Новозаветная, Христианская Церковь - весьма последовательный и принципиальный воспитатель. Ведь христианская жизнь каждого отдельного человека - жизнь в духовном послушании, покаянии и постоянной работе над собой - это непрекращающаяся, пожизненная работа по воспитанию самого себя. Большинство святоотеческих творений в той или иной мере посвящены вопросам христианского воспитания верующих, духовного наставничества христианской жизни. Но если христианское воспитание вообще является важной церковной задачей, то совершенно особенное значение приобретает воспитание детей и молодежи. Так как проблема молодежи - проблема завтрашнего дня церкви. Ее нельзя выпускать из виду.
Дети, как правило, сохранили большую чистоту и естественность, чем взрослые люди; не связаны грехом, и поэтому легче и прочнее усваивают христианские истины.
Начну с рассказа о том, как возникла идея создания детского христианского лагеря. В начале XX века, когда наблюдался подъем старообрядческой культуры, когда весь уклад народной жизни был обусловлен канонами церкви - тогда еще не было проблем, порожденных массовым безбожием. В то время дети росли, будучи полностью погруженными в христианскую атмосферу: ежедневная домашняя молитва вместе со старшими, регулярное посещение церкви по праздникам и воскресным дням, общепринятое строгое соблюдение постов - все эти примеры полноценной христианской жизни окружающих помогали детям и самим исподволь усваивать добрые обычаи поведения. А вот знаний - богословских знаний, теории - подчас не хватало, и поэтому естественной задачей в те времена было возникновение христианских училищ, где дети получали теоретические знания - в дополнение к той ежедневной практике, которую они имели дома.
В корне иная ситуация складывается теперь. В наше время дети перегружены всяческой теорией. Общий объем информации, которую им дают не только в школе, но даже и в детском саду, огромен и включает различные отрасли познания. В итоге у детей возникает некоторый разрыв между теоретическими познаниями и реальной жизнью.
Это обстоятельство, в частности, весьма отрицательно сказывается на усвоении детьми тех азов духовной грамоты, которые им преподаются на занятиях, например, в воскресной школе. Когда ребенок попадает в воскресную школу, он сначала, как правило, с живым интересом воспринимает то, что ему рассказывают. А потом, придя домой, он видит абсолютно другую жизнь, другие отношения, зачастую противоречащие услышанному на воскресной школе. Притом, что это -может быть, примеры самых близких ему людей. Оказавшись перед таким противоречием, ребенок часто оказывается бессилен как-то объяснить себе его смысл, и это может сделать тщетными все труды по христианскому наставлению такого подростка. И часто бывает так, что подросток неплохо занимается на воскресной школе, получает хорошие отметки, но при этом совершенно не стремиться жить по-христиански, быть христианином.
Как же сделать, чтобы такие уроки не пропали бесследно? Чтобы они не остались в памяти ребенка еще одной далекой и несбыточной «теорией», не могущей пригодиться в реальной жизни? Как помочь ему получить первый отрадный личный опыт жизни по заповедям Божиим?
Исходя из этого, и возникла идея создания христианского лагеря, где детям не только можно что-то рассказать, но и показать теорию на практике, непосредственно создать в масштабах лагеря тот уклад христианской жизни, который веками передавался из поколения в поколения и который сегодня разрушен. Для этого и была создана «Ржевская Обитель».
Первый сезон «Ржевская Обитель» открыла в 1994 году, когда 35 детей жили еще в палатках, а базы не было практически никакой. С тех пор, конечно, многое изменилось - и в материальном, и в организационном плане. Выстроено капитальное здание, с перспективой круглогодичного использования, и пять летних жилых модулей. Сегодня лагерь может принять до 80 детей.
Но основные идеи, которые мы пытаемся реализовать, за семь лет не изменились. Главное - это приобщение детей к христианским обычаям посредством воссоздания традиционного уклада жизни. Для этого распорядок дня включает в себя обязательно утреннюю и вечернюю молитву, обязательно молитву перед и после трапезы. Кроме того, распорядок дня включает в себя труд, трудовое воспитание; здесь вообще широкий простор для творчества педагогов. Объяснить нашим современным детям, что физический труд - это хорошо, что приятно видеть результаты своего труда, когда он выполнен, задача очень непростая. Но это непреложная часть христианского воспитания.
У нас проводятся различные занятия: начальная катехизация, чтение Евангелия, житий святых, а так же тематические занятия - по истории христианской церкви, истории христианства в России и в нашем крае. В этом сезоне читались лекции на темы «Страсти в душе человека и борьба с ними», «Гордыня и смирение», «Любовь к Богу», и т. п.
Освоение и углубление молитвенных знаний происходит непосредственно в ходе молитвы. Для детей из нехристианских или невоцерковленных семей молитва сначала проводится отдельно -для разъяснения элементарных понятий: что такое поклон, что такое крестное знамение, и т.п.. На второй, третий день пребывания в лагере эти дети, как правило, уже сами стремятся принять участие в общей со всеми молитве, не стесняясь, не выпадая из общества, осознавая смысл происходящего.
Одна из важных задач лагеря - предоставление молодежи широких возможностей для знакомств и христианского общения. Дети приезжают сюда из разных мест. За прошедшие шесть лет в лагере побывало около 400 детей. Многие из них побывали неоднократно. Из Москвы и Московской области побывало 72 человека, из Ржева 60, из Нижнего Новгорода 30, из Казани 16, из Калуги и области 15, из Костромы 12, из Волгограда 10, из Петербурга и Твери по 7 человек, несколько человек с Дальнего востока. Многие из года в год стремятся приехать к нам вновь и приезжают. Они между собой знакомятся, переписываются. Дети используют эти связи потом многие годы, а, возможно, и всю жизнь. У молодежи нарабатывается опыт христианского общения. Для кого-то это, возможно, единственная возможность найти друзей по вере среди своих ровесников. В кругу своих сверстников - христиан, таких же, как они, дети избавляются от комплекса «верующего человека», учатся отстаивать свою -христианскую - точку зрения.
Общению способствует совместное участие подростков в общественно-полезном труде. База у нас достаточно большая. Есть возможность заниматься не только на огороде полеводством и агрономией. Можно ознакомиться с такими профессиями, как столяр, плотник, повар, воспитатель, слесарь, электрик, механик. Конечно, это знакомство поверхностно, неглубокое, но основные понятия и представления остаются.
Естественно, предоставляются у нас условия для активного отдыха детей на природе. Это не только 10 Га нашей территории, но и еще частые туристические походы и поломнические поездки. Причем, как правило, организуются такие поездки с определенными воспитательными целями: например, мы посещаем бывшие, ныне разрушенные храмы и старинные кладбища, разыскиваем точные очертания бывших церковных построек, устанавливаем памятные кресты. С собой берем заранее изготовленный большой крест, идем в нужный район, организуем поиски места, где был алтарь, и устанавливаем крест, чтобы осталась память, да и святыня уже не была попираема. В здешних местах разрушенных храмов очень много, и поэтому такие поездки из года в год повторяются, но мест, где мы еще не были, хватит еще надолго. В дни церковных праздников иногда посещаем и соседние действующие храмы, например, в Сычевке.
Бывают и просто походы, в которых от детей требуется взаимовыручка, и вырабатывается чувство локтя. Когда дети выезжают или выходят на природу, необходимо тот же костер разжечь или палатку поставить. Мы стараемся, чтобы дети умели все это делать сами, каждый по мере своих сил, даем понять, что их благополучие в походе от них же и зависит: если вовремя костер не разожгли, то обед будет позже. Это тренировка самостоятельности. К слову сказать, на базе также стремимся, чтобы дети обслуживали себя хоть в чем-то сами: могли постирать, со столов убрать и накрыть, посуду и полы помыть и т.д.
Естественно, всем детям предоставляется возможность посещать церковные службы. От «Ржевской обители» до храма в городе всего 10 км. Слава Богу, есть собственный автобус, и возможность приехать к началу службы и вернуться назад после ее окончания не является большой проблемой.
Год существует у нас «детсадовская» группа. В ней количество детей колеблется от 15 до 8 человек в возрасте от 2 до 7 лет. У них тоже есть свой распорядок дня: утром и вечером они молятся, для них проводятся свои занятия и т.п. Это как дети наших сотрудников, так и малолетние члены семей, приехавших отдохнуть в «Ржевскую обитель». В этой дошкольной группе дети отдыхают на природе и набираются своего первого христианского опыта.
Вот, наверное, и все, что касается духовно-воспитательной концепции. Можно бы еще долго говорить о хозяйственной базе, но она - наша проблема, которая мешает нам полностью отдаваться воспитательной работе. Что-то не достроено, где-то крыша течет, вода пока только привозная. К сожалению, лишние силы уходят на преодоление всех этих трудностей. Но это -естественная плата за большое желание приносить духовную пользу нашим детям, не имея для этого ни достаточных собственных, ни спонсорских средств.
Однако мы не унываем, продолжаем работать с детьми, и по мере появления финансовых возможностей улучшаем и совершенствуем хозяйственно-бытовую базу.
диакон Иоанн Чунин (Ржев
|