У бегунов крещение, как и у поморцев, совершается в купели и в естественных водоёмах. При крещении в купели иногда используют специально сшитый из плотного полиэтилена мешок, который помешается в купель. Необходимость мешка объясняют тем, что заводить специальную крещальную купель в условиях передвижения было неудобно (в прошлом — и небезопасно, вследствие жёсткого отношения местных властей к бегунам. — А. Ч.), а имеющиеся в домач окрещаемых ёмкости (бочки, ванны) не годятся для купели, так как используются в хозяйственных нуждах; мешок же делает их «чистыми» (33). Сходные «передвижные купели» применяются также среди так называемых странников-познамов Красноармейского района Саратовской области (34), с той разницей, что «купель» последних, сшитая из кожи или брезента и устланная клеёнкой, надевалась на железные прутья и поэтому могла использоваться без ёмкостей.
В летний период крещение совершается в естественных водоёмах: с лодки, приставленной к берегу, или со специально сооружённых возле берега подмостков, с которых окрещаемого опускали на полотенцах. Действия на берегу аналогичны описанным выше.
Информанты отмечают, что в случаях угрозы для жизни (болезнь или физическая расправа) и отсутствия в местности «истинно православных христиан», способных совершить крещение, желающий присоединиться к страницческому согласию может произвести обряд самокрещения: после прочтения «Символа веры» и совершения «Исусовой молитвы» с поклоном окрещаемый трижды погружается в воду (35). Следует подчеркнуть, что обычай «самокрещения» (в случае нужды) в данном регионе имеет давнюю традицию: так, в 1914 г. на окружном съезде местных старообрядцев в д.Лемты (Подчерский приход) в числе прочих вопросов обсуждалось отношение к самокрещению (36).
Кочанова M.Е. с предметами, употребившимися при крещении: таз, кадильница (жестяная банка) с можжевельником, д.Нижее Вочь Усть-Куломского района Республики Коми.Фото автора. 1999 г.
Верхняя Вычегда (Усть-Куломский район). Значительная часть населения этого края в прошлом также принадлежала к староверию, представленному здесь нетовским согласием. Проникновение его на Вычегду связано с переселением в этот регион в конце XVIII в. русских старообрядцев из Соликамского. Тобольского и Чердын-ского уездов. В конце XIX в. на Верхней Вычегде появляется своеобразное религиозное движение «бурсьылысьяс» (певцы добра) (37). В настоящее время местное население уже не соотносит себя со старообрядческой традицией. Представления о старообрядчестве ассоциируются информантами с рядом бытующих в прошлом этикетных норм (раздельное питание, ограниченность контактов с окружающим населением и т.д.).
Как отмечают информанты, в прошлом крестили в православной церкви, попы. С закрытием храмов обряд стал совершаться вдовыми пожилыми людьми (пыртысь баб), знающими церковные молитвы. Некоторые отмечают, что совершать крещение могла только женщина после 30 лет вдовства. При этом ей необходимо было получить благословение от авторитетной бабушки, которая в данной местности занималась исполнением треб (погребение, крещение). Крещение совершалось над новорождёнными (на третий или восьмой день, указывается также на двух-, трёхнедельный возраст). Для мальчиков выбирается крёстный и крёстная (вежай и вежань), для девочек только крёстная (вежань). Крёстные считаются в близком родстве, между ними были воспрещены браки. Считалось также, что у ок-решаемого не могут быть крёстные из одной семьи, если они живут вместе, так как для них является осквернением, если они босыми ногами будут ступать по одной половице (вежаньысш и вежайыспы куш джодж выли по контдм кокон оз туй суетны. Мэд дтик керкаысь отмены чоя-вока оз до вежань вежайдй. Торйа жо коло волом. Вок да чой ошиклы оз волом вермыны вежань вежайой юны) (38). Поэтому крёстных старались приглашать из разных домов. Необходимость крещения объясняют тем, что некрещёные на том свете будут слепыми. Некоторые из информантов подчёркивают, что если младенцы умрут без крещения, то им не дастся место в раю — они будут летать между небом и землёй, не имея определённого пристанища (Он кыб пырт мбдар югыдас еннтом лоб. Муас оз сибав, между небом и землей век мыйкбкерб).
Крещение производилось в доме, где жил окрещаемый. Крестили утром или днём (воспрещалось вечером, после захода солнца). В отличие от печорских старообрядцев, у вычегодских крещение совершалось не по требникам, а согласно устоявшейся устной традиции. Крестили в деревянной кадушке или в тазу (должен быть новым, допускалось также применение таза, который использовался для купания ребёнка). «Купель» ставили на стол или табуретку перед образами. Воду готовили в день крещения (рано утром). Носила её хозяйка (мать окре-щаемого), набирая из колодца, реки или ручья, по течению воды (ва нылыд). При этом старались, чтобы никто не видел (скрытно от окружающих). Если навстречу попадался кто-нибудь из прохожих, его не приветствовали и не отвечали, для какой цели набирается вода. В день крещения хозяйка никому ничего не должна была давать. Перед образами зажигалась свеча. Затем освящалась (тшынбдбны) ёмкость для крещения и одежда окрещаемого (рубашка, нательный крест и пояс — вбнь): «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Для этого использовался можжевельник (если есть, то ладан), в качестве кадильницы употребляли ковшики или жестяные банки. Затем наполняли водой ёмкость для крещения. Перед крещением в тазу мыли образ (икону) «Распятие», — освящали воду (в воду иногда добавляли «вежа ва» (святую воду) из церкви или набранную из проруби вдень Крещения). После этого читалось «Начало». Затем «пыртысь баб» берёт ребёнка из рук крёстного (если крестят мальчика, крёстной — если девочку). Одной рукой закрывает рот и нос ребёнка от попадания воды, другой держит за ноги и, читая крестильную молитву, трижды погружает его в воду (крестят, как правило, в тёплой воде). Затем ребёнок передаётся крёстному (если крестят мальчика). Ребёнка кладут на чистое полотенце, и крёстная одевает крест и рубашку, поверх которой завязывается пояс. Ребёнка крестная передаёт крёстному, который совершает три круга вокруг стола или табуретки, где установлена «купель». При этом «пыртысь баб» читает «Верую». В этот день ребёнка мыть не полагается — чист. На следующий день ребёнка уже можно было купать. Для новорождённого крест завязывается на зыбке. В отличие от печорских старообрядцев, у вычегодских коми не придаётся значения форме креста и месту, где он приобретается или изготовляется. Если нательный крест потеряется, то считается, что его надо искать 30 лет. Вода, в которой крестили, считается освящённой, поэтому её выливали (крёстные) туда, где никто не ходит, — чтобы собаки не изгадили. После крещения устраивали обед, для которого заранее приготовлялась выпечка: рыбник (чери нянь), шаньги. Спиртное не допускалось. Пыртысь баб в качестве подарка давали платок, мыло или полотенце.
Отмечается, что крещение бабушек действительно в течение 7 лет (некоторые отмечают до 7 (8) лет жизни ребёнка), затем ребёнка необходимо перекрещивать в церкви. В данном случае со слов информантов непонятно, идёт ли речь о повторном крещении или о миропомазании, которое совершалось священником над ребёнком, окрещённым вне церкви кем-то из мирян (в официальной церкви перекрещивание производилось, если было доказано, что крещение совершено без всякой видимой надобности, каковой являлась, например, угроза смерти ребёнка без крешения или с нарушением предписании требника). Возможно, упоминание некоторыми информантами о действительности бабушкиного крещения до 7 лет связано с практикой официальной церкви допускать к причастию семилетних мальчиков (39). Данный вариант крещения с незначительными отклонениями встречается в ряде верхневычегодских сёл (с.Усть-Кулом, Деревянск, Керчомья, Нижняя Вочь), исторически связанных с различными конфессиями (официальное православие, старообрядчество).
Приведённые материалы показывают, что эволюция обряда крещения в различных локальных группах коми имела свои особенности, которые определялись уставами согласий. На Верхней Вычегде, где старообрядчество было представлено нетовским согласием, признающим крещение в новообрядческих храмах, обряд крещения не имел каких-либо существенных отличий от православного. Иная ситуация на Средней и Верхней Печоре. Бытующий среди печорских коми старообрядцев обряд крещения имел ряд существенных отличий в сравнении с официальным православием: это крещение в зрелом возрасте: в естественных водоёмах; надевание на окрещённых не только креста, но и пояса и др. В то же время, как показывают полевые материалы, в данном регионе не сложилось единого канона крещения. Наличие различных способов крещения, принятых в том или ином селении (в различных старообрядческих общинах), во многом отражает то, как складывалось местное старообрядческое население, пришедшее сюда из разных мест и принёсшее собственные обычаи и представления. Изучение различных локальных вариантов крещения позволяет также осветить вопросы религиозной коммуникации, механизмы передачи религиозной традиции. Каждый из бытующих вариантов в определённом смысле можно охарактеризовать как устойчивый, индивидуальный стиль того или иного наставника. Выявление и определение сущностных характеристик позволяет проследить преемственность религиозного опыта по линии старообрядческих наставников. Так, ряд печорских локальных вариантов (крещение с приставленной к берегу лодки: вариант, когда окрешаемый самостоятельно входит в воду и по знаку наставницы трижды совершает погружение), связанных с деятельностью известного на Средней Печоре наставника С.А.Мамонтова (ученика замеженского наставника Е.Т.Поздеева, незадолго до первой мировой войны переселившегося из Усть-Цильмы на Среднюю Печору), встречается у русских старообрядцев Нижней Печоры (Усть-Цилемский район) (40).
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Настоящая статья продолжает публикацию материалов по обряду крещения в различных локальных группах коми старообрядцев-беспоповцев См.: Шарапов В.Э.,Чувьюров АА. Материалы по обряду крещения современного старообрядческого населения Средней Печоры //Духовная культура: проблемы и тенденции развития. Сыктывкар, 1994. С.77—79.; Чувьюров А.А. Обряд крещения коми старообрядцев-беспоповцев Средней Печоры (Традиции и новации) // Материалы изучения селений России: Доклады и сообщения шестой российской научно-практической конференции «Российская деревня: История и современность». 4.1. М..1997. С. 139— 142.; Чувьюров А.А. Традиции и новации в семейной обрядности коми населения Верхней и Средней Печоры // Материалы полевых этнографических исследований. Вып.4. СПб..1998. С.23-32.
2. Кутузов Б. Церковная реформа XVII века. Причины, цели, творцы и деятели реформы и раскола. Часть II. Рига,1992. С.4—14.
3. Булгаков СВ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М.,1993. С.984.
4. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. СПб.Л898; Ивановский Н.П. Критический разбор учения беспоповцев о Церкви и таинствах. Казань.1892. С.167—168.
5. Русские. М..1997. С.689.
6. Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. М.,1878. 4.1. Описание внешнего и внутреннего быта. С.214.
7. Листова Т.А. Таинство крещения у старообрядцев Северного Приуралья // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы,Азии и Америки. Новосибирск. 1992. С.208.
8. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С.200.
9. 1 Всероссийский съезд старообрядцев, приемлюших брак. М.,1909- С.5.
!0. Голубинский Е. К нашей полемике с старообрядцами. М.,1905. С.129—130; Ивановский Н.П. Указ. соч. С.167-168.
11. Листова Т.А. Указ. соч. С.207—212: Фишман О.М. О таинстве крешения у тихвинских карел старообрядцев // Международная научная конференция по проблемам изучения и актуализации народной культуры Русского Севера. Рябининские чтения-95: Сборник докладов. Петрозаводск. 1997. С.398—406.: Иванец Э. Обряд крешения старообрядцев в Польше // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С.262—269.
Статья написана на основе материалов, собранных автором во время работы в составе этнографического отряда Печорского краеведчес кого музея (1995—1997) и" Верхневычегодской экспедиции КНЦ УРО РАН (1999).
13. Государственный архив Архангельской области. Ф.487. Оп.1. Д.47. Л.13.
14. Шарапов В.Э.. Чувьюров А.А. Указ. соч. //НА ПКМ. С.16.
15. Там же.
16. Листова Т.А. Указ. соч. С.208.
17. Мартюшева М. Г. 1909 г.р., п.Подчерье.Запись 1996 г.
18. I Всероссийский съезд старообрядцев, приемлющих брак. М.,1909. Сб.
19. Шарапов В.Э., Чувьюров А.А. Указ. соч. //НА ПКМ. С.17.
20. Там же. С. 19.
21. Там же. С.18.
22. Там же.
23. Иеродиакон Никон (Лысенко). «Фотиево» крещение славянороссов и его значение в предыстории Крешения Руси // Богословские труды. М.,1989. С.35.
24. Шарапов В.Э., Чувьюров А.А. Указ. соч. //НА ПКМ. С.18.
25. Булгаков СВ. Настольная книга для свяшенно-церковно-служителей. 4.2. М..1913. С.987.
26. Шарапов В.Э., Чувьюров А.А. Указ. соч. //НА ПКМ. С.18.
27. Булгаков СВ. Указ. соч. С.984.
28. Шарапов В.Э., Чувьюров А.А. Указ. соч. //НА ПКМ. С.18.
29. Подробнее см.: Чувьюров А.А. Традиции и новации в семейной обрядности. С.30.
30. Там же. С.30-31.
31. Там же. С.31.
32. Там же. С.28-29.
33. Записано в 1997 г. в с.Покча Трсицко-Печорского района. Паспортные данные информанта не приводятся, так как на это не получено согласия.
34. Агеева Е.А., Левашенко А.В.. Стефанович П.С. Странники-«познамы» Нижней Волги (по материалам полевых исследований 1995—1997) // Старообрядчество: История. Культура. Современность. М.,1998. С.153—154.
35. Записано в 1997 г. в с.Покча Троицко-Печорского района. Паспортные данные информанта не приводятся, так как на это не получено согласия.
36. Национальный архив Республики Коми.Ф.230. Оп.1. Д.195. Л.12.
37. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М.,1978, С.105, 218—221.
38. Попова Е.М. 1925 г.р., с.Керчомья; Кипрушева П.В. 1928 г.р., с.Керчомья. Запись 1999 г.
39. Булгаков СВ. Указ. соч. С.976.
40. Булгаков СВ. Указ. соч. С.977.
41. Полевые материалы автора. Усть-Цилемский район Республики Коми. 1998 г.
А.А.Чювьюров
Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.9 - М.: 2005
|