Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Мар-28, 12:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Центр России

Апанасенок А.В. Сельские старообрядческие общины Центральной России в ХХ - начале ХХI века. Вызовы времени и сохранение традиций
Изучение прошлого русского старообрядчества – одна из наиболее динамично развивающихся сфер современного исторического исследования. С одной стороны, в современной науке происходит осмысление значительной роли, которую сыграло староверие в экономической и социальной истории России. С другой стороны, традиционализм названной конфессии делает ее идеальным объектом изучения для историков отечественной культуры.
 
За последние пятнадцать лет появилось немало интересных работ, благодаря которым староверие вышло из тени исторического забвения. Тем не менее, в данной области имеются и «белые пятна». В частности, довольно слабо изучена история старообрядчества в советский и постсоветский периоды, мало исследований, посвященных эволюции культурного облика старообрядческих общин в истекшем столетии, при этом наиболее масштабные выполнены на материалах северных или восточных регионов России [1-3].
 
Чтобы отчасти восполнить этот пробел, автором в 2002-2008 гг. проводилось исследование истории и культуры сельских старообрядческих общин Курской области, являющейся типичным провинциальным регионом центральной России. В ходе исследовательской работы удалось собрать и обработать значительный объем источников, отражающих как формальные (количественные) характеристики курского старообрядческого мира, так и внутреннее (качественное) состояние сельских старообрядческих общин в разные периоды.
 
Работа с документами органов исполнительной власти Курской области (в начале рассматриваемого периода – губернии), а также материалами Архива УФСБ по Курской области позволила получить конкретные данные о местах проживания старообрядцев, регистрации и упразднении их общин, количестве священнослужителей (наставников), а также общей численности староверов в сельских населенных пунктах.
 
Изучение статистических данных позволило сделать вывод о положительной динамике количественных характеристик старообрядческого мира до 1926 г., отрицательной с 1927 до 1985 г. и вновь положительной – после 1985 г. Сбор информации о повседневной жизни старообрядческих общин в советский и постсоветский периоды осуществлялся в ходе знакомства с отчетами уполномоченных по делам религиозных культов, а также через интервьюирование старообрядцев. Он привел к выводу о зависимости форм быта от степени влияния урбанизационных процессов, от мобильности старообрядческого населения в той или иной местности и в меньшей степени от утверждаемых государством эталонов.
 
Сопоставление особенностей жизненного уклада сельских старообрядцев в разные периоды советской эпохи показало, что отдельные изменения в нем начали происходить в 1930-е гг. в связи с принудительным свертыванием религиозных практик. Однако масштабный характер трансформация повседневности приобрела в 1960-е гг., что было связано с приобщением сельской молодежи к городской среде, получением ею среднего специального и высшего образования, распространением «городской культуры». Были выявлены наиболее стойкие элементы традиционного быта, сохранявшиеся в сельских старообрядческих общинах на протяжении всего XX в. и представленные в начале XXI в. К ним относятся корпоративный характер мероприятий и праздников, традиционная система питания, домашняя обстановка, ритуальное использование посуды.
 
Также можно отметить присущее старообрядческой среде стремление к сбору и чтению редких церковных книг, сохранение некоторых народных промыслов и старинных кулинарных рецептов. Исследование характера религиозных практик старообрядцев в течение рассматриваемого периода привело к заключению о деградации культа в большинстве сельских общин к 1970-м гг. Анализ её причин показал, что агитационно-пропагандистская работа по преодолению «религиозных пережитков» в советской деревне, осуществлявшаяся властями с начала 1920-х гг., не оказала на старообрядческий мир серьезного влияния. Гораздо более существенным фактором оказалось физическое устранение священнослужителей, уставщиков и наставников, а также принудительное закрытие церквей и молитвенных домов, особенно активно осуществлявшееся в 1929–1941 гг.
 
Насильственное прекращение традиционной культовой жизни прервало ретрансляцию религиозных традиций, привело к «расцерковлению» молодежи и обусловило резкое уменьшение количества «активных» (т.е. регулярно участвующих в культовой практике) верующих в послевоенное время. Полученные в ходе архивного поиска данные свидетельствуют о пятикратном уменьшении доли таковых в старообрядческом сообществе к 1948 г. и десятикратном к 1980 г. по отношению к 1921 г. Рост численности «активных» старообрядцев отмечен только начиная с 1986 г.; с этого момента выявлена также положительная динамика в совершении культовых действий. В то же время полученные в ходе интервью сведения дают возможность говорить о значительном распространении регулярной молитвенной практики у сельских старообрядцев в 1940–1980-е гг., а также стойкой традиции «схождения в веру» в преклонном возрасте.
 
Интервьюирование пожилых староверов, проживающих в Курской области, также позволило получить представление об эволюции мировоззренческих установок, свойственных представителям сельских старообрядческих общин. Собранные данные свидетельствуют, с одной стороны, об усилении прагматической составляющей в сознании старообрядцев по сравнению с первой половиной XX в.: повышение значимости образования, материального благополучия, общественного статуса. С другой – о сохранении многих элементов конфессионального мировосприятия: деление истории на «христианскую» и «мирскую», восприятие времени через призму церковного календаря, деление окружающих предметов и явлений по принципу «чистое/нечистое».
 
Изучение характера взаимоотношений староверов с окружающим нестарообрядческим населением в течение XX в., осуществлявшееся на основе исследования материалов курских уполномоченных по делам религиозных культов и проведенных интервью, позволило сделать вывод об относительной устойчивости традиционных изоляционистских настроений в старообрядческой среде до 1950–1960-х гг. и их постепенной минимизации в последующий период.
 
Анализ причин этой перемены привел к заключению о постепенном распространении в сельской среде «городских» установок межличностных взаимоотношений, основанных на толерантности.
 
Обобщая изложенный материал, можно отметить, что традиционная старообрядческая культура понесла много утрат, отвечая на вызовы XX в. Тем не менее, она не исчезла, возобновление полноценной церковной жизни в сельских старообрядческих приходах в постсоветский период дает надежду на сохранение ее базовых элементов.
 
Список литературы:
 
1. Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале: Очерки истории и традиционной культуры. Уфа: «Гилем». 2002
 
2 Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. М.: ИПЦ«Дик». 2004.
 
3. Фишман С.В. Жизнь по вере: тихвинские карелы старообрядцы. М.: «Индрик» 2003.
 
 
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Проект №07-06-00244.
 
Апанасенок А.В.
 
Опубликовано: Всероссийская научно-практическая конференция "Религии Повольжья: проблемы социального служения" - Сборник материалов конференции. – Нижний Новгород, 2009.
Категория: Центр России | Добавил: samstar-biblio (2011-Ноя-23)
Просмотров: 1774

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz