Книжница Самарского староверия Суббота, 2024-Апр-20, 01:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Духовное образование [17]
Начетничество [9]
Просветительство. Школы [22]
Дети в храме [2]

Главная » Статьи » Духовное образование. Просвещение » Духовное образование

Рыбаков А.С. О преподавании в Cтарообрядческом институте ("Церковь", 1912 г.)

В сентябре 1912 года открывается на Рогожском кладбище в Москве Старообрядческий институт. На руководителей возникающего учебного заведения ложится почетная, но в высшей степени ответственная работа. Старообрядческий институт должен быть «старообрядческим» институтом, он должен быть все то, что так резко отличает нас, старообрядцев, от нестарообрядцев, сохранить старину, но и сочетать ее с новизной.

Старообрядцы до получения религиозной свободы и старообрядцы современные, это - люди совершенно различных психологии. До 1900 г., до создания первой общественной старообрядческой организации, всероссийских съездов, старообрядцы выступают разбросанными, разъединенными. Каждый старообрядческий приход, каждое старообрядческое общество живет своею совершенно обособленной жизнью: в это время слабо мелькает мысль о всем старообрядчестве, о его нуждах и заботах.

Старообрядческая печать в силу внешних условий издается за границей и, конечно, не полно отмечает назревшие нужды. Правительство подозрительно и недоверчиво относится к старообрядцам почти до  конца XIX века. За несколько лет до издания Высочайшего Указа 17 апреля (1) поднимается вопрос о признании старообрядцев-австрийцев (2) вредной сектой, об удалении архиепископа московского из Москвы, об отобрании от старообрядческих епископов подписи - не именоваться старообрядческими епископами(3). На местах отношение к живым и даже мертвым старообрядцам было суровее. Старообрядчество не могло строго разбирать, кого ему выбирать в священники, так как мало было и желающих.

В подобной обстановке гасла мысль о задачах старообрядчества; суживалось понятие Церкви, естественно ограничивалось выборное начало в приходе, священник из духовного руководителя превращался в исполнителя треб. Верующие лишь внешне, фактом присутствия за церковной службой соединялись в церковь. У не оформившегося церковного сообщества не было никаких прав, в нем лишь слабо поддерживалась идея выборного начала, искони присущая старообрядчеству, но единственным выборным лицом являлся священник. Лишь в центре, на Рогожском кладбище, не меркла идея выборного начала; здесь развивались основы церковно-общественной жизни; провинциальные же старообрядческие общины до 17 апреля не могли ставить ни религиозных, ни просветительных, ни благотворительных задач: это были общества без прав юридического лица, без прав владения и отчуждения имущества.

17 апреля 1905 года старообрядчество получило религиозную свободу, старообрядческие общины были признаны с определенными правами юридического лица. К церковному строительству был призван весь приход, совет общины явился выборным всего прихода, - и с 1905 года старообрядческие общины тесно примыкают к Церкви, но не сливаются всецело с ней. Община не становится исключительно церковным учреждением, но, примыкая своей деятельностью к церковно-общественным учреждениям, расширяет круг вопросов церковного управления и церковного устройства вопросами образования, воспитания и просвещения.

Старообрядческие общины, как церковно-общественные организации, стали предъявлять повышенные требования и к старообрядческим священникам и прихожанам. Расширяя круг своей деятельности, общины столкнулись с рядом религиозных, просветительных, культурных запросов и, не имея на местах достаточно подготовленных лиц, перенесли обслуживание важнейших вопросов старообрядческой жизни на всероссийские съезды, в частности в совет съездов. Деятельность всероссийских съездов и явилась выражением мнений и желаний старообрядческих общин.

Указ 17 апреля провел грань между воззрениями различных слоев старообрядческого общества.Одни старообрядцы всю жизнь прожили под вечным страхом преследования и долго не получали возможности открыто совершать богослужения. Они видели лишь слабое применение присущего Церкви выборного начала и, или мирились с фактом отстранения прихожан, или отождествляли участие мирян в церковном устройстве и управлении с посещением храма. Когда старообрядчество получило религиозную свободу, они горячо славили Бога за полученную свободу, за возможность открыто совершать богослужения. А когда столкнулись с рядом вопросов, которые необходимо выдвинуть, раз старообрядцы получили религиозную свободу, с вопросами воспитания, образования, с вопросом об участии мирян, то, в сущности, не нашли ответа, не смогли примирить и старину и новизну.

Их воспитательный идеал лежал в далеком прошлом, в XVI -XVII веке, когда при крепком патриархальном быте так сильна была власть домовладыки и так малозначащи личности всех его домашних: жены, детей, родственников, когда на ребенка возлагался ряд обязанностей: послушание родителям и почитание их, воспитании себя в страхе Божием, но страх Божий отождествлялся с подавлением самодеятельности ребенка и жестоким битьем его. «Нагибай выю его в юности, да покоит тя на старости» - вот завет старинного педагога Исуса, сына Сирахова.

Их образовательный идеал уходил в такую же далекую старину. И сами они, и их деды учили буки-арцы-азра-бра, учили наизусть Псалтырь и Часовник и не успевали дойти до Евангелия; к религиозным предметам присоединяли письмо полууставом и начатки арифметики - этим и заканчивали древнерусский курс обучения. Характер древнерусской школы они хотели бы сохранить и в современных старообрядческих школах.

Когда старообрядчеству было предоставлено право открывать общины, как правомочные организации, они или не признали общину, смотря на нее как на греховное учреждение, или признали, но ставили ей задачи исключительно церковные, видели умаление духовного авторитета в присутствии и правах мирян в общинном управлении.

Другая часть старообрядчества или более молодая, или не так сильно испытавшая тяжесть гнета прошлого - тесно связала воспитательные и образовательные задачи с нуждами и стремлениями старообрядческого общества. Она не смотрела на общину, как на учреждение исключительно церковное. С хранением церковного имущества, с участием в церковном управлении и устройстве она соединяла правительственные и культурные задачи. Она широко отстаивала участие мирян во всех вопросах церковной жизни и не мирилась со священниками, если они были только исполнителями треб. Она хотела бы видеть старообрядческих священников, как руководителей подрастающего поколения, научающих детей Закону Божию, вере и нравственности, как инициаторов создания древней формы христианского общения - приходов и общин; в них хотели бы видеть лиц, помогающих объединению разрозненных слоев старообрядческого общества, от них ждет нравственного воздействия на местное старообрядческое население с целью искоренения пьянства, надеется, что с усложнением старообрядческой жизни, когда выдвинутся важные для экономического благосостояния старообрядчества вопросы, население могло бы найти совет и указание у старообрядческого священника, хотела бы видеть его действительным направителем и руководителем общины.

Эта часть старообрядчества, сама учившаяся по старинному методу, проходившая тот же курс древнерусской школы, чутко прислушивалась и к тому, что делается кругом, и ей казалось немыслимым в курсе современной старообрядческой школы повторить целиком курс древнерусской школы. В XVII веке школа с исключительным изучением Псалтыря и Часовника служила крепостному крестьянину. В XX веке старообрядец уже не крепостной, он должен порой за 1000 верст уходить из родной деревни, должен быть грамотным и приспособленным к жизни.

Старообрядческий институт ставит своей задачей - готовить лиц к церковно-общественнои деятельности среди старообрядцев, подготовлять кандидатов в священники и учителя старообрядческих школ. С первых же шагов старообрядческий институт должен ясно очертить предстоящий ему путь, наметь свои задачи и основные цели, чтобы сообразно поставленным задачам организовать и учебную и воспитательную часть.

Могут считать, что цель стремлений старообрядчества в основном достигнута, что есть возможность свободно совершать богослужение, свободно иметь своего священника, возможность хранить церковное имущество, и потому задачи старообрядчества не удовлетворены, поскольку оно лишено храмов, церковной утвари, священных книг, поскольку не созданы школы для изучения церковных вопросов.

Нужно согласиться, что возможность совершить богослужение - одно из основных старообрядческих желаний, но не единственное; старообрядчество смотрит на Церковь, как на собрание верующих с определенными правами в области церковного устройства и управления и лишь по нужде мирится со священником, как исполнителем треб. С получением религиозной свободы оно захотело увидеть в своем священнике духовного руководителя.Чтобы стать духовным руководителем общины при современных усложнившихся условиях местной старообрядческой жизни, иначе должен воспитываться старообрядческий священник, с другим материалом знакомиться.

Старообрядческий институт должен считаться с усложнившимися условиями жизни, должен исходить из требований и нужд старообрядческого общества и сообразно им определять свою задачу в области подготовки лиц к церковно-общественнои деятельности среди старообрядцев. Старообрядческий институт не должен быть учреждением исключительно образовательным, он не будет тогда старообрядческим, не может быть учреждением только воспитательным, каковым была древнерусская школа; он должен разумно сочетать и образовательные и воспитательные задачи.

В области воспитания он должен ставить своею задачей сохранение и развитие тех особенностей, которые так резко отличают старообрядцев от нестарообрядцев.

Характерная черта старообрядчества - глубокая народность веры. В старообрядчестве каждый верующий чутко проникается мыслью, что духовная благодать одинаково покоится в каждом верующем, и что каждый верующий в силу этого есть правомоч­ный участник церковно-общественной жизни. Отсюда идет выбор­ное начало и отказ от положения учимых и учащих, от мысли о самостоятельности духовенства и несамостоятельности мирян. Вековая борьба старообрядцев за отстаивание своих религиоз­ных убеждений выработала в них энергию и настойчивость, трез­вость и самостоятельность, и создала уменье отстаивать свои взгляды и убеждения. Это - характерные особенности старооб­рядцев, и они должны быть сохранены и развиты возникающей старообрядческой школой.

Старообрядческий институт, сохраняя природную религиозность ребенка, должен приспособить его к предстоящей ему деятельно­сти, должен выпустить с сознанием необходимости трудиться и уменье работать на избранном поприще.

Сообразно поставленным задачам должна быть организована и образовательная часть.

Наука, как изложение установленных, проверенных фактов, остается, конечно, одна и для старообрядца и для не-старообрядца, но самое изложение научных фактов может быть ярким и бесцветным, ясным и туманным, доступным и трудным. Если наша цель - выпустить будущих духовных руководителей старо­обрядчества энергичными, дельными и знающими людьми, с зна­нием быта и нужд старообрядческого общества, то самим выбо­ром учебников, наглядных пособий мы должны научить воспитан­ника института самостоятельно работать, не предлагать ему го­товых ответов, но учить его приходить к ним путем самостоя­тельных выводов.

Учебник должен быть ясным, толковым, научным, лишенным всякой тенденциозности. Школа должна стоять вне политики, ее задача - знакомить ученика с рядом дисциплин, формирующих еще не окрепший детский ум, развивающих и усиливающих в нем нравственную устойчивость.

Вокруг ребенка сложная, богатая своей особенной жизнью при­рода, в книгах - далекая история прошлого, огромный культурный материал, накопленный человечеством за несколько тысячелетий в области религии, искусств, наук. Задача школы - подготовить ученика к жизни, к предстоящей ему деятельности, связать далекое прошлое с настоящим в целях большего приспособления к жизни, но не задача школы - устанавливать отношение не оформившего­ся ученика к окружающему его политическому и социальному миру.

В пределах намеченной программы предметов старообрядческого института работа должна распределяться между учеником и учите­лем. Работа преподавателя должна носить живой характер, его изложение предмета должно быть ясным, интересным. Интерес к предмету может усиливаться, если преподаватель привлекает к работе весь класс, заинтересовывает его живым изложением, вве­дением наглядных пособий, в виде иллюстраций, препаратов, картин волшебного фонаря, если предлагает ученикам темы для самостоя­тельной разработки какого - либо вопроса, изучаемого курса и изложения сущности доклада перед всем классом.

Ученики старообрядческого института, будущие священники и педагоги, должны уметь владеть своей речью. Искусство управ­лять своей речью не достигается какими - либо внешними сред­ствами, например, изучением творений красноречивейших отцов и учителей Церкви, разбором их произведений, уяснением плана их сочинений. Творения отцов Церкви, это - творения блестящих представителей византийского ученого мира, где глубина содер­жания всегда соединяется с красивой формой. Отцы Церкви выступают в своих творениях, как природные ораторы, блестя­щие стилисты и глубокие знатоки человеческой природы. Если бы наш ученик, особенно младших классов, взяв какую-либо проповедь св. Иоанна Златоуста, захотел бы ее изложить перед целым классом, - он, самое большое, мог бы изложить тему проповеди в объеме доступного ему понимания. Между тем, если он берет то, что ему вполне доступно по содержанию, что понятно и всему классу, как углубление и расширение вопросов, известных уже им из учебника, ученик не только развивает себя, но и вырабатывает умение владеть речью и в то же время вносит оживление в работу класса.

Таким образом, задача старообрядческого института - воспитать юношей-старообрядцев старообрядцами по духу, с указанными осо­бенностями в области религии и быта, познакомить их в ярком и живом изложении с рядом научных дисциплин, чтобы тем самым подготовить их к предстоящей им деятельности.

Религиозно-нравственное воспитание в Старообрядческом институте

На постановку религиозно-нравственного воспитания должно быть обращено особое внимание руководителей старообрядческого института. И потому, что старообрядческий институт является учреждением старообрядческим, а старообрядцев всегда отличала глубокая религиозность, и потому, что в самой христианской религии - могучий источник для нравственного воздействия на воспитываемого, для развития в нем христианских начал.

Религия всегда имеет в виду не настоящее, а будущее, не временное, изменчивое, а постоянное, неизменное, должное. И в этом - основное и коренное различие религии от науки. Наука исходит из настоящего, стремится, в конце - концов, узнать прошлое, подметить определенную закономерность в неорганическом и органическом мире, закономерность, существующую с самого сотворения мира, но долго неизвестную человеку.

Религия всегда говорит о должном, говорит о заповедях, которым человек должен следовать, о началах, на которых человек должен строить свою жизнь, об отношении к Богу, как воплощению тех совершенств, к выполнению которых обязан стремиться человек.

Говоря о будущем, религия тем самым вырабатывает определенный идеал, которому должен следовать человек. Основная задача религиозного обучения - исторически познакомить обучаемого с различным отношением человека к Богу, а затем -создать такую обстановку в самой школе, которая воспитала бы в ученике основные христианские начала.

Христианство, намечая идеал нравственного совершенства, ждет осуществления его не от каких - либо посторонних влияний, а лишь от самого человека, от его возможности дисциплинировать себя, подчинить свои желания основным заповедям христианства. Отцы и учителя Церкви считал свободной человеческую волю, но слабой, одинаково склонной и к добру и к злу, говорили о необходимости усиленной борьбы человека с самим собой, о суровом послушании, закаляющим человека и предохраняющим от соблазнов.

Школьная  организация  старообрядческого  института должна быть устроена таким образом, чтобы предоставить разнообразный материал для дисциплинирования ученика. Каждый из излагаемых предметов должен представлять определенную систему знаний, сообщаемую в известной последовательности и по определенному методу. Систематически подобранные знания дисциплинируют не только ум ученика, но и его волю, вызывая затрату усилий на усвоение знаний. Каждый предмет в своей области сообщает ученикам известные навыки и полезные знания, но усилия преподавателя должны быть направлены не только к тому, чтобы образовать ученика, но и воспитать его. Излагая научно, объективно свой предмет, преподаватель должен побуждать учеников к совершению хороших действий, к их повторению, к созданию нравственных привычек, управляющих жизнью, приучить к чуткой оценке предписаний долга; путем хороших примеров, бесед, нравственных впечатлений, здоровых идей - сосредоточить внимание на воспитании совести и нравственного сознания.

Школьная организация должна строиться в соответствии с поставленной целью; нужно присматриваться к характеру детей и прилагать усилия к исправлению отрицательных сторон, высоко ставить открытое выражение своего мнения, высказывать отвращение к доносу, прислушиваться к просьбам и запросам учеников, делать их самих судьями их поведения, обращаться к их чувству и нравственному сознанию.

Таким образом, религиозно-нравственное воспитание создается общим характером строя школы, планомерной работой всех преподавателей и определенным устройством школьных порядков.

1.          Имеется в виду Именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату от 17 апреля 1905 г. об укреплении начал веротерпимости.

2.          Всероссийские Съезды старообрядцев - регулярные собрания старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерахии. Возникли по инициативе еп. Арсения Уральского в 1900 г. Были благославлены Освященными Соборами. На съездах обсуждались вопросы просветительской, издательской, хозяйственной и иной деятельности. Всего состоялось 18 съездов. В 2000 г. проведение Съездов возрождено - проведен XIX Всероссийский Съезд.

3.          См. примечание 1.

4          Одно из некорректных наименований старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии. Произошло от того, что с. Белая Криница на Буковине (ныне - Черновицкая обл. Украины), где располагалась кафедра митрополита Белокриницкого, в то время территориально входило в состав Австро-Венгерской империи.

5.        Перечисляются мероприятия, направленные на уничтожение старообрядчества, предложенные в постановлении Особого Совещания (участники - в.к. Сергей Александрович, министр юстиции Муравьев, министр внутренних дел Сипягин, под председательством обер-прокурора Синода Победоносцева), утвержденного 22 февраля 1900 г. Николаем II.

 

А.С. Рыбаков, директор Старообрядческого института

Журнал «Церковь». - 1912. - №10. - С.225-228

Категория: Духовное образование | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 1774

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz