Книжница Самарского староверия Суббота, 2017-Май-27, 12:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Урал

Панов С. Старообрядцы Режевского завода
Если XVI – XVII вв. - только начало освоения Урала россиянами, то в первой половине XVIII века на территорию современной Свердловской области потоком хлынули переселенцы из центральных и северных областей России, и тому было много причин. Российская правящая элита выбрала «второй путь развития»: ориентация на западноевропейский опыт, прежде всего, на опыт рационалистического мышления.
 
Реформа Петра Великого в государственном устройстве и прежде всего создание современной армии и флота потребовали организации мощной, технически развитой промышленной базы. И такая индустриальная база в XVIII веке была создана на Урале. Не буду вдаваться в исторический экскурс создания Уральского промышленного района, отмечу только несколько показательных моментов. Новые заводы Урала и новый административный центр (старый находился в Соликамске) - Екатеринбург проектировались и строились по тому же сценарию, что и новая столица России – Санкт – Петербург на основе новых технологий в промышленности и строительстве.

Процесс церковного раскола прошел по самым глубинам русского общества и изобиловал, как драматическими событиями, так и духовными подвигами народа. Часть приверженцев старой веры уходила за рубеж и в поморье, часть - в бассейны рек Вятка и Волга, а мастеровые из старообрядцев – на Урал. Царь Петр и его реформаторы из «гнезда Петрова» были прагматиками и относились с терпимостью к другим вероисповеданиям, ставя на первое место деловые качества, грамотность и исполнительность. Всеми этими качествами с избытком обладали старообрядцы. В числе переселенцев были гонимые официальной церковью, но в надежде сохранить свою веру, и мои предки - старообрядцы. Мои пращуры (Лабырины) по материнской линии, от которых на сегодняшний день веду я свое родословие. Спиридон Петров Лабырин, 1668 года рождения, и его жена Матрена Никифорова Лабырина, 1679 года рождения, родом оба из Москвы. Есть две версии социальной принадлежности моего пращура. Первая – из стрельцов, вторая – из мастеровых казенных железных «Сорокинские» и «Павловские» заводы в Московском и Звенигородском уездах. Обе версии в рабочей разработке. Хотя, по объективным данным, склоняюсь ко второй.

Первые металлургические заводы были построены на территории современной Свердловской области в XVII веке. Исторические источники доносят до нас довольно обрывочные сведения об этих заводах. Известно, например, Невьянское казенное предприятие, возникшее в конце 20‑х годов XVII века на реке Нейве в 15 верстах от Невьянского острога. Другое казенное металлургическое предприятие возникло в 1620–1631 годах на реке Нице, в которую впадает река Реж. До 1670–1680 годов о появлении новых «железных заводов», в частности на Урале, нет сведений, да и за 70–80‑е известны лишь два небольших и недолговечных частных предприятия – завод Долматова монастыря и предпринимателя «медной руды плавильщика» Дмитрия Тумашева. Начало XVIII века характеризуется бурным ростом развития промышленности на Урале и реконструкцией старых и строительством новых металлургических заводов. Для этих целей со всей России и из-за рубежа привлекаются специалисты-рудознатцы, кузнецы и металлурги, используется опыт шведов, оказавшихся в плену в России после Полтавской битвы.

С передачей Акинфию Демидову в 1702 году казенного Невьянского завода началась его модернизация. Потребовались дополнительные рабочие руки и квалифицированные мастеровые. Для этих целей были привлечены как местные крестьяне, так и переселенцы из центральной России. Первые заводы Демидовых, фактически, были созданы старообрядцами. Поговаривали, что сами Никита и Акинфий были тайными раскольниками. Со слов Спиридона Лабырина: «родом города Москвы житель, оттуда сошёл в 1722 г., в Невьянский з-д пришел назад тому 9 лет». Согласно переписи полковника Шишкова « работа: 1739 Расходчик, работа: 1746 Расходчик. 1733 - жил в Невьянске на Московской улице. Старообрядец, записан среди престарелых, которые в подушной оклад не положены».
 
Исследователи разделяют служителей частных уральских заводов на три звена. В высшее звено входили управляющие заводами, приказчики, члены правления, бухгалтера, контролеры, казначеи, поверенные в городах и т.д., в среднее - канцелярские служители, надзиратели, смотрители запасов и металлов, в низшее - уставщики, конюхи, прислуга, сторожа, нарядчики, записчики работ. Расходчики в основном ведали приходом и расходом денег, выдачей заработной платы. Так о расходчике Уткинского завода в ведомости отмечается, что он «ведает приход и расход денег, имеет каждо-месячное в заработках с мастеровыми и вольными работающими людьми расчеты».
 
Статус управленца высшего звена Спиридона Лабырина объясняется высокой профессиональной квалификацией, степенью грамотности и моральными качествами, что и было присуще большинству старообрядцев. По всей видимости, Спиридон Лабырин прибыл из Москвы в Невьянский завод не один, а с другими мастеровыми, что подтверждается возникновением двух улиц: Большая Московская и Малая Московская, где и проживали в своих домах рядом с заводом, и хозяйским домом Демидовых, состояли в общине «старообрядцев часовенников».
 
Сейчас эти улицы имеют название соответственно Профсоюзов и Луначарского. Чем Советским властям не понравилось старое название улиц, мне не понятно. В семье Спиридона и Матрены Лабыриных было четверо детей - два сына (Василий; Данило) и две дочери (Марья; Ульяна). Умерли Спиридон в возрасте 73 лет, а Матрена в 67 лет. В Невьянском заводе возникла многочисленная династия мастеровых Лабыриных – старообрядцев. Работали по разным специальностям: слесари; кучеосыпщики; рудокопщики. Лабырины породнились со старообрядцами Глинской волости, Быньговского завода. К 70 годам XVIII века в Невьянском заводе проживало три многочисленных ветви Лабыриных, две из них пришли строить Режевской завод и остались на нем работать, третья ветвь продолжала жить и работать в Невьянске.
( Очерки «О Старообрядцах Режевского завода» в следующих номерах).


Использованная литература:

1. И.Н.Юркин - первый металлургический завод Демидовых и роль тульского металла в истории экономики и материальной культуры России.- Тульский государственный университет

2. Железные заводы, первые металлургические и металлообрабатывающие предприятия России – Институт Русской цивилизации
3. Перепись шихтмейстера Булгакова; перепись полковника Шишкова
С. Панов (РИРО)
 
Категория: Урал | Добавил: samstar-biblio (2011-Мар-24)
Просмотров: 1433

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz