7 (20) января 2008 года старообрядцы отметили 110-летие со дня преставления архимандрита Серапиона - основателя Верхнего Успенского Черемшанского монастыря (что близ г.Хвалынска Саратовской области). Также исполнилось 185 лет со дня его рождения (дата пока не установлена), и сто лет обретения его нетленных мощей, а 17 апреля 2009 исполняется 85 лет со дня пренесения его честных мощей.
"Человек, основавший на Черемшане монастырь, был поистине удивительный, святой, -сообщает в своей книге молодой саратовский историк Алексей Наумов (1). - Даже епархиальные миссионеры отзывались о нем, как о «сосуде избранном»".
Родился отец Серапион (в миру Симеон Игнатьевич Абачин) в 1823 году в семье старообрядцев Древлеправославной Церкви Христовой в Саратове (по другим данным -в селе Большое Мурашкино Нижегородской губернии, а потом семья переехала в Саратов). В 18-летнем возрасте по ревности Божией он оставил родительский дом и отправился странствовать по монастырям. Посетил старообрядцев, живших в Турции, Австрии. Румынии, где в Славском монастыре принял иночество, и в других отдаленных местах. В 1861 инок Серапион возвратился в Россию вместе с епископом Виссарионом, иноками Макарием, Киприаном, Иосифом, Дионисием и Варсонофием, поселившись близ Хвалынска, при ключе Черемшане. Епископ Варсонофий позже «уехал в Турцию на пароходе», а инок Серапион основал монастырь в саду старообрядческой подвижницы Феклы Толстиковой (во иночестве - Фелицаты). Рядом, за горой, уже до того существовала обитель инокини Повольги, вышедшей из Иргизских монастырей после их разгрома. В обители м. Повольги в скрывался и благочестивый епископ саратовский Афанасий, где для него было сделано под садовой беседкой тайное подземелье (в обители сей он и преставился в 1865 году, так и не найденный полицией).
Инок Серапион был рукоположен епископом Афанасием в иерейский сан, имел тайную походную церковь, в которой служил литургии. Церковь была расположена во флигеле в середине сада Толстиковой. Иноки во главе с о. Серапионом официально считались работниками мельницы и садовниками хозяйки.
5 сентября 1865 г. во время воскресной службы произошло внезапное вторжение в церковь полицейских во главе с неким чиновником Виноградовым, которые арестовали священноинока Серапиона и иноков Киприана, Иосифа, Дионисия, Варсонофия и Макария. Потом была арестована и сама Ф.Толстикова. Были конфискованы походная церковь с различной утварью, книги, иконы. Около года томились в тюрьме исповедники без всякого судебного разбирательства. Позже, 21 июня 1868 года, состоялось решение суда: Толстикову подвергнуть заключению на 8 месяцев, флигель сломать, каждого из иноков подвергнуть штрафу в 50 рублей. Предполагалось также позорное телесное наказание - публичное биение кнутом, но по «Высочайшему манифесту» оно было отменено в последний момент перед исполнением.Судебное дело длилось, со всеми апелляциями, почти 8 лет и закончилось решением Сената от 26 апреля 1873 года, по которому Ф.Толстикова и все иноки были оправданы.
В мае 1871 года о. Серапион возвратился на Черемшан и восстановил там иноческую обитель. Туда потянулись с разных сторон иноки и бельцы. Астраханский купец Архип Дмитриевич Вехов приобрел у купца Куранова за 5000 рублей земельный участок с садом, находившийся рядом с обителью, и передал его о.Серапиону под устройство монастыря. Обитель была перенесена туда, выше к горам, и с тех пор стала называться «Верхним Черемшаном». Вскоре монастырю был также передан и сад И.Д.Пономарева. В этих садах были построена двухэтажная моленная и корпуса для иноков. Игуменом братия избрала о.Серапиона.
В 1881 г. святителями-исповедниками Аркадием Славским, Кононом Новозыбковским и Геннадием Пермским, только что выпущенными из тюрьмы Суздальского монастыря, в сослужении с епископами Саратовским Амвросием и Казанским Пафнутием был освящен соборный двухэтажный кирпичный храм с двумя престолами: на верхнем этаже - в честь Успения Пресвятыя Богородицы, а на нижнем - в честь Честнаго и славнаго Ея Покрова. Собор был обильно украшен древними и новыми иконами, в том числе и спасенными с разоренного Иргиза. Церковь имела купол и крест, но под давлением официальных властей их пришлось снять с неё. В церкви ежедневно совершался суточный круг богослужения. Утреня начиналась в четыре часа утра, затем шли кряду часы и Литургия. К вечерне братия собиралась в четыре часа дня. Прочее время монахи проводили в молитвах, труде и изучении Божественных книг.
Отец Серапион был для всех примером трудолюбия и усердия. Он нес великий подвиг, ежедневно совершая Божественную Литургию, неустанно занимаясь монастырскими делами, каждый день принимая многочисленных посетителей и просителей, посещая больных братий. Никто не видел, когда он отдыхал от трудов своих. Тяжелыми веригами, весом не менее 2 килограммов, тайно изнурял преподобный свое тело.
Был о. Серапион щедрым на милостыню, и ежедневно десятки нищих ожидали его выхода из церкви. Он никогда никому не отказывал в помощи, несмотря на сетования казначея обители, которому неизменно отвечал: «Бог с ним, ему нужно, а когда нам потребуется - Бог пошлет».
По свидетельству современников, братия относились к о. Серапиону с великой любовью и уважением: каждый старался предупредить его малейшее желание, и делалось это не из страха наказания, но единственно из любви к настоятелю… Уважало игумена и местное начальство, нередко можно было видеть исправника или пристава, беседующего с о. Серапионом.
Есть описание облика о.Серапиона, сделанное современником: «Батюшка Серапион, старик лет шестидесяти, страшно близорук, высок ростом и очень худощав. Серебристые волосы головы и бороды окаймляли продолговатое наивной юности лицо; мало продолговатый лоб выступал из глубоко впавших щек; под густыми бровями грустно и величественно глядели подернутые еле заметными пленочками глаза; полугреческий нос, маленькие усики и рот добродушно привлекали и вызывали симпатию у каждого, раз взглянувшего на него человека. Всегда мягкая врожденная улыбка и веселость располагала всех и открывала душу каждого, хотя бы и злостного человека и врага…Только перед одним лицом его все таяли, смягчались и развлекались и каялись, не говоря уже о духовном богатстве этого единственного во всем старообрядчестве бывшего игумена» (цит. по: 1, с.54).
В 1893 году черемшанский настоятель был возведен епископом Паисием в сан архимандрита. К тому времени в монастыре имелось до 130 человек монашествующих, не считая бельцов, имелись сады, водяная мельница, пасека. Слава о Черемшане распространилась по всему Поволжью и далеко за его пределы. Никонианские миссионеры даже называли Черемшан и Хвалынск старообрядческими Палестиной и Иеросалимом, куда стекаются бесчисленные паломники, как к святым местам.
Зимой 1897-98 годов у о. Серапиона началась тяжелая болезнь - рожистое воспаление ноги. Лечение не помогло. Незадолго до своего преставления о. Серапион принял схиму, передал управление монастырем и монастырскую казну иноку Феодосию, священноинокам Израилю и Пантелеймону и отцу Александру. 7 января 1898 года в 7 часов 10 минут утра великий подвижник веры предал свой дух Господу, служению которому посвятил всю свою земную жизнь.
11 января 1898 года состоялось погребение о. Серапиона, на которое собрались тысячи людей со всей России. Отпевали его 2 архиерея, в том числе епископ Паисий, 8 священников, 2 диакона. Тело его было положено в склепе за алтарем церкви.
Уже при жизни и сразу же после смерти многие старообрядцы считали о.Серапиона святым угодником Божиим. В начале ХХ века окрестные жители ожидали открытия его святых мощей, о чем свидетельствовал в своей книге о Черемшане светский автор Мизякин (2). В 1907 году в склепе о. Серапиона был похоронен епископ Саратовский и Астраханский Паисий, а позже - епископ Самарский Порфирий. Оказалось, что тело преподобного Серапиона не истлело. Эта весть, тайно передаваемая из уст в уста, скоро долетела до известного саратовского ученого-историка и руководителя церковного хора Самсона Ивановича Быстрова, который поспешил на Черемшан вместе с саратовским дьяконом и старообрядцем И.П.Ковановым. Быстров описал свою поездку к мощам преподобного Серапиона в статье, помещенной в журнале «Церковь» (3).
Игумен монастыря о.Феодосий, убежденный настойчивыми уговорами Быстрова, тайно проводил его и спутников в склеп, где те воочию убедились в нетленности тела покойного архимандрита: «Мы по очереди, каждый, - пишет Быстров,- осматривали руки почившего. Тело на них совершенно сохранилось. Мы ощупывали их руками. В таком же положении оказались и ноги. Лицо не открывали, а лишь подняли часть покрывала над подбородком.
- Слишком много придется развязывать покрывал, - сказал отец Феодосий. Мы не стали затруднять его. И то, что мы видели, нам ясно показало, что останки приснопамятного о. Серапиона почивают в нетлении, несмотря на сырость склепа. Отец диакон и И.П.Кованов, бывшие со мною, по предложению игумена, ощупали бока и грудь почившего. Все это оказалось в таком же положении, как и руки.
- А вы попробуйте приподнять гроб, - предложил один из иноков, - вы сразу почувствуете тяжесть тела.
Действительно, гроб оказался тяжелым, хотя сделан из очень тонкого леса. Холод и сырость внутри склепа давали себя чувствовать, и мы поспешили выйти оттуда. В продолжение всего дня мы находились под впечатлением виденного. В душе чувствовалось какое-то радостно-благоговейное чувство. Чудо нетления было воочию. Никакого сомнения не оставалось, что тут проявляется сила Божия. Естественные объяснения здесь не имели места…»
После того, как нетление мощей о. Серапиона стало общеизвестным, множество старообрядцев стало посещать склеп и поклоняться им.
В годы безбожной советской власти во многих местах проводились кампании по закрытию монастырей и поруганию святых мощей угодников Божиих. Пришла беда и на Черемшан. Монастырь был в 1918 году разогнан, но до 1924 года сохранялась небольшая монашеская община во главе с о. Антонием. Преподобный Серапион явился ему в сонном видении, повелевая перенести мощи в другое место. В один из дней иноки обнаружили склеп открытым; гроб с телом о. Серапиона стоял на ступенях лестницы часовни. Мощи были перенесены в женский Введенский (Фелицатин) монастырь и помещены в склепе, куда снова стали приходить паломники. Когда угроза нависла и над Введенским монастырём, в среду Пасхальной седмицы 1924 года (17 апреля) инокини, не желая допустить осквернения святых мощей, перенесли тело о. Серапиона и погребли в лесу за монастырским кладбищем (в конце 1990-х годов это место было показано саратовским старообрядцам пожилой инокиней, приезжавшей специально для этого из г. Ижевска).
В начале 1930-х годов церковь монастыря была официально закрыта и передана под клуб созданному на месте монастыря дому отдыха. Монастырское кладбище было разгромлено. Мраморные надгробия были заложены под фундамент новых корпусов. Монашеские келии переоборудованы под комнаты для отдыхающих.
Однако саратовские старообрядцы помнят и почитают черемшанского подвижника, хранят дома его фотографии рядом с иконами. Прихожане Успенского храма г. Саратова и другие старообрядцы совершают паломничества на Черемшан, к святым местам. Даже никонианские историки пишут о святости этого места и праведности его основателя (4). В Хвалынском краеведческом музее в постоянной экспозиции находится архимандритская шапка (митра) о. Серапиона.
В Старообрядческом церковном календаре за 1997 год была помещена статья «Черемшанский подвижник» (5), в которой сообщалось о предстоящем в ближайшее время общецерковном прославлении о. Серапиона как святого. 15 августа 2007 года на съезде Московской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви преподобный Серапион был официально признан святым Божиим угодником, местно чтимом в Московской епархии. Съезд благословил призывать в молитвах имя преподобноисповедника Серапиона, архимандрита Черемшанского, чудотворца, писать ему службы, иконы, освящать в его честь молитвенные храмы. О его святости свидетельствуют совершенные им подвиги благочестия, перенесенное за правую веру темничное заключение, его неусыпная молитва, его щедрая милостыня, наконец, прославление от Самого Бога нетлением мощей и народное его почитание, продолжающееся уже более ста лет.
Иерей Вадим Коровин, г. Саратов
Литературные источники:
1. Наумов А.В. Земли Хвалынской храмы. - Саратов, 2004.
2. Мизякин Л.Т. Черемшан. - Саратов, 1909.
3. Быстров С.И. На Черемшане и у останков о. Серапиона // Церковь, 1909, с.170-172.
4. Воробьев М.,свящ. Православное краеведение. - М., 2002.
5. Черемшанский подвижник // Православный старообрядческий церковный календарь, 1997. - С.104.
|