Книжница Самарского староверия Понедельник, 2017-Авг-21, 02:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
История старообрядческой иконописи [16]
Иконописные школы [13]
Староверы-иконописцы [11]
История отдельных икон [2]
Уход за иконой [2]

Главная » Статьи » Иконопись » История старообрядческой иконописи

Рудаков С. Иконное собрание Дмитрия Сироткина

Как известно, решающую роль в спасении и сохранении старой веры в XVIII—XIX веках сыграли попечители древлеправославных обществ — купцы, торговцы, люди не бедные и предприимчивые. Это они строили храмы и моленные, украшали их древними иконами, подкупали полицию и чиновников, чтобы не докучали излишним вниманием, содержали общинные школы и богадельни.

Имея благодаря трудолюбию, предприимчивости, взаимопомощи и бережливости немалые капиталы, большинство купцов-старообрядцев тратили средства не на устройство роскошной жизни (по крайней мере в первом-втором поколениях купеческих династий), а на дела благие. Например, на собирание древних икон, которыми они украшали свои домовые моленные. Не был здесь исключением и нижегородский предприниматель Дмитрий Васильевич Сироткин.

Храм при приюте для старообрядцев на Жуковской (ныне Минина) улице был выстроен и полностью обустроен Сироткиным незадолго до 1917 года и обладал, судя по документам, необыкновенно богатой коллекцией древних икон, пожертвованных в него Дмитрием Васильевичем. К сожалению, документы, свидетельствующие об этом, датируются уже 1920-ми годами, когда храм во имя Веры, Надежды, Любви и матери их Софии был новой властью конфискован, старообрядческий приход разогнан, а сам Дмитрий Васильевич вынужден был покинуть пределы России.

Здание храма к этому времени находилось в ведении губсоцвоса и использовалось в качестве приюта для беспризорных детей. Сохранность церковного имущества не могла не волновать нижегородских музейщиков, и в июне 1923 года губполитпросвет командировал "тов. Иконникова для осмотра закрытой старообрядческой церкви на Жуковской улице в д. б. (доме бывшего. — СР.) Сироткина" (1). Увиденное весьма впечатлило тов. Иконникова. Вскоре отдел по делам музеев Главнауки стал усилено хлопотать о "принятии мер к сохранении в неприкосновенном виде старообрядческой церкви... представляющей из себя художественно-историческую ценность как по древности хранящихся в ней икон XIII—XVII веков, так и по художественной стенописи" (2) и о передаче коллекции икон и иных предметов в ведение Нижегородского художественного музея.

25 сентября того же года представители губотдела управления и губотдела народного образования в присутствии представителей общины верующих В.Н. Белокрынкиной и Малышева составили акт о передаче "помещения домовой старообрядческой цеокви (молельни) в доме ведение губмузея (в то время как остальная часть дома так и осталась в ведении детдома).

Составляя список церковного имущества, состоящего на учете отдела по делам музеев, музейщики подчеркивали,что в сироткинской церкви "имеются иконы первоклассного художественного достоинства" (3).

Какие именно иконы Дмитрий Васильевич Сироткин имел в своем собрании, становится понятно из акта, составленного в сентябре 1923 года по итогам осмотра церкви представителями отдела музеев Главнауки. Всего в перечне упоминается иконостас и 17 икон из него, в том числе (приводим названия икон по документу):
 
Архангел Михаил, владимиро-суздальское (далее — в-с.) письмо, XIV—XV вв.
 
Архангел Гавриил, то же Божия Матерь Смоленская, в-с. письмо, XVI в.
 
Царские врата, новгородское письмо, XIV в.
 
Господь Вседержитель, в-с. письмо, начало XVI в.
 
Три святителя, в-с. письмо, XVI в.,
 
Покров Богородицы, псковское письмо, XVI в.
 
Рождество Богородицы, в-с. письмо, XVI в.
 
Троица, в-с. письмо, XVI в.
 
Вознесение, то же Богоявление, то же
 
Никола с житием, новгородское письмо, XV в.
 
Каноны, XVIII в.
 
Никола Можайский, XVIII в.
 
Евангелисты, петровского времени
 
Московские святители, строгановских писем, XVI в.
 
Страстная, XVIII в. (4)

Таким образом, в иконостасе сироткинского храма оказалось пять икон XIV—XV веков и девять — XVI века!

В документе подчеркивается превосходное состояние этих древних икон. В дальнейшем в храме музей планировал разместить отдел древнерусской живописи, но этим планам не суждено сбыться и весь комплекс вскоре оказался занят посторонними организациями.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что "домовая моленная" Сироткина была на самом деле полноценным храмом: с иконостасом, алтарем, престолом и т.п., со своим священником и прихожанами. В нем крестили детей, венчали браки. Об этом свидетельствует опись принятых музеем в 1924 году "предметов" из церкви Сироткина. В ней, помимо икон и книг, перечислены "престол с пеленой, крест запрестольный, жертвенник с пеленой, купель медная, венцы медные" и т.п. (5).

Судьба икон, собранных Сироткиным, неизвестна. Часть из них, возможно, до сих пор хранится в запасниках Нижегородского художественного музея.

1. ЦАНО. Фонд 1684, оп. 1, д. 56, л. 6.
 
2. Там же, л. 8.
 
3. Там же, л. 121 об.
 
4. Там же. л. 148.
 
Сергей Рудаков
 
Старообрядецъ. 2008, № 43
Категория: История старообрядческой иконописи | Добавил: samstar2 (2008-Июн-22)
Просмотров: 919

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz