Книжница Самарского староверия Суббота, 2024-Апр-20, 12:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
История Окружного послания и т.н. "неокружнического раздора" в документах [130]

Главная » Статьи » "Белые пятна" в истории староверия » История Окружного послания и т.н. "неокружнического раздора" в документах

Письмо епископа Арсения Уральского иерею Стефану Федоровичу Лабзину от 4 сентября 1892 года
Г. I. X. С. Б. п. н.
Благоговейный иерей Стефан Федорович!
 
Вы, сообщая, что к Вам в город, по случаю моровой язвы, принесли чудотворную икону Пресвятой Богородицы Можайской, и что встречать ее выходили и кругом города, обносили почти все жители вашего города, как последователи господствующей церкви, так и наши старообрядцы, причем все вместе Богу молились, и затем носят по ряду по домам, которую принимают также и наши христиане-старообрядцы и служат молебны через попов господствующей церкви, и спрашиваете, что согласно ли будет сие с правилами святых отец?
 
Во ответе на это скажу вам следующее: что прибегать к Богу с просьбою о спасении от угрожающих нам опасностей дело благочестивое и похвальное. А к этому относится и то, чтобы принять к себе в дом чудотворную икону Божией Матери и почесть оную, как у кого хватит усердия. Но тогда это было бы вполне хорошо, если бы эту почесть можно было сделать без участия молитвы с инославными. Но если при сем этого избежать нельзя, и вы пишете, что на этот раз и наши христиане допускают сообщение себе в молитве с последователями господствующей церкви, то делают это весьма недоброрассудно. Ибо духовенство господствующей церкви состоит под клятвою святоцерковною: «Иже не крестится двема перстома, яко же и Христос, да будет проклят» (чин принятия от Ияковит в Большом Потребнике и Стоглаве, гл. 31).
 
А простые люди из оных, хотя бы и двуперстно молились, но тому же святоцерковному проклятию подпадают за сообщение с своим духовенством, по реченному в 10 правиле св. апостол: «Аще кто с отлученным от общения церковнаго помолится, хотя бы то в доме, таковый да будет отлучен».
 
Вальсамон же, толкуя сие правило, говорит следующее: «И так кто помолится с отлученным, где бы и когда ни было, должен быть отлучен, хотя бы это был епископ, хотя бы мирянин. Это написано для тех, которые говорят, что отлученный извержен из церкви, и что, следовательно, если кто-либо вместе с ним будет петь в доме, или на поле, то не будет виновен. Ибо в церкви ли молиться вместе со отлученным или вне ея, все равно, но разговаривать с отлученным не воспрещается» (дозде Вальсамон).
 
Посему весьма опасно есть, что и ваши духовные дети за свое благочестивое дело, сделанное недоброрассудно в сообщении молитвы с подлежащими клятве святоцерковной, не подпали бы отлучению от единой святой соборной и апостольской Церкви, в которую мы исповедуемся веровать по Символу веры.
 
Я советую вам при собрании христиан в вашем молитвенном храме прочесть хотя из сего письма следующие вопросоответы преподобного Федора Студита:
 
Вопрос. О церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересью, и занимаемых ими: можно ли входить в них для молитвы и псалмопения?
 
Ответ. Отнюдь не должно входить в такие церкви для вышесказанных целей: ибо написано: «Се оставляет дом ваш пуст» (Матф., 23, 38). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел ангел-хранитель от тех мест, по словам великого Василия: И такой храм стал обыкновенным домом. «И не вниду, — говорит псалмопевец, — в церковь лукавнующих» (псалом 25, 5). И апостол говорит: «Кое сложение церкви Божией со идолы» (2 Кор., 6, 16).
 
Вопрос. О мощах святых: можно ли входить в их усыпальницы, и молиться и поклоняться им, если они заняты нечистыми священниками?
 
Ответ. Правило не позволяет по вышеизложенным причинам входить в такие усыпальницы. Ибо написано: «Векую свобода Моя судится от оныя совести» (1 Кор., 10, 29). «Разве по необходимости, только для поклонения останкам святого, можно войти» (письма Федора Студита ч. 2, стр. 555). 
 
В согласность учения сего святого отца, внушите христианам, чтобы они никаким образом не сообщались в молитве с последователями господствующей церкви. А при таких бедствиях, как настоящее время, пусть отдельно в своем молитвенном храме просят милости у Бога. И если им мало покажется уставной церковной молитвы, то и нарочито обещанными молебнами, и даже всенощными бдениями. И Господь не оставит веры их. А кто не будет веровать, что услышит Господь молитву нас одних без участия инославных, то такового маловера следует отлучить даже и от общения святых таинств. Но если и после сотворенных в вашем храме молитв будет у кого гореть усердие воздать почесть чудотворной иконе Пресвятой Богородице Можайской, то не препятствуйте таковым сходить и с тремя точию поклонами приложиться к ней, закажите точию о том, чтобы они более не участвовали в молитве с инославными. А молебен отпеть ей можно и поза-глазно и Пресвятая Богородица, ее же есть образ сей, зная, что во исполнение священных правил не можем присутствовать при всех мо-литвословиях пред оной, не взыщет с нас того, что позаглазно отпоется молебен чудотворной иконе ее.
 
Мирские люди не знают священных правил, а вы, как поставленные быть учителем оным, а потому и поучайте их, чтобы они без греха выражали свое благочестие пред Богом.
 
За сим да будет с Вами мир Божий и благословение. Остаюсь Ваш доброжелатель и грешный Богомолец священноинок Арсений.
 
4 сентября 1892 г.
 
 
Источник: Епископ Арсений Уральский (Швецов). Оправдание старообрядствующей Святой Христовой Церкви в ответах притязательные и недоумительные вопросы настоящаго времени. Письма - М.: Китеж, 1999
Категория: История Окружного послания и т.н. "неокружнического раздора" в документах | Добавил: samstar-biblio (2011-Дек-14)
Просмотров: 719

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz