Книжница Самарского староверия Пятница, 2017-Окт-20, 02:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Боливия

Вовний А. Староверы Боливии

...Впрочем, среди переселенцев немало и людей, сознательно остановивших свой выбор на Боливии и живущих здесь вполне счастливо. Я имею ввиду... староверов. Удивлены? Я тоже сначала не мог поверить, что в тропической зоне (подумать только!), неподалеку от Санта Круз обитает целая колония настоящих русских старообрядцев. Но информация была получена из телефонного разговора с консулом Посольства России в Боливии, что, как вы понимаете, совершенно исключало розыгрыш. Поэтому, не медля, я поспешил увидеть чудо собственными глазами, благо деревня лежала почти на нитке моего маршрута.

В течение нескольких напряженных дней, горка за горкой, постепенно спустился я к теплу насыщенного испарениями Санта Круз. Благодаря тропическому климату и обилию плодородных равнин сегодня это самая динамично развивающаяся часть страны, экспортирующая на южноамериканский рынок значительную часть овощей, фруктов, пшеницы и даже чая (весьма, кстати, не дурного). А по экспорту сои провинция является абсолютным лидером на континенте, за что боливийцы должны быть благодарны большой японской общине и немцам (секта миннонитов), поселившихся в этих краях несколько десятилетий назад.

Как и большинство городов, созданных для бизнеса, Санта Круз произвел отталкивающее впечатление своей загруженностью, смогом, липкой жарой да обилием вороватых типов на улицах. Но даже это наряду с необходимостью мыться два-три раза в день не могло затмить радость от возможности надеть, наконец, шорты и маечку. После морозов высокогорья смена одежды была воспринята как праздник тела. Так, в радостном настроении я и покатил на встречу с добровольными отшельниками, по ходу пытаясь вспомнить все, что касается старообрядчества и причин, побудивших носителей этой традиции рассеяться по белу свету.

Немного истории. Старообрядчество возникло в средине 17 века, когда в истории Русской Православной церкви произошло одно из самых драматических событий - церковный раскол. Стоявший в то время во главе церкви патриарх Никон самовольно и авторитарно, ни с кем не советуясь, начал реформирование русского православия по греческим образцам: изменил некоторые обряды, заменил древнее двуперстное знамение трехперстием, ввел в обиход новые книги и обряды.

Огромное число священников и простолюдинов воспротивилось новшествам, что повлекло за собой жестокие карательные акции, причем как со стороны церкви, так и со стороны царских властей. Тех, кто не пожелал изменить старым традициям, сжигали, вешали, ссылали на каторгу. Многие верующие, не дожидаясь расправы, устраивали массовые самоубийства. Только официально зарегистрировано более 20 тысяч случаев самосожжения, самоутопления и других форм суицида. Люди шли на смерть иногда целыми деревнями. Однако большинство староверов предпочло бежать в отдаленные районы Сибири, Дальнего Востока, Поморья и в Прибалтику. Кстати, в Латвии проживает самая многочисленная в мире старообрядческая община.

Впоследствии, после ряда интриг на одном из православных Соборов Никон был осужден, лишен сана священнослужителя и разжалован в простые монахи. Но осуществленные им реформы никто так и не отменил. Любопытно, что сам Никон незадолго до смерти изменил свое отношение к новшествам, признав, что старая вера вполне хороша. Как бы там ни было, но благодаря добровольной самоизоляции в <бегстве от антихриста> староверам удалось в девственной чистоте сохранить русскую культуру, обычаи и традиции народа. Сегодня из заслуженно считают своего рода генофондом нации, заповедником все еще таинственной русской души. Конец

В гостях у староверов

Потребовалось немало времени, прежде чем язык довел меня по разбитой дороге до деревеньки с красивым названием Тоборочи (букв. Бутылочное Дерево). Бросилась в глаза ухоженность окрестных полей. Видно, что землю здесь любят и лелеют.

Памятуя о правилах хорошего тона, касающихся одежды, я поспешил сменить шорты и футболку на легкий тропический костюм от "БАСК", состоящий из брюк и рубахи с длинными рукавами, что сразу сделало меня похожим на эдакого Иванушку Путешествующего За Тридевять Земель.Поравнявшись с апельсиновым садом у большого дома на краю села, заметил идущую мне на встречу девушку. А вот и Алёнушка, - подумал я, с удивлением рассматривая ее русые волосы, курносый носик в веснушках и длинный, до пят сарафан, украшенный вышитыми крестиком цветами.- Здравствуй, девица! Как зовут-то тебя?
- Здорово живешь! Ой, да ты по-нашенски разумеш! Домнинка я. А ты, чай, на лисапеде прикатил?- Да, в гости к вам. Взрослые есть? - Как не быть?! Тятю тебе мово повидать надобно. Он за старшoго тутай. А лучше, айда к деду. Дед про все ведат.Так оказался я во дворе самого пожилого и уважаемого тоборчанина. Впрочем, сам он не спешил идти на встречу, настороженно присматриваясь к чужаку, но делая вид, что занимается неотложными делами. Эта любопытная черта весьма, кстати, характерна для русских. Особенно ярко, она выражена в Сибири. За показным равнодушием прячется желание получше рассмотреть <неопознанный> объект. И лишь убедившись, что он не представляет опасности, тебя аккуратно подпускают ближе. Но уж если подпустят, то за черствой коркой настороженности обязательно обнаружится бездна душевного тепла и гостеприимства.
 
 

Терпеливо ожидая аудиенции я принялся осматривать близстоящие дома. Большинство из них ничем не отличались от среднерусских - те же срубы, баньки по-черному, сеновалы. Лишь некоторые <избы> были сложены из камня, и явно имели внутри вполне современную обстановку.

- Ну че, прохoдь, штоль? - выглянула пожилая, но еще очень крепкая, по-сибирски сложенная хозяйка.

Перешагнув порог и неуклюже перекрестившись на образа, я оказался в полумраке по-деревенски пахнущего дома, где в лице Деда меня ожидал обстоятельный допрос: кто, зачем пожаловал, из какой страны и какой религии? В ответ выяснил, что о Латвии, равно как и о большинстве республик бывшего Союза здесь и не слыхивали. Люди практически ничего не знают об изменениях, произошедших на постсоветском пространстве, о войнах, несчастьях и многих других событиях последних лет.

Большинство тоборчан - выходцы с Дальнего Востока, потомки староверов, бежавших туда из центральных районов России от религиозных притеснений. Позднее им пришлось податься в Китай, откуда в 40х - 50х люди вынуждены были снова бежать. На сей раз от Красной Армии и культурной революции. Часть народа переселилась в Австралию, другая бежала в Иран(!), США и Канаду. Многие предпочли выбрать Бразилию, где, кстати, до сих пор проживает большая староверческая диаспора. А примерно 30 лет назад часть <бразильцев> в поисках лучшей жизни переселилась в Боливию, основав на юго-востоке страны несколько поселений. Все тоборчане прекрасно владеют как русским, так и испанским языками. Дети посещают школу, где изучают русскую, испанскую грамоту, а так же церковнославянский язык, математику и некоторые другие необходимые в жизни дисциплины. Географии, физике, химии не уделяется практически никакого внимания. Косвенно я столкнулся с этим, сообщив Деду, что совершаю кругосветное путешествие.

- Как это вокрухсветное? Можа скажешь ще, шо землица наша вокруг света ходе? Али хошь, сейчас вот в Писании тебе покажу доказательсьтва, что Землица наша плоска?!

Я разом потерял дар речи, судорожно соображая, как бы выкрутиться из пикантного положения.

 
- Ай, ну и молодежь пошла! Ничего познать не хочуть, старых книг не читають, никого слухать не хочуть! Грех, одним словом! - выручил Дед. С чем, облегченно вздохнув, я охотно согласился.
 
 


На правах гостя меня приняли в одном из соседних домов, окружив трогательной заботой и едва не закормив до полусмерти вкуснейшими блюдами деревенской кухни. После чего повели знакомить с многочисленными "сродственниками". Ужасно захотелось снять фото- и видеоматериал об этой деревне, показать людей, записать, наконец, их удивительную речь. Hо, к сожалению, накануне здесь уже успели побывать горе-журналисты, которые, не церемонясь, влезли в частную жизнь староверов, интерпретировав затем увиденное абсолютно не считаясь с понятием об элементарной этике. Не удивительно, что на человека с камерой здесь стали смотреть как едва ли не на посланника из преисподней, что по-человечески понятно. Я не стал скрывать наличие оборудования, но демонстративно зачехлил его, уважая волю тоборчан. И люди оценили это. Более того, в течение двух дней пребывания среди староверов мне понемногу удалось убедить их в необходимости отобразить на пленке их повседневный быт. Ведь старики не вечны. А они могут многое рассказать. Одно рукоделие чего стоит! Кстати, одежды - от сарафанов, до косовороток - до сих пор шьют вручную. Иного здесь не приемлют.

А язык! Его слушаешь будто музыку. Грубоватый, но образный, лишенный мусора заимствований, он остался практически неизменным с 19 века. Помимо того сохранились старинные игры, песни... Очень запомнились лица людей, особенно деток. Не отягощенные проблемами городского общежития они были столь чисты, открыты, столь непосредственны, что неоднократно заставляли сердце сжиматься в тоске. Будто встретился с чем-то давно, безвозвратно потерянным. Конечно, как и в любом обществе, в Тоборочи имеется немало своих проблем, поэтому идеализировать староверов было бы очевидной глупостью. Но их внутренняя сила, самодостаточность, непоколебимая вера в Бога и твердое желание сохранять законы предков вызывают огромное уважение.

Расставаясь с деревней, я был щедро вознагражден за терпение - узнав о моем скором отъезде супруга Деда лишь руками всплеснула:

- Во новость! Что ж ты так мало погостил то, Кaсатик? А мы уж тутaй покумекали... Оставайся, а? Девку тебе найдем, крестим по-нашенски: живи себе на здоровье, да нам на радость. Хватит по миру мотаться то, пора о своей хате подумать, да о детишках. А уж хату тебе справить пособим всем миром. Тольки оставайся!

От слов пожилой женщины у меня аж дыхание перехватило. Поймал себя на мысли, что с радостью бы остался среди этих гостеприимных людей, но... В общем договорились, что я постараюсь вернуться в Тоборочи на съемки (если, конечно, деньги найду), а там видно будет, ведь "...пути Господни неисповедимы".

Александр Вовний.

Редакция Планета Людей (www.mir.lv)

Категория: Боливия | Добавил: samstar-biblio (2007-Дек-31)
Просмотров: 2062

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz