрапывать мелкий дождь, оплакивая не умерших, а их родственников…

 

Единственное сохранившееся старинное возможно семейное захоронение (надписи прочесть уже невозможно) из двух памятников: саркофаг из белого камня вероятно второй половины Х1Х века и белокаменное надгробие, видимо более древнее захоронение, которые находятся за высокой недавно установленной оградой.

И вообще на кладбище много сохранившихся безымянных крестов, неизвестно когда установленных и одиноких.

Если верить надписи на одном из памятных крестов, установленных на месте бывшего храма, кладбище это очень древнее. А из трудно читаемых надписей на сохранившихся саркофагах следует, что в его земле покоится прах «рабов Божиих крестьян из деревни Чулковой». Но не только из этой деревни…

Замерзнув не столько от испортившейся погоды, сколько от увиденного варварского отношения наших современников к своей истории, я решила покинуть сию обитель умерших, но пошла другой дорогой. И вдруг что-то заставило меня повернуть голову и посмотреть вглубь кладбища. Выглянуло солнце и внезапно осветило невидимую мне ранее часть леса. Приглядевшись, я увидела вертикальный памятник, блестящий на солнце и влекущий меня к себе, не характерный для старообрядческих кладбищ.
 
 
Пробравшись сквозь заросли, на поверхности серого с белыми широкими прожилками гранита я увидела высеченную надпись: « …НОВИКОВЪ…». Сердце мое раньше меня почувствовало нечто, затрепетало от волнения, а душа замерла в ожидании чуда. Рядом находилось другое очень массивное надгробие из белого камня, заросшее мелким голубоватым очень красивым мхом. Оба надгробия, массивные, на массивных основаниях, несомненно стояли над прахом, погребенных под ними усопших. Время и люди были бессильны сдвинуть и разрушить их. Промыслом Всевышнего были сохранены эти святыни и Волею Господа мне было подарено увидеть их.
 
 

Эти чудом сохранившиеся надгробия предков старообрядцев Новиковых – отца Ивана Ивановича и его сыновей Ивана Ивановича и Аркадия Ивановича, « которые с редкой энергией способствовали созданию выдающегося храма, неусыпно следя за работами и в то же время собирая драгоценные древние иконы для храма не только в Московской губернии, но и по всей России. Пусть эти молодые по летам труженики будут служить примером для нашей молодежи, чтобы и она, подобно им, с такой же энергией и любовью к делу старалась и прилагала свои старания в будущем к украшению и созиданию новых храмов» (из речи попечителя Рогожского кладбища Ивана Алексеевича Пуговкина на трапезе после торжества освящения храма 9 ноября 1907 года). Соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке, едва ли не первый храм, заложенный в Москве 29 октября 1906 года после получения старообрядцами свободы вероисповедания. Известный знаток древнерусского искусства П. Муратов так проникновенно писал о Новиковском (по его выражению) храме: «Впечатление глубокой цельности и тонкой красоты производит такая церковь, как храм Успения у Покровской заставы. Созданный не знающим усталости усердием, не знающей ошибок любовью к старине…Здесь, собственно говоря, в первый раз начинаешь понимать, чем должна быть русская церковь….Даже после краткого пребывания в храме Успения каждый унесет с собой воспоминание об искусстве светлом, украшающем и бесконечно мудром в своих древних традициях» (П. Муратов, «Древнерусская живопись», М., 2005 г.).
 
В июне 1935 год храм был закрыт и превращен в общежитие. Братьям Ивану Ивановичу и Аркадию Ивановичу Новиковым пришлось пережить страшный удар. Трагической оказалась судьба и самих братьев. 1 сентября 1937 года они были арестованы за участие «в секте старообрядцев» вместе со священником Арсеньевым Игнатием Ивановичем, ранее служившим в храме во имя Успения Пресвятой Богородицы, 26 сентября были приговорены по ст. 58-10,11 к высшей мере наказания. Никто из них не признал себя виновным. Расстреляны 27 сентября 1937 года в Бутово.

Из дела репрессированных Новиковых я впервые узнала, что они были уроженцами деревни Каменное-Тяжино Бронницкого уезда Московской губернии. Название деревни происходит от карьера, где добывали белый камень. До революции Новиковы владели мастерской по изготовлению надгробных памятников и крестов ( «Новиков в Москве», «Новиков, Таганка», « Новиков, Семеновская »). После революции до ареста работали белокаменщиками в Историческом музее и его филиалах.

Кресты на надгробных памятниках Новиковых на Чулковском кладбище утрачены. К великому счастию, небесная защита сохранила и продолжает хранить могилы предков расстрелянных братьев Новиковых.

С особым благоговением и усердием, с молитвой, я полностью смогла прочесть уцелевшие на надгробиях надписи, даже несмотря на то, что на белокаменном надгробии они сильно разрушились. Это слова глубокой, искренней, нежной любви и благодарности своим родным. Истинно верующим людям и от людей истинно верующих.

Привожу текст надписей в подлинном написании, выдержав размер строк и сожалея о современной форме написании букв. На белокаменном надгробии высечено:

Подъ симъ камнем погребено

Тело рабъ Божии Иоанъ Иоанновъ

НОВИКОВА

Крестьянина деревни ками

нова тяжина Скончавшагося

въ 1840 году декабря 13 дня

въ 12 часу пополудни жития

его было 54 года и 3 месяца

и 6 дней день ангела его

бывает сентября 7 дня

Надпись на правой стороне камня:

Любезная моя супруга

И дети мои милыи

Низабудьте вы омне

Въ молитвахъ ко господу вашихъ

возъсылаимыхъ

Посещайти вы мой прах

Подъ камнемъ симъ скрытой

Орошайти слезами

И поминовения творите въ мо

литвахъ вашихъ.

На левой стороне:

Господи!

Приими духъ ихъ

съ миромъ

Отъ супруги и благодарными

детьми

Отцу воздвигнули памятникъ

сей

для незобвенной памяти.

Памятник из серого гранита установлен на месте захоронения трех членов семьи Новиковых.

На одной стороне высечено:

Блажени милостивии яко тии помиловани будутъ

Блажени чистии сердцем яко тии Бога узрятъ

Здесь покоится прахъ раба Божия

крестьянина деревни каминаго тяжина

ИВАНА ИВАНОВИЧА

НОВИКОВА

скончавшагося 8 декабря 1869 г.

на 51 году отъ рождения.

Любезный нашъ родитель ты здесь, покойно почивай

ты былъ, детей блюститель, атамъ загробомъ

въ стретишь рай для, насъ, ты жизнь провелъ

въ трудахъ любви достойный нашъ отецъ

такъ чемже мы почтимъ твой прахъ,

да молитвами детей спасетъ тебя творецъ.

На другой стороне:

Помяни мя Господи егда приидеши во Царствии си

Здесь погребено тело

рабы Божья супруги его

ЕФИМИИ ГАВРИЛОВНЫ

НОВИКОВОЙ

скончавшейся на 34 году отъ рождения

Ударилъ часъ, и ты отъ нашихъ гласъ

сокрылась – дражайшая наша мать ты для

детей своихъ трудилась теперь

тебе нуженъ покой АМЫ память

твою почтимъ горячей слезой въ деснице

вечной въ стретимся стабой.

На третьей стороне памятника читаем:

Господи приими духъ мой съ миромъ

Здесь же погребено тело

рабы Божия супруги

ФАДЕЯ ИВАНОВИЧА

НОВИКОВА

ПРАСКОВЬИ ПАТАПЬЕВНЫ

скончавшейся на 38 году отъ рождения

Надпись на четвертой стороне памятника:

Поставленъ сей памятникъ

дражайшимъ родителямъ

отъ признательнаго сына

ИВАНА ИВАНОВИЧА

НОВИКОВА

Нет могил расстрелянных в 1937 году братьев Новиковых Ивана Ивановича и Аркадия Ивановича. Значит эти сохраненные Промыслом Всевышнего памятники увековечили четыре поколения семьи старообрядцев Новиковых из деревни Каменное-Тяжино.

Вот какой дар Божий я получила 29 августа 2007 года, в день ПОПРАЗДНЕСТВА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНО ДЕВЫ МАРИИ: возможность увидеть сохранившиеся святыни и поклониться могилам предков невинно убиенных старообрядцев НОВИКОВЫХ - ИВАНА ИВАНОВИЧА И АРКАДИЯ ИВАНОВИЧА.

В.Н.Анисимова (Москва)

Категория: Москва и Московская область | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-16)
Просмотров: 5105

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz