Книжница Самарского староверия Суббота, 2024-Ноя-23, 07:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
1694 г. [1]
1705 г. [1]
1709 г. [1]
1710 г. [2]
1723 г. [1]
1752 г. [1]
1779 г. [6]
1783 г. [1]
1784 г. [1]
1789 г. [1]
1805 г. [2]
1809 г. [1]
1810 г. [1]
1840 г. [0]
1846 г. [2]
1847 г. [0]
1859 г. [1]
1861 г. [2]
1863 г. [5]
1864 г. [2]
1865 г. [1]
1867 г. [1]
1868 г. [1]
1871 г. [1]
1872 г. [1]
1873 г. [1]
1874 г. [3]
1875 г. [0]
1876 г. [1]
1877 г. [3]
1878 г. [1]
1879 г. [0]
1880 г. [0]
1881 г. [0]
1882 г. [0]
1883 г. [1]
1884 г. [3]
1885 г. [3]
1886 г. [0]
1887 г. [0]
1888 г. [0]
1889 г. [0]
1890 г. [1]
1895 г. [1]
1896 г. [3]
1897 г. [1]
1898 г. [3]
1899 г. [1]
1900 г. [0]
1901 г. [2]
1902 г. [2]
1903 г. [2]
1904 г. [1]
1905 г. [2]
1906 г. [3]
1907 г. [1]
1908 г. [2]
1909 г. [14]
1910 г. [3]
1911 г. [2]
1912 г. [27]
1913 г. [1]
1917 г. [5]
1918 г. [1]
1922 г. [1]
1923 г. [4]
1924 г. [5]
1925 г. [1]
1926 г. [4]
1927 г. [2]
1928 г. [3]
1930 г. [2]
1953 г. [1]
1955 г. [1]
1956 г. [2]
1966 г. [1]
1974 г. [2]
1976 г. [1]
1978 г. [1]
1983 г. [1]
1988 г. [2]
1990 г. [1]
1992 г. [2]
1993 г. [1]
1996 г. [2]
1997 г. [3]
1998 г. [1]
1999 г. [1]
2000 г. [2]
2001 г. [1]
2002 г. [1]
2004 г. [2]
2005 г. [9]
2006 г. [19]
2007 г. [8]
2008 г. [10]
2009 г. [7]
2010 г. [12]
2011 г. [9]
2012 г. [10]
2013 [14]
2014 [5]
2015 [5]

Главная » Книжница » Материалы соборов и съездов » 1909 г.

Деяния Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев, приемлющих брак 1909 г., Москва.
[ ] 2007-Ноя-06, 19:05

Деяния Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев, принимающих брак,  происходившего в царствующем граде Москве в лето от сотворения мира 7417 мая в дни с 1 по 12 

Первый Всероссийский Собор христиан-поморцев, приемлющих брак созван был ради обновления духовной жизни христиан и для разрешения насущных вопросов жизни церкви Христовой, как то: о действиях отцов духовных, об упущениях преданий и обычаев церкви, о вторжении в церковь Христову непозволительных слабостей, о пении церковном, о самокрещенстве и прочих духовных нуждах.

Сей Великий Собор созван поспешением и благодатию Святаго Духа и ревностию Московских граждан, истинных христиан, в царствующем граде Москве, в лето от сотворения мира в 7417, мая месяца, в первый день, в царствование Государя-Царя Николая Александровича.

На сей Великий Собор стеклися со всех дальних и ближних мест нашего отечества великие подвижники и ревнители законов Господних и строгие блюстители отеческих обычаев и преданий. Одни притекли с дальняго востока, другие с запада, иные с юга и дальняго севера, все обще и единомудренно, как мудрые врачи, собравшиеся на врачевание болезней, мучающих стадо Божие от козлищ чуждаго по вере полка.

Смиренные мужи, глубокоразмышляющие стадоводители-старцы, каждый по своим силам принесли таланты ума своего и знания в подкрепление святой веры и упрочение святых законов церкви. Лепота лиц их, старческия седины, житейский опыт сияли, как свет на свещнице. И именитые мужи ревности о святой вере и законах Божиих, развивающие мысли свои, как крылья орла великаго, защищая матерь свою, святую церковь, против супоста и врага.

Как домовитые делатели, исшедшие на поле одни для брания земли орудием, другие семена учения разсыпающе, иные плевелы исторгающе, но все совокупно, как дети единаго отца, все со рвением постарались сделать угодное Отцу.

Святое соревнование, похвальные подвиги на создание оплота святым законам церкви, примерный порядок, образец святыни, - положили основу будущих Соборов. Дивный образ являли спорившие о каком-либо деле, не как враждующие между собою, но как голуби, соединяющиеся под сению чистаго крова, их же имена да будут написаны в книгах животных.

И так сей святый Собор, преплыв пучину вопросов опочи в 6 день мая, завещав будущим родам в назидание и окормление пример нелестнаго благочестия.

Давно уже ощущалась в духовной жизни христиан потребность в созвании Собора, ибо много назрело насущных вопросов, но условия жизни не позволяли совершить это святое дело.

Роковой период начала второй половины семнадцатаго века сильно отразился на жизни христиан. Преследования и гонения не могли не положить печальнаго клейма на внешнюю жизнь христиан и вызвать ту замкнутость и обособленность, за которую так упрекают нас из враждебнаго лагеря. Христиане-поморцы, более 250 лет чувствовали себя безопасно от преследований духовенства господствующей церкви и полиции только в своих домах. Всякое собрание почиталось преступным делом. Но христиане-поморцы, не оказывая противодействия властям законным, все же имели силы спасти свою самобытность и перенести ее чрез пучину безвременья, укрепляясь Богом и верой в него.

Ни первый гонитель христиан-поморцев патриарх Иоаким, ни все духовенство последующаго времени не оценило той силы Духа, который поддерживал в трудные века испытаний наших славных предков.

Верою жили древние отцы, верою подвизаются и христиане-поморцы на верном пути времени оставаясь без священства. Гражданская власть хотела лишить староверцев знания, но  только не успела в этом, но совершенно неожиданно создала себе просвещенных и глубоко знающих церковныя дела противников. Правда, староверцам не хватало и не хватает внешняго блеска в обнаружении своих знаний, но внутреннее содержание духовной полемики староверия действует неотразимо на всякаго безпристрастнаго слушателя. Примером этаго служит наш Собор и отзывы о нем людей безпристрастных.

Духовенство же Господствующей церкви, многократно уличаемое староверцами во множестве беззаконий смотрело на нас наружно свысока, а внутренне с непримиримой злобой и враждой, доводя их до ужаснаго произвола, отбирая обличавшия их старопечатныя Св. книги, посылая безчисленные доносы на староверцев и тем вызывая новыя гонения и притеснения со стороны гражданской власти.

Но вот чудное дело! Время произвола и самоуправства в этой области жизни миновало по слову гуманнейшаго Монарха нашего Николая Александровича который по любвеобильному сердцу своему и кротости снял оковы с рук староверцев и даровал им духовную свободу.

Возблагдарим же нелицемерно Господа Бога, внушившего такую милость в сердце царево, и принесем горячую благодарность Царю Николаю Александровичу за неоставление своих верных и кротких подданных - староверцев, благодаря чему мы имеем возможность составить сей Великий Собор.

Председатель Собора Л. Пичугин.

     Часть I. Предсоборное совещание духовных отцов и начетчиков

                                                   Запись Постановлений

Совещание состоялось в Москве в доме Второй Московской Общины Старообрядцев Поморского брачного согласия под председательством Л.Ф.Пичугина и при участии Т.А.Худошина, И.М.Горбунова, И.И.Зыкова, С.Ф.егупенка, С.И.Волкова, П.М.Безводина, Д.Ф.егорова, Ф.П.Кондратьева и Ф.Ф.Румянцева.

В заседаниях своих 25, 26, 27 и 28 февраля 1909 года Совещание постановило следующее:

1)      Все вопросы, предложенные на разсмотрение Собора, разбить на три очереди:

                                   К первой очереди отнести вопросы:

 О созыве ежегодных Соборов в Москве

О существе Церкви Христовой и ея таинствах

О настоятелях и духовных отцах

О таинстве Св.Крещения в простолюдинском состоянии

О крестном знамении и молитве Исусовой

                                          Ко второй:

О браке

О погребении и поминовении усопших и о христианских кладбищах

О мирщении и брадобритии и употреблении табаку, чаю и т.п.

Об иноверцах

О порядке службы

О старообрядческих училищах и учителях

                                                      К третьей:

Об общинах

Об учреждении Союза Поморских Обществ и Общин

О пророках и антихристе

О молении за царя и власти

О храмах, иконах и иконописании

О праздничной работе

Об устройстве типографии и издании журнала

Разные вопросы

Пересмотр постановлений прежде бывших местных Соборов

Различныя гражданския ходатайства

 2) Жалобы и прошения постановлено предложить разсмотреть в особом заседании Собора при непременном участии сторон: обвинителей и обвиняемых. Если же будет доказано, что обвиняемый уклонился от явки на Собор, то дело его должно разсматриваться заочно.

3) Постановлено просить сделать доклады Собору: 1) Л.Ф.Пичугина по вопросу о существе церкви, 2) Т.А.Худошина – по вопросу о сущности брака, 3) И.И.Зыкова – по вопросу о пророках и антихристе, 4) Ф.П.Кондратьева – по вопросу о таинстве Святаго Крещения и покаяния. 5) Совет Московской Общины по вопросу о созыве ежегодных Соборов и по всем гражданским вопросам. Все перечисленные лица выразили согласие сделать доклады.         

4) При разсмотрении по существу вопросов, предложенных на разрешение Собора, Совещание выразило следующим мнения, которыя постановлено доложить Собору от имени Совещания при обсуждении этих вопросов на Соборе.

 Вопрос                                                                

О созыве ежегодных Соборов в  Москве                

Мнение совещания

Созывать Соборы О необходимо ежегодно  согласно пр. 37 Святых Апостол 8 пр. 6-го Вселенского Собора и 87 пр. Карфагенского Собора. Место для созыва Собора определяет Собор. Доклад  по этому вопросу поручается составить  Московской Общине.

 Вопрос                                              

О существе церкви и ея таинствах.

Мнение совещания

Ввиду сложности этого вопроса в совещании его не разбирать, а поручить составить доклад по этому вопросу Л.Ф. Пичугину.

 Вопрос     

 О настоятелях и духовных отцах                                                          

Мнение совещания

Не обсуждая по тем же мотивам в Совещании, поручить составить доклад по этому вопросу Т. А Худошину.

 Вопрос

О    таинстве    Святаго    Крещения простолюдинском состоянии.

 Мнение совещания

Крещение должно совершаться во имя Отца и Сына и Святаго Духа по заповеди Христа Спасителя ( Евангелие от Матфея, зачало 116) в три погружения и с отрицанием согласно чина Святаго Крещения, уложеннаго в книге Потребник (гл. 16). Право совершать Крещение с отрицанием имеют и наши отцы духовные, что подтверждается свидетельствами: в послании Иоанна Афонския Горы к князю Василию Острожскому (Пролог Авг. 28 день), Захария Копыстенскаго (в кн. о единой правдивости) и Федора Студита (ч. 2. стр. 82).

                                                Чин Крещения

 1) Установить чин Святаго Крещения, каждения и хождения вокруг купели. Кадить с четырех или с трех сторон и сколько ставить свещей у купели. Как должно ходить вокруг купели, по солнцу или встречу.

Кадить согласно указания "Ока церковнаго" ( сент. в 14 день ); с четырех сторон, ставить у купели 4 свещи, ходить встреч солнца.

 2) Можно ли духовному отцу или всякому мирянину ограждать купель крестным знамением.

Не следует, ибо на то есть кадило.

 3) Во время Крещения должны ли присутствовать оба воспреемника или один

Согласно чина Святаго Крещения положеннаго в Большом Потребнике, должны присутствовать оба.

 4) Если настоятель крестит младенца с одною воспреемницей, то не будет ли он сам считаться  воспреемником.

Креститель не может быть одновременно и воспреемником согласно Номоканона ( Кормчая л. 551 об.).

 5) Во время Крещения сколько раз читать "Верую" до конца.

Три раза с обещанием

 6) Можно ли двоим друг у друга детей крестить и быть воспреемниками.

Не воспрещено.

 7) Можно ли считать Крещение совершенным, если крещаемый в реке не погрузился по каким-либо причинам в третий раз.

Нельзя.   Необходимо   погрузить  три раза.

 8) Можно ли погружать в четвертый раз на «Ныне и Присно».

Нельзя, ибо нет четвертаго лица во Святой Троице.

 9) Правильно ли крещение, если настоятель по неопытности произносит на каждое погружение: "крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа".

Неправильно. Смотри 49 пр. Святых Апостол

 10) Можно ли, допустить воспреемницей иноверную или замирщенную женщину.

Иноверную невозможно. Замирщенная же воспреемницей может быть по принесении прощеннаго начала.

 11) Можно ли брать воспреемников в сродстве с младенцем.

Можно. Чужих следует избегать

 12) Можно ли за единой молитвой крестить двоих или более, или каждаго особо.

Молитву можно читать многим, погружать же должно каждого в отдельной воде.

 13) Можно   ли    заменять молитву священника тропарями.

Здесь замены нет. Тропари положены к чину Крещения в книге Потребник, молитву же священника простец читать не имеет права.

 14) Можно   ли   признать   Крещение   от соборно-изверженных отцов за истинное.

Изверженному настоятелю воспрещается крестить и исполнять духовныя требы, не суще нужды, на основании церковнаго закона (Кормчая, л. 580, об.).

 15) В большом Потребнике сказано крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веком аминь, а мы крестим во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь. Что правильнее?

В древней церкви чин Крещения совершался обоими способами, то есть добавлялось и ныне и присно и во веки веком аминь (Потребник Иосифа Патриарха 10 лета, л. 103 об.).

 16) Если кто-либо имеет несколько крестников, то в каком родстве находятся они между собой или их потомства.

Смотри Кормчая л. 541 об., 542, 543, 546 и 551.

 17) Можно ли крестить тайно приносимых младенцев без согласия их родителей.

Нельзя, ибо дети крестятся по вере и желанию родителей. В смертном же случае, если младенец будет слаб, крестить можно, а также и младенцев от смешанных браков, если того пожелает один из супругов (Катехизис, гл. 74.).

 18) Какое очищение подобает роженице в сороковой день.

В сороковой день настоятель приходит к роженице, кладет начал и совершает каждение

 19) Младенец за отдаленностью крещен в еретической церкви и вскоре умер. Погибнет ли душа его и виноваты ли родители.

Погибнет, как некрещенная, ибо еретическое крещение несть крещение, но паче осквернения. ( Толкование на 73 пр. Карфагенскаго Собора и Соборные Уложения Патриарха Филарета). Родители же несут всю ответственность, если младенец крещен по их воле.

 20) С какой стороны следует крестителю призывать Святую Троицу: с востока или с запада.

Креститель должен стоять лицом к западу, а младенца держать лицом к востоку.

 21) Во время крещения обязательно ли нарекать имя младенцу в восьмой день по рождении, или по желанию родителей.

Мужеский пол нарекается по восьмому дню, женский же, как прилучится. ( Номоканон, гл. 14.).

 22) Можно ли сохранять имя, данное при еретическом крещении.

Можно. (Уложение Филарета Патриарха Московскаго о белорусцах).

23) Как поступать с младенцами, которым по небрежности настоятеля при крещении не дано имени. Крестить ли их вновь.

Не крестить, младенцу же дать имя по тому дню, когда крещен. В будущем подобное крещение воспрещать.

 24) Можно ли давать имена: Маккавей, Инотарий; Феона женщине.

Невозможно

 25) Может ли настоятель крестить сам своих детей.

По нужде может.                     

                                           О крещении иноверных

 1) На каком основании мы перекрещиваем еретиков-погруженцев

Еретиков, крещенных в три погружения во имя Отца и Сына и Святаго Духа, крестить повелевает 47пр. Василия Великаго, Собор при священномученике Киприяне, епископе    Карфагенском,    и    70    гл. Кормчей л. 635 и 636.

 2) Сходит ли Дух Святый при крещении в безбрачных обществах.

Не сходит ( 1 пр. Василия Великаго ).

 3) В какой день после начала крестить приходящих от еретиков и в который день после этого совершать брак.

Крестить по совершении сорокадневнаго поста, как данной епитимий пред Святым Крещением. Брак совершать не ранее восьми дней.

4) Можно ли крестить детей христианки, прижитых ею с еретиком без венчания

Можно

 5) Нужно ли крестить детей, крещенных по-христиански, но помазанных у еретиков миром

Крестить не нужно

 6) Можно ли заменить погружение при крещении обливанием или кроплением, если крещаемый крайне ослаб от болезни или от старости и не имеется вблизи воды или купели

Ни в каком случае невозможно, ибо нет на сие разрешения во Святом Писании

             О таинстве покаяния в простолюдинском состоянии

 1) Имеют ли право наши простецы-настоятели принимать на исповедь, отпускать и прощать грехи.

Наши старцы-настоятели принимают на исповедь согласно следующих уложений: Иакова брата Божия ( книга Апостол, зачало 57 ), Кормчая л. 608; Святаго Варсанофия вопрос и ответ; Номоканон л. 72; Никона Черногорца гл. 52; Федора Студита, ч. 2 письмо 162 стр. 601.

 2) Можно ли читать на исповеди псалмы, Апостол и Евангелие, согласно требника Патриарха Иоасафа.

Можно, согласно чина исповеди

 3) Принимать ли на исповедь сочетавшихся браком с еретиками.

На покаяние принять, но назначить епитимию по усмотрению отца духовнаго (52 пр. Святых Апостол).

 4) Принимать ли на исповедь  христиан,  живущих в явном блуде.

Таковые к покаянию не приемлются, пока не оставят блуда ( 5 пр. Апостола Павла, Кормчая л. 25 об.).

 5) Можно ли избирать отца духовнаго по своему желанию и каким порядком переходить от одного отца духовнаго к другому.

В избрании себе отца духовнаго каждому предоставляется свободный выбор, но имеющий уже отца духовнаго может переходить к другому лишь при исключительных обстоятельствах и должен испросить на сие благословение своего отца духовнаго.

 6) Как должно пользоваться скитским покаянием, в крайней нужде, если нет отца духовнаго или во всякое время, если отец духовный есть, но не искусен или неприятен.

Исповедывать грехи должно непременно отцу духовному согласно Потребника. К скитскому покаянию можно прибегать только в крайней нужде там, где нет отца духовнаго

 7) О ком говорит Иоанн Златоуст в слове тринадцатом, л. 593.

Слова Иоанна Златоуста гласят о вере по падении пастырей и святитель Божий учит нас в таковых случаях не отчаиваться, а прибегать к Богу: Бог нам прибежище и сила в скорбех, обретших ны зело.

 8) Можно ли настоятелю исповедываться у своего духовного сына

Можно, согласно учения Святаго Апостола Иакова (Книга  Апостол  зачало 57)

 9) Можно ли принимать на дух своих родственников и каких

Можно всех, за исключением своей жены

 10) Как должно исповедываться: прости мя, отче или прости мя, Господи

Прости мя, отче на основании чина исповеди в Потребнике           

                    О крестном знамении и молитве Исусовой

 1) Правильно ли учение, что при крестном знамении молитва Исусова должна разноситься так: на правое плечо Христе, на левое плечо - Сыне Божий и поклон -помилуй мя

Крестное знамение, должно полагать истово и правильно согласно учения Христовой церкви (Псалтырь с возследованием, слово о крестном знамении; книга о Вере гл. 9; Катехизис Великий гл. 1-я; книга Кириллова л. 180; книга "Сын церковный"; книга Максима грека слово 40 ).

Так произносить молитву Исусову неправильно, ибо не совершится тайна восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца. Покладая руку на правое плечо должно при этом произносить - Сыне Божий, согласно символа Веры.

 2) Может ли каждый христианин ограждать крестным знамением для освящения всякую сомнительную вещь и какую при этом произносить молитву.

Предоставляется лицу, по вере усердствующему, сотворить крестное знамение, где требуется, согласно учению Кирилла Иеросалимскаго (Огласительное слово 13-е ), хотя этого обычая во многих христианских обществах не имеется.

 3) Можно ли  креститься  с  покрытой головой

Нельзя, крестное знамение положено творить на открытой главе.            

             

Категория: 1909 г. | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 2070 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz