Старообрядчество в Придунавье. Вилково. Килия. Измаильская епархия - Украина - История Староверия (по регионам) - Тематический каталог - Самарское староверие
Книжница Самарского староверия Пятница, 2016-Дек-09, 20:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Украина

Старообрядчество в Придунавье. Вилково. Килия. Измаильская епархия
Вилково (Липованское)

Официальной датой основания населённого пункта считается 1746 г., хотя существуют данные о более раннем его основании. Первые поселенцы - казаки-некрасовцы, которые занимались рыболовством.

Первая старообрядческая церковь основана на месте часовни во имя Покрова Пресвятой Богородицы. До 1840 г. камышовая часовня дважды подвергалась опустошительному действию пожара. Старообрядцы вновь сооружают помещение для отправления богослужения. Долгое время священников у них не было, имелись только уставщики. Иногда приезжали старообрядческие священники, которые вынуждены были прятаться в камышах. Для совершения религиозных потребностей (крещения, венчания и т.д.) вилковские старообрядцы вынуждены были ездить в Измаил или Плоское. У них имелись школа, училище, начётчики.

3 июня 1849 г. в посаде сгорает Покровская церковь. По просьбе старообрядцев возобновить её император дал разрешение

28 апреля 1850 г., принимая во внимание исключительно политическое положение некрасовцев, а также допустил "некрасовских раскольников до совершения ремонта в их часовнях, когда это понадобится”. 20 декабря 1853 г. старообрядческая Покровская часовня вновь сгорает. В 1855 (1857) г. в Вилково была построена старообрядческая деревянная церковь во имя Рождества Богородицы на месте Покровской часовни. Лес для постройки церкви был привезен с о.Летя, где с разрешения тулчинского губернатора Садык-паши (А.Чайковского) старообрядцы вырубали дубовую рощу. В 1857 г. в день Рождества Богородицы церковь была освящена Аркадием Васлуйским. Каменная колокольня была построена в 1873 г. и имела 6 колоколов. В 1897 г. церковь за счет старообрядцев была капитально отремонтирована и расширена.

В сентябре 1962 г. по официальному распоряжению советской власти Рождественская церковь была закрыта. В её помещении сначала был склад РыбКООПа, позже здесь пытались открыть детскую площадку. В феврале 1980 г. основная часть церкви сгорела.
 
В 1990 г. группа прихожан обращается к местной власти с просьбой возобновить церковь. Храм был отстроен и открыт 12 сентября 1993 г.

С 1883 г. старообрядцы Вилково пытались получить разрешение на сооружение церкви во имя Святителя Николы, т.к., во-первых, население посада увеличилось почти вдвое и одна церковь не могла уместить всех прихожан, во-вторых, в 1871 г. 18 семей, которые терпели притеснения со стороны румынского правительства, переселились за Гусев проток и основали так называемое Ново-Вилково (современная Калимбейка), где в 1885 г. проживало уже 50 семей. Во время половодий это население не имело возможности посещать церковь. План на сооружение старообрядческой церкви Св. Николы Чудотворца был утверждён в 1905 г. Фундамент церкви заложили в 1907 г., строительство было закончено в 1913 г.

С 1907 по 1940-е гг. в Вилково действовало одно из крупнейших старообрядческих училищ. Основателями его были о.Евфимий Тихонов и И.В.Галкин.
 

Килия

Старообрядческое население в древнем городе (Х век) появилось после присоединения края к Российской империи (1812 г.). Быстрорастущая община липован нуждалась в храме, но власти всячески препятствовали этому. Лишь в начале 60-х гг. ХIХ в. была сооружена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В конце ХIХ в. она была капитально отремонтирована и расширена. Противоокружники этого города сначала молились в доме своего священника Иллариона Никитина, а в 1900 г. построили маленькую церковь, которая снаружи была похожа на обычный дом.

В Килии были известны барабульники: в миссионерских отчетах они фигурируют как беглопоповцы-лужковцы, нередко ошибочно называемые беспоповцами. Богослужения барабульники отправляли в особой молельне. Однако в конце 80-х гг. они уже не имели собственного священника, вследствие чего многие из них оставались некрещёными и невенчанными. За священником вынуждены были обращались в Тулчу или в Лужки Черниговской губернии. Окончательно община барабульников влилась в местную старообрядческую в 1930-х гг.

В 1998 году местный старообрядческий храм сгорел, и сегодня активно идёт его восстановление.

Измаильская епархия

22 августа 1854 г. для бессарабских старообрядцев епископом был поставлен Аркадий Васлуйский. В 1857 г. он был переведён в Измаил. Местом его резиденции стала церковь Святого Николы Чудотворца. На должности архиепископа Аркадий оставался до самой смерти (2 ноября 1877 г.). 15 апреля 1860 г. старообрядцы обратились к министру вероисповеданий Румынии с просьбой о формальном признании и утверждении старообрядческого архиепископа. Несмотря на протесты румынских архиереев, 17 октября 1861 г. Аркадий Васлуйский был признан румынским правительством в сане старообрядческого епископа и получил разрешение на свободный проезд по Измаильскому уезду.

Вторым архиепископом стал Виссарион (6 декабря 1877 г. – 27 января 1881 г.). Переведён он был из Тулчинской епархии, где правил с 1873 г. После присоединения Бессарабии к России (1878 г.), в июне 1879 г. Бессарабский губернатор пригласил в Кишинев архиепископа Виссариона, где зачитал ему распоряжение министра внутренних дел, в котором говорилось, что "старообрядцы в объединенной части Бессарабии имеют право пользоваться всеми правами, которыми пользовались и до воссоединения оной с Россией”.

Третьим епископом стал Анастасий Лебедев (1881-1906). Он принимал очень активное участие почти во всех наиболее крупных событиях и соборных делах старообрядческой церкви того времени. Анастасий свободно отправлял службу, что не нравилось правительственным структурам.

После смерти Анастасия с 1906 по 1907 гг. Измаильская епархия находилась в управлении Московского архиепископа Иоанна. На Соборе 23 июля 1907 г. епархия была передана епископу Бессарабскому и Подольскому Петру (Павлу Ивановичу Иванову). В 1910 г. он принял схиму в Муравлевском монастыре Измаильского уезда (им же основанном), затем переехал в Иоанно-Богословский монастырь недалеко от с. Плоское Херсонской губернии.

После Петра 25 августа 1910 г. епархия переходит к епископу Одесскому и Балтскому Кириллу. При его правлении Бессарабия снова переходит под власть Румынии. Видимо, измаильских старообрядцев он не совсем устраивал, т.к. они ездили на съезд в Москву с ходатайством о назначении нового епископа, но их попытки не удались.

27 октября 1919 г. на Измаильскую кафедру был поставлен митрополитом Макарием епископ Феоген. Он, по воспоминаниям современников, пытался создать свое раздорническое общество, но безрезультатно, т.к. за ним никто не пошел. В мае 1931 г. на Освященном Соборе постановили освободить епископа Феогена с кафедры на один год. После этого он мог служить лишь в тех приходах, куда его пригласят. В это время произошло три епархиальных съезда в Вилково, Килии и Измаиле, на которых постановили: просить митрополита Пафнутия созвать Освященный Собор и навсегда уволить Феогена из Измаильской епархии. Однако митрополит Пафнутий не спешил с решением, т.к. по закону Бессарабия еще не была отделена от подчинения российской старообрядческой церкви.

28 июля 1935 г. епископом Иннокентием (Усовым) был поставлен в Измаильские епископы Силуян (Стефан Кравцов) – священик, бежавший после революции из Одессы в г.Кишинев, где с 1931 года являлся настоятелем местного храма. После этого бессарабские старообрядцы просят разрешения у румынского правительства на созыв Освященного Собора, который произошёл в мае 1936 г., где и был утвержден на Измаильской кафедре епископ Силуян. 25 июля 1939 г. в г.Браила (Румыния) на Освященном Соборе Силуян был избран митрополитом Белокриницким.

Последним епископом стал Арсений (Анисим Лысов), который был священником в г.Вилково. Он был поставлен в измаильские епископы 2 февраля 1940 г. в сослужении с епископом Савватием Славским. В конце июля того же года Измаил со всей Бессарабией отошел к СССР, и Измаильская епархия перешла в подчинение Московского архиепископа. Но через год Бессарабия снова стала румынской.
 
После Великой Отечественной войны епархия со всей Бессарабией оказалась в составе Молдавской ССР. Советской властью епархия была упразднена, а владыка Арсений закончил свои дни священиком на хуторе Анновка Тарутинского района.
 
 
Категория: Украина | Добавил: samstar-biblio (2011-Ноя-30)
Просмотров: 1072

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz