Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Мар-29, 13:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Духовное образование [17]
Начетничество [9]
Просветительство. Школы [22]
Дети в храме [2]

Главная » Статьи » Духовное образование. Просвещение » Духовное образование

Урушев Д.А. Опыт Старообрядческого богословско-учительского института в Москве (нач. XX в.)

История Московского Старообрядческого богословско-учительского института - одна из ярчайших и интереснейших страниц истории русского старообрядчества XX в., которая не имеет срока давности и до сих пор остается актуальной.

 

Старообрядческий Институт стал преемником той образовательной эстафеты, что была начата еще в XVIII в. школой, созданной при знаменитом Покровском монастыре на Ветке - центре старообрядческого поповщинского движения. В XIX в. эту эстафету продолжило училище для сирот и подкидышей, существовавшее в Москве на Рогожском кладбище. Основными предметами, которым обучались дети, были чтение, письмо, арифметика и церковное пение. Однако, в 1835 г., в ходе правительственных репрессий против старообрядцев, Рогожское училище было упразднено, как не находящееся в подчинении Министерства народного образования и не подходившее по своему устройству под устав учебных заведений. Но староверы, не желая лишаться училища, тайно перенесли его в подмосковное село Новинки, что близ села Коломенского, затем в само Коломенское, которое считалось «филиалом» Рогожского кладбища. Здесь училище некоторое время продолжало функционировать под покровительством местного удельного головы.

 

Старообрядчество всегда испытывало потребность в духовно-грамотных людях. Особенно остро эта потребность стала ощущаться после издания в 1905 г. Манифеста о началах веротерпимости. В ту поистине благословенную эпоху староверы организовывали общины, строили храмы, как никогда возвышая и укрепляя Святую  Церковь.  Подобный духовный  расцвет вызвал  потребность в открытии старообрядческих школ, где дети могли бы усваивать основы христианской  веры и нравственности. Такие школы  создавались  при  многих  общинах.   Возникла  необходимость в преподавателях и в училище, которое бы их готовило.

 

В начале XX в. староверы прекрасно понимали всю важность народного образования. Энтузиастом открытия старообрядческих школ и училищ был Александр Рыбаков, отец знаменитого историка, академика Бориса Рыбакова. Им была написана большая статья «Вопросы народного образования в старообрядчестве и всероссийские съезды», напечатанная в №39 и №42 журнала «Церковь» за 1911 г. В этой статье рассказывалось о решениях по вопросам организации приходских школ и училища, принятых на X и XI Всероссийских съездах старообрядцев. Нельзя не восторгаться энтузиазму участников тех съездов, считавших, что образование - это «первая необходимость», что «вся наша надежда в образовании». Много говорили и об организации педагогического училища: «нужно нам старообрядческого учителя или учительницу, нужно построить училище», «училище может принести громадную пользу и развить приход».

 

Эта насущная проблема была вскоре удовлетворена - 10 сентября 1912 г. в Николо-Ямском тупике, в здании общины Рогожского кладбища состоялось торжественное открытие Московского Старообрядческого богословско-учительского института. Попечительский совет рассмотрел рекомендации местных старообрядческих общин и принял на первый курс без экзаменов 23 человека. Кроме того, к вступительным экзаменам было допущено еще 15 человек, из которых только 7 выдержало испытание. Из первых студентов 12 были крестьянского сословия, 6 - мещане, 9 - казаки. 13 студентов было сыновьями священников. Средний возраст учащихся составлял 16 лет.

 

Открытию Института предшествовал молебен с водосвятием, совершенный московским архиепископом Иоанном в сослужении с Александром, епископом Рязанским и Егорьевским и причтом Рогожского кладбища. По окончании молебна владыка Иоанн обратился к Александру Рыбакову, заведующему Институтом, с пожеланием, чтобы он, получив доверие московского старообрядческого общества заведовать Институтом, воспитал крепких в вере старообрядцев.

 

Архиепископ говорил: «На вас с надеждой смотрит не только Москва, но и вся старообрядческая Русь. Выпустите людей знающих быт, нужды и запросы старообрядчества, людей религиозных. От того, каков будет институт зависит вопрос и о самом образовании в старообрядчестве. Будет удачен пример - еще откроются институты, не будет удачен - старообрядчество оставит мысль о высших старообрядческих школах». Обращаясь к учащимся, владыка Иоанн попросил беречь институт, как учреждение, которое с большим трудом, после многих усиленных ходатайств удалось, наконец, открыть.

 

С этого момента и началась деятельность старообрядческого института. Поступить в него мог любой молодой старовер, от которого требовались свидетельство о звании и сословии, метрика о рождении, рекомендации духовного отца или местной общины. Обучение было рассчитано на шесть лет: четыре курса (или, как тогда говорили, класса) общеобразовательных и два специальных, богословско-педагогических. Таким образом, училище, хоть и называлось институтом, на самом деле было средним учебным заведением, устроенным по образцу учительских семинарий.

 

В первые четыре года изучались катехизис, литургика, история Церкви и старообрядчества, славянский, русский, греческий и немецкий языки, история, география, логика, математика, физика, крюковое пение и основы иконописи. На двух специальных курсах изучались догматическое, нравственное и сравнительное богословие, история священного Писания и старообрядчества, церковное право и педагогика. Для педагогической практики студентов при институте в 1913 г. была открыта начальная практическая школа, выпускники которой могли перейти в институт.

 

Опыт Института в целом оказался удачным. Посему в 1913 г. Рогожская община отвела под постройку специального здания института землю, ранее пожертвованную кладбищу Клейменовой. Весной 1914 г. приступили к постройке двухэтажного дома в русском стиле по проекту архитектора Ф.А. Ганешина. Здание строилось на пожертвования СП. Рябушинского, Г.М. Кузнецова, Т.С. Морозова. 28 сентября 1915 г. Институт переехал в новое, но еще не оборудованное, помещение.

 

С Московским Старообрядческим богословско-учительским институтом связаны имена многих выдающихся староверов начала XX в.  В нем преподавали епископ Михаил Канадский и Яков Богатенко, сын епископа Александра Рязанского. Прекрасный знаток церковной музыки, Богатенко преподавал пение и его ученики, институтский хор, пользовались в Москве заслуженной славой. Их часто приглашали во многие столичные храмы.

 

Последним директором института был знаменитый начетчик Федор Мельников. К 1917 г. в четырех классах Института (пятый класс не был открыт в связи с войной и трудностями с продовольствием) обучалось 90 воспитанников, подавляющая часть которых была из провинции. Тогда же, в сентябре 1917 г., институт был преобразован в среднее учебное заведение - учительскую семинарию нового правительственного типа с 4 основными классами и 2 подготовительными, подготавливающую к поступлению в ВУЗ.

 

После октябрьского большевицкого переворота финансовое положение Института стало крайне тяжелым. Со страниц журнала «Слово Церкви» раздавались призывы к жертвователям о помощи и поддержке: «Надлежит выполнить гражданский долг перед родиной и старообрядчеством. Будем верить, что дружными усилиями руководителей и жертвователей институту удастся выйти благополучно из создавшегося положения. Всякая нравственная и материальная помощь, особенно дорога теперь, когда институт переживает кризис». Но не многие откликались на эти призывы. А в 1918 г. старообрядческое училище было закрыто советской властью.

 

Однако, нельзя сказать, что идея о старообрядческом образовании умерла сразу же после закрытия института. Продолжением института явилась Старообрядческая народная академия. Под этим громким названием открылись курсы по истории и культуре старообрядчества. Академия начала действовать в Москве в 1918 г. по инициативе старообрядцев всех согласий. Ее целью было содействие просвещению староверов и ознакомлению общества с древлеправославием.

 

В академии удалось провести только один учебный цикл, с 15 мая по 1 июля 1918 г. За этот срок 117 постоянных слушателей академии прослушали курсы лекций по старообрядческой истории, литературе и искусству. Были также прочитаны лекции по педагогике и экономике. Среди преподавателей были представители многих согласий, как поповцы (Яков Богатенко, Иван Кириллов), так и беспоповцы (Никола Ануфриев). Здесь можно было услышать и лекции, читаемые новообрядцами. Так, например, князь Евгений Трубецкой читал лекции о русском возрождении в религиозной живописи, а лекции о современной обмирщенной культуре читал, до своего рукоположения во иереи, Сергий Булгаков. После закрытия народной академии старообрядческие учебные заведения в России прекратили свое существование.

 

Д.А. Урушев, член Союза журналистов России (Москва)

 

Традиции духовного образования в старообрядчестве: история, современность, перспективы. Сборник материалов - Ржев, 2003

 

Категория: Духовное образование | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 1520

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz