Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2018-Ноя-18, 21:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Меднолитая пластика: общие вопросы [5]
Основные литейные центры [10]
Мастера-литейщики [3]
Литые иконы и складни [4]
Кресты [4]

Главная » Статьи » Литье, литые иконы » Основные литейные центры

Захарова С.О. Становление и развитие старообрядческих центров медного литья. Часть 1

Известно, что одним из первых крупных центров старообрядчества стал Выговский, или Данилов, монастырь, основанный в Поморье (Олонецкая губерния) на р. Выге в 1695 году Через несколько лет, в 1703 году, выговцам был послан указ Петра I, который предоставил им свободу богослужения по старопечатным книгам, но с условием, чтобы монахи обители приписались к государственным металлургическим заводам на Повенце и отправляли там работы.  Поморцы подчинились, первыми среди староверов, решившись на необходимую уступку (хотя их учение содержало пункт о немолении за государя) Такое «политичное» по словам самих выговцев(1)  отношение к официальным властям принесло скорые плоды. Указом от 7 сентября 1705 года поморцы получили право самоуправления и свободу от двойного подушного оклада обязательного для старообрядцев (2)

 

Со времени основания обители там стали обучать иконописи, основали переплетные и кожевенные мастерские, "списывали" старопечатные книги, завели шитье шелками и золотом, развили резьбу по дереву, а также создали литейное и финифтяное производство старообрядческих крестов, створов и предметов домашнего обихода (3).

 

Литье медных культовых изделий занимало значительное место среди других ремесленных промыслов. Вопрос о точной дате основания на Выге литейной мастерской до сих пор остается дискуссионным. Среди специалистов существует два различных мнения: одно принадлежит коллекционеру и исследователю старообрядческого медного литья В Г Дружинину, другое - искусствоведу Э П Винокуровой. По сведениям В Г Дружинина, в августе 1727 года литейная мастерская уже существовала т.к. имеется рукописное свидетельство о том настоятеля пустыни Андрея Денисова (1664-1730). Он обращался к братии, чтобы "кресты медныя лити с древних образцов с староцерковными подписании" (4). Искусствовед Э П Винокурова отнесла создание на Выге "медницы" ко времени рубежа 1718-1719 годов, основываясь на датированных поморских складнях из собрания Эрмитажа и Русского музея (5).  Это медные трехстворчатые складни с рельефным изображением развернутого деисусного чина из девяти фигур, так называемые «девятки». Некоторые складни иллюминированы разноцветной финифтью и вызолочены изнутри Круг святых, отливаемых старообрядцами на иконах и створах в деисусном чине, достаточно определенный: апостолы первоверховные Петр и Павел, Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, вселенские святители Никола Чудотворец, Василий Великий, Иоанн Златоуст священномученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, соловецкий страдалец - митрополит Филипп и основатели Соловецкой обители - Преподобные Зосима и Савватий Последних особо чтили на Выге, считавшем себя преемником Соловков как небесных патронов Выговского общежительства, в основу жизни которого был положен "Устав" Соловецкого монастыря.

 

Образцы медного литья с изображениями Зосимы и Савватия хранятся в крупнейших собраниях музея истории религии, Русского музея и Эрмитажа(6). Есть такие произведения в коллекции позднего литья Челябинского краеведческого музея. Уникальной по своей иконографии представляется медная икона "Спас Благое молчание" с деисусом и избранными святыми (7).  На ней изображен ангел со скрещенными на груди руками (как причастник), облаченный в царский хитон и в восьмиконечной короне славы Бога Отца.  По обеим сторонам рядом с короной надписи "IС" ниже "Благое" и "ХС" ниже "молчание" Неканонический извод Христа в виде «тварной» природы - ангела - запрещен в Русской православной церкви.  Центральную композицию окружает рама с 18 клеймами и характерным для северной традиции растительным орнаментом.  Преподобные Зосима и Савватий расположены среди одиночных поясных фигур в клеймах нижнего ряда (слева направо) преподобный Зосима, евангелист Иоанн Богослов, Ангел-Хранитель с восьмиконечным крестом, апостол Андрей Первозванный и преподобный Савватий Преподобные изображены также на меднолитой иконе Господь Вседержитель на престоле с предстоящими (8) Во втором случае, автор композиции в деисусном чине пренебрег правилами иконографического канона - принципом иерархии. Преподобные Зосима и Савватий предстают сразу после святителей, тем самым заступают место чина священномученников и мучеников.  Старообрядец-иконник, возможно, подчеркивал тем самым страдание и мучение за истинную веру Соловецких иноков во время осады монастыря (1668 - 1676).

 

Рассмотренные образцы меднолитого производства относятсяк позднему периоду литья XVIII - XX вв и принадлежат к северному поморскому типу памятников, т е связаны с традициями литья в Выговской обители (9).

 

Что касается возникновения литейных мастерских на территории других старообрядческих регионов, например, Урала и Сибири то эта проблема поставлена, но почти не изучена. В отличие от старообрядческой рукописной книги, памятников музыкальной певческой культуры, собрания медного позднего литья (чаще всего старообрядческого) хотя и имеют почти все музеи области, но эти фонды не классифицированы и не каталогизированы (10). Уральские искусствоведы лишь предполагают, что при обилии и дешевизне сырья, старообрядческого меднолитейного производства не могло не быть, выявлены даже по документам XVIII - XIX вв.  имена некоторых литейщиков. Однако центры старообрядческого культового литья, их зарождение и развитие, типы и особенности изделий не определены.

 

Историк церковного раскола П С Смирнов пишет, что уже в конце XVII века в Тюмени принялись за отливку крестов с особым изображением Святого Духа.  В послании из Далматова монастыря (основан старцем Далматом на р Исети в 1644 году) такое изображение креста было названо «с голубками», впоследствии оно перешло к поповцам, в частности, в московскую традицию старообрядческого литья (12).

 

В Челябинской коллекции есть образец навершия «с голубками» на медной иконе Покров Пресвятой Богородицы (13).  Навершие состоит из семи шестикрыльцев(серафимов) и Новозаветной Троицы в центре, справа Бог Саваоф, слева Исус Христос, между ними держава с восьмиконечным крестом и орудиями страстей – символом Голгофы Над ними голубь в восьмиконечной короне славы Надо отметить, что поморская иконография не признавала изображение Бога Саваофа,  а под ним Св Духа в виде голубя (14). Указанный признак, а также характерные для московской поповской традиции "шестикрыльцы" позволяют отнести данную икону к московскому кругу памятников.

 

Возвращаясь к проблеме развития меднолитого производства Урала и Сибири, можно сказать, что начало XVIII века ознаменовалось бурным расцветом меднолитейных и издельных промыслов что было связано с обилием дешевого сырья, а также с определенными привилегиями для местного населения по приисканию руд металлов Так, большую роль сыграл указ Берг-коплегии от 1719 года, который дозволил каждому жителю края, "какого б чина и достоинства ни был, во всех местах < > искать, плавить и варить всякие металлы сиречь золото, медь, серебро"(15)

 

Указ Петра I от 1722 года запретил объемные изображения, рельефные лики на металле или дереве в Православной церкви. "Резные иконы и отливанные не делать, и в церквях не употреблять, кроме распятий, а в домах, кроме малых крестов и панагий, искусною работаю деланных, отнюдь никаких резных и отливанных икон не держать" (16). Священный Синод, обратив внимание на упадок качества литейного искусства, также запретил отливку медных и оловянных икон. Указ от 31 января 1723 года гласил "Медныя и оловянныя литыя иконы, где обретаются, кроме носимых на персех крестов < > в ризницы обрать < > выливаются оные зело неискусно и неизобразительно, < > оных икон впредь не лить и обретающимся купеческим людем в рядах продажу оных воспретить» (17)

 

Несомненно что запрет на меднолитые изделия был предопределен не только нуждами государства в меди и олове, и не только противостоянием медным "идолам" и "фетишам", но и распространением преимущественно старообрядческого литья. На всех меднолитых иконах главным символом старого обряда было в первую очередь двуперстие. Еще в конце XVII века староверы предавали анафеме тех литейщиков и иконописцев, кто отступал от этого символа веры. «Аще кто напишет на святых образах молящия десные руки щепотью, по еретическому преданию, да будет проклят», «Аще кто напишет образ святых отец благословляющия десные руки с ответом по еретическому преданию малаксою (те не двумя, а пятью перстами — 3.С) да будет проклят» (18)

 

Очень важным для старообрядцев был вопрос о титле на кресте, который обсуждался накануне собора 1667 года. Его поднял дьяк Соловецкой обители Игнатий, написавший царю челобитную о том, что везде, и на Соловках тоже, распространяются новые кресты с новым написанием "I Н Ц I " вместо древней титлы "Царь Славы IС ХС"(19)  Дьякон писал о том, что с начала XVII века на Русь стали проникать из юго-западных областей кресты с титлой "IНЦI " и молил Алексея Михайловича прекратить такое нововведение. До подчинения Польши России православные, подвластные Польше, решением Брестского собора 1596 года присоединились к Римской церкви подчинились главенству папы, но сохранили свой внутренний строй и порядок службы.  Игнатий и его сторонники восприняли изменение древнего надписания как уступку униатам и католикам.  Дьякон ушел из монастыря, стал странствовать по Поморью и всюду распространял свое учение. Беспоповцы Выга признали правоту Игнатия и почитали его как одного из основателей их пустыни. Располагая собственной "медней" выговцы снабжали своих единоверцев распятиями со старым надписанием "Царь Славы IС ХС Сын Божий, - как во время благочестия в России до Никона делали" (20).

 

Относительно нательных крестов староверы придерживались только восьмиконечной формы, и если очертания креста были четырехконечные, то в центре такого изделия обязательно гравировался голгофский крест.  Кроме того, и на крестах-тельниках и на осеняльных и напрестольных крестах фигура Христа всегда строго вписана в крест, не провисает на нем, не выходит за его пределы, что часто встречается в русском литье с XVIII века.

 

Таким образом, возникновение литейных мастерских в старообрядческих поселениях было непосредственно связано с вопросами о сохранении на иконах двуперстного сложения, о титле и о форме древнего креста, а также с запрещением среди староверов молиться на чужие иконы.  Необходимость иметь "свою" "правильную" икону при себе постоянно, особенно во время странствий, невозможность открытого поиска и приобретения культовых изделий старого образца (что в те времена было небезопасно), привели к появлению собственных медниц.

 

Категория: Основные литейные центры | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-12)
Просмотров: 4120

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2018Бесплатный хостинг uCoz