- Отец Павел, насколько нам известно, в ближайшее время в Екатеринбурге будет строиться старообрядческая церковь. Это будет церковь для всех старообрядцев, или в Вашей церкви есть какое-то разделение?
- Я вам сразу же скажу: есть несколько течений старообрядцев. Есть старообрядцы Поморского согласия, которые и собираются строить церковь. К сожалению, не знаю, когда именно начнется строительство. Отношения у нас абсолютно спокойные. В отдаленном будущем не исключено объединение.
- А как складываются отношения старообрядцев с представителями других конфессий? Идет ли какая-то совместная работа?
- Со всеми конфессиями у нас очень спокойные ровные отношения без каких-либо натянутостей и каких-то перегибов. Правда, пока сотрудничества нет. Русская
Православная церковь (РПЦ) предлагает нам какие-то социальные вопросы совместно рассматривать, но пока дальше предложений не идет дело. Мы готовы к сотрудничеству абсолютно по любым вопросам. Мы - открытая церковь.
- Как складываются отношения с властью и бизнесом?
- Нет никаких совместных проектов, отношений почти нет. Со стороны представителей власти не было никаких предложений. Но работаем с общественными объединениями. Недавно была просьба о сотрудничестве со стороны родительского комитета Екатеринбурга – это такая широкая организация в городе. Они к нам обращались. Мы участвовали в собрании 17 марта во Дворце культуры ВИЗа, обсуждали школьную программу во всех ее аспектах.
- Как Вы считаете, необходимо ли на данный момент усиливать или же наоборот ослаблять роль церкви в жизни общества? И каким должно быть это сотрудничество?
- Я думаю, что русский народ всегда был православным в своем большинстве и нам свою историю забывать никогда нельзя. Но вот каким именно способом это будет происходить – это уже обсуждение общественности должно быть. Для подрастающего поколения, например, я считаю, что оптимальным вариантом могли бы стать не уроки в обычных школах, а воскресные школы, причем они обязательно должны быть при храмах.
- На недавнем Всемирном Русском народном соборе была принята своеобразная концепция прав человека в православном понимании. Как Вы относитесь к этим ценностям и что, по Вашему мнению, можно противопоставить ценностям либеральным западным, которые сейчас многие ставят под сомнение?
- Общехристианские нравственные ценности были всегда краеугольным камнем в душе русского народа. И заменять их на что-то другое, наверное, не каждый согласен. Но как израильскому народу после плена египетского понадобилось 40 лет хождения по пустыне, чтобы сменились два поколения для входа в Израиль, точно так же и русскому народу необходим очень большой период, чтобы после такого надлома духовного мы возродились.
- Представитель РПЦ митрополит Кирилл сказал, что с людьми надо говорить на понятном языке, это может помочь в формировании систем ценностей. Вы разделяете эту позицию?
- Тут возникает вопрос: в каком смысле "понятный язык"? Это современный компьютерный язык или исконно русский язык? В этом и дело. И позиция всех филологов, что создаваемый веками русский язык должен таким и оставаться всегда. И на нем и нужно говорить.
- На сегодняшний день много ли среди старообрядцев молодежи?
- Очень приличное количество. Приблизительно даже можно сказать что молодежь – это около половины всех старообрядцев. Они ведут очень активную церковную жизнь. Начиная с младенцев и до уже вполне взрослого, зрелого возраста.
- Насколько вообще строги требования к прихожанам в старообрядческих церквях?
- Требования есть, но насильно мы к себе никого не затаскиваем и не привлекаем. Это состояние души каждого человека, его волеизъявление. Как Господь учил своих учеников этой премудрости? "Если вас принимают в каком-то граде, то учите до тех пор, пока не научите всему. Если не принимают – то исходите из того града и отряхайте прах с ног ваших – вот свидетельство им". Так же и мы. Насильно мы никого к себе не привлекаем, и люди сами приходят. Требований выше, чем установили правила апостолы и святые отцы семи вселенских соборов, мы не ставим. Если человек согласен со всеми правилами – он с нами. Если не согласен – он не с нами.
- Нашли ли в старообрядческой церкви свое место современные технические новшества такие, как сотовые телефоны, Интернет и многие другие? Как Вы вообще относитесь к глобализации?
- К явлению глобализации как таковому мы относимся не очень положительно. А вот явления современного мира, как, например, автомобиль, сотовые, Интернет, мы используем в своей жизни. Но только во славу Божию, как говорится.
- В последнее время представители РПЦ все чаще заявляют, что сотрудничество ваших церквей может привести в конечном итоге к их объединению. Насколько это реально и в какие сроки?
- В отношении сроков сказать сложно. Если говорить об условиях, то объединение с РПЦ возможно только полностью на условиях старообрядческой церкви, потому что старообрядческая церковь содержит в себе все те чины, все те молитвы, все те таинства, которые Русь принимала при крещении в 988 году при князе Владимире.
Накануне. RU – информационно-публицистический альманах Уральского федерального округа
|