Книжница Самарского староверия Вторник, 2018-Дек-11, 03:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Интервью нашему сайту [17]
Интервью другим СМИ [65]
Внешние о староверии [6]

Главная » Статьи » Интервью » Интервью нашему сайту

Интервью настоятеля храма Тверской общины РПСЦ (г.Москва) о.Алексея Лопатина и С.Г.Вургафта, пресс -секретаря митрополита

В последнюю неделю прошедшего года стало известно о кадровых переменах в Московской Митрополии. Изменения коснулись, в основном, Информационно-издательского отдела, который при митрополите Андриане являлся «штабом» перемен в общественной жизни Церкви. По мнению наблюдателей, старообрядческая Церковь впервые за долгие годы попыталась напрямую обратиться к русскому народу, пробуждая в нем интерес к великому духовному прошлому, к тем бесценным сокровищам православного духа, которые она сохраняла веками.  Начавшийся диалог получил общее название курса открытости, и встретил заинтересованность в обществе, привлек доброжелательное внимание государственных деятелей. И даже после внезапной кончины митрополита Андриана, с чьим именем было связано наметившееся возрождение старообрядчества,  многие ожидали, что его курс будет продолжен преемниками.

Поэтому неожиданные отставки руководителя отдела иерея Алексея Лопатина и пресс-секретаря митрополита Сергея Вургафта многими старообрядцами и внешними наблюдателями были восприняты как уход команды владыки Андриана и вызвали немало вопросов.

За ответами на некоторые из них мы обратились непосредственно к самому о. Алексею.

- Отец Алексей, в чем причина вашего ухода?

- Если сказать кратко: задачи, которые перед нашим отделом поставил митрополит Андриан, мы выполнили, а новых не поступило. Информационно-издательский отдел создавался для решения фундаментальных вопросов, которые жизнь поставила перед старообрядчеством. Чтобы слово нашей Церкви звучало в России и в XXI веке, необходимо было возгреть духовную, христианскую, общинную жизнь внутри самой РПСЦ, с одной стороны, и открыть новую страницу в отношениях старообрядчества с властными структурами, начать разговор с современным российским обществом, с другой.

Эти цели были стержнем всех наших усилий, даже когда мы решали вполне конкретные задачи, такие, например, как организация и проведение празднования 100-летия распечатания алтарей, проведение пресс-конференций и встреч с общественностью.

Сегодня новых масштабных задач, подобных тем, что мы решали последние полтора года, для нас нет. Очевидно, будут другие задачи и другие люди. 

- Отец Алексей, по чьей инициативе произошла эта отставка?

- Прошения об освобождении от должности нами были поданы митрополиту ещё в начале ноября. Определенное время потребовалось владыке Корнилию, чтобы все обдумать, посоветоваться, сделать свой выбор и удовлетворить наши прошения.

- Уточню вопрос. Вы с С. Вургафтом написали эти прошения по своей воле или под чьим-то давлением?

- Если говорить о митрополите Корнилий, то он не принуждал меня к уходу, наоборот, даже отговаривал.

- Почему же Вы не остались?

- Потому что, во-первых, как я уже сказал, сегодня для нас не видно поля деятельности, а, во-вторых, я до сих пор не смог уяснить себе тот курс, которым митрополит Корнилий собирается повести церковный корабль. А без этого понимания работать невозможно.  Есть и третья причина, о которой невозможно не сказать. К сожалению, у нашего отдела и у меня лично не сложились рабочие отношения с управляющим делами Митрополии. Приведу такую аналогию: все знают, как трудно бывает в семье, когда теща постоянно пытается вмешиваться в дела супругов, пытается добиваться каких-то своих целей, не останавливаясь даже перед разрушением семьи.  Такой «тещей», по моему мнению, для нашего отдела был о. Евгений.  

- Кто же сегодня остался в Информационно-издательском отделе?

- В том виде, в каком он задумывался нами вместе с митрополитом Андрианом, его уже нет. Ведь кроме подготовки и издания книг, альбомов, видеофильмов, выпуска «Вестника Митрополии», поддержки официального сайта, работы с корреспондентами газет и телеканалов, систематизации, описания книгохранилища и архива Митрополии, подготовки выставок он по мере сил выполнял и функции тех отделов, которых не было в штате Митрополии: подготавливал проведение Соборов Церкви и Советов Митрополии, ведал внешними связями и даже готовил и проводил экскурсии по Рогожскому кладбищу. Ну и так далее.

Сегодня, как я слышал, есть план расформировать отдел. Исключить из его  состава такие важные подразделения как книгохранилище и архив, создав новые отделы, упразднить должность пресс-секретаря. Возможно, не будет и постоянного присутствия сотрудника ИИО в Митрополии, а работа, в основном, будет надомной. На мой взгляд, это раздробление ничего положительного в себе несет, скорее, наоборот, ухудшит отдачу, работоспособность и моральную атмосферу в уже сложившемся коллективе. Не такая уж большая в Митрополии «скамейка запасных» сотрудников, что бы идти путём увеличения числа самостоятельных служб, отделов и подотделов. Да и не нужна эта бюрократизация, нужны дела.

- Отец Алексей, известно ли, кто возглавит ИИО?

- Насколько стало известно, владыка Корнилий сделал соответствующее предложение Александру Васильевичу Антонову, главному редактору журнала «Церковь», одному из старейших работников Митрополии с 1986 года. Александр Васильевич ещё при митрополите Алимпии занимался в Митрополии выпуском церковных календарей и др. церковных изданий. Однако его официального назначения пока ещё не было, и пока оно не состоится, всякое может быть. В том смысле, что могут проявиться и другие кандидатуры, пока находящиеся в тени, но от этого не менее реальные.

- Известно, что А. В. Антонов является председателем общины храма на Белорусской, где Вы настоятельствуете. Собираетесь ли Вы сотрудничать с ним, если он будет назначен руководителем ИИО, или отводите себе роль постороннего наблюдателя?

- С Александром Васильевичем у нас всегда были, и я уверен, останутся хорошие личные и деловые отношения. Что же касается моих планов, то в ближайшее время я хотел бы сосредоточиться на делах своего прихода, изрядно запущенных из-за моих обязанностей в Митрополии. «Белорусская» община всегда старалась быть активной, и у нас по-прежнему есть большие планы: мы готовим книгу о вл. Андриане, возобновили выпуск журнала «Духовные ответы», вскоре запускаем свой сайт «Правда старой веры», продолжим сотрудничество с учеными, будем занимать просветительской, культурной деятельностью. Хотел бы выразить уверенность, что потенциал нашей общины не останется нереализованным.

Вслед за о. Алексеем на наши вопросы согласился ответить и пресс-секретарь митрополита Андриана С. Г. Вургафт. 

- Сергей Григорьевич, насколько по Вашему мнению, ваши отставки повлияют на изменение курса Митрополии?

-  Скорее уж изменения, затронувшие Митрополию, повлияли на мою отставку и отставку о. Алексея. Я ещё до выборов говорил, что сильный Информационно-издательский отдел не будет нужен никому из наличествующих кандидатов в митрополиты. Никому из них более не понадобится инструмент для воздействия на общественное мнение. Идея начать разговор старообрядческой Церкви с русским народом была близка митрополиту Андриану. Но сегодня эти планы не значатся в повестке дня Московской Митрополии. У владыки Корнилия есть свои намерения, которые мы должны уважать, и поэтому ушли в отставку. Не надо мешать.

Конечно, мне жаль упущенных возможностей, которые могли бы послужить укреплению авторитета нашей Церкви в России, жаль многих нереализованных идей. Например, прошлым летом мы готовились к серьезному выступлению по вопросу о сокращении населения России. Интересно, что наши намерения по времени почти совпали с известным выступлением А. И. Солженицына о «сбережении русского народа». В этой проблеме,  как в точке, сошлись различные силовые линии: разрушение деревни и традиционного уклада, вопросы сохранения семьи, как общественного института (сегодня молодые люди всё чаще предпочитают «свободные» отношения), гигантское количество абортов, отсутствие государственной политики по отношению к многодетным и множество других тем, по которым у Церкви не может не быть мнения. И уж кому-кому, а старообрядцам здесь было что сказать. Владыка Андриан готовился к этому разговору…

Огорчаюсь, что сегодня общественно-значимые вопросы в нашей Церкви уже не будут поставлены. А иной раз думаю, может быть, это и хорошо, потому что, кажется,  само старообрядчество не готово к тому, чтобы сегодня претендовать на общественное влияние и на достойное место в общественном устройстве. Нет достаточных интеллектуальных сил, нет достаточного уровня христианской и гражданской ответственности, нет понимания своей миссии.

Так что курс, безусловно, изменился. Стал более консервативным и «домашним», а к добру это или к худу, я думаю, на это у каждого своя точка зрения. Господь покажет.

Категория: Интервью нашему сайту | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 824

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2018Бесплатный хостинг uCoz