Книжница Самарского староверия Среда, 2024-Апр-17, 02:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Общие вопросы

Турова Е. Сущий иероглиф...

«Сущий иероглиф для ума образованного человека» - так не без раздражения отзывался о крестьянстве Карл Маркс. Крестьянство очень плохо встраивалось в стройную научную систему, созданную Марксом. Но, коль скоро оно существовало в реальной жизни, значит, в системе был некий дефект? Это – то и служило основой раздражения великого экономиста. В Европе всегда существовал некий зазор между крестьянами и образованными людьми. Что уж говорить о России, где этот зазор превратился буквально в пропасть. Крестьяне казались обломком прошлого, диким, отсталым, совершенно другим народом. Эту дикость следовало искоренять, прививать культурные привычки, изменять систему отношений. Реформы, проводившиеся непоследовательно, скользили по поверхности, а последовательно проведенная коллективизация просто уничтожала крестьянство как экономически, так и морально.

Горький, тоже не лучшим образом относился к крестьянам, считал, что городской житель очень скоро изобретет искусственный хлеб и прикончит эту унизительную зависимость от самой необразованной и косной части человеческого общества. Своё отношение к крестьянству писатель выразил в статье "О русском крестьянстве", написанной в 1922 г. в эмиграции. В ней он говорил о темноте, дикости, жестокости крестьянства. Горький писал: "Внутри страны против нас хитрейшие враги организуют пищевой голод, кулаки терроризируют крестьян-коллективистов убийствами, поджогами, различными подлостями. Против нас всё, что отжило свои сроки, отведенные ему историей, и это даёт нам право считать себя всё еще в состоянии гражданской войны. Отсюда естественный вывод: если враг не сдаётся - его истребляют".

В первую очередь из деревни постарались выкинуть справных, самостоятельно мыслящих и действующих. В это число как раз и входили наши предки, староверы оханские да кунгурские.

Проследив судьбу этих людей, видишь, что коллективизация - это гражданская война с сельским хозяином, виной которого перед народом было владение двумя лошадьми и умение растить и хранить хлеб. Это была борьба за обобществление собственности, земли и скота. Уничтожение сельскохозяйственного опыта, передававшегося из поколения в поколение. Страна покрылась сетью лагерей, построенных спецпереселенцами, оторванными от земли. Сотни тысяч хлеборобов стали бесплатной рабочей силой на стройках пятилетки. Был уничтожен хозяин-труженик, но те, кто доехал до места ссылки, выжили благодаря умению, трудолюбию, терпению. Неправедное, жестокое, бесчеловечное раскулачивание было преступлением не только против крестьян, но и против всего нашего народа.

Коллективизация ускоренными темпами ликвидировала индивидуальные крестьянские хозяйства как основных производителя зерна. Колхозам и совхозам отводилась главная роль в его производстве. Тем самым государство, введя монополию на производство, изъятие и распределение зерновых, получило неограниченную возможность влияния и управления гражданами и обществом. С каким результатом?

Уральская историческая энциклопедия свидетельствует:

После русской колонизации на Урале выращивали озимую и яровую рожь (ядрицу), овес, ячмень, пшеницу, гречиху, просо, горох, полбу, чечевицу. А еще были лен и конопля, волокнистые и масличные культуры.

Удельный вес зерновых культур менялся в зависимости от природно-климатических условий, опыта народной агрономии, развивавшихся товарно-денежных отношений. В первой половине XVIII в. основными культурами, возделываемыми во всех районах Урала, были озимая рожь, яровые овес, ячмень. Урожайность озимой ржи доходила до сам-8, ядрицы сам-4-5, ячменя и овса сам-4.

Во второй половине XIX - начале XX в. хлеба - рожь, пшеница, овес, ячмень занимали 96-99% пл. посевов и давали 94-99% сбора урожая при средней урожайности в крестьянских хозяйствах ржи 36-47, овса 39-51, пшеницы 34-50, ячменя 38-51 пудов с казенной десятины.

Экономические последствия революции и гражданской войны тяжелейшим образом отразились на сельском хозяйстве. Посевные площади сократились с 1916 по 1922 на 66%, произв. зерновых - на 63%.

Заготовка хлеба проводилась продотрядами на основе продразверстки. Кризис на продолжался до 1923 и сопровождался массовым голодом. И опять бунты против Москвы, и вновь кровавые их подавления.

Восстановление производства зерновых было осуществлено на базе НЭПа мелкими крестьянскими хозяйствами. Валовая продукция зерновых в тогдашней Уральской обл. выросла с 41,5 млн пуд. в 1921 до 242,7 млн пуд. в 1925, т.е. более, чем в 5 раз. В 1925 посевные площади Уральской области составили 90% и валовой сбор зерновых - 94% к довоенному уровню. Единоличный сектор производил 99,4%, социалистический - 0,6% от всего объема зерновых.

На Урале норма крестьянского надела была относительно высокой по сравнению с другими районами страны. В Вятской губернии он составлял 9 десятин (начало XIX в.), в Пермской губернии - 9,5 десятин.

Колхознику оставили приусадебный участок размером 6 соток.

Форсированное создание колхозов и совхозов не ликвидировало кризис хлебозаготовок. Принудительное изъятие не только товарного, но и необходимого для воспроизводства зерна у колхозов, совхозов, коммунаров, единоличников вызвало голод. Произошло резкое падение урожайности и валового сбора зерновых. Если в 1928 индивидуальными крестьянскими хозяйствами Урала было собрано 8493 тыс. т при урожайности 9,1 ц с га, то в 1932 все категории хозяйств произв. 6262 тыс. т при средней урожайности 5,5 ц с га.

Та же картина в животноводстве.

В Пермской губернии в конце XVIII - начале XIX в. было 6 конных заводов, в середине XIX в. - 10. У крестьян особо ценились лошади "вятки" и "обвинки", которые считались разновидностью одной породы, полученной от скрещивания местных лошадей с эстонскими (эзельскими) клиперами.

Широкое распространение получила романская порода овец, выращивали и мериносов. В четырех уральских губерниях в 1910 было 2753458 лошадей, 4670112 голов крупного рогатого скота, 6416761 овец и коз, 871112 свиней. Скота в деревне было гораздо больше, чем людей.

Гражданская война привела к кризису, который продолжался до 1923. Количество лошадей сократилось в 2 раза, крупного рогатого скота - в 2,5, овец и коз - в 3 раза, свиней - в 8 раз. За период НЭПа (к 1928) в основном был достигнут уровень 1916г. Коллективизация вызвала новое массовое сокращение поголовья скота. В 1933 по сравнению с 1928 в наибольшей степени сократилось поголовье лошадей, овец и коз (в 2,7 раза), свиней - в 2 раза, крупного рогатого скота - в 1,4 раза. Политика по укреплению колхозно-совхозного сектора не вывела село к 1940 даже на уровень 1928г.

Судьба вятской овцы в пермских землях была просто трагичной. В конце 1950-х годов овец из частных крестьянских хозяйств «обобществили», то есть попросту говоря, отобрали в колхоз. Собранные в кучу, в наспех сооруженных овчарнях, овцы в одну зиму передохли во всей области. Речь идет о сотнях тысяч голов овец. С тех пор овцеводство в Пермской области отсутствует как отрасль.

Мельники, то есть конкуренты для государства в области переработки зерна, подверглись наиболее жестоким преследованиям. Они и были объявлены главными эксплуататорами деревни, мироедами. На них натравили деревенскую бедноту, провоцируя грабежи, убийства. Раскулаченных семьями вывозили в пустынные ненаселенные места Тюменской и Пермской области, Алтая, обрекая на массовую гибель.

Раскулачивание, надо признать, имело поддержку на селе. «Инородцы», выведенные русскими из землянок и жившие много беднее русских крестьян, также приложили руку. Мельницы были разрушены, пруды спущены.

Когда по пермским деревням спустили пруды, количество гусей, конечно, резко упало, ну, а повальное воровство окончательно их погубило. Нет у нас теперь гусей. Совсем.

Аграрная революция привела страну к всеобщему голоду.

В какой – то степени крестьянство сохранилось, выжило и существует, а коллективизация в конечном итоге все-таки провалилась. Крестьянская жизнь - сложная система социальных взаимодействий, взаимопомощи и взаимозависимости. Советской системе не удалось в полной мере уничтожить эту систему, крестьянство упорно хранило ее ради выживания. Сейчас ситуация быстро меняется. Как говорится, время покажет…

Категория: Общие вопросы | Добавил: samstar-biblio (2007-Дек-23)
Просмотров: 1192

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz