Книжница Самарского староверия Вторник, 2017-Дек-19, 01:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
История старообрядческой иконописи [16]
Иконописные школы [13]
Староверы-иконописцы [11]
История отдельных икон [2]
Уход за иконой [2]

Главная » Статьи » Иконопись » История старообрядческой иконописи

Суржиков В.Ю. Старообрядческая икона Пилипоновки-Бершадской (город Бершадь Винницкой области)

В 2001 г. епископ Андриан в речи "В защиту иконы" на Освященном соборе сказал: "Седьмой Вселенский Собор принял догмат об иконопочитании. В нём отмечается, что иконы, написанные красками, и из дробных камней и из других, способных к тому веществ, устрояемые на досках ... подобает чествовать лобызанием и почитательным поклонением... ибо честь, воздаваемая образу, приходит к Первообразному и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней" (1).

Господь принял человеческую плоть - Он был видим и осязаем, поэтому Иоанн Дамасский восклицает: "Созерцаю образ Божий, как видел Иаков... ибо он очами ума видел невещественный прообраз будущего, а я созерцаю напоминание о виденном во плоти" (2).

Люди, которых мы называем святыми, - это такие же, как и мы, жители Земли, которые по силе своей веры стали носителями Духа Святого. В них через соединение с божественным светом преобразилась человеческая природа. Икона являет нам человека - обитателя духовного мира и обнаруживает в себе, прежде всего, духовную сущность. "Икона - это то же Божественное Откровение, только написанное не буквами, а красками" (3).

Религиозное искусство, каковым является иконопись, есть выражение Божественного начала. Самая "плоть" иконы преображена и освящена изображенным на ней образом, восходящим к Первообразу. Это и дало повод Иоанну Дамасскому в его речах против иконоборцев воскликнуть: "Чту материю", т. е. и краски, которыми написан образ, и доску, на которую нанесено изображение, ибо Христос явившийся во плоти, освятил тем самым все материальное.

Смысл иконы таинственен, как и смысл всякого религиозного образа и религии в её целом. Главный же смысл иконы в её чудо-творности. Всякая икона чудотворна. Чудотворна же икона еще и потому, что через неё верующие общаются с Первообразным и тем самым преображают благодать. Икона чудотворна божественной силой, через неё проявляющейся и встречным усилием верующего.

Икона не пишется с натуры. Художник, посланный царем Авгарем, не смог написать портрет Христа. Это свидетельствует о том, что икона - это не портрет, не повторение природы, а результат усиленного созерцания и умного деяния-молитвы.

Каждая икона, написанная благочестивым иконописцем, соблюдавшим в изобразительных формах церковную традицию, и освященная Церковью, может стать чудотворной через молитву верующих, преклоняющих перед ней колени и устремляющих свои помыслы и надежды к Первообразу Причем чудодейственная сила исходит не от иконы, а через икону и благодать. Этой силе приемлем только верующий человек. На икону не смотрят, её не "переживают", а на неё молятся. Икона изобразительно догматична, и в ней, как и в церковно-образной стороне; царствует узаконеная традиция, а не индивидуализм.

В древние времена иконописец был иноком и подчинялся монастырскому уставу. К писанию иконы он приступал как к духовному подвигу, окропляя святой водой все материалы и инструменты. Когда икону писал светский иконописец, тогда требовалось специальное руководство его поведением. Ему рекомендуется добропорядочная семейная жизнь. Он, будучи совершителем изобразительного выражения молитвы, будучи участником обряда, выделялся из светских людей, приравниваясь к священнослужителям.

Стоглавый собор определяет качества, которыми должен обладать иконописец: смиренный, кроткий, благоговейный, не празднословец, не смехотворец, не завистник, не пьяница, не убийца. По немощи человеческой предусматривается возможность супружества. Но самое главное - это "в посте, в молитве, в воздержании со смиренномудрием, с великим прошением писать "Образ Господа нашего Исуса Христа, пречистой его Богоматери, святых пророков" (4).

Собор особо отмечает, что иконописец должен непременно иметь учеников, которых следует учить "без всякого коварства". Достойных учеников приводить к святителю, дабы получить от него благословение Думается, что такие высокие требования вовсе не случайно предъявляются Церковью к иконописцам, ибо от их духовного состояния и уровня мастерства в значительной степени зависит "сила" иконы.

Старообрядцы - хранители древних благочестивых обрядов и обладатели несметного духовного богатства в виде старинных икон, как никто другой должны особенно бережно относиться к традициям и каноническим установлениям православия. Говоря словами апостола Павла,"... Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием" (5).

В своей книге "Куренёвское тримонастырье" С. В. Таранец пишет, что период с 1672 г. по 1699 г. был далеко не из лучших в истории Украины. В это время действовали несколько политических сил, каждая из которых имела свои претензии на украинское наследие. Кроме гетмана Дорошенко, поляков и татар, в этих территориях была заинтересована и Москва. Она мечтала ослабить Турцию в этом регионе. Польша стремилась возвратить утраченные территории и былую славу. В этом регионе действовала и ещё одна сила - это казаческие ватаги под предводительством Ивана Сирко.

Украинский народ с самого начала войны не принял союза гетмана Дорошенко с правительством Турции. Массовое переселение украинского народа началось со времени прихода турок на Правобережье. Гонимый здесь народ продолжал массовое переселение на левый берег страны, потому что захватчики грабили украинское население, жгли города и сёла, людей уводили в плен. По свидетельству очевидцев, Правобережье превратилось тогда в пустыню. Всё Северное Причерноморье от Днепра до Дуная попало под власть Османской империи. Кроме того, под властью турок было Подолье, а северная граница между Турцией и Польшей проходила по реке Кодыме. Многие земли оставались незаселёнными. Поэтому не удивительно, что на территории Правобережья возникают селения, созданные неизвестными ранее в этом крае людьми - староверами, бежавшими из России от религиозных преследований. Здесь старообрядцы поселились не только в удобных местах. Они развивали местное хозяйство и, главное, свободно исповедовали свою веру.

Первые поселения русских староверов на Брацлавщине, Подолье и захваченных турками землях возникают в лесах или других защищенных местах. Для тех, кто обосновался в лесу, всегда под рукой был традиционный русский строительный материал - дерево. На Правобережье возникает более 200 "кацапских" селений, среди которых и слобода Пилипоновка-Бершадская.

Несмотря на довольно широкую географию старообрядческих селений Подолья, Волыни и Киевщины, авторитетный духовный центр Куреневское тримонастырье формируется именно на юге Брацлавщины в куреневских лесах (6). Первых поселенцев привлекает не только лесная местность, но и то, что эта зона лесостепи была малозаселённой. Здесь власть любого государства была непрочной и слабой, потому что и бежавших сюда староверов разыскивать было чрезвычайно трудно.

В книге "Старообрядчество Подолии" С. В. Таранец пишет, что рядом с Никольским старообрядческим монастырем в нескольких десятках верст в предместье местечка Бершадь основывается старообрядческая слобода Пилипоновка (Ольгопольского уезда Подольской губернии, ныне вошла в городскую черту Бершади в Винницкой области) (7).

Первоначально староверами положено начало одной улице вдоль небольшой реки Дохна, причем дома размещались с нижней стороны от речки. Со временем начала застраиваться верхняя часть улицы, получившая название "Село". Перпендикулярно к Селу выходцами из с. Краснянки, братьями Нестером, Афанасием и Денисом Перфиловыми, положено начало улице Краснянка. Параллельно Селу шла улица Раковка, на излучине реки существовала улица Печурка, а ближе к местечку старообрядцы основали улицы Пески и Салган (8).

По официальным сведениям 1835 г., в слободе проживало 226 жителей. Клировые ведомости Подольской духовной консистории за 1868 г. зафиксировали цифру в 608 человек. В 1891 г. в Пилипоновке насчитывалось 287 чел. муж. пола. Население слободы было причислено к мещанскому сословию городов Ольгополя и Новой Ушицы Подольской губернии, а также к г. Хотину Бессарабской губернии (9).

В 1891 г в Пилипоновке насчитывалось 174 старообрядческих хозяйства. В их распоряжении находилось 22 дес. усадебной и 230 дес. полевой арендной земли. Пилипоновские старообрядцы славились как искусные мастера по постройке разного рода зданий (с фундамента под ключ). Практически все профессиональные строительные работы в этом регионе производились ими самостоятельно. В 60-е-70-е гг. XIX в. пилипоновцы прославились строительством водяных мельниц. Местные староверы организовывались в артели: каменщиков, плотников, столяров, специалистов по изготовлению инструментов. Занимались также грабарками и торговлей. Значительное внимание старообрядцы уделяли садоводству и баштаному промыслу.

В начале XX в. в среде пилипоновских староверов выделялись достаточно богатые люди. Еще до Октябрьской революции 1917 г. Ивелий Кривоносое купил в Одессе квартал домов, а семейство Кольцовых владело возле м. Саврань фермами, на которых разводило овец и птицу.

Вообще среди старообрядцев Пилипоновки было много купцов. По воспоминаниям моей бабушки, Суржиковой Аксиньи Софроновны (1884 г. р. ), в нашем роду были купцы 2-й гильдии, которые торговали в Европейской части России, ездили в Краков,  Варшаву и Вену. Важно заметить, что из таких поездок они часто привозили и древние иконы (10).

Церковь в честь Покрова пресвятой Богородицы построена в Пилипоновке в 1885 г. Во время неприятия Куреневским старообряческим мужским монастырем Окружного послания слободские старообрядцы выразили ему полнейшую солидарность. Кроме того, в слободе имелась ещё одна молельня, которая возникла в результате разногласий в общине. Она поддерживала связи с Веткой - известным центром древнеправославных христиан.

В настоящее время Пилипоновка входит в черту г. Бершадь Винницкой обл. Здесь существует школа с русским языком обучения, что помогает местным староверам сохранять родную речь не только в быту.

Пилипоновский Покровский храм продолжает функционировать, хотя в 1938 г. был временно закрыт. При церкви есть священник. До недавнего времени обязанности настоятеля храма исполнял иерей Леонид Беликов. Ныне прихожан окормляет наезжающий из Киева отец Алексей Комендантов.

Церковь расположена в центре слободы на пересечении основных улиц Села и Краснянки. Сюда же выходит улица Раковка. Как и положено - все улицы ведут к храму. Храм деревянный, стоит на гранитном фундаменте, состоит из трех частей: колокольни (с основной главой, на которой расположены колокола), центральной части (где находятся мужская и женская половины) и алтарной части с возвышающейся над ней небольшим куполком.

По воспоминаниям моей бабушки А. С. Суржиковой, с храма несколько раз пытались снимать колокола. В последний раз, когда приехал урядник с подчинёнными и влез с этой целью на колокольню, прибежали старообрядцы к бабушкиному родственнику, прозывавшемуся Красило-Бесило. Это был купец недюжинной силы. Поговаривали, что в драках он не участвовал, потому что во гневу мог убить человека, а это по старообрядческим обычаям считалось большим грехом. Случалось, что в порывах ярости Красило-Бесило разбивал кулаком дубовый стол.

Когда власти снимали колокола, то пилипоновцы прибежали и сказали об этом Красиле. Долго не думая, он вбежал на колокольню, схватил урядника за грудки и выкинул из окна. Ни один человек не подтвердил случившегося, в т. ч. и подчинённые урядника. Сказывали, что урядник сам выпал из окна при снятии колоколов. После этого больше из храма Покрова пресвятой Богородицы никто никогда не смел снимать колокола.

В последние десятилетия местная старообрядческая церковь неоднократно подвергалась ограблениям. Первое ограбление произошло в 1975 г. Тогда было украдено 15 древних икон. Вторая кража случилась в 1994 г. Украдено 18 икон, из которых 12 были обнаружены в Одессе и возвращены. Третье ограбление произошло в 1996 г. Было украдено 22 иконы, в т. ч. и ранее возвращённые.

Иконостас Покровского храма пятиярусный, писанный по месту приезжими иконописцами. Первый ряд - в человеческий рост. По правую сторону от Царских врат Христос с апостолами и святыми, по левую сторону - Богородица с апостолами и святыми. Второй ярус иконостаса посвящён праздникам. По размерам праздники - четвёртая часть от иконы первого ряда. На остальных ярусах изображены праотцы и пророки. Иконостас состоит из 80 икон.

"Клирос" (от слова "клир", но обычно говорят "крылось") - это высокие загородки в приличном расстоянии от иконостаса. С правой стороны клироса стоят чтецы и певчие женщины, с левой стороны чтецы и певчие мужчины. На клиросах с правой и левой стороны стены увешаны иконами "людскими". Это личные иконы людей, которые они принесли в церковь и их "подкармливают", т. е. приносят свечи из натурального воска и масло для лампад. Сразу за клиросами стоят мужчины; так как храм находится в центре слободы, тот, кто живёт от храма с левой стороны, занимают левую сторону, кто справа - правую, по обе стороны стены и перегородки увешаны "людскими" иконами, даже над дверью и окнами висят иконы.

Перед перегородкой клироса на мужской стороне справа стоит на аналое подставка под храмовую икону "Покрова пресвятой Богородицы". Она находится в большом резном и позолоченном киоте. Киот - это глубокая с большими краями рама, вырезанная из дерева с растительным орнаментом (в данном случае - виноград с листьями), покрыта левкасом и сусальным золотом сверху закрыта стеклом. С левой стороны стоит такого же размера икона, она тоже в киоте. По центру мужской половины свисает большое кованое паникадило со свечами. Механизм для передвижений его на противовесах устроен на чердаке. Свисающее из второго купольного пространства паникадило легким движением руки опускается, ставятся свечи и таким же путем поднимается на любую высоту.

Женская половина, которая занимает большую часть храма, так как службы женщинами посещаются больше, чем мужчинами. Правда, на большие праздники приходит столько народа, что все двери открываются и люди стоят в притворе, на крыльце и даже на ступеньках на улице, и из растворённых всех дверей храма несется на всю слободу служба. Это впечатляющее, неописуемое зрелище, особенно для приезжих.

Женская половина храма слева и справа увешана в несколько ярусов "людскими" иконами. Свечи и лампады ставятся ко всем иконам, всё натурально, без электричества. На верхние ярусы к каждой иконе достает деревянный шест (с крюком и металлическим завершением для лампады). Крюк цепляется за божничку (полка с рустом, на которой находится икона). В металлическое завершение для лампады может привязываться свеча. Такого очень простого приспособления я не видел ни в одном другом храме. По бокам проёмов клироса, мужской и женской половины стоят привязанные рушниками хоругви. Это высокое древко, завершающееся восьмиконечным позолоченным крестом и прикреплённой к нему иконой на полотне с правой и левой стороны. Хоругви выносятся, когда совершается крестный ход.

Иконы, находящиеся в Покровской церкви, написаны в старообрядческих селениях Подолья по канонам древнерусской иконописи. Также выдержана техника исполнения (липовая доска, поволока, левкас, позолота, темпера). В них объединяется аскетизм с живыми красками, что дает предчувствие высшей радости и печали.

Иконы отдельных регионов Подолья (г. Брацлав, слободы Пили-поновки-Бершадской, с. Пилипы-Боровские Томашпольского р-на; с. Круги, Краснянка, Курники, Борсков Тывровского р-на Винницкой обл.) со своей сложной композицией, стилистикой виртуозного письма перекликаются с миниатюрами Евангелия армяно-григорианской Церкви и миниатюрами династии Бабуров (Индия XVI-XVII вв.).

Значительные размеры композиций этих икон (особенно общины села Курники, Тывровского р-на) впечатляют масштабностью тем.

Школа иконописи существовала в с. Борскове Тывровского р-на. В начале XX в. там работал местный иконописец Вавила. Иконы этой школы многофигурные и многоплановые, наполненные разнообразными библейскими сюжетами, эпизодами из жизни святых, многоклеточные. Каждая клетка - является отдельной иконой. Для этих икон характерно миниатюрное письмо, которое отличается от икон других регионов Подолья композицией, цветом, построением фигур и изображением ликов святых. В с. Кругах Тывровского р-на была своя школа написания старообрядческих икон. Клейма иконы "Святитель Никола" включают всю жизнь святого со дня рождения до канонизации после смерти. В доме А. С. Суржикова жил в Пилипоновке несколько лет иконописец Калиник Березов. Старообрядцы заказывали ему именные иконы для дома и для храма "Покрова пресвятой Богородицы" слободы Пилипоновки. По некоторым сведениям, приехал он с другими иконописцами из Палеха.

В каждом старообрядческом доме в красном углу передней комнаты должен был быть иконостас. Во входной комнате на божничке (треугольная полка для икон) должно быть не менее трёх икон, и в каждой комнате должны находится иконы, даже над входными дверями. Когда женили сыновей и выдавали замуж дочерей, им благословляли отдельные иконы для венчания, которые передавались по наследству. Старшему сыну благословляли иконы "Отечество", "Деисусный Чин", "Святителя Николу". Младшему сыну оставался дом со остальными иконами. Дочерям благословляли "Богородицу", особенно целебную "Богородицу-троеручицу", а также "Праздники". Ветхие иконы хоронили вместе с покойником.

Когда заказывались иконы, по бокам "поля" изображались фигуры святых заказчика. Каждая семья пилипоновского старообрядца должна иметь свою икону в храме, которую в течение всей жизни обслуживают (окармливают), к празднику ставят большие свечи из натурального воска, а в остальные дни там светятся лампады. Эта традиция передается из поколения в поколение и соблюдается до сегодняшнего дня.

У моего прадеда, епископа Саввы (в миру - Софрона Ивановича Суржикова, 1846-1946 гг.), был походный пятиярусный  (120x50 см) иконостас, состоявший из 15 досок, на которых изображены 80 миниатюрных икон, писанных яичной темперой по золоту палехскими мастерами. Такие походные иконостасы использовали купцы и зажиточные старообрядцы Пилипоновской слободы.

В церковной практике испокон веков нашли широкое применение литые иконы. Как нетрудно заметить, вышеуказанный догмат не оговаривает возможности их использования, поэтому правомерность таких икон можно было бы поставить под сомнение. Однако это сомнение нетрудно рассеять следующими рассуждениями. Прежде всего, материал, если это металл, в полной мере отвечает требованиям долговечности - "иже суть крепцы существом". Форма, по которой отливается образец, всегда была делом рук мастера, а главное - молитвенник не в меньшей степени, чем иконописец. Таким образом, форма также является произведением религиозного искусства. А через форму к каждому образцу фактически прикасался резец мастера. А самым главным, пожалуй, доводом в защиту литых икон можно считать проверку временем, которую они успешно выдерживали. Получив широкое распространение в глубокой древности, они дошли до наших дней, что, несомненно, является благочестивой традицией. Другое дело, что современное литьё, выполненное по формам сомнительных авторов, так же, как и современная иконопись, требует квалифицированной критической оценки.

У старообрядцев Пилипоновки было очень много металлических икон, особенно походных. Эта металлопластика относится к московским мастерским старообрядцев-поповцев. Имеется много складных икон поморского литья конца XVIII - начала XIX вв. Металлические иконы заполнялись яркими эмалями.

Таким образом, благодаря истовой вере старообрядцев Пилипоновки-Бершадской ни в царское, ни в советское время Покровский храм не закрывался. В нем сохранился древний пятиярусный иконостас, состоящий из 80 икон. Стены церкви увешены т. н. "людскими" иконами, принесенными в церковь каждым старообрядческим семейством, члены которого обслуживают их на протяжении всей жизни, передавая заботу по уходу за иконой подрастающему поколению. Иконы, потерявшие своего "кормильца", обхаживаются общиной.

В Покровской церкви, как и в любом православном храме, имеются двусоставные иконы (на хоругвях). Все иконы выполнены в каноническом древнерусском стиле с выдержкой технологии изготовления (липовая доска, поволока, левкас, позолота и темпера). Наиболее дорогие и почитаемые иконы украшались киотами, заключались в рамы под стекло. Рамы украшались резьбой, как правило, растительного орнамента (виноград).

На Подолье существовало несколько региональных центров иконописи (Бросков, иконописец Вавила, Пилипоновка, иконописец К. Березов). Для этих иконописцев характерно миниатюрное письмо, отличающееся композицией, цветом, построением фигур и изображением ликов.

Для совершения богослужений в поле богатые пилипоновские старообрядцы имели походные иконостасы, в миниатюре соответствующие храмовому иконостасу. Среди местных старообрядцев широкое распространение получили медные литые иконы.

Старообрядческая икона Пилипоновки-Бершадской находила себе место не только в храме, но и в каждом старообрядческом доме. В передней комнате, в красном углу на божничке, размещалось не менее трех икон. Иконы висели в каждой комнате и над дверями, выполняя при этом присущую им функцию.

В работе описывается интерьер и экстерьер старообрядческого храма сл.Пилипоновки-Бершадской Винницкой обл. Автор акцентирует внимание на старообрядческой иконе этой слободы; прослеживает историю заселения Пилипоновки. Посредством изучения местной иконы установлено, что образа Покровского храма создавались в разных регионах Подолья, имеют сложную композицию, отличающуюся виртуозностью письма, цветом, построением фигур и изображением ликов святых. Автор называет нескольких иконописцев, работавших в Пилипоновке, касается медного литья.

------

1 Андриан, епископ. В защиту иконы (Речь на Освященном соборе 2001 г.) // Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. - М., 2002. -Вып. 4-5.-С. 51.

2 Там же.

3 Там же.

4 Андриан, епископ. В защиту иконы (Речь на Освященном соборе 2001 г) // Церковь Старообрядческий церковно-общественный журнал - М, 2002 -Вып 4-5 - С 52

5 Там же

6 Таранец С. Куреневское тримонастырье история русского старообрядческого центра в Украине - К , 1999 - С 46

7 Таранец С. Старообрядчество Подолии -К, 2002 -С 172

8 Таранец С. Старообрядчество Подолии -К, 2002 -С 173

9 Там же

10 Воспоминания Суржиковой Аксиньи Софроновны.

Источник: "Судьба старообрядчества в XX - начале XXI вв.: история и современность. Выпуск 2", Киев, 2008
 
Категория: История старообрядческой иконописи | Добавил: samstar2 (2009-Май-11)
Просмотров: 4015

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz