Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2018-Ноя-18, 21:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Алимпий (Гусев), митрополит [1]
Андриан (Четвергов), митрополит [5]
Остроумов С., белокриницкий иерей [1]
Никитин И.И., поморский наставник [3]
Андреев О.М., поморский писатель [1]
Егупенок С.Ф., поморский наставник [1]
Бобков Глеб, иерей РПСЦ [7]
Андрей Денисов, выговский киновиарх [1]
Андрей Борисов, выговский киновиарх [1]
Бирюлин М.Е., поморский наставник [1]
Коровин Вадим, иерей РПСЦ [1]
Гусляков Федор, белокриницкий иерей [0]
Кузнецов Маркелл, белокриницкий протоиерей [1]
Власов М.А., поморский наставник [1]
Геронтий (Лакомкин), епископ [1]
Данилов Х., поморский наставник [1]
Никитин И.И., поморский наставник [5]
Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ [45]
проповеди, поучения
Ляпунов П., поморский наставник [1]
Михаил (Семенов), епископ [32]
Панкратьев А., поморский наставник [1]
Соборные наставления [1]
Тулупов Т.С., поморский писатель [5]
Фадеев П.Ф., поморский наставник [1]
Фролов Г.Е., федосеевский наставник [2]
Шмаков Димитрий, протоиерей РПСЦ [1]
Иннокентий (Усов), епископ Нижегородский [1]

Главная » Статьи » Проповеди, поучения » Михаил (Семенов), епископ

Михаил (Семенов), епископ. Неделя о блудном сыне. Сын "благоразумный"

 

Неделя о блудном сыне

 

 

Сознание собственной духовной нищеты и покаяния мытаря - первый шаг по пути к спасению. Пока человек считает себя «духовно благоприятным», не видит, что он наг и нищ перед Богом, - он мертв. Он будет барахтаться в грязи, жить жизнью язычника и, питаясь «пищей свиней», будет думать, что он - христианин. И такой мертвец, сколько ни стучи в крышку его гроба, не услышит  призыва проснуться и воскреснуть, и зов Господень не дойдет  до его души, потому что он считает себя «живым».

 

Потому-то сегодня в притче о блудном сыне Церковь второй раз повторяет свой призыв посмотреть на свою жизнь, проверить ее. «Как мы живем? Где? Что служит нам пищей духовной? Наши интересы, наши радости, не есть ли рожцы, ими же питаются свиния...». Не грязь ли и «кал» греха стали нашей жизненной стихией?

 

«Посмотрите на себя, - говорит Церковь, - и вы увидите, что вы далеко от Бога, что от света вы ушли в тьму, и вместо источника жизни пьете мертвую воду греха». И увидев, торопитесь вернуться к Отцу, как блудный сын. Он жил блудно и расточил все достояние, данное отцом. Но вот он пришел в себя, огляделся и увидел, что не видел раньше. Понял, как несчастна, темна его жизнь и как светла и блаженна покинутая им жизнь около отца. И он «встал и пошел» — рассказывает Евангелие о  блудном  сыне.

 

Поднялся и пошел.

 

И христианину, сознавшему, что жизнь его не настоящая христианская ,нужно не  откладывая   «встать и идти».

 

Многим, как блудному сыну, не нравится собственная жизнь, и иногда рождается в душе желание «вернуться к отцу»; но обыкновенно решимости сразу встать и идти,  не достает у нас. Грех тянет к себе, и мы стараемся отложить свое обращение или всячески стараемся убедить себя,что не в наших силах переменить жизнь.

 

«Как я встану и пойду, когда у меня и «ноги в параличе? Разве мы сильны изменить жизнь? Во грехе рождены, во грехе умрем».

 

Злые отговорки, - какое неверие, в сущности, скрывается в них. Разве Отец, Который зовет нас к Себе, не в силах помочь встать? Если даже простой знахарь говорит больному ногами простецу: встань, иди - тот, обрадованный, пытается встать.

 

А когда Господь говорит нам: «Встань, иди ко Мне, и Я приму тебя», - мы говорим: «Ведь мне не исцелиться», - и остаемся по-прежнему около старого «кала и рожцев». Не ясно ли здесь неверие и нежелание исцелиться?

 

Нет. Скажем в себе: встану, пойду к Отцу. Принесу Ему покаяние в блудной жизни, в том, что я расточил богатство даров духовных, данных Им мне.

 

Сколько молодых людей в последнее время уходят от веры, от Отца Бога и ищут пищи духовной на стороне далече. Удержать их трудно. Но можно сказать одно.

 

Нет сомнений, что нигде не найдут  они полного покоя душе своей. Как «Милетский отрок» Короленко, во многом они найдут дорогое, ценное, нужное. Но вскоре же убедятся, что это не все, не то, на чем может  успокоиться душа. И может быть, настанет время, когда  они в  тоскливом недоумении остановятся  перед жизнью, неудовлетворенные своими исканиями и блужданиями. «Где же истинная жизнь?» — спросят  они тогда. И пусть в такие минуты они подумают, как отрок из Милета.

 

Все, что мы считали нужным и живительным для души: и знания, и искусство, и служба людям - все это следы святых стоп Отца Бога.

 

Но только следы. И наши поиски и метания были бессознательной тоской по Отцу.

 

Пойдем же к Нему Самому, к вере, к Солнцу жизни, и тогда все великое и святое соединится воедино в Нем. И ясны нам будут пути наши. И те «кусочки истины», которые в кусочке не утоляли голода и жажды души в целом, в Боге будут для нас «хлебами жизни, водой живой».

 

 

Сын «благоразумный»

 

В неделю блудного сына наше внимание останавливается на младшем сыне, распущенном и блудном...

 

Он, получив свое имение, ушел «на сторону», далеко от отца, и там изжил имение свое, живя блудно с дурными товарищами, среди злых удовольствий. Но вот, когда он был в полной нищете, пас свиней и завидовал пище их - рожцам, - подумал он об отце и сказал себе: «У отца моего работники изобильны хлебом. Встану, пойду... Скажу отцу: недостоин я именоваться сыном твоим. Возьми меня как одного из наемников твоих». И пошел. И был принят с любовью и прощением.

 

Мы - сказал я - особенно останавливаемся на этом образе. И понятно, - этот сын так похож на нас или, вернее, мы так похожи на него в первой половине его жизни.

 

Разве не ушли мы от Бога, не живем вдали от Него, в погоне за мирской мишурою, ложными и лживыми радостями мира? Разве Господь - наш Друг и Собеседник души нашей? И разве слово Его - наше питание?

 

Мы живем союзом с людьми греха, им подражаем. И пища наша - пища свиней: рожцы суеты, дурных страстей и вредных удовольствий.

 

Удивительно ли, что образ блудного сына так занимает, так затрагивает нашу душу, хотя не странно ли, что не хотим мы следовать за сыном блудным в его пути назад, на родину, к отцу. Не хотим с плачем и ужасом смертным осмотреться на себя, обсудить свое положение духовное, чтобы, понявши негодность нашего духовного питания и «зло» дней наших, прибегнуть к Отцу Господу с воплем покаяния.

 

* * *

 

«Да, мы более похожи на старшего сына, - отвечают многие. - Мы живем мирно в доме своем, послушны укладу семьи и общества, мы не знаем шумных удовольствий, не расточаем жизнь беспорядочно и нетрезво...»

 

Может быть, так, но как грустно, что мы мало останавливаемся вниманием на этом старшем сыне, не замечаем, что не оправдан он Господом и строг Божий суд о нем.

 

Старший сын — это мирское, обычное благочестие: он послушен отцу, трудолюбив, он не знает веселых пирушек. Он, по-видимому, честен. Но обратите внимание на эту картину: благоразумный сын возвращается после дневного труда на поле домой и, слыша радостные крики в доме, осведомляется у ворот: «Что значит эта радость?»

 

«Брат твой вернулся домой».

 

И потемнел старший, как Каин. И оскорбился он. Не рад он, что ушел брат из ада гибели душевной.

 

«Он (брат) получил имение, прожил его в блуде — и вот снова приняли его как хозяина и делают пир в честь его, закалают тельца, когда мне не давали и ягненка для пирушки с товарищами»,— сказал разумный брат и не захотел войти в дом, где был брат-бродяга.

 

Он, скажете вы, прав. Может быть, по-человечески прав, но не по-Божьи. Это человек, в котором любви нет, который любит только себя, не хочет и не умеет прощать и любить ближних своих. Он сдержан, соблюдает закон, но смотрите, как много от Каина и самого верховного человекоубийцы - диавола - в нем.

 

Зависть, жадность, что уменьшится доля его, осуждение — он разрушает радость отца, кладет злую тень на святую картину мирной встречи. Неужели не свидетельствует речь старшего сына, что под кровом внешне доброй жизни он скрывал недобрую душу, полную порока?

 

Вы довольны, что похожи на старшего. Но знайте, что недаром Господь ставит его рядом с «блудным сыном», так сказать, для сравнения.

 

Вот честный и благочестивый фарисей, а рядом - грешный мытарь. Но, по суду Божию, этот видимый грешник чище кажущегося праведника. Он вышел из храма «более оправданным».

 

Теперь Господь показывает двух братьев и «за дверями Его (Божия) дома» остается старший — праведник с недобрым сердцем, чуждым любви.

 

1916 г.

Категория: Михаил (Семенов), епископ | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-29)
Просмотров: 848

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2018Бесплатный хостинг uCoz