Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2017-Дек-17, 22:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Интервью нашему сайту [17]
Интервью другим СМИ [65]
Внешние о староверии [6]

Главная » Статьи » Интервью » Интервью другим СМИ

Интервью Президента благо­творительного фонда "Белая Криница" С.Е.Деева газете "Старообрядецъ"

Сегодня на вопросы "Съ" отвечает Сергей Еремеевич Деев - выходец из семьи белокриницких старооб­рядцев, потомок старообрядческого митрополита Ки­рилла. Сергей Еремеевич родился 15 мая 1960 года. Зам. директора ЗАО "Украинские транспортные кори­доры" (Киев). Эксперт Фонда национальной и между­народной безопасности (Москва). Президент благо­творительного фонда "Белая Криница" (Украина).

 
"Для меня все началось с Библии Ивана Федорова"

 

 
-  Сергей Еремеевич, вы активный участник событий в жизни старообрядческой Церкви в конце 1980-х. Расскажите,   что  тогда происходило на Рогожском?
 
-   В 1945 году, когда горел белокриницкий монастырь, из пылающей монастырской библиотеки старообрядцы вынесли бесценное сокровище - Острожскую Библию 1581 года издания. Позднее моя тетя Елена передала мне эту книгу, и в 1986 году я с Библией в руках отправился в Ленинград, в Пушкинский дом к Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Я призвал академика помочь в спасении Белой Криницы - исторического центра всего русского старообрядчества.  В этом же  году Лихачевым был создан Советский фонд культуры, в котором я занял должность эксперта,  и с этого года я стал вплотную заниматься старообрядческими делами.
 
По моему мнению, с 1987 года начался новый этап в жизни старообрядчества. Федор Мельников в своей По моему мнению, с 1987 года начался новый этап в жизни старообрядчества. Федор Мельников в своей книге "История русской церкви" дал периодизацию истории РПСЦ. Он называет 4 периода: 1652—1682, 1682-1846, 1846-1905, 1905—1917. Пятый период - господство безбожной власти. С 1987 года начался новый, шестой период. 14 ноября 1987 года состоялась встреча митрополита белокриницкого Тимона и московского архиепископа Алимпия. Впервые за 70 лет встретились румынский митрополит и российский архиепископ.
 
Фактически шестой период начался немного раньше, когда 2 июля 1987 года произошла встреча архиепископа Алимпия и академика Дмитрия Лихачева. Председатель Советского фонда культуры посетил Рогожскую слободу. На Рогожском к весне 1987 года сложилась тяжелая ситуация. Старообрядцам тогда принадлежала лишь малая часть поселка: Покровский собор, колокольня и маленькое здание архиепископии. В то же время издательский отдел МП, который тогда возглавлял митрополит Волоколамский Питирим, получил документы от властей столицы на право пользования всеми оставшимися зданиями Рогожского поселка - домом причта   и   остальными. Председатель совета по делам религий Харчев категорически отказывался рассматривать жалобы старообрядцев на экспансию со стороны МП.
 
Я - эксперт Советского  Фонда культуры, о. Леонтий Пименов - советник архиепископа, Ромил Хрусталев - староста и Зотик Еремеев в июне пошли в издательский отдел МП на Погодинскую улицу. Питирим принял нас очень хорошо. Мы привели аргументы в пользу отказа от захвата чужого имущества, и он прислушался к нашим словам. МП отказалась от экспансии, и впоследствии все вернули старообрядцам. Более того, Питирим ходатайствовал, чтобы третья кольцевая дорога прошла не по территории Рогожского кладбища (как было в проекте), а была отодвинута на 150 метров западнее. Митрополит Питирим приезжал в Рогожское, встречался с Алимпием, присутствовал на службе, где стоял в сторонке и наблюдал молитву по старому обряду. Вскоре состоялись выборы патриарха и, по словам заместителя Харчева - Станислава Ивановича Королева, новым патриархом был назван митрополит Питирим. Но вмешался Горбачев и настоял на кандидатуре Алексия.
 
После этих событий 2 июля 1987 года на Рогожское приехал председатель правления Советского фонда культуры Дмитрий Лихачев. Там ему вкратце рассказали об истории и культуре старообрядчества и вручили подписанный церковный календарь для заместителя председателя правления Советского фонда культуры Раисы Максимовны Горбачевой. Дмитрий Лихачев походатайствовал за старообрядчество перед М.С. Горбачевым. Раиса Максимовна позвонила Харчеву и дала ему указания. Не прошло и полутора недель после визита Лихачева, как Харчев сам звонит архиепископу Алимпию и спрашивает о нуждах старообрядцев! Вскоре на Рогожское поступили необходимые строительные материалы, золото для отделки крестов, стали постепенно возвращать здания.
 
Это была прелюдия к встрече двух предстоятелей старообрядческих церквей. В августе того же года я и мой отец Еремей Ермилович Деев отправились в Браилу, где предложили владыке Тимону приехать 14 ноября на храмовый праздник Козмы и Дамиана в Белую Криницу. Совет по делам религий категорически запретил владыкам служить в храме, но, несмотря на это, они служили. Большой Успенский собор был тогда еще закрыт, и в его колокола звонить не разрешалось. Отец тайком пробрался на колокольню, и над селом раздался звон могучих успенских колоколов. К несчастью, в этот момент в селе находились представители КГБ из Черновцов, и когда владыки с крестным ходом направились к могилам знаменитых иноков Павла и Алимпия, чекисты попытались арестовать отца. И последствия были бы печальные, если бы не вновь заступничество Лихачева. По его ходатайству через пару дней в Черновцы приехал полковник Мельников (9-е управление КГБ - охрана Горбачева) и устроил в местной госбезопасности скандал. В присутствии первого секретаря обкома Невалова он заявил, что Белая Криница - в программе Советского фонда культуры и что фонд выделяет на реставрацию Успенского собора 200 тысяч рублей. Для ретивости местных чиновников это был действенный тормоз.
 
Встреча двух владык в Белой Кринице открыла новый период в истории старообрядчества. На встрече было решено собрать в Белой Кринице Всемирный старообрядческий собор (состоялся в 1996 году) и восстановить белокриницкий монастырь.
 
-  Вы также участвовали в организации выставки в США...
 
-   Выставка старопечатных книг и рукописей из фондов Древлехранилища Пушкинского дома, из собраний   белокриницких храмов, Покровского собора была организована от имени  Советского  фонда культуры,  Русской православной старообрядческой церкви и Музея культуры старообрядчества (и по благословению владыки Алимпия) в Библиотеке конгресса США в Вашингтоне. На ее торжественном открытии 31 мая 1990 года присутствовали председатель Советского фонда культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, заместитель председателя Раиса Максимовна Горбачева, директор Библиотеки Конгресса США Джеймс Биллингтон, жена вице-президента США, влиятельные люди Америки. Представляли коллекцию Владимир Бударагин, начальник Древлехранилища старопечатных книг и рукописей Института русской литературы (Пушкинский дом) Ленин¬града, Ромил Иванович Хрусталев, староста Московской старообрядческой общины, Сергей Еремеевич Деев, заместитель директора Музея культуры старообрядчества с. Белая Криница. Спонсировал выставку известный миллионер Арманд Хаммер.
 
Выставка была посвящена 1000-летию крещения Руси. Тот факт, что нашей культуре больше тысячи лет, произвел на конгрессменов и посетителей выставки ошеломляющее впечатление.
 
"Бизнес  на  службе старой вере"
 
- Вы известны участием в ряде проектов, направленных на спасение и развитие историко-культурного наследия старообрядчества. Одновременно являетесь успешным бизнесменом. Одно другому не мешает ?
 
- Ничуть. Я лично участвую в ряде проектов, так или иначе связанных со старообрядчеством. Крупные бизнес-проекты - международный транспортный коридор "Харьков - Белгород", строительство автобанов и железных дорог так или иначе приносят пользу старообрядчеству. Во-первых, часть денег, заработанных международным консорциумом, пойдет на нужды старообрядческой церкви. Во-вторых, часть этих проектов непосредственно касается староверческой святыни - Белой Криницы. С 2006 года к программе восстановления Белокриницкого историко-культурного центра подключились коммерческие компании с участием старообрядцев: ЗАО "Украинские транспортные коридоры", ООО "Спарта Инвестмент Лтд", ООО "Внешторгинвест". В настоящее время ЗАО "Украинские транспортные коридоры" готовит предложение правительству Украины, суть которого заключается в создании свободных экономических зон вдоль украинских транспортных коридоров, с налоговыми, таможенными и прочими льготами. Один из таких коридоров проходит через территорию Черновицкой области, неподалеку от Белой Криницы.
 
Вообще в отношении Белой Криницы у нас большие планы. Уже проведены переговоры с руководством украинской погранслужбы о перенесении погранзаставы с территории бывшего мужского белокриницкого монастыря. Есть договоренность с Академией управления персоналом — крупнейшим учебным заведением Украины - об открытии в 2008 году отделения в Белой Кринице, где будут обучаться около ста студентов-старообрядцев из Украины, России, Молдавии, Румынии. Это будет фактически высшее духовное старообрядческое училище, где молодые люди получат сразу три образования: высшее светское (историки, экономисты и т.п.), духовное и рабочую специальность. Сельский Совет принял решение увеличить для этой цели границу села на 180 га, на которых планируется построить две-три улицы для училища и его инфраструктуры.
 
Черновицкая облгосадминистрация приняла проект возрождения села, в котором обозначены планы по землеотводу, строительству дорог и КПП на границе с Румынией. По плану, согласованному с облгосадминистрацией, в селе будут созданы мини-цех по розливу минеральной воды, предприятие по разведению осетровых рыб, лесопилка. Это даст работу на селе, люди перестанут в ее поисках покидать родину, а также будет поступать доход в местный бюджет, появятся средства для благоустройства села.
 
-  И Белая Криница вновь вернет себе значение реального, а не символического духовного центра всего русского старообрядчества?
 
-  Надеюсь. Мы и в дальнейшем будем поднимать престиж этого села. Известно, что в 1914 году состоялась поездка старообрядческих епископов на Ближний  Восток.   Во  время встречи   с   патриархом Александрийским Фотием последний заявил о необходимости участия восточных  церквей  в  снятии клятв со старых обрядов.
 
В 2008 году будет отмечаться 100-летие Успенского собора и 600-летие города Черновцы. Планируется приезд в город (и посещение Белой Криницы) президента Украины и президентов сопредельных государств (России, Молдавии и Румынии).
 
Одновременно мы инициируем проведение в Белой Кринице Второго всемирного собора с участием обоих Первоиерархов. Здесь, возможно, будет принято обращение к восточным патриархам с предложением созвать в 2009 году в Киеве совещание руководителей всех поместных православных церквей мира. Там помимо прочего могут быть подняты следующие вопросы: 1. В связи с заявлением предстоятеля Римской церкви о том, что только она сохранила апостольскую преемственность, соборно провозгласить об апостольской преемственности Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской Церквей и Русской Православной Старообрядческой Церкви. Таким образом, может произойти полное снятие клятв со старообрядцев, так, как это в свое время предлагал патриарх Фотий Александрийский. 2. Возврат церковной собственности на Украине, в том числе икон, книг, рукописей (реституция). Наша церковь может быть признана восточными патриархами, и историческая правота старообрядцев будет восстановлена.
 
"Экономика - основа возрождения старообрядчества"
 
- Ныне реальным духовно-организационным центром Церкви является Рогожское. Сегодня ваша деятельность его не затрагивает? И что конкретно может предложить старообрядческое бизнес-сообщество для возрождение Церкви ?
 
- Прошло 20 лет с того времени, как мы отстояли Рогожскую слободу для нашей старообрядческой Церкви. Надеемся, что после реконструкции Рогожской слободы все здания будут вновь переданы старообрядцам. Но сегодня возникает сомнение - сможет ли старообрядческая церковь эффективно распорядиться этой собственностью? Ведь ей будет передан в управление целый городской квартал, 20 га земли. И если не создать уже сегодня управляющую компанию, через два месяца после передачи земли и зданий РПСЦ окажется полным банкротом! У нас есть предложение создать управляющую компанию, в которой 40% принадлежало бы Митрополии, 10% - ООО "Белая Криница" и 50% - Внешторгбанку. В этом случае мы могли бы выстроить благолепный, оформленный в старинном стиле комплекс из гостиницы и офисных помещений, который приносил бы доход Церкви. В дальнейшем эта управляющая компания могла бы распространить свою деятельность на другие города России, в которых есть старообрядческие общины и отделения Внешторгбанка. Таким образом создавалась бы экономическая основа для возрождения и других наших общин. Наши христиане-предприниматели смогли бы брать в лизинг технику, склады, заводы, и через несколько лет все это стало бы собственностью старообрядцев. У нас вновь, верю, появятся новые Морозовы, Рябушинские, Бугровы...
 

В заключение хочу еще раз подчеркнуть: осуществление этих и других проектов в духовной, экономической, политической сферах позволило бы реабилитировать старообрядческую Церковь, вывести ее из кризиса и добиться признания ее статуса как одной из ведущих церквей Восточного Православия. Кроме того, может осуществиться идея Д.С. Лихачева о придании старообрядческому уставу (как древнейшему богослужебному уставу) статуса всемирного наследия ЮНЕСКО. Чем больше мы будем говорить о старообрядчестве, тем больше будет появляться возможностей для наращивания экономической мощи и тем больше с нами будут считаться. Есть реальная надежда, что после двух десятилетий застоя может наступить новый этап в истории старообрядчества.

 
Беседовал
Сергей Рудаков
 
"Старообрядецъ", 2007, № 41
 
Категория: Интервью другим СМИ | Добавил: samstar-biblio (2007-Дек-20)
Просмотров: 1976

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz