Книжница Самарского староверия Вторник, 2017-Авг-22, 10:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Лубок [2]
Плетение лестовок [0]
Резьба по дереву [6]
Фарфор [1]
Шитье, вышивка [4]

Главная » Статьи » Прикладное искусство » Резьба по дереву

Сулейманова Н.И. Крест-мощевик и три подпрестольных креста из Иргизских монастырей

Целью данной публикации является введение в научный оборот крестов из собрания Пугачевского краеведческого музея Саратовской области, связанных с историей знаменитых Иргизских монастырей.

 

Сначала - несколько слов о самих монастырях.

 

В царствование Екатерины II тысячи староверов, около ста лет спасавшихся от гонения за веру в Польше, потоком двинулись в Нижнее Поволжье. Им было разрешено беспрепятственно селиться на свободных землях. Императрица стремилась как можно скорее заселить беспредельные заволжские степи и сделать их житницей России. Если иностранные колонисты осели на левом берегу Волги, то староверы облюбовали также левобережный приток Волги - Большой Иргиз. Первые поселенцы застали развалины золотоордынской мечети, что, по преданию, и послужило поводом к наименованию основанной ими в 1764 году слободы Мечетной (с 1836 город Николаевск, с 1918 - город Пугачев).

Скоро на Большом Иргизе возникли скиты, которые впоследствии превратились в крупные монастыри - духовные центры староверов так называемого беглопоповского согласия.

Первым завел скит на Иргизе старовер Авраамий. Он обосновался в тридцати верстах от Волги, на полуострове под названием Медвежий Гай, образованном Иргизом и Монастырским озером. Иноки жили в землянках, расположенных в лесной глуши.

Несколько выше по Иргизу независимый скит образовал другой выходец из Польши, иеромонах Пахомий. Он пришел вместе с семнадцатью иноками. Их кельи стояли на ровном лугу, который с одной стороны омывался Иргизом, а с другой Камышевым озером.

Семью верстами выше Пахомова скита, на Старицком Юру, основал свой скит еще один выходец из Польши - инок Исаакий. С группой иноков он занял заросший чернолесьем полуостров между Иргизом и озером Калач.

Именно эти скиты со временем превратились в богатые старообрядческие монастыри. Авраамиев скит стал Нижне-Воскресенским монастырем, Пахомиев скит - Средне-Никольским, Исаакиев скит - Спасо-Преображенским.

Жили в Иргизских монастырях ревнители и строгие хранители древнего благочестия. Здесь был главный центр беглопоповцев, так как с XVIII века только на Иргизе имели право принимать беглых православных попов и подвергать их «исправе». Этих попов посылали с Иргиза во все города, даже в Петербург, когда в них оказывалась там нужда.

 Монастыри владели большим количеством земли, что давало им возможность вести в широких размерах сельское хозяйство. Самым крупным землевладельцем был Спасо-Преображенский монастырь, которому принадлежало 8,3 тысячи десятин земли.

С восшествием на российский престол Николая I государственная политика в отношении раскола резко ужесточилась. Иргизские монастыри были вынуждены принять единоверие.

Свидетелями прошлого являются некоторые вещественные памятники, которые удалось сберечь в 1920-е годы.

 

1. Крест - мощевик.

Инв. ПМК1600

XVII век (клейм нет).

Серебро, гравировка, золочение. 15,2 (без навершия - 12) х 10,2 х 1,5

Поступил в 1919 году из Спасо-Преображенского монастыря.

По преданию, зафиксированному в 1925 году К. Журавлевым, крест «был привезен во время раскола из Соловок на Ветку, а потом на Иргиз».

Мощей в настоящее время в кресте нет.

Надписи лицевой стороны:

 2. Крест подпрестольный.

Инв. № ПМК 3294. 1841 год.

Дерево. 54,7(51,7) х 30 х 3,5

Поступил в 1920 году. Происходит из Преображенской церкви Спасо-Преображенского монастыря.

На лицевой стороне текст:

 

На обороте текст:

 

Спасо-Преображенский монастырь последним из Иргизских обителей принял   единоверие.   Это   произошло   28   мая   1841    года.   А   в   июне монастырский старообрядческий собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы был переименован и освящен во имя Преображения Господня. Таким образом, данный крест принадлежит тому времени, когда насильственным путем старообрядческий Спасо-Преображенский монастырь был переведен в единоверческий. Непосредственными участниками этого были тогдашний саратовский губернатор Фадеев и настоятель уже переведенного в единоверие Воскресенского монастыря архимандрит Платон.

 

3. Крест подпрестольный.

Инв. № ПМК 3757    .

1863 год.

Дерево. 47,5(;№) х 26,8 х 2,1

Поступил в 1926 году. Доставлен А.И. Тереножкиным в числе других сохранившихся после разгрома монастыря предметов.

Происходит из храма Рождества Пресвятой Богородицы Воскресенского монастыря (с. Криволучье).

На лицевой стороне текст:

 

 

 

Каменный однопрестольный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен в Воскресенском единоверческом монастыре на средства этого монастыря в 1863 году.

4. Крест подпрестольный.

Инв.№ПМК2654 1887 год.

Дерево. 32,5(31) х 13 х 1,6 Поступил в 1926 году (?).

На лицевой стороне текст (частично утраченный):

 

В 1886 году в Спасо-Преображенском монастыре к храму во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца был пристроен предел во имя святителя Николая Чудотворца (перестроен из бывшей старообрядческой трапезной). Вероятно, именно этот предел и был освящен в 1887 году сохраняемым ныне в музее небольшим по размеру крестом.

 

Таким образом, в числе немногочисленных реликвий Иргизских монастырей время сберегло кресты:

-          из Спасо-Преображенского монастыря мощевик XVII столетия и два подпрестольных креста 1841 и 1887 годов;

-          из Воскресенского монастыря подпрестольный крест 1863 года.

Нельзя не сказать, что сохранению драгоценной для нас частицы не так уж давней истории мы обязаны очень небольшой группе людей, которые в конце 1910- 1920-е годы занимались обследованием монастырей и спасали то, что было в их силах, от расхищения и порчи.

В заключении хочу выразить свою признательность Н.В. Гавриловой (Саратов) за сообщение об издании замечательного Ставрографического сборника и содействие в подготовке данного материала.

 

1 При воспроизведении текстов титлы над сокращенными словами опущены. Графические обозначения цифр опущены.

2 Иргизские монастыри были закрыты и разрушены в 1919 году. Ни один из названных выше храмов не дошел до нашего времени. В сохранившихся корпусах размещаются учреждения не монастырского назначения.

В настоящее время в окрестностях Пугачева, на Иргизе, действует женский Никольский монастырь. В свое время монахи Средне-Никольского монастыря не приняли единоверия и покинули Иргиз. В 1843 году монастырь был передан в управление инокине Ефросинье, переведенной из Черниговской епархии. В 1997 году на территории монастыря восстановлен храм во имя святителя Николая Чудотворца.

 

 

Нурия Ибрагимовна Сулейманова - директор Пугачевского краеведческого музея

Категория: Резьба по дереву | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-12)
Просмотров: 1074

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz