Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Мар-29, 16:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Интервью нашему сайту [17]
Интервью другим СМИ [65]
Внешние о староверии [6]

Главная » Статьи » Интервью » Интервью нашему сайту

П.П.Алексеев, председатель Староверческого общества им.И.Н.Заволоко

Сегодня в гостях у нашего сайта Петр Алексеев – поморец из Риги, председатель Староверческого общества им. И.Н.Заволоко, один из создателей газеты «Мечъ духовный», администратор сайта староверческого общества им.Заволоко, автор учебного пособия «Богослужебный устав».

 

- Добрый день, Петр! Вы – председатель Староверческого общества имени Ивана Никифоровича Заволоко. Среди посетителей нашего сайта есть люди далекие от Староверия, не могли бы Вы немного рассказать об Иване Никифоровиче Заволоко?

 

- Говорить об Иване Никифоровиче можно много и долго. Эта тема не имеет конца. Иван Никифорович Заволоко был известнейшим деятелем староверия, исследователем древности и старины, ученым с мировым именем. Он во многом опережал свое время, являя при этом ярчайший пример подвижника, страдальца и борца за Старую Веру. С его именем связанны значительные события, научные открытия, определившие жизнь и развитие Древлеправославия на большей части 20 столетия.

По прошествии более двадцати лет со дня смерти Ивана Никифоровича, мы, его современники, еще не до конца осознали всю тяжесть и невосполнимость постигшей нас утраты. Сегодня с уверенностью можно сказать, что в Поморском староверии не появилось нового самородка равного И.Н.Заволоко. Только спустя годы, уже наши потомки смогут по достоинству оценить уровень и масштаб этого человека.

С биографией И.Н.Заволоко и частью его трудов можно ознакомиться на нашем сайте.

Наша задача заключается в том, чтобы донести имя Ивана Никифоровича Заволоко до грядущих поколений. Его должны знать, помнить и поминать в каждой староверской семье. Лучшей памятью и наградой Ивану Никифоровичу будет исполнение Христовых заповедей, которым он сам неукоснительно следовал, и готовность бороться и страдать за свою Старую Веру.

 

- Ваше общество, кажется, единственное в своем роде, и не только в Латвии. Хотя в период между 1905 и 1917 гг. у староверов было много культурно-просветительских, образовательных организаций. Как возникло ваше общество, какие цели и задачи перед собой ставит?

 

- Помимо активной работы на поприще староверческого просвещения, общество им.Заволоко пропагандирует свою деятельность всеми доступными способами, наверное поэтому мы лучше известны, но мы не единственные на этом поле.

В Эстонии под руководством Павла Варунина работает Общество культуры и развития староверов, которое имеет свой сайт  и свое время организовало и провело празднования многих юбилейных дат эстонской староверческой истории. В Польше тоже есть подобное общество.

Лидером же по числу староверческих обществ, безусловно, является Латвия. Помимо нашего общества с переменным успехом работают еще 4 староверческих организации.

Нашим ближайшим партнером является Славянское культурно-просветительное общество Прейльского края, которым руководит Татьяна Георгиевна Колосова. Славянское общество работает очень активно, причем не только среди староверов, что видно из названия, но, как минимум половину их деятельности занимает староверческая составляющая. Председатель общества Татьяна Георгиевна по крупицам восстанавливает староверческую историю как Москвинской и Прейльской общин, так и всего своего региона. Результатом собирательской, исследовательской деятельности Славянского общества стало проведение в Прейли в октябре прошлого года международной научно-практической конференции «Старообрядчество Латвии: история, культура, быт».

У Латвийских староверов история подобных обществ не ограничивается 1917 годом. Во времена Первой Латвийской Республики староверческие организации работали очень плодотворно, но вся их деятельность была пресечена в 1940 году, после включения Латвии в состав Советского Союза и с установления  здесь советской власти.

Из всех довоенных Кружков и Обществ ведущим на ниве староверческого просвещения был Кружок Ревнителей Русской Старины под руководством Ивана Никифоровича, преемником которого в наши дни является общество им.Заволоко.

В то же время, на благо староверия трудилось и Певческое староверческое общество в Латвии под руководством Порфирия Феодоровича Фадеева. Кружок Ревнителей старины и Певческое общество занимались и издательской деятельностью: издавали сборники духовных стихов, имели свои периодические издания: «Родная Старина» (Кружок ревнителей старины) и «Старая Вера» (Певческое староверческое общество).

Во времена Первой Латвийской Республики свою работу вело Латвийское Старообрядческое общество основанное в 1908 году. Уже во времена Второй Латвийской Республики оно восстановило деятельность и сегодня работает достаточно активно.

Староверческое общество им.И.Н.Заволоко было зарегистрировано в органах государственной власти  в начале 1999 года. Целями и задачами общества является объединение староверов для просветительской, образовательной деятельности, взаимопомощи и благотворительности; для сбора, сохранения, развития и популяризации духовного, культурного наследия староверия, а также наследия,  оставленного Иваном Никифоровичем Заволоко.

Общество восстанавливает и продолжает работу Кружка ревнителей старины. Первым шагом в деле восстановления деятельности Кружка ревнителей старины, стало создание хора «Грезн». Кружковцы – ревнители старины, соратники Заволоко на ниве просветительной деятельности в 30-е годы прошлого века, признали в «Грезне» своих продолжателей, которые развивают и приумножают певческие традиции Кружка.

Началось все с восстанавления певческих традиций Кружка, но постепенно пришло осознание необходимости расширить деятельность хора и открыть новые направления в работе на поле духовного просвещения. Новые цели и задачи требовали создания организации, способной обеспечить выполнение поставленных задач. В результате ревнители старины разных поколений объединились в единое целое и создали Староверческое общество им. Ивана Никифоровича Заволоко. Учредителями организации стали Кружковцы – ревнители старины и участники хора «Грезн». Таким образом  обеспечивается  связь времен и преемственность поколений.

 

- Одно из направлений Вашей деятельности – издание газеты «Меч духовный». Она доходит и до Самарской области, ее читают поморцы Самары, Тольятти, Сызрани. Насколько сложно сейчас издавать старообрядческую газету, ведь издание вряд ли окупается? Насколько сложно собирать материалы? Сколько человек занимается подготовкой очередного номера? Спрашиваю, потому что старообрядцы Самары очень и очень настойчиво предлагают мне заняться изданием газеты о самарском Староверии, и вопрос этот очень актуален для нас.

 

- Приятно слышать, что наша газета получила столь широкое распространение. Спаси Господи на добром слове.

Конечно, при издании газеты есть определенные сложности. Издание не окупается, надеюсь, что пока. Надо искать новых читателей, совершенствовать формы подачи информации, увеличивать тираж, и только тогда будет возможность компенсировать затраты. Считаю, что возможности для выхода газеты на самоокупаемость имеются, и этот вопрос для нас на данном этапе самый актуальный. Сегодня наша газета издается на деньги Латвийского государства, которые выделяет Секретариат Министра по особым поручениям по делам общественной интеграции (Министерство интеграции). Если бы не государственное финансирование, судьба «Меча Духовного» могла быть совершенно иной. Дотации выделяются на оплату типографских услуг. Коллектив газеты работает за идею, на голом энтузиазме, гонорары мы не выплачиваем.

Недостатка материалов мы не испытываем. Да, для этого приходиться работать, но жаловаться на сложности со сбором информации грех. В то же время, мы находимся в постоянном поиске новых авторов, новых источников информации, новых тем. Наличие Интернета и прочих современных средств связи существенно облегчает сбор материалов для газеты.

Перед нами постоянно стоит вопрос увеличения объема газеты и тиража, а увеличение объема и тиража – это, соответственно, увеличение финансовых затрат. Вот и ищем - и временами находим - золотую середину между объемом газеты, финансовыми затратами и количеством материала.

В октябре с.г. газете исполняется пять лет. За это время коллектив газеты с нескольких человек увеличился и насчитывает не менее двадцати сотрудников, каждый из которых на своем участке работы вносит определенный вклад в жизнь газеты: это написание статей и сбор материала,  распространение и реализация газеты после выхода номера из печати. Весь этот труд взаимосвязан и одно от другого неотделимо.

Пользуясь случаем, от имени совета общества им.Заволоко приношу благодарность Ирине Георгиевне за предоставленные материалы и содействие в выпуске последних номеров «Меча Духовного».

 

- Вы еще и один из администраторов сайта Староверческого общества имени И.Н.Заволоко. Сайт появился в сети 5 октября прошлого года, на месяц раньше самарского, и сразу стал довольно известен. Мы с интересом следим за обновлениями, сообщаем о новостях из Латвии. А не приходилось слышать упреки в том, что Староверие и Интернет – вещи несовместимые? Ведь некоторые староверы весьма неодобрительно относятся к компьютеру.

 

- Одной из отличительных особенностей староверов было то, что мы всегда умели сочетать в себе и объединять вещи, которые на первый взгляд кажутся несовместимыми. На протяжении всей своей истории староверы, сохраняя Старую веру, традиционный уклад жизни, шли в ногу со временем, используя достижения технического прогресса и человеческой мысли.

На упреки, что Староверие и Интернет – вещи несовместимые, когда такие упреки встречаются, мы  просто не обращаем внимания -  это не наша проблема. Если отвлекаться на подобные мелочи, не останется времени на созидательную работу. Чтобы упрекать или критиковать, большого ума не надо. Я считаю, что любой упрек, любую критику, надо подкреплять конкретными делами, конкретными предложениями, альтернативными предложениями и только тогда мы будем готовы к разговору, только в этом случае будем выслушивать упреки и критику, а пока нет дел, пока нет предложений, все упреки, всю критику можно оставить при себе.

Распространять информацию о Старой Вере и о староверах, пропагандировать великую историю, носителями которой мы являемся, насаждать религиозное и духовно-нравственное начало надо любыми методами, и наши сайты в Интернете призваны служить этим целям.

В данной ситуации необходимо помнить, что свято место пусто не бывает. И если в Интернете не будет наших сайтов, то на их место придут сайты, несущие разврат и насилие, которых и так предостаточно, а в результате у людей, пусть даже случайно заглянувших на наши страницы,  не будет и  минимальной возможности приобщиться к вечному, к духовному.  Компьютер -  это веление сегодняшнего дня.

Пусть те, кто неодобрительно относятся к компьютеру, к Интернету, прежде чем осуждать и критиковать, откажутся от других достижений цивилизации: наденут лапти, начнут передвигаться  пешим ходом, писать гусиным пером, а для связи с внешним миром использовать почтовых голубей, -  только после этого их претензии будут обоснованными.

 

- Ваш сайт и газета – поморские. Это объяснимо, так как в Прибалтике исторически преобладает именно поморское Староверие. Здесь, в Самаре, ситуация иная: в губернии изначально проживали представители всех старообрядческих согласий, и до сих пор имеются общины РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, федосеевцев, спасовцев и даже часовенных. Поэтому «Самарское староверие» - сайт общестарообрядческий. А есть и гораздо более известные общестарообрядческие проекты: газеты «Старообрядецъ», «Старообрядческие вести», сайт «Современное Древлеправославие». Как Вы к этому относитесь?

 

- Я к этому отношусь хорошо, по возможности стараюсь отслеживать все названные проекты и нахожу в них много полезной информации. В общестарообрядческом проекте для меня главное, чтобы Поморское Древлеправославие было представлено на достойном уровне. Ваш сайт «Самарское староверие» и сайт «Современное Древлеправославие»,  газеты «Старообрядецъ» и «Старообрядческие вести» дают правдивую, объективную информацию о Поморском Староверие, и это радует. Но, будучи убежденным поморцем, за самостоятельную реализацию общестарообрядческого проекта я бы не взялся.

Считаю, что чем больше будет различных староверческих изданий, тем лучше. Количество изданий, их тираж и объем являются одним из показателей современного положения староверов: если есть издания, значит, их есть кому издавать, значит, их есть кому читать, а это значит, что мы живем и никакие происки не в силах сбить староверов с истинного пути.

 

- Насколько вообще возможно сотрудничество старообрядцев разных согласий? Ни в коем случае не говорю о молитвенном общении – только о совместных проектах и, если хотите, о совместном выживании. Скажем у нас, в России, последние 6 -7 лет явно идет превращение РПЦ (МП) в некую официальную церковь, «носительницу национальной идеи» и государственной идеологии, в «духовное ведомство». Соответственно, ни один вопрос, так или иначе относящийся к «религиозным делам»: выделение земли под строительство храма, возвращение культовых зданий и т.д., не решается без участия местных епархий РПЦ. Староверы для властей – представители «второстепенных конфессий», с ними никто не считается. Почему бы не объединить усилия общин? Ведь даже общины одного упования на территории области не знают о проблемах друг друга, действуют разрозненно.

 

- В Вашем вопросе речь идет о проблемах, с которыми сталкиваются староверы в России, мы у себя с такими проблемами не сталкиваемся, у нас несколько иные проблемы.

В Латвии в основном проживают староверы поморского согласия, еще в глубинке есть одна действующая федосеевская община, но она немногочисленна и живет обособленно, других староверческих толков у нас нет, следовательно, и сотрудничество старообрядцев разных согласий в наших условиях невозможно. Это во-первых.

Во-вторых, взаимоотношения церкви и государства у нас строятся, я бы сказал, на цивилизованных, демократических принципах и регламентируются Законом «О религиозных организациях», где определенны шесть религиозных конфессий традиционных для Латвийской Республики, в числе которых есть и Древлеправославная Поморская Церковь. Помимо староверов-поморцев, традиционными конфессиями в Латвии считаются лютеране, католики, иудеи, баптисты и православные (термин закона, по старообрядческой терминологии никониане – П.А.), другие религиозные течения не являются традиционными со всеми вытекающими из этого последствиями.

В прошлом, 2004 году со всеми традиционными конфессиями Латвийское государство заключило договора, учитывающие их индивидуальные особенности. Подписав договор с Древлеправославной Поморской Церковью Латвии, Латвийская Республика признала в лице староверов самостоятельную Церковь и закрепила это документально. Таким образом, у нас есть все основания утверждать, что в Латвии староверы не являются для властей второстепенной конфессией.

Применительно к условиям Латвии можно вести речь о сотрудничестве традиционных религиозных конфессий в вопросах противостояния различным тоталитарным сектам и движениям, насилию и разврату, так же можно говорить об объединении усилий для повышения морального, нравственного и духовного уровня жителей государства.

 

- А как сейчас живется староверам Латвии? Мы слышим о том, что русское население Латвии находится в очень трудной ситуации: дискриминация, запрет изучать школьные предметы на русском языке и т.д. Не испытывают ли трудностей поморские общины? Ведь старообрядчество всегда славилось тем, что сохраняло свою религиозную и национально-культурную идентичность в любом окружении. В глазах властей старообрядцы должны быть «самыми русскими из русских» - нет ли в связи с этим проблем?

 

- Принадлежность к староверию определяет крещение, равно так же, как и к любой другой религиозной конфессии, поэтому говорить, что понятия «старовер» и «русский» являются равнозначными понятиями, нельзя. Да, среди староверов большинство русских, но среди русских староверы большинства не составляют. Среди староверов есть и представители других народов. Поэтому понятие старовер еще не означает, что ты русский, и если ты русский, это не значит, что ты старовер.

Староверы Латвии хорошо сохранили Старую Веру, свою религиозную и национально-культурную идентичность по многим причинам. Во-первых, мы в Латвии под коммунистическим режимом находились 50 лет, а не семьдесят, но даже в советские времена атеистическая пропаганда и давление на верующих в Прибалтике было слабее, чем, к примеру,  в России.

Во все времена местные власти и население уважали староверов за честность и трудолюбие, а, с другой стороны, сочувствовали участи гонимых и преследуемых за свою Веру, за свои убеждения. Местные власти всегда знали, и сегодня знают, почему мы осели на этих землях, а так же самое главное: они знают, кто были наши гонители и преследователи.

Очень часто, в наши дни приходиться сталкиваться с тем, что представители власти, местное население, о староверах знают гораздо больше, чем сами староверы. К сожалению, авторитет староверов, за который нас до сих пор уважают, был накоплен предыдущими поколениями, а мы, нерадивые потомки, его сегодня бездарно растрачиваем, чем зачастую шокируем окружающих.

Сейчас государство открывает религиозным конфессиям хорошие проектные возможности для приведения в порядок своих храмов. И уже есть первые результаты. Около десяти наших храмов выиграли конкурс проектов и получили очень приличные денежные суммы. И, по всей видимости, это только начало.

Говоря о деятельности общества им.Заволоко, необходимо отметить, что бюджет общества примерно на 90% составляют государственные дотации: газета «Меч Духовный» издается на государственные деньги, сайт общества создан и поддерживается на государственные деньги, творческие поездки хора «Грезн» в Белоруссию и Польшу так же оплачены государством при посредничестве Министерства Интеграции. Брошюра «Странник идущий в гору» издана на государственные деньги. На мой взгляд, эти примеры очень красноречиво показывают отношение Латвийских властей к староверам.

 

 

- Возвращаясь к проблеме образования, только уже в Церкви… Латвийские староверы были в этом смысле впереди – достаточно вспомнить Духовное училище при РГСО. А как сейчас обстоит дело с духовным образованием?

 

- При крупных общинах действуют воскресные школы, в которых дают азы духовной, церковной грамоты, многие из учеников воскресных школ ходят на клирос в своих общинах. Системного духовного образования, которое имеет своей целью подготовку кадров для наших храмов, на данном этапе в Латвии нет.

 

- Вы – автор пособия «Богослужебный устав». Усилиями Староверческого общества издана книга «Странник, идущий в гору», посвященная И.Н.Заволоко. Расскажите, пожалуйста, о книгоиздательской деятельности общества. Что планируете издавать?

- В 2002 году была издана брошюра «Духовный собеседник», также посвященная И.Н.Заволоко, к 10-ти летнему юбилея хора «Грезн» была издана книжица, повествующая о творческом пути хора. На этом наша издательская деятельность не останавливается, по мере сил и возможностей будем ее продолжать и развивать.

В планах значится и издание второй части пособия «Богослужебный устав». Работа над ним уже начата, когда закончу, сказать не берусь, постараюсь не очень затягивать.

 

- В этом году исполнилось 12 лет со дня образования староверческого хора «Грезн». Мы знаем, что он пользуется известностью в Латвии, в конце прошлого года впервые совершил поездку за пределы страны, выступал в Белоруссии, а весной  выступил в Польше – эту новость с Вашего сайта сообщал посетителям и самарский сайт. Хотелось бы узнать о хоре больше. Не планируете ли Вы издавать записи выступлений?

 

- Днем рождения хора считается 16 мая 1993 года, когда прошла первая спевка. К созданию хора привело почти полное отсутствие в то время просветительской, собирательской и исследовательской деятельности, направленной на сохранение Веры, традиций, истории, культуры.

Боль и переживание за Старую Веру, за наше будущее, и желание принести пользу родному Староверию объединила группу ревнителей старины и явилась основой хора «Грезн». С самого начала работы главной целью хора стало способствование возрождению забытых традиций, пробуждению интереса к своим истокам, к Вере. В то же время был определен и основной принцип в жизни хора: петь, в первую очередь, только для староверов. Уже более десяти лет хор строго придерживается своего основного принципа.

Большую работу с хором проводит его бессменный руководитель Мария Евлампиевна Селушинская. Мария Евлмпиевена - внучка известнейшего уставщика Гребенщиковской обители, большого знатока солевого пения Ивана Алексеевича Назарова. В 30-е годы прошлого века И.Н.Назаров руководил хором мальчиков при Кружке ревнителей старины, был соратником И.Н.Заволоко на ниве духовного просвещения. Соответственно, Иван Алексеевич воспитал внучку в духе верности Древлеправославию, привил любовь к нашему древнему пению, в результате Мария Евлампиевна стала инициатором и одним из создателей хора «Грезн».

С детского возраста Мария Евлампиевна пела в женском хоре Гребенщиковской обители, который располагался за солеей посередине храма. Освоила все традиции общины и является их активной поборницей. Накопила опыт, который отдает на благо хора «Грезн».

Начало деятельности хора было достаточно активным. Выступления в Риге стали регулярными, начинали ездить по Латвии, но события 1995 года в Латвийском староверии отложили свой отпечаток и на работу хора. Спевки не прекращались, но публичные выступления стали редкими и не регулярными, можно даже сказать, единичными.

Празднование 10-ти летнего юбилея хора в 2003 году вывело «Грезн» на новый уровень. Выступления становятся регулярными, начались выезды за границу. Период некоторого затишья закончился. Планов на будущее хватает, и они постепенно реализуются. Желание издать записи хора имеется, но о сроках пока сказать не могу.

 

- В этом году староверы России отмечают 100-летие со дня провозглашения свободы вероисповедания. 17 апреля 1905 г. был обнародован Указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». А помнят ли об этой дате староверы Латвии? Отмечают ли юбилей?

 

- О дате помнят, но о проводимых торжествах, пока не слышно. Царский манифест только положил начало основам веротерпимости, который привел к пересмотру многих законодательных актов, что в последствии привело к принятию Закона 17 октября 1906 года. Поэтому время достойно отметить знаменательную дату еще не ушло.

Общество им.И.Н.Заволоко в этом году специальных мероприятий не планирует, но в шестнадцатом номере газеты «Меч Духовный» даны материалы посвященные 100-летию Императорского Указа, публикация которых продолжится в следующих номерах. На проводимых нашим обществом в декабре с.г. «Заволокинских чтениях» тема Указа «Об укреплении начал веротерпимости» займет достойное место.

 

- Насколько сплочены поморские общины Латвии? Общаются, помогают друг другу, организуют ли совместные проекты? Или каждый живет сам по себе?

 

- Если сказать честно, то сплочение общин оставляет желать много лучшего. Конечно, общины общаются между собой. Из совместных проектов можно назвать участие в различных мероприятиях, как правило, юбилейных, на которые съезжаются представители многих приходов. А в большей степени каждый живет сам по себе.

Центральный Совет призванный сплотить и объединить поморские общины Латвии, с этой задачей не справляется, а порой складывается впечатление, что он даже работает на их разъединение и всей своей деятельностью отталкивает общины от ЦС. Причем, выхода из этой ситуации не видно.

Количество проведенных за последние годы съездов и число пламенных речей на них, общего положения не изменяет, ибо на этих съездах не решают никаких конкретных вопросов по существу. Съезды, на которых о чистоте Веры, об ее основах и духовности не вспоминают, превратились в обыкновенный дележ портфелей и должностей, причем этот дележ происходит сплошь и рядом с нарушением Церковных правил и Соборных решений, которые каждый из претендентов на портфель, пытается подстроить под себя. К сожалению, в борьбе за места в Центральном Совете участвуют люди, создавшие существующее положение дел, а от перестановки мест слагаемых сумма, как известно, не меняется.

Сегодня, чтобы изменить ситуацию в Поморском староверии Латвии, должны придти новые люди, которые твердо и последовательно стоят на позициях соблюдения Церковных правил, решений Вселенских, Поместных и Поморских Соборов, всеми своими силами стремятся к соблюдению чистоты Веры, повышению уровня духовности, и не несут за собой груза прошлых разногласий и споров. Те же, кто есть, свой потенциал давно исчерпали и поэтому должны уйти. К сожалению, они сами этого не понимают, и все еще пытаются тем или иным образом влиять на ситуацию, загоняя поморское староверие Латвии в непроходимый тупик. Но это мое личное, субъективное мнение, и касается только ситуации в Латвийском Поморском староверии.

 

- А насколько налажено сотрудничество с поморскими общинами России, Белоруссии, Литвы, Эстонии, Польши? Необходимо ли такое сотрудничество? Насколько тесными должны быть связи поморцев соседних государств?

 

- Сотрудничество как между староверами, проживающими в разных государствах, так и между региональными центрами, жизненно необходимо. Сегодня это сотрудничество находится, в лучшем случае, в зачаточном состоянии, но чем теснее будут контакты и связи между староверами, тем лучше. Регулярное общение сплачивает, объединяет и позволяет чувствовать себя единой Церковью, единым христианским обществом.

После посещения белорусских и польских староверов могу сказать, что они заинтересованы в расширении сотрудничества, в установлении контактов и связей. Остается только проявить инициативу и начать работать. Все в наших руках.

 

- Расскажите, пожалуйста, о себе, о своей семье, своих корнях. Как Вы пришли к тому, чем занимаетесь сегодня?

 

- Я родился в Риге и на сороковой день своей жизни был крещен в Гребенщиковском храме.

Мои родители - староверы-поморцы - придерживались строгих взглядов и, соответственно, меня воспитывали в духе верности Поморскому Древлеправославию. Отец, Петр Иванович, потомственный рижский старовер. Мать, Агрипина Захаровна, родом из сибирских староверов, но ее корни уходят в Вятскую губернию.

По отцовской линии мои предки на протяжении нескольких столетий верой и правдой служили Гребенщиковской обители, являясь ее постоянными жертвователями. По материнской линии почти все деды-прадеды служили духовными наставниками и неоднократно подвергались преследованиям в годы гонений на староверие.

В детском возрасте отец привел меня на клирос Гребещиковского храма, который я вынужденно оставил после произошедшего в 1995 году переворота в Гребенщиковской общине. За эти годы прошел все ступени церковного причта от пономаря до канонарха правого клироса. Одним словом, я вырос на клиросе Гребенщиковской обители. Азам церковной грамоты обучили родители.

У моих родителей были близкие, дружеские отношения с И.Н.Заволоко. Отец участвовал в работе Кружка ревнителей старины, а мама в свое время проживала невдалеке от тех мест, куда был сослан Заволоко. Вместе с родителями я часто гостил в задвинском домике Ивана Никифоровича. Умудренный жизнию, убеленный сединами старец внушал уважение и благоговение. Его рассказы, напутствия, оставили очень сильный след в моей жизни.

Естественно, у меня были еще и другие различные интересы и увлечения, которым я уделял достаточно времени. Мой жизненный путь во многом определился в пятом классе, когда я пришел на Рижскую детскую железную дорогу. Вопрос, куда поступать после окончания восьмилетки передо мной не стоял, и я продолжил учебу в Рижском техникуме железнодорожного транспорта, который успешно окончил в 1987 году по специальности «Эксплуатация железных дорог». Выбор железнодорожного техникума не был случайным. С одной стороны

Категория: Интервью нашему сайту | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-05)
Просмотров: 2004

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz