Братия и отцы! Как всякое доброе дело сначала бывает тяжело, так и начало Святой Четыредесятницы принесло нам некоторое отягощение по причине перемены пищи и церковных служб. Но с течением времени, от навыка это дело, при помощи Божией, сделается для нас легким, как и Божественное Писание говорит: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12,11). Так и теперь труд кажется для нас тяжелым, но труд идет и проходит; после же, когда узнаем, какую пользу душе нашей доставило воздержание, мы исполнимся великой радости.
И так как мы, при помощи и благодати Божией, сподобились провести одну неделю поста, то приложим еще больше усердия и тщательности и об остальном времени Четыредесятницы, зная, что усердие подает силу душе и телу, тяжелое делает легким и неудобное — удобным; как, напротив, леность и нерадение легкое делает тяжелым, и удобное— неудобным.
Впрочем, в деле подвижничества и трудах будем иметь веру и рассуждение, чтобы сохранять и телесное здоровье. Ибо какая польза сначала подвизаться выше своих сил, а потом, понемногу утомляясь, оставлять свой подвиг? Посему и отцы сказали, что лучше малое и всегдашнее, нежели многое и маловременное. Таковы должны быть и наши по Богу труды и подвиги.
Но так как день долготою своею наводит на человека тягость и малодушие, то будем проводить дневное время, содержа в уме и мыслях помышления и размышления духовные, чем питается и утешается душа, и не дадим уму нашему заниматься мирскими делами, которые все исполнены смущения и горечи, но будем размышлять о Божественном, котором заключается сладость и веселие.
Пусть ум наш, братия, всегда пребывает в Боге, в небесных созерцаниях, в райских красотах, в вечных обителях, в ангельских чинах, в оном пребывании. Будем размышлять о том, где теперь находятся души праведников, и где грешников; каков будет страх и трепет, когда настанет оное Второе Пришествие Христово, в которое, по словам Божественного Писания, «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3,10); и море сие иссохнет от великого и страшного оного пламени; как потом каждая Душа опять соединится со своим телом, с которым жила в мире. сем, и какое множество тогда будет людей, бывших от Адама до конца мира. И еще, как страшно будет прославленное лицо Господа, и просияет как семь солнцев, и прольет лучи обильнее солнечных; и какой услышим от Него глас, кроткий, сладчайший оный и радостный: «Приидите, благословенные Отца Моего», или страшный оный: «Идите от Меня, проклятые» (Матф. 25,34,41). После же всего каков будет оный конец, когда праведники с великою честию и славою будут призваны в Небесное Царство, а грешники окаянные с великим бесчестием и горестию будут посланы в вечную казнь и муку.
Вот о чем, братия, нам должно иметь заботу и попечение, и вот о чем должно размышлять нам, как странникам в мире сем,— ибо жительство наше на Небеси,— и удаленным от плотских и миролюбивых людей. От этих благих размышлений происходят слезы и просвещение души, и с того времени человек проводит жизнь в мире и без смущения, имея духовную радость и упование на получение будущих и небесных благ о Христе Исусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веком. Аминь
|