Книжница Самарского староверия Суббота, 2017-Авг-19, 12:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Староверы о себе [31]
Взгляд со стороны [47]

Главная » Статьи » Староверы сегодня » Взгляд со стороны

Стахеев В. Старообрядцы - люди особенные

Это явление — чисто русское, не российское, а именно русское. Старообрядчество как верование – следствие раскола православной церкви на Руси середины XVII века. За три с половиной столетия на долю его поборников выпало немало самых жестоких испытаний. Но при этом оно сохранилось до наших дней.

Более того, Средний Урал, Екатеринбург своим рождением во многом обязаны старообрядцам, кержакам, Именно переселенцы с реки Керженец нынешней Нижегородской губернии обосновали после изгнания из Центральной России поселение Шарташ.

Недавно в Свердловскую область приезжал глава Русской Православной Старообрядческой церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан. Это его второе посещение Среднего Урала и, безусловно, важное событие в жизни старообрядческой общины.

Просто и уютно

Сегодня храм во имя Рождества Христова — единственный старообрядческий в Екатеринбурге, приютившийся возле ограды старого Верх-Исетского завода.

На крыльце встречает настоятель храма отец Павел Зырянов. Проходим в самую обжитую комнату — трапезную. И на меня словно пахнуло детством! Так просто и уютно может быть только в крестьянской избе. Стол, покрытый клеенкой, скамьи вокруг него. Над столом — известная картина Сурикова "Боярыня Морозова". Буфет с горкой посуды, самая необходимая кухонная утварь. Про себя отмечаю: как же немного требуется человеку, чтобы просто жить. Не случайно, наверное, старые люди судят так: "Была бы крыша над головой да еда на столе".

Вскоре в трапезную заглянул председатель Екатеринбургской старообрядческий общины Мефодий Тюкин. Знакомимся поближе. И настоятель храма, и глава общины, оказывается, земляки. Оба из Невьянска. Павел Зырянов окончил Уральскую сельскохозяйственную академию, работал ветеринарным врачом в совхозе "Быньговский". Но родовая традиция взяла свое: прадед Павла — Григорий Матвеев — был в Верхних Таволгах того же Невьянского района священником старообрядческой церкви. И правнук Павел не миновал старообрядческой общины. В Екатеринбургском храме служит пятый год. Вначале — диаконом и второй год — священником, настоятелем. Помогает в церковных делах жена, то есть матушка, в воскресную церковную школу ходит сынишка Николай.

Отставной полковник

Совсем другая судьба у Мефодия Тюкина — председателя общины. В смуглом, сухощавом мужчине Чувствуется особая выправка.
– Да, я полковник в отставке, военную службу знаю не со слов.

В голосе отставного полковника не слышно ни командирских ноток, ни сожаления. Скорее какая-то добрая простота. Дескать, служил Отечеству, надо послужить и вере.

Любопытная деталь: у старообрядцев зарплату священнику, как и председателю общины, назначают не "сверху" — не епископ, не митрополит, а прихожане храма на своем собрании. На сколько оценят твои заслуги, такое и определят жалованье. Конечно, исходя из финансовых возможностей общины. Работу руководства оценивают также на отчетном собрании. То есть демократия в этом смысле полная.

Проходим в сам храм. Убранство не поражает — все, что есть в каждой церкви православных. Но взгляд останавливают изображения святых ликов на иконах. Старообрядцы не признают творения современных иконописцев. Они во всем защитники старины глубокой.

Старообрядцы — это древний и во многом еще непознанный пласт мировоззрения, психологии, жизненных принципов, бытового уклада.

Известно, что внедрение царем Алексеем Михайловичем (отцом Петра I) при поддержке очень твердого церковного правителя — патриарха Никона — канонов греческого православия на Руси было шагом, безусловно, прогрессивным. Внедрение крещения перед иконой тремя перстами, а не двумя, с заменой земных поклонов на поклоны до пояса, введение других новых атрибутов — это только внешние проявления обновленной веры.

Вот что говорит старший преподаватель Уральского госуниверситета Владимир Викторов:

— В 1654 году Иван Федоров издал первую печатную книгу на Руси — "Апостол", затем огромным тиражом по тем временам – две тысячи экземпляров – "Библию". Доказывать значение книгопечатания для общего просвещения, подъема культуры на Руси, думаю, нет необходимости.

Однако чего не занимать русскому человеку, так это стойкости, верности вере (как видим, эти два слова — одного корня). И тогда ревнители новой веры пошли на старообрядцев, что называется, с открытым забралом. Именно тогда на Руси зародилось такое явление, как "гари" — самосожжение. Старообрядцы семьями добровольно сгорали в скитах, избах, чтобы принять самое высшее очищение перед Богом — очищение огнем!

Стойкость к невзгодам, сопротивление всяческим гонениям, выживаемость в самых тяжелых условиях – эти качества породили в государстве Российском некий особый тип людей, которые явили образцы служения Отечеству. Старообрядцами, как известно, были известные фабриканты и меценаты Морозовы, у нас на Урале — династия купцов Рязановых, стойко придерживались этой веры золотоискатели, затем золотопромышленники Зотовы...

Любопытно, что из старообрядческой семьи был покойный ныне ректор Уральского госуниверситета Паригорий Евстафьевич Суетин. Родом он был из-под Ревды, а именно там с демидовских времен сохранилась кержацкая община. Как известно, старообрядцы категорически отрицают табакокурение, а Паригорий Евстафьевич, помню, "смолил" папиросы одну за другой. Помню и то, что к концу жизни он все-таки бросил эту нехорошую привычку.

– Но при этом он бережно, с пониманием и большим интересом относился ко всему, что связано со старообрядчеством, — вспоминает В. Викторов.

Каноны и обычаи

Насколько крепко хранят заветы предков старообрядцы, видно даже по именам, какими они нарекают своих детей. Паригорий, Кузьма, Мефодий, Варсонофий, Марфа, Ефросима, Лукерья... Перечень древних имен, которые признают поборники этой веры, можно было бы продолжать и продолжать.

В быту для женщин обычная одежда — сарафан, для мужчин — кафтан. В них и принято ходить в храм, молиться. Другая одежда для обращения к Богу не поощряется. Самые стойкие к обычаям мужики подстригаются "под кружок". Борода — атрибут непременный у мужчин, у женщин — коса.

Отец Павел Зырянов признает, что по богоугодному случаю позволена чарка вина, но, конечно, не в дни поста.

А то, что после питья из кружки другим мирским человеком старообрядцы ее выбрасывают — это просто легенда. Меня, к примеру, отец Павел и Мефодий Тюкин приглашали вместе почаевничать в трапезной. С председателем Екатеринбургской общины Мефодием Тюкиным, одетым кстати в джинсовый костюм, на прощание мы обменялись рукопожатием. А с настоятелем храма — уважительным поклоном. Хотя рукопожатие священнику вообще не положено.

Владимир СТАХЕЕВ

"УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ", 16 июля 2005 г.

Категория: Взгляд со стороны | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-15)
Просмотров: 1209

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz