Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Ноя-24, 02:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Интервью нашему сайту [17]
Интервью другим СМИ [65]
Внешние о староверии [6]

Главная » Статьи » Интервью » Интервью нашему сайту

Дух «Поморских ответов» жив в Церкви: интервью члена Российского Совета ДПЦ К.Я.Кожурина сайту «Самарское староверие"

- Кирил Яковлевич, скоро исполнится год с того момента, как в Санкт-Петербурге состоялся III Всероссийский Собор ДПЦ.   За это  время уже  можно подвести некоторые итоги.  В период подготовки к Собору и официальные пресс-релизы, и церковные деятели в своих интервью избегали наименования «III Всероссийский Собор». Но затем, уже в период работы Собора, это название стало встречаться все чаще, а к окончанию Собора стало, по сути, официальным наименованием Собора. Можно ли сказать, что соборное мнение оценило значение Собора именно как III Всероссийского, поставив его в один ряд с I и II  Всероссийскими Соборами?

- Дело в том, что, готовясь к Третьему Всероссийскому Собору (а событий такого масштаба у нас не было практически с 1912 года), мы до последнего момента не знали, сколько приедет людей, все ли поморские общины России будут представлены, а потому раньше времени не дерзали на такое громкое наименование. Как известно, сроки проведения Собора не раз переносились. Когда же мы воочию убедились в том, что практически все, «здравствующие» на данный момент, российские общины (как зарегистрированные, так и незарегистрированные) представлены на Соборе, порядковый номер «Третий» стал звучать все чаще и чаще.

Первым, кто назвал наш Собор именно «Третьим» во весь голос, что называется, с кафедры, был Председатель Российского Совета ДПЦ д.н. Олег Иванович Розанов. Затем это наименование озвучили в своих приветствиях Председатель Центрального Совета ДПЦ Латвии д.н. Алексий Николаевич Жилко и Председатель Центрального Совета Беларуси д.н. Петр Александрович Орлов. В своем выступлении о. Петр Орлов обратился к соборянам с предложением: «поддержать нас, староверов-поморцев Беларуси, о присвоении Собору порядкового номера 3, так как мы являемся действенными продолжателями Первого и Второго Всероссийских Соборов». И это действительно так. Уж как бы нас мало ни было – а других нет... Слова уважаемых духовных отцов были единодушно поддержаны участниками Собора. Наименование Собора «Третьим» было именно соборным мнением.

- Нельзя ли подробнее рассказать о той большой подготовительной организационной работе, которая предшествовала Собору?

- Всего, конечно же, не расскажешь. Действительно, была проведена немалая работа. В феврале 2004 года на расширенном заседании Российского Совета была выбрана Предсоборная комиссия. От общин к рассмотрению Предсоборной комиссией поступило порядка 115 вопросов духовного характера, из которых на Собор были вынесены только самые насущные общецерковные вопросы, а остальные – отложены до последующего Собора. В связи с неготовностью сроки Собора несколько раз переносились. Последнее заседание Предсоборной комиссии состоялось буквально накануне открытия Собора – 2 мая 2006 года.

Перед Собором членам Российского Совета пришлось совершить немало рабочих поездок в целях разъяснения важности предстоящего церковного события и оповещения поморских общин на местах. Немаловажной была и хозяйственная сторона Собора, ведь надо было встретить, принять, накормить, устроить на ночлег почти 200 человек! Такого рода объективные трудности послужили причиной переноса Собора – как во времени, так и в пространстве (первоначально планировалось проведение Собора в Москве, в храме Воскресения и Покрова в Токмаковом переулке, где проходили Первый и Второй Всероссийские Соборы).

Слава Богу, с Божьей помощью и с помощью христолюбцев нам удалось провести это мероприятие в Петербурге, поднять этот камень, который многим казался просто неподъемным. Но, как говорится, вера сдвигает и горы. Нашлись средства, а главное – нашлись люди, которые активно помогали на всех «фронтах». Немалый груз выпал на плечи заместителя председателя Невской общины по Рыбацкому приходу (где как раз и проходил Собор) Александра Константиновича Анащенко, который за неделю до открытия Собора дневал и ночевал в Невской обители, лично участвуя в подготовке к встрече делегатов. Спаси Господи, помогали наши прихожане – это, в первую очередь, наш «актив» и слушатели Воскресной школы. Некоторые на время проведения Собора взяли на работе отпуска и отгулы. Особенно отрадно было видеть, что значительный груз забот взяла на себя наша молодежь, осознавая всю важность происходящего события. Кто-то даже специально приехал из других городов (в том числе и из Сибири!), чтобы помочь. Спаси их Господи и помилуй!

- Нам представляется, что одной из важнейших задач Собора была консолидация поморских общин. Удалось ли продвинуться в решении этой задачи?

- Безусловно, это так, хотя подводить какие-то более конкретные итоги и выносить категорические суждения, на мой взгляд, пока еще рано.

- Каковы, на Ваш взгляд, основные итоги Собора?  В чем его значение?

- Итоги Собора показали, что, несмотря на разрозненность общин и появившиеся кое-где с годами местные обычаи, мы были и остаемся Единой Соборной Апостольской Церковью: в главном, то есть в догматике, мы едины со своими отцами и дедами, хотя и не заканчивали духовных «академиев». Практически все вопросы богословско-догматического характера принимались единогласно. Дух «Поморских ответов» жив в Церкви. И это не может не радовать.

Что касается значения Третьего Всероссийского Собора, то об этом скажут будущие историки. Одно лишь можно сказать со всей определенностью: то, что удалось собрать такое количество представителей отдаленных и порой разрозненных поморских общин воедино; то, что они познакомились друг с другом и убедились, что они не одни, – уже немало.

Самое, может быть, для нас, християн, ценное из того, что произошло в эти дни, – это соборная молитва. Сибирь и Прибалтика, Белоруссия и Казахстан, Украина и Европейская Россия «едиными усты и единым сердцем» прославили Воскресшего Спасителя мира Исуса Христа. Перед началом первого соборного заседания был отслужен Пасхальный молебен. И когда весь Собор, как один человек (а ведь все приехали из разных мест, в каждой общине с годами образовалась своя напевка), запел пасхальный тропарь, то стены просто дрожали. Это невозможно было слушать без слез.

- Как Собор повлиял на дальнейшую жизнь Поморской Церкви? За время, прошедшее с момента проведения Собора, мы публиковали немало новостей об открытии и закладке новых поморских храмов, организации новых общин. Является ли это следствием работы Собора?

- Собор, безусловно, дал мощный толчок для развития ряда поморских общин и вызвал у многих настоящий энтузиазм. Современная ситуация в чем-то напоминает Первый Всероссийский Собор, впервые открыто собравшийся после вековых гонений. Отличие лишь в том, что за семьдесят лет, предшествовавших Третьему Собору, потери оказались значительно больше, чем за триста лет, предшествовавших Первому. Что касается организации новых общин и закладки храмов, то, на мой взгляд, Третий Собор значительно повлиял в этом направлении. Многие християне начали осознавать всю важность организации общинной жизни и полноценной соборной молитвы.   

- Что именно показалось особенно ярким на Соборе лично Вам, что больше всего запомнилось?

- Как я уже сказал, наиболее значимым событием всего Собора явилось то, что мы, несмотря на множество трудностей, смогли собраться все вместе и вознести хвалу Воскресшему Господу. Это была настоящая Пасхальная радость.

Сильное впечатление произвел и тот факт, что во все дни соборных заседаний в храме находилась величайшая святыня Староверия – священнический крест Аввакума, привезенный из далекой Сибири. А главное – это общение, с самого раннего утра и до позднего вечера. Казалось, вся Русь християнская со всех концов собралась в эти дни в Невской обители. Причем поразительно то, что с людьми, большинство из которых раньше никогда в своей жизни не видел, общаешься как с давними знакомыми – вот что такое единство веры! И теперь, когда мне часто приходится совершать поездки по поморским общинам страны и «ближнего зарубежья», не перестаешь удивляться легкости общения со своими одноверцами.

Но самым, может быть, важным лично для меня событием стало мое избрание в члены Российского Совета, причем, что было для меня совсем неожиданным – единогласно. Это, безусловно, не из-за моих каких-то заслуг, а в счет будущей работы. Собор оказал мне такое доверие, которого я вовсе и не заслуживаю. Но вместе с тем подобное доверие налагает огромную ответственность, ведь от того, что мы, выбранные на Соборе члены Российского Совета, сейчас сделаем (или не сделаем) во многом будет зависеть судьба Староверия в России.   

- Выдвинулись ли на Соборе новые яркие деятели Поморской Церкви из среды молодежи, из провинциальных общин?

- Да, если можно так выразиться, произошло значительное «омоложение» состава Российского Совета. В отделы были выбраны молодые активные деятели, которые, на мой взгляд, пока оправдывают доверие избравших их соборян. Хотя от некоторых членов РС хотелось бы большей активности.

Что касается представителей провинциальных общин, то их в Российском Совете, к сожалению, не так много, как можно было бы желать. Многие из тех, чьи кандидатуры выдвигались в Российский Совет, брали самоотвод. И это тоже можно понять. Сейчас во многих местах идет строительство, налаживание общинной жизни, и деятелям этих провинциальных общин приходится больше заниматься своими собственными общинами, а в общероссийском масштабе по-прежнему львиная доля забот приходится на москвичей и петербуржцев.

- На Соборе было принято решение о проведении в 2009 г. Всеобщего Собора ДПЦ. Идет ли подготовка к нему?

- Да, 29 июня 2006 года, на заседании Единого Совета ДПЦ в Москве было подтверждено прозвучавшее на Третьем Соборе предложение о проведении в Москве в 2009 году юбилейного Всеобщего Собора ДПЦ. Тогда же было предложено создать Предсоборную комиссию. В ее состав предложили избрать по три представителя зарубежных духовных центров и шесть человек от России. Но о подготовке к предстоящему Собору, я думаю, больше могут рассказать о. Владимир Викторович Шамарин и Иван Васильевич Сокерин – как члены Предсоборной комиссии.

 

- В последнее время наблюдается рост информационной активности христиан-поморцев. Традиционно впереди в этом смысле поморцы Латвии – там есть несколько активно работающих поморских сайтов, издается газета «Меч духовный», журнал «Поморский вестник». В прошлом году начал работу сайт белорусских поморцев,  в январе нынешнего года на заседании ЦС ДПЦ Белоруссии принято решение об издании Информационного вестника. Российский Совет ДПЦ также принял решение о выпуске журнала и о создании сайта. Означает ли это, что у ДПЦ формируется собственная информационная политика? Каковы ее цели и принципы?

- С одной стороны, к информационной активности подтолкнул Собор. Староверие за последние годы действительно пробуждается. Если мы сравним последние наши Календари с Календарями за предыдущие годы, то увидим существенное различие. Раздел «Церковные события» становится с каждым годом все больше и больше. Что-то уже не вмещается – мы оставляем это для журнала. С другой стороны, само время диктует условия: если мы не пишем правду сами о себе, то о нас начинают писать всякие небылицы. Можно молчать до определенной степени, но когда в некоторых «православных» гимназиях детей начинают учить тому, что староверы пьют кровь младенцев, то молчать просто преступно.

- Можно ли подробнее рассказать о будущем журнале и будущем сайте? Кто будет их редактором, каков будет авторский коллектив?

- Решение об издании журнала «Староверие» было принято на заседании Российского Совета в октябре 2006 года, хотя идея эта зародилась очень давно. С каждым годом наш календарь становится все объемнее (некоторые даже жалуются, что простой бандеролью его выслать нельзя, приходится отправлять посылкой), а между тем есть ряд интересных и важных материалов, которые просто не помещаются. По замыслу издателей, журнал планируется как приложение к главному церковному изданию – Календарю ДПЦ. Поэтому и редколлегия журнала – та же, что и редколлегия Календаря. Ответственным же за подготовку макета журнала на заседании был назначен член Российского Совета, сотрудник Историко-архивного отдела Алексей Александрович Безгодов. Первый номер журнала планируется выпустить уже к лету этого года. В Календаре мы размещаем в основном информацию официального характера, печатаем, как правило, статьи и материалы членов нашей Церкви. Журнал же планируется как издание более популярное, предполагается публикация статей внешних авторов, общеобразовательные, просветительские материалы.

Относительно будущего сайта окончательного решения пока не принято. Создание подобного сайта – дело крайне ответственное, ведь то, что будет на нем появляться, будет восприниматься многими как соборное мнение всей Церкви. На примере Календаря ДПЦ мы уже знаем, что ряд неосторожных публикаций где-то вызывал целую волну возмущений, а где-то – воспринимался как руководство к действию. Поэтому было лишь высказано предложение (принятое на Российском Совете в октябре 2006 года) о том, что сайт будет не официальным, а информационным. (Кстати, решение о возможности создания подобного сайта было высказано еще в июне 2001 года на Совещании руководителей центральных органов и общин ДПЦ России, Белоруссии, Латвии и Литвы.) Кто будет заниматься сайтом, редактировать его – вопрос пока остается открытым.

- В ДПЦ очень хорошо поставлена работа с молодежью. Можно ли подробнее об этом?

- В этом, прежде всего, заслуга духовных наставников Невской Старообрядческой Поморской общины (ведь именно Невская община является на протяжении вот уже нескольких лет тем центром, вокруг которого объединяется наша поморская молодежь) – Олега Ивановича Розанова, Владимира Викторовича Шамарина, Илариона Михайловича Петрова, руководства Российского Совета, а также многолетнего организатора слетов и лагерей Михаила Владимировича Никитина. Наши духовные отцы не стали тормозить молодежную инициативу, но наоборот – всячески ее поддерживали, дали ей «зеленую улицу», понимая, что молодежь – это наше будущее, завтрашний день нашей Церкви. Эти слова сейчас многие любят повторять, однако на практике молодежи просто не дают самореализоваться, постоянно одергивая и ограничивая ее инициативу. А ведь в Церкви для всех найдется дело по душе. Как говорит святой апостол Петр, «служите друг другу каждый тем даром, который получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори, как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог» (1 Пет. 4, 10-11). Сегодня нам нужны и церковные служители, и начетчики, и писатели, и плотники, и веб-мастера, и кухарки.

Главным организатором Первого слета поморской молодежи, прошедшего в августе 2001 года, стал Председатель Российского Совета ДПЦ, наш настоятель Олег Иванович Розанов. В память о своей супруге Надежде Викторовне он осуществил ее идею собрать в Петербурге поморскую молодежь. С этого года молодежные слеты стали собираться каждый год, а в 2002 году в деревне Подмолодье Псковской области стали проводить молодежный лагерь. Постепенно слеты и лагеря стали международными – на них приезжали староверы не только из России, но и из «ближнего» и «дальнего» зарубежья. «Благотворения и общения не забывайте», – заповедовал нам святой апостол Павел. И действительно, общение со своими единомышленниками – это бесценное сокровище, которое можно приобрести в нашем лагере. Самое же главное, что одним лагерем общение не ограничивается, ребята продолжают переписываться, перезваниваться, приезжают друг к другу в гости. Пусть и не сразу, и не в таких масштабах, как хотелось бы некоторым, но все же создаются християнские семьи. Не нужно забывать, что брак – это таинство, которое совершается на небесах, и заранее что-то запрограммировать или запланировать здесь не представляется возможным.

Последний год был особенно плодотворным в плане молодежного движения: наконец-то стали просыпаться регионы, то, чего мы долго пытались добиться. За один только год прошли молодежные встречи и слеты в Великом Новгороде, Москве, Нарьян-Маре (уже второй слет), Санкт-Петербурге (не считая традиционного летнего слета, прошли еще две встречи), Белгороде. Одним из важнейших результатов этих молодежных встреч для общинной жизни стала организация воскресных школ в Великом Новгороде и Белгороде. Наконец-то организован долгожданный молодежный лагерь в Латвии. В планах – организация християнского летнего лагеря в районе Пустозерска, проведение слетов и встреч молодежи в Сыктывкаре, Кургане, Польше и Сибири...

Вообще нужно сказать, что работа с молодежью должна стать нашей наиглавнейшей задачей. Кто еще, если не Церковь, может сейчас спасти нашу молодежь? Государству, судя по всему, просто на нее наплевать. С молодежью начинают заигрывать только накануне очередных выборов. Она предоставлена самой себе – и результаты мы прекрасно видим, особенно в городах. Современная «цивилизация» всеми своими отвратительными щупальцами захватывает молодежь в свои сети, чтобы, использовав в своих мерзких целях, вышвырнуть потом ее вон. Реклама делается таким образом, чтобы, прежде всего, воздействовать на молодежь. Наркомания, пьянство, проституция, игромания – вот далеко не полный перечень «плодов» подобного воздействия. «Бери от жизни всё и... умри молодым!» – вдалбливают сегодня в головы молодым людям. А что завтра? Что, спрашивается, оставит после себя такая цивилизация?..

- В ноябре в Санкт-Петербурге прошли двухнедельные курсы по подготовке церковнослужителей. В их работе приняли активное участие и самарские поморцы. Вернулись они окрыленные, работу курсов оценили очень высоко, а пользу от учебы быстро почувствовали и остальные члены общины. Планируется ли сделать курсы постоянными? Или они будут работать в ином формате? Не планируется ли организовать училище?

- Действительно, благодаря настоятельным пожеланиям участников Собора удалось возобновить курсы по подготовке церковнослужителей, которые не проводились целых три года. В этом учебном году увеличилось количество учащихся, одновременно расширился и преподавательский состав. Курсы этого года показали: у людей есть огромное желание учиться, но, с другой стороны, существуют и серьезные проблемы – нехватка времени, материальных средств.

К сожалению, не все еще понимают всю важность для Церкви организации духовного образования. А тем временем в общинах знатоков церковного пения, устава с каждым годом становится все меньше и меньше. Где-то уже просто не у кого учиться. Я уже не говорю о необходимости изучения церковной истории, катихизиса и других теоретических дисциплин, знание которых нужно не только для общего развития, но насущно необходимо в современных условиях жесточайшей конфессиональной конкуренции. Конечно же, мы мечтаем о создании постоянно действующего училища на базе Невской обители в Петербурге. Даст Бог – наша мечта когда-нибудь осуществится. Пока же готовимся к проведению очередных курсов осенью этого года – как обычно, в ноябре.

- На наш сайт нередко обращаются молодые поморцы, которые в детстве были крещены, росли в семьях, утративших религиозные традиции,  а теперь хотели бы вернуться к своим корням. Но живут они часто вдалеке от тех мест, где есть общины ДПЦ. Они просят нас сообщить адрес ближайших общин, выслать материалы по истории ДПЦ, богослужебные тексты в электронном виде и т.д. Что бы Вы могли сказать таким людям? Что им нужно делать, чтобы найти своих, чтобы по-настоящему воссоединиться с ДПЦ?

- Вы знаете, я сам был крещен в детстве, однако вырос в такой, как Вы говорите, «утратившей религиозные традиции» семье. Вроде бы, совершенно случайно оказалось так, что и у отца и у матери предки были старообрядцами-безпоповцами (со стороны отца – федосеевцы из Псковской области, а со стороны матери – из Саратова), да и сами они были крещены в детстве по древлеправославному чину. Отец, хотя и занимал высокий пост, состоял в партии, однако же научил нас с братом читать по-церковнославянски (мне тогда было десять лет). Читали мы лицевые «Страсти Христовы» – по сути, мое первое Евангелие. Эта книга оставила впечатление на всю последующую жизнь. Мой путь в Церковь был непростым. Однако, оглядываясь на свою жизнь, я могу с уверенностью сказать: все, что ни происходит, происходит по Промыслу Божию. Уж если православному християнину дается от Святаго Крещения Ангел-Хранитель, то он его ведет через всю жизнь, и даже несмотря на тягчайшие прегрешения и падения пытается его спасти.

Ощущение своих корней особенно сильно в старообрядцах. Это происходит на каком-то мистическом уровне. В нашей общине много людей, которые пришли в Церковь уже в сознательном возрасте именно в поисках своих корней. Сейчас ситуация во многом более благоприятная, чем, скажем, десять лет назад. Существует множество старообрядческих сайтов, где можно получить интересующую вас информацию (кстати, всегда с большим удовольствием заглядываю на Ваш сайт и всегда нахожу для себя что-нибудь интересное и новое), выходят периодические издания, научные монографии и сборники о старообрядчестве. Например, некоторые наши прихожане пришли в храм в первый раз именно благодаря сайту «Староверы в Рыбацком».

Что касается людей, живущих вдалеке от тех мест, где есть общины ДПЦ, то им можно сказать одно: не теряйте надежды, ищите и обрящете. Судьба разбросала староверов по всему миру. Иногда оказывается так, что в одном городе живут наши християне, даже не догадывающиеся о существовании друг друга. А ведь можно дать объявление в газету или в интернет и попытаться найти своих одноверцев в близлежащих районах и – кто знает? – может быть, даже организовать общину. Кстати, сейчас мы регистрируем несколько новых общин, и люди потихоньку «находятся». А если будут собираться не просто на квартире, а у общины будет свой молитвенный дом или храм – сколько еще народу может «найтись»! Если уж рядом нет старообрядческой моленной, то молитесь дома, а по большим праздникам все же старайтесь выезжать в ближайшее место, где община есть.

Серьезной проблемой для многих является проблема самоидентификации: к какому старообрядческому согласию они принадлежат по крещению или же принадлежали их предки? Ведь во многих районах представители того или иного согласия называют себя просто «староверами», и попробуй разберись: кто ты – федосеевец или часовенный? Некогда я сам столкнулся с такой проблемой, пока еще не углубился в изучение истории старообрядчества. Интерес к своим корням заставил более глубоко заняться изучением старообрядческой истории и богословия. В свою очередь, новые знания коренным образом меняли многие мировоззренческие установки... Так что можно еще раз повторить: ищите, и если ваше стремление к Истине искренне, то Господь увидит это и непременно приведет в Свою Церковь.  

- Спаси Господи за ответы!

Наша справка:  в Самаре книгу  К.Я.Кожурина «Духовные учителя сокровенной Руси» можно приобрести  в книжных магазинах «Чакона», а отдельные главы из книги размещены на нашем сайте в разделе Литература.  

На фото с сайта "Староверы в Рыбацком":  Третий Всероссийский Собор ДПЦ (май 2006 года). Кирил Кожурин и делегат от Михалкинской общины Андрей Васильев

Категория: Интервью нашему сайту | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-24)
Просмотров: 1930

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz