Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Дек-27, 12:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Алимпий (Гусев), митрополит [1]
Андриан (Четвергов), митрополит [5]
Остроумов С., белокриницкий иерей [1]
Никитин И.И., поморский наставник [3]
Андреев О.М., поморский писатель [1]
Егупенок С.Ф., поморский наставник [1]
Бобков Глеб, иерей РПСЦ [7]
Андрей Денисов, выговский киновиарх [1]
Андрей Борисов, выговский киновиарх [1]
Бирюлин М.Е., поморский наставник [1]
Коровин Вадим, иерей РПСЦ [1]
Гусляков Федор, белокриницкий иерей [0]
Кузнецов Маркелл, белокриницкий протоиерей [1]
Власов М.А., поморский наставник [1]
Геронтий (Лакомкин), епископ [1]
Данилов Х., поморский наставник [1]
Никитин И.И., поморский наставник [5]
Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ [45]
проповеди, поучения
Ляпунов П., поморский наставник [1]
Михаил (Семенов), епископ [32]
Панкратьев А., поморский наставник [1]
Соборные наставления [1]
Тулупов Т.С., поморский писатель [5]
Фадеев П.Ф., поморский наставник [1]
Фролов Г.Е., федосеевский наставник [2]
Шмаков Димитрий, протоиерей РПСЦ [1]
Иннокентий (Усов), епископ Нижегородский [1]

Главная » Статьи » Проповеди, поучения » Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ

Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ. О поминовении умерших

Необходимость поминовения умерших яснее откроется перед нами, когда узнаем о состоянии душ по смерти тела. Св.Кирилл в слове о исходе души говорит: "Какой страх и трепет ожидает тебя, душа, в день смерти! Ты увидишь странных, диких, жестоких, немилостивых демонов, тебе предстоящих. Одно видение их лютее всякой муки. Душа, увидев их, приходит в смущение, волнуется, мятется, ищет укрытия, прибегает к Божиим ангелам. Св.ангелы держат душу: проходя с ними воздух и возвышаясь, она встречает мытарства, хранищия путь от земли к небу, удерживающия душу и препятствующия ей проходить далее. Каждое мытарство испытывает принадлежащия ему грехи, каждый грех, каждая страсть имеет своих мытарей и истязателей, в лице известного вида злых духов.

Какой страх, трепет и беспокойство должна ощущуть душа, видя все это, пока не произнесется окончательный приговор, ее освобождающий! Болезненен, бедственен, исполнен стенаний, безутешен час нерешительности!

Божественные силы стоят против лица нечестивых духов и представляют добрыя помышления, слова и дела, принадлежащие душе, а она, в страхе и трепете, посреди препирающихся о ней ангелов и демонов, ожидает или оправдания своего или осуждения и погибели.

Если она проводила жизнь благочестиво и Богоугодно и сделалась достойной спасения, то примут ее ангелы, и она уже спокойно шествует к Богу, имея спутников в лице святых сил. Тогда исполнится сказанное: отбежали печаль, болезнь и воздыхания. Тогда, освободившись от лукавых, смрадных и страшных духов, она идет в неизглаголанную радость. Если же окажется, что душа прожила в небрежении и блуде, то услышит лютейший глас, - да возьмется нечестивый, да не узрит славы Господней. Оставляют ее св.ангелы Божии и похищают демоны.

Они ввергают душу, связанную нерешимими узами, в темную страну, в преисподния узилища и темницы адовы, где заключены души грешников, от века усопших, как говорит праведный Иов: "В землю темную и мрачную, в землю тьмы вечной, где нет ни света, ни жизни для человека, но болезнь вечная и печаль бесконечная, плач непрестанный и скрежет зубов немолчный, и воздыхания неусыпающия".

Нет возможности поведать того бедствия; нет возможности выразить тамошней болезни, которой подвергаются попавшие туда и заключенные туда души; нет уст человеческих, могущих выразить томление и плач их; непрестанно и вечно стонут, но никто их уже не помилует; испускают глубокие воздыхания, но никто их не слышит; рыдают, но никто их не избавляет; взывают и бьются, но никто не милосердствует".

 
Блаженны те, земная жизнь которых была приготовлением для вступления в обители Отца Небесного. Их жребий - Царство Небесное!

Но жалка, невыразимо жалка участь тех из усопших, которые проводили жизнь свою в похотях прелестных, в служении собственной плоти и греху. Их участь - вечные муки. Один Господь, испытавший сердца и утробы человеческие, знает, кто из усопших праведен и кто грешен, и кто, поэтому, в день праведного суда станет одесную (справа) и кто ошуюю (слева). А нам известно только то, что "...нет человека, иже жив будет и не согрешит, что не чист от скверны, аще и один день жития его на земле". (Иов.14:4,5). Но в небесный Иеросалим "...не имать внити всяко скверно" (Апок.21:27). В светлые чертоги рая нельзя войти в одежде, запятнаной нечистотами греховными.

Между тем, несомненно известно, что нет покаяния после смерти, и,следовательно, усопшие сами не могут заслужить милосердия Божия своими собственными силами. Св.апостол Павел, заповедуя молиться о всех, просил, чтобы простые верующие молились о нем самом (Ефес.6:18,19). И притом, в то время, когда он уже приближался к венцу за подвиги апостольские.

Если не лишняя была молитва для первоверховного апостола Павла, то что сказать о наших родных и знакомых, отходящих в жизнь загробную, по большей части без особенного приготовления, хотя и с покаянием и напутствием через приобщение Св.Животворящих Тайн.

Заботиться о спасении душ усопших, молиться за них Господу Богу, да простит им вся согрешения вольная и невольная - есть священная обязанность каждого сына Церкви. К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которой мы все взаимно соединяемся во Исусе Христе и составляем духовное богатство.

Усопшие - ближние наши, которых Бог заповедует нам любить, как самих себя (Матф.22:38), ибо Господь не сказал: "Любите ближних, пока они живут на земле". Стало быть, Бог не ограничивает любви к ближним и по смерти их. Он хочет, чтобы любовь эта продолжалась и по смерти наших близких. Но чем, как не поминовением, как не молитвою за усопших можем мы доказать любовь свою к ним? Мы должны любить усопших наших и любовь эту свидетельствовать памятью о них и попечением о их спасении и потому, что и они не забывают нас там. Они вспоминают о нас, сожалеют о наших судьбах в этой греховной жизни, заботятся о нашем спасении. Каждому из нас желательно, чтобы по отшествии нашем из жизни сей, ближние наши нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надо и нам любить усопших наших. "В какой мере мерите, возмерится вам" (Лук.6:38)., говорит Слово Божие. Поэтому поминающего усопшего поминает и Бог, и люди, по его отходе от сего мира.

Велико утешение, велика награда тому, кто ближнего освобождает и от временного несчастья. Какую же награду примет тот, кто поможет ближнему усердными молитвами получить прощение грехов, умилостивить Бога, исторгнуться из бездны вечного бедствия и наследовать вечное блаженство.

Помощь, оказываемая умершему живыми - есть молитва за него, поминовения, благотворения, пища. И особенно - принесение Бескровной Жертвы. Св.апостол Иоанн говорит о дерзновении молитв верующих пред Богом: "Вемы, яко послушает нас, еже аще просим по воли Его (Иоанн.5:14,15).

Молитвы по усопшим, с верою и любовию совершаемые нами в храмах Божиих и в домах, должны быть приятны Господу Богу, потому что мы приносим в оных весьма добрые дела, просим спасения созданной по образу Божию душе, дорогой для Самого Бога, как искупленной пречистою кровью Христа, Спасителя мира. Сам Бог не хочет погибели души человеческой, но желает ей спасения. "Не хощу смерти грешника, - говорит Он, но еже обратитися и живу быти ему".

Второе действие, принадлежащее к поминовению усопших - есть милостыня или подаяние каких-нибудь земных благ нищим нашим собратиям. Это действие так же верно споспешествует во отраде усопших частью еще потому, что, благодаря нищим мы тем умножаем число людей, молящихся Богу о спасении души усопшего, частью потому, что подавая милостыню во имя Христово, мы тем делаем приятнейшее для Христа дело. Мы этим утешаем братьев, которых Он любит. Притом, кто подает нищему, тот, по Писанию, подает не только брату Христову, но Самому Господу Богу. О чем свидетельствует Сам Бог устами премудрого так: "Милуяй нища, взаим дает Богови" (Притч.19:17).

На страшном суде Исус Христос скажет тем, которые творили добрые дела: "Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших - Мне сотвористе" (Матф.25:40). Следовательно, по силе возможности, есть незыблемое основание надеяться, что Бог не оставит без исполнения нашего прошения о прощении грехов усопшего собрата нашего, когда от лица имени этого усопшего и для спасения его подаем милостыню неимущим ближним нашим, братьям Христовым.
 
Третье действие, входящее в состав поминовения усопших - есть Литургия за усопших или принесение Бескровной Жертвы за спасение их.Это действие Церкви есть самое сильное, самое действенное для испрошения усопшим милости Божией.
 
Тут Сам Господь таинственно закалается на жертвеннике и тем подвизает Свое Божественное милосердие простить грехи усопшему, за которого и ходатайствует Величайший Ходатай и за которого приносится святейшая и могущественнейшая Жертва. Кирилл Иеросалимский говорит: "Помолимся о всех умерших между нами, веруя, что те души получают величайшую пользу, о которых приносится молитва Святой и Страшной Жертвы, на алтаре предложенной".

Частицы, вынимаемые из просфоры на Божественной проскомидии за поминаемые души усопших, погружаются в Животворящую Кровь Христову, причем иерей произносит: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами Святых Твоих". А Кровь Исуса Христа очищает от всякого греха.

Немалую пользу доставляют усопшим и другие молитвы и приношения, совершамые по ним в храмах и дома, а именно: чтение Псалтыря, свечи, ладан, елей. Кто творит поминовение за усопшего, говорит св.Афанасий Великий, тот имеет ту же самую цель, какую отец имеет, у которого дитя юно и бессильно".

Если ребенку приходится страдать какой-либо болезнью, то отец или мать с верою приносит в Божий храм свечи, ладан и елей для сожжения, моля об исцелении ребенка. Ребенок, хотя не сам их держит и приносит, как и не сам произносит отрицание при Божественном возрождении, т.е. - крещении, однако же получает благодать возрождения. Подобно мы должны думать и об усопших.

Нужно приносить за них свечи, ладан, елей и все то, что служит к его искуплению, и благодать Бога не отступит от него.
 
При таких средствах, души, заключенные в аде, но не лишившиеся способности к райской жизни, имеющие закваску добра и стремление, несмотря на недостаток добрых дел, могут переходить из духовной темницы в обители небесные. И Церковь Христова всегда несомненно веровала и верует в силу и действенность молитв своих за умерших. "Если Господь, учит Св.Иоанн Златоуст, ради Павла (апостола) спасал многих, если для одних миловал других, то как не покажет подобной милости и для нас?".
 
Господь Исус Христос готов исполнить все то, о чем мы будем просить или Его Самого, или во имя Его Отца Небесного. Об этом Он Сам говорит: "Просите и дастся вам. Аще что просите от Отца во Имя Мое, Аз сотворю". (Матф.7:7, Иоанн.14:13,14).
 
А так как все наши молитвы, входящие в состав поминовения, запечатлены именем Христовым и испрашивают помилование усопшему именем Христовым, то нет сомнения, что молитвы эти, на основании непреложного общения Христова, имеют успех в умилостивлении Бога и в исходатайствовании усопшему отпущения грехов. За умерших моление сотворим, чтобы от греха очистились, - говорит писатель второй книги Маккавейской (12:45).
 
Господь, видя нашу любовь к ближним умершим, без сомнения услышит молитвы наши о них и "...отрет всяку слезу от очию их" (Апок.7:17) и дарует им живот вечный во царствии Своем.

Простите меня ради Христа.

Протоиерей Кондрат Кляузов.

с.Новая Некрасовка.



Категория: Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-29)
Просмотров: 1118

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz