Книжница Самарского староверия Понедельник, 2024-Ноя-25, 14:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Соборы Русской Церкви до раскола [1]
Старообрядческие Соборы и съезды [17]

Главная » Статьи » Соборы » Старообрядческие Соборы и съезды

Барановский В.С. "На заре возрождения". К 100-летию Виленского съезда старообрядцев 1906 года

10-12 февраля (25-27 января по старому стилю) 1906 года в Виленском Свято-Покровском староверческом храме проходил, как сказано в документах, «съезд старообрядцев всего Северо-Западного, Привисленского, Прибалтийского краев и других городов Российской империи».

 

Еще за год до открытия съезда такое событие было почти немыслимо. Но царский именной Указ о старообрядчестве и Манифест Государя, обнародованные соответственно 17 апреля и 17 октября 1905 г., предоставив старообрядцам свободу вероисповедания и гражданского права, заметно изменили отношение к ним светских и церковных властей. Многие запреты, в том числе запрет на проведение «раскольниками» публичных собраний, были сняты.

 

На Виленский съезд прибыли более 450 делегатов от староверческих общин 8 губерний, различных городов. Около 50 участников съезда представляли староверов Двинска и Гривы, Двинского, Режицкого, Илукстского, Екобштадского уездов.

 

Основными учредителями съезда являлись попечитель Виленского молитвенного дома Аристарх Пимонов и один из руководителей Виленского староверческого общества Осип Андреев. Однако первые предложения по созыву подобного съезда исходили от староверов Илукстского уезда и Новоалександровского (ныне — Зарасайского) общества. А.Пимонов практически осуществил помыслы своих одноверцев. Относясь к известному семейству промышленников и купцов Пимоновых, он был влиятельным среди губернского начальства человеком, обладал весомыми материальными возможностями, что способствовало успешному проведению съезда.

 

Съезд открылся торжественным молебном Покрову Пресвятыя Богородицы. Богослужение возглавляли виленские наставники Симеон Егупёнок и Тимофей Яковлев. Избранный председателем съезда АПимонов сказал в приветственном слове: «Мы не стремимся к какому ни есть новшеству, но стараемся возобновить то, что давно было от нас снято и скрыто, но благодаря Господа Бога и Государя-батюшки скрытое от нас нам возвращено: возвращенное же нам наше достояние требует твердой поддержки... в честь и славу наших предков и поборников древнего благочестия» (Труды съезда, стр. 60).

 

От имени Виленского генерал-губернатора Г. Кривицкого съезд приветствовал С.Белецкий: «Вы, живя среди иноплеменного и иноверного населения, сохранили в полной чистоте наш русский язык, наши русские обычаи, нашу русскую стариную Старообрядческий мир с великой радостью встретил распечатание своих алтарей... Отныне узы религиозных стеснений пали с истомленных плеч русского народа» (Труды съезда, стр. 61).

 

Посланец Ковенского уездного съезда старообрядцев Ф.Кузнецов призвал собратьев по вере к усердию и сосредоточенности: «Рассмотрим каждый вопрос по совести, без высокоумия, не односторонне, а тщательно обследуя его, и решим не спеша, чтобы не было что противно Священному Писанию. И духу нашей древней старины и русской отечественной народности, помятуя, что настоящим собором возможно положить фундамент для самобытности самоуправления и единения наших старообрядческих общин, и что постановления настоящего съезда будут и последующему поколению достаточным изысканием средств для руководительства наших общин и наших религиозных потребностей» (Труды съезда, стр. 63—64).

 

В первый же день съезда обсуждался текст благодарственного Адреса Государю Николаю II, была избрана комиссия по школьному вопросу. Намечалось при каждом молитвенном доме открыть школу, составить школьный устав, определить в учебной программе соотношение преподавания церковной грамоты и светских наук. Следующим пунктом повестки дня стало ходатайство перед центральной властью о наделении староверческих пастырей гражданскими надлежащими правами, уравнении в них с духовными лицами других вероисповеданий. Этот пункт включал и принятие формы одежды пастыря, «дабы всякий видел, с кем имеет дело». Вывод съезда: согласно 71 правилу шестого Вселенского собора одежда должна быть черного цвета — озям, полукафтан без кушака. Летом — низкая широкополая шляпа, зимой — меховая шапка с верхом из черного сукна. Далее съезд согласился с предложением избирать из среды прихожан попечителей и старост молитвенных домов на срок, полагаемый в приходе.

 

Оживленный обмен мнениями произошел насчет ведения метрических книг для регистрации новорожденных, крещаемых, исповедников, брачующихся, умерших. Съезд постановил принять в качестве образцов метрические книги, круглые печати, метрические свидетельства, предложенные Виленским старообрядческим братством (Труды съезда, стр. 83—112). Обсуждая вопрос о наименовании духовного лица и названии молитвенного дома, решили духовных лиц именовать настоятелями и наставниками (так, кстати, определено в царском Указе от 17 апреля 1905 г., пункт 9).

 

Относительно названия молитвенного дома пришли к заключению — правильнее, чем «моленная», «церковь» название «святой храм» (Труды съезда, стр. 24). Болезненной предстала опять-таки связанная с просвещением тема подготовки наставников. Выход виделся в строительстве в строительстве при храмах школьных помещений, где бы наряду с детьми, скорее,  по вечерам, занимались и взрослые, которые, по мере накопления знаний, могли бы вступать на духовное поприще. Виленская община уже в 1908 г. Возвела здание для устройства школы. Позднее здесь проводились и специальные курсы наставников.

 

Во второй день съезда был принят Адрес Государю, оглашены прошения о земельных нуждах, зачитаны доверенности. Дело в том, что многие делегаты прибыли на съезд с доверенностями или удостоверениями от своих обществ. Например, удостоверение, выданное 23 января 1906 г. Войтишским обществом Илукстского уезда, гласило: «Мы, нижеподписавшиеся Войтишского старообрядческого общества прихожане в числе 73 человек, свидетельствуем, что настоящим удостоверением уполномачиваем от всего общества прихожан Кондратия Захарова и Палладия Семенова быть на Виленском старообрядческом съезде, назначенном 25 сего января для обсуждения вопросов относительно нашей религии. За неграмотных прихожан и равно за себя расписались: Григорий Румянцев, Данила Слипченок, Финагей Шушерт и др. — всего 11 подписей (Труды съезда, стр. 125).

 

Долго обсуждался брачный вопрос. Съезд обратился к решениям соборного совещания наставников, которое состоялось 1-3 октября 1901 г. (по ст. стилю) при освящении Виленского храма с участием 20 духовных пастырей. В их числе были наставники Агапий Пчела и Сергей Зеленков из Двинска. Совещание, прошедшее под началом маститых учителей Поморской Церкви Дионисия Батова и Терентия Худошина, постановило: считать брак действительным и законным, если он совершается по воле и благословению родителей, с согласия и любви жениха и невесты, с благословения наставника в святом храме. Этот вывод съезд счел верным и окончательное его утверждение отложил до следующего съезда (Труды съезда, стр. 29—30). Тогда же решено, что бракоразводные дела будут совместно рассматривать по 3 наставника и по 3 попечителя. Подчеркнуто также законное право всякого старообрядца приносить присягу в гражданском суде только старообрядческому наставнику.

 

Наставник, в случае нарушений церковной службы и моральных проступков, подлежал духовному суду, состоявшему из 6 наставников и 6 попечителей.

 

Вновь и вновь съезд возвращался к необходимости коренного улучшения школьного образования. Из 14 основных пунктов повестки дня половина их, так или иначе, затрагивала задачу преодоления малограмотности старообрядцев.

 

Третий день съезда был посвящен главным образом уточнению состава депутации к Государю для вручения челобитной, подписанной всеми участниками съезда. Среди других в депутацию были приглашены Сидор Григорьев, Степан Кириллов, Григорий Романов — от города Двинска, Палладий Семенов, Егор Федотов — от Курляндской губернии. Съезд попросил Аристарха Пимонова взять на себя ходатайство о встрече с царем, хлопоты, связанные с поездкой к нему.

 

21 февраля 1906 г. Николай II принял в Царском Селе группу староверов. В ней, кроме депутации от Виленского съезда, находились представители старообрядческого Нижнего Новгорода, Москвы, Петербурга. А.Пимонов передал государю Адрес и Челобитную в портфеле из белой кожи с оттиснутыми золотыми буквами. Поблагодарив монарха за предоставленную возможность встретиться с ним, А.Пимонов сказал, что вручает петицию, выражающую самые насущные нужды русских людей — жителей окраин государства. И первое, в чем они нуждаются — это защита их интересов, которые не учитываются при проведении земельной реформы, сохранении русской национальной школы, назначении местных чиновников (Труды съезда, стр. 48—49).

 

Виленский съезд 1906 г. явился первым открытым и столь многочисленным староверческим собранием на территории России после 250 лет преследований, унижений староверов, нагнетания вражды к ним. Съезд имел большое значение для подъема широких слоев ревнителей Староверия, объединения поморских общин в целостную древлеправославную Церковь, способную нести неповрежденное вероучение и достойное духовно-нравственное просвещение.

 

Период 1906—1914 гг. оказался для староверчества весьма плодотворным. Строились многие храмы. Именно в тот период были построены, находящиеся ныне в черте Даугавпилса, Нидеркунский (1907), Малютинско-Юдовский (1909) храмы, заложен фундамент Новостроенского храма (1908). Наметились существенные сдвиги в распространении грамотности. В одной лишь Курляндской губернии открылись 17 старообрядческих училищ.

 

Виленский съезд стал предтечей Всероссийских поморских соборов (Москва, 1909 и 1912 гг.), Всероссийского съезда по народному образованию (Двинск, 1911).

 

 

В.Барановский

 

 

Примечание. Ссылки в тексте статьи даны на сборник документов и материалов «Труды съезда старообрядцев всего Северо-Западного, Привисленского, Прибалтийского краев и других городов Российской империи», Вильна, 1906).

 

Опубликовано в староверческой газете "Мечъ духовный", 2005, № 18

Категория: Старообрядческие Соборы и съезды | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-14)
Просмотров: 2651

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz