Латыпов И.Р. Благотворительность купцов-старообрядцев Казанской губернии в XIX - начале XX века - Поволжье - История Староверия (по регионам) - Тематический каталог - Самарское староверие
Книжница Самарского староверия Вторник, 2016-Дек-06, 22:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Латыпов И.Р. Благотворительность купцов-старообрядцев Казанской губернии в XIX - начале XX века
Как и все купцы, старообрядцы активно занимались благотворительной деятельностью, имевшей свою специфику. Если православные и мусульманские купцы большие суммы тратили на строительство и украшение церквей и мечетей, то старообрядцам до 1905 года этого не позволяло законодательство. Поэтому в основном они жертвовали средства на больницы, помогали бедным.
 
Купец-старовер А.К.Месетников в 1836-1842 гг. являлся попечителем по устройству богадельных заведений, в 1837-1840 гг. директором Казанского тюремного комитета. А.К.Месетников построил здание для Ложкинской богадельни и финансировал это заведение. Его сын Петр Анисимович продолжал поддерживать эту богадельню, а также женскую гимназию [6, с. 19].
 
П.И.Докучаев в 1842-1845 гг. являлся членом и казначеем комитета помощи погоревшим в Казани, в 1845 г. избран попечителем Казанских детских приютов, в 1853 г. являлся попечителем больницы Приказа общественного призрения [5, с. 10].
 
Начиная со второй половины XIX в. купцы-старообрядцы не остаются равнодушными к делу образования и просвещения в городе – к объектам их финансирования, кроме больниц и приютов, присоединяются учебные заведения. Ф.Ф.Нигамедзинов объясняет это тем, что особые психологические черты купечества, крайняя религиозность и их социальное происхождение, как и некоторые качества купечества – владение капиталом, самостоятельность, творчество, сопротивление власти – остро ставили перед ними вопрос овладения грамотностью, быть образованными людьми, что постепенно влияет на сдвиг их интересов с экономических аспектов на вопросы социально-образовательной области жизни общества [7, с. 145].
 
Известными меценатами второй половины XIX века были братья Романовы. Василий Иванович был членом попечительства детских приютов. Младший брат Козьма Иванович в 1869-76 гг. служил попечителем Александровской городской ремесленной больницы [4, с. 6]. Одновременно он является попечителем Реального училища, которому также оказывает материальную помощь. В 1884 г. при своей мельнице в деревне Кульсеитово он открыл фабрично-заводское училище: выделил помещение, мебель, учебные пособия и полностью ее содержал. После смерти купца, его сын Алексей по-прежнему выделял по 1 тыс. рублей [3, с. 117], и продолжал дело отца в попечительстве Реального училища [8, с. 32].
 
Видный купец-старовер К.И. Оконишников долгие годы был почетным членом губернского попечительства детских приютов (вплоть до 1917 г.). В 1913 г. он организовал на свои средства в собственном доме на Первой горе госпиталь для младших чинов. Много времени и средств купец вкладывал в устройство городской Андреевской дешевой столовой, был членом попечительского совета Коммерческого училища, председателем правления Общества призрения и образования глухонемых детей [8, с. 14].
 
Долгие годы попечителем 7-го казанского училища являлся старовер П.С.Барабанов, Троицкой столовой и ночлежного приюта в Адмиралтейской слободе – М.Л.Свешников [4, с. 3], Адмиралтейской больницы – А.С.Четвергов, Коммерческого института - А.А. Коровин [5, с. 14].
 
А.П.Гордеев был попечителем казанской городской Александровской больницы, 21-го начального городского училища, Печищенского земского училища.
 
Попечителем Александровской больницы также был известный купец Яков Филиппович Шамов, по завещанию которого было построено новое здание больницы, которую и сейчас называют Шамовской. 17 января 1908 года на заседании Казанской Городской Думы было принято заявление купца Якова Филипповича Шамова с просьбой выделить место для благотворительного строитель­ства нового здания городской больницы. В этом же году началось и строительство.
 
3-этажное здание из высококачественного тёмно-красного кирпича, рассчитанное на 75 коек, с мощным цокольным этажом, было выстроено в стиле «модерн» по проекту талантливого и модного в Казани архитектора Константина Савиновича Олешкевича. 25 апреля 1910 года состоялось торжественное открытие Казанской городской больницы имени Якова Филипповича и Аграфены Хрисанфовны Шамовых. Больница была выстроена и полностью оборудована по самым современным стандартам, включая рентгеновский кабинет, по последнему слову науки укомплектованные терапевтическое, хирургическое, гинекологическое, глазное, ушное отделения, лаборатории, аптеку, а так же котельную, банное отделение, прачечную и др. [12].
 
У появления больницы есть своя история. Якобы в русско-японскую войну Я.Ф.Шамов сознательно поставил армии бросовую муку, отчего начались у фронтовиков желудочные болезни. И не будь этой больницы – сидеть бы Шамову на склоне лет в тюрьме. По мнению Л.И.Девятых, это всего лишь легенда, городской фольклор [2, с. 115], Л.М.Свердлова утверждает, что документов опровергающих (впрочем, как и подтверждающих) эту историю нет [9, с. 124].
 
Чистопольские купцы старались не уступать казанским в масштабах благотворительности. В Чистополе даже сложился определенный механизм расходования средств на благотворительные нужды. Богадельнями, детскими приютами руководили попечительские комитеты, назначенные Городской думой из числа гласных, они строго следили за поступлением средств и ежегодно отчитывались перед Думой. Такие временные комитеты создавались в Чистополе для организации помощи голодающим в неурожайные годы, и для строительства больниц на средства, пожертвованные В.Л.Челышевым, и для строительства водопровода на пожертвования Е.В. Челышевой [10, с. 48].
 
1891 год был неурожайным для России и Казанской губернии. Купцы Чистополя помогли бедному населению города: «Во второй половине 1891 года, вследствие неурожая в Чистопольском уезде цены на хлеб начали повышаться. Городская Дума избрала комиссию, которая пришла к заключению что для сбора потребной на покупку хлеба суммы необходимо составить подписку. Члены комиссии составили подписку. Из собранной суммы 31,5 тыс. руб. большу часть собрали купцы-старообрядцы: В.Л. Челышев (10 т.р.), В.Ф. Маланьичев (4 т.р.), П.Г. Шашин (2 т.р.), С.М. Кокорышкин (1 т.р.), А.Н. Маклаков (1 т.р.) [1, с. 202].
 
Меценатская деятельность чистопольских купцов не ограничивалась лишь помощью бедному населению в неурожайные годы. В.Л. Челышев был покровителем женской прогимназии: С августа месяца 1883 г. Чистопольская женская прогимназия помещается в двух собственных домах, пожертвованных городу Челышевым. Челышев передал городу в дар каменный корпус лавок и кирпичный корпус земской больницы. Он содержал в больнице несколько кроватей в пользу бедных мещан. На его деньги был построен первый в городе водопровод, он же отчислял деньги на его содержание. Водопровод стал действовать в 1890-х гг. [1, с. 207]. В 1893-95 гг. на средства Челышева к женскому отделению городской и земской больницы был пристроен корпус для мужского отделения больницы.
 
На средства другого чистопольского купца-старовера П.М.Шашина было выстроено громадное здание для Ремесленного училища. А когда после дарования свободы 1905 г. помогать учебным заведениям стало проще, за свой счет Шашин воздвигнул прекрасное во всех отношениях, отвечающее современным требованиям гигиены и школьному строительству каменное здание старообрядческого училища.
 
Немалую роль в благотворительности играли жены купцов. Ольга Андреевна Месетникова являлась попечительницей Николаевского детского приюта. Аграфена Христофоровна Шамова, пережившая мужа на 8 лет, достроила «Шамовскую» больницу, укомплектовала её и обустроила территорию и все подъезды к ней.
 
Когда в 1891 г. скончался И.П.Карпов, его дом перешел в наследство жене О.П.Карповой, наследнице известного по Волге и Каме миллионера пароходовладельца У.С.Курбатова, которая также следила за благоустройством дома-моленной.
 
В 1905 г. Е.В. Челышева выделила 100 тыс.р. на городской водопровод в Чистополе, строительство завершилось в 1910 г. [1, с. 207].
 
Елизавета Федоровна Четвергова завещала (ум.1911 г.) Казани в Адмиралтейской слободе на собственной земле построить старообрядческую церковь Белокриницкой иерархии, на что выделила достаточный капитал [11, с. 49].
 
Движение благотворительности по России широко разлилось в XIX веке, особенно во второй его половине. И сложно себе представить благотворительность Казанской губернии без частных пожертвований купцов-старообрядцев. Их бескорыстный вклад бесценен. Для многих предпринимателей-староверов помощь нуждающим являлась религиозно-нравственной потребностью.
 
Литература
 
1. Гафиатуллина Л.Г. Торгово-экономическая жизнь Чистополя во второй половине XIX – начале XX вв.: Дис. … канд.ист.наук. – Казань, 2007.
 
2. Девятых Л.И. Из истории казанского купечества. – Казань, 2002.
 
3. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана: Т. 2. – Казань, 2001.
 
4. НА РТ. Ф. 98. Оп. 1. Д. 673.
 
5. НА РТ. Ф. 114. Оп. 1. Д. 2585.
 
6. НА РТ. Ф. 299. Оп. 1. Д. 71.
 
7. Нигамедзинов Ф.Ф. Татарское купечество Казанской губернии (конец XIX – начало XX веков): Дис. … канд. ист. наук. – Казань, 2004.
 
8. Памятная книга Казанской губернии 1891-1894 гг.
 
9. Свердлова Л.М. Купечество Казани: дела и люди. – Казань, 1998.
 
10. Чистополь и чистопольцы. Из прошлого и настоящего. – Казань, 2004.
 
11. Церковь. 1912. № 2. 12. Яков и Аграфена Шамовы: ради Любви и Славы Божией [Электрон. ресурс] // Книжница Самарского староверия: интернет-библиотека / ред. Будкина И. – Самара: 2010. — Режим доступа: http://samstar-biblio.ucoz.ru, свободный (25.08.2010).
 
И.Р.Латыпов
Институт Истории им. Ш.Марджани АН РТ, г. Казань
 
Категория: Поволжье | Добавил: samstar-biblio (2011-Ноя-11)
Просмотров: 2444

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz