Книжница Самарского староверия Суббота, 2024-Апр-20, 12:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Интервью нашему сайту [17]
Интервью другим СМИ [65]
Внешние о староверии [6]

Главная » Статьи » Интервью » Интервью нашему сайту

Интервью главного редактора газеты "Старообрядецъ" С.Рудакова сайту "Самарское староверие"

 

- Добрый день, Сергей! Вы, насколько я знаю, главный редактор первой и единственной  общестарообрядческой газеты «Старообрядецъ»,  создали Союз старообрядческих общин Нижегородской области, в свое время поддержали  наших самарских староверов, хотя и иного, чем Ваше,  согласия, поэтому первое, о чем хотелось бы поговорить – это возможность и необходимость сотрудничества представителей разных старообрядческих согласий. Как Вы полагаете, такое сотрудничество возможно? Ведь многие очень скептически относятся к этой  идее, полагая, что отсутствие молитвенного общения делает невозможным и иные контакты.

 

-  Контакты между древлеправославными христианами и “миром” неизбежны, если только вы не странники, и не живете в глухой тайге, в окружении великих болот. Тем более,  неизбежны, возможны и необходимы контакты между старообрядцами различных согласий. Все мы являемся по образному выражению о. Леонтия Пименова “осколками Древней Руси”, имеем одни корни, схожие взгляды на мироустроение, одинаковый менталитет, сформировавшийся в одних и тех же условиях непрестанных гонений. Мы вместе должны заботится о сохранении нашего общего исторического и культурного наследия, защищать свою самобытность и достоинство от попыток нивелировки и чрезмерного контроля со стороны властей, от притязаний Московского патриархата. И совершенно необходимо сотрудничество в просветительской, воспитательной, издательской и т. п. сферах деятельности.

 

- Расскажите, пожалуйста, о Союзе старообрядческих общин. Когда и какой целью он был создан, чем занимается?

 

Наш Союз - это неформальная общественная организация, заявление о создании которой подписали руководители (настоятели или председатели церковных советов) 14 белокриницких, новозыбковских, поморских, федосеевских и спасовских общин Нижегородчины, причем 4 из них - учредители, остальные - члены Союза. Число участников Союза легко можно удвоить и утроить (госрегистрации общины при этом не требуется), но для меня количество - не главное. Основная цель Союза (как это отражено в заявлении) - “объединение усилий, направленных на защиту интересов старообрядчества в государственных, общественных и иных структурах”.

В случае необходимости мы имеем возможность что-то требовать от властей – и  не от одной какой-либо общины, а от имени всего старообрядческого сообщества нашей области.

И власть вынуждена прислушиваться к голосу 80 тысяч старообрядцев-нижегородцев. Думаю, что удастся создать в будущем нечто подобное и в масштабах Приволжского Федерального округа, если потребуется решать задачи в рамках округа.

Разумеется, здесь и речи быть не может о каком-либо организационном объединении согласий, молитвенном общении и т. п. Речь идет именно об объединении усилий для достижения конкретных тактических целей.

Некоторые «ревнители» говорят, что Союз нечто неслыханное, некое новшество. При этом они и не знают, что до переворота 1917 года существовали Всероссийский и губернские (во многих губерниях) Политические союзы старообрядцев всех согласий, в которых активную роль играли и священники и миряне. Эти союзы пытались через выборы в Думу и в Учредительное собрание повлиять на политику государства. В них участвовала элита тогдашнего старообрядческого общества, его лучшие представители.

 

 

- Расскажите, пожалуйста,  как возникла идея издавать общестарообрядческую газету?

 

- По профессии я журналист, по образованию историк, поэтому неудивительно, что мое желание что-то сделать для старообрядчества вылилось в газету, в которой значительное место занимают исторические материалы по истории староверия. Что касается ее общестарообрядческого характера, то что же я должен был сделать? Выбрать одно из согласий и делать газету только для него? Но это значительно обеднило бы содержание издания, сузило круг читателей и никак не способствовало бы сближению старообрядцев различных согласий, преодолению между ними вражды и недоверия.

 

 

- Сейчас Вашу газету я вижу в лавках поморской, новозыбковской, белокриницкой общин. А сразу ли Вы нашли понимание? 

 

- Газета распространяется по многим приходам и поповских и беспоповских согласий. Но ее общестарообрядческий характер, наряду с горячей поддержкой, встречает и не менее горячее неприятие, особенно у части белокриницких старообрядцев (преимущественно - фанатично (другого слова тут и не подберешь) настроенных неофитов, лишь недавно присоединившихся к древлеправославию). Отрицательное отношение особенно характерно для благочиния о. Валерия Шабашова (Урал), который запретил распространять “Съ” в храмах РПСЦ. К счастью, подобное отношение скорее исключение, чем правило, и не только в РПСЦ, но и среди других согласий.

 

 - К сожалению, газета выходит не так часто, как хотелось бы.  В чем причина: в нехватке  средств, времени, помощников,  материалов для публикации? Когда появится новый номер «Старообрядца»? Какие там будут материалы?

 

Меня очень беспокоит нерегулярность выхода моей газеты. Не удается оперативно реагировать на те или иные события, помещать актуальные комментарии, да и авторам приходится слишком долго ждать появления своего материала. Оптимальный вариант издания газеты - раз в месяц. Единственная причина того, что “Съ” выходит раз в квартал (и то не всегда), заключается в отсутствии необходимой денежной суммы на редакционном счете. Что касается материалов и тем для публикаций, то их с избытком хватит на десяток таких газет.

В ближайшее время наконец-то читатели увидят летний номер газеты (№ 31), а вслед за ним появится и осенний № 32 (около Нового года). В № 31 привлекут внимание материалы о староверческой семье из Орегона (США), о жизни липован Румынии, исторический очерк о Д. Сироткине и епископе Иннокентии, заметки из жизни РПСЦ, РДЦ, поморцев и федосеевцев, замечательный фоторепортаж известных нижегородских фотографов о молении старообрядцев на Светлояре. Оба номера выйдут на 24 страницах.

 

- Вы являетесь одним из авторов общестарообрядческого сайта «Современное древлеправославие». А как Вы вообще относитесь к использованию Интернета для распространения информации о староверии? Некоторые считают, что старообрядческие сайты – вещь ненужная, потому что – де староверы Интернетом не пользуются.

 

- К сожалению, у меня нет возможности принимать активное участие в жизни  сайта «Современное древлеправославие», хотя я считаю его, наряду с вашим сайтом, просто незаменимым. Действительно, в общей массе староверы не пользуются Интернетом, но и сайт создан не столько для староверов (за исключением старообрядческой элиты - духовных лидеров, попечителей, председателей общин и т.п.), сколько для “внешних” - людей, интересующихся древлеправославием, ищущих “свою” веру, пытающихся осознать свою роль в этом мире. Современному человеку (если он хочет что-то узнать о старообрядчестве) гораздо легче “залезть” в Интернет, чем искать где-то соответствующую литературу.

 

 

- Как Вы думаете, в какой форме старообрядцы должны сегодня рассказывать о себе и своей вере внешним? Какие СМИ для этого наиболее предпочтительны?

 

- Для того чтобы нести весть о древлеправославии “внешним”, я думаю, годятся любые средства, особенно, если учитывать, что о староверии сегодня мало что известно широкой публике. И это еще мягко сказано! Мне часто задают вопросы типа: «А староверы верят во Христа? А Пасху вы тоже празднуете?» Поэтому надо пользоваться любой возможностью, чтобы рассказывать о правде старой веры - Интернет, газеты и, особенно, как самое массовое - телевидение

 - Сергей, расскажите, пожалуйста, о себе. Вы – потомственный старообрядец? Чем Вы занимаетесь кроме старообрядческих дел, или это – профессиональное? Не занимаетесь ли исследованиями о старообрядчестве, если занимаетесь - какими именно?

Да, я, как говорится, потомственный старообрядец, но дело в том, что воспитание в нашей семье было чисто светское, о Боге никогда не говорили и о том, что я был крещен в старой вере, я узнал лишь в двадцать шесть лет, в самом конце 1980-х годов, когда поинтересовался у бабушки, почему она, человек верующий, не посещает ближайшую никонианскую церковь. Еще некоторое время ушло на определение, какого же мы согласия и первые моления я стал посещать с конца 1994 года. К сожалению, до сих пор я не знаю достаточно хорошо церковные устав и пение.

Занятие “старообрядческими делами” я сделал своей профессией. Это, наряду с газетой и разного рода хлопотами в интересах старообрядчества (ну, например, выбивание из областного бюджета средства на старообрядческие храмы - в 2004 году удалось добыть 500 тысяч рублей), так же и читка курса “Старообрядческая история и культура” на историческим факультете нижегородского госуниверситета, но основное время уходит на исследовательскую деятельность, на сидения в библиотеках, архивах, поездки по деревням, по приходам. Пока еще не поздно, пока живы старики, помнящие былое, знающие уставы, обычаи, пение, необходимо собрать, зафиксировать безвозвратно уходящие традиции, на глазах исчезающие огромные пласты духовной культуры. Соответственно и темы моих исследований - история того или иного конкретного согласия, споры между и внутри согласий, локальные особенности общестарообрядческой культуры.

 

 -  Расскажите, пожалуйста, о Вашей общине.

 

-  Все приходы нашей ветви спасового согласия (арсентьев толк) были расположены в нижегородских заволжских деревнях и в связи с полным “вымером” оных деревень прекратили свое существование. Сегодня можно с трудом отыскать с десяток - другой крайне малочисленных общин. Правда, в некоторых из них еще сохранилось просто замечательное Богослужебное пение.

Так сложилось, что недалеко от нашего жительства с начала 1990-х годов образовался в частном доме небольшой (20 - 30 постоянных молельщиков) приход спасовцев большеначальных, мало, чем отличающихся от заволжских беспоповцев, и с тех пор он стал мне как родной. Братия в этом приходе почти не пополняется (не в последнюю очередь из-за строгих требований не мирщения с миром, у нас не принят как у поморцев “начал за замирщение”( положил его и все - молись с братией), а накладывают на провинившегося епитимью и отставляют от службы на какой-то период, а если “мирщение” продолжалось долго, то принимают через чиноприем - отрицание ересей), хотя появляются в последнее время более молодые “мирские” прихожане, вроде меня, которым запрещено знаменоваться и кланяться вместе братией, но дозволяется присутствовать на молении и даже (как исключение) прислуживать и петь. В целом можно сказать, что спасово согласие большого начала - это часовенные Европейской России, так мало между нами различий, только мы не признаем “запасные дары” и у нас совсем нет “чувственников”, то есть тех, кто толкует антихриста чувственно, буквально, как человека, который еще явится.

 

- Старообрядцы каких согласий есть сегодня в Нижнем Новгороде? Сколько общин, сколько храмов, какова численность старообрядцев?

- Нижний Новгород всегда был одной из старообрядческих столиц. Сегодня это верно лишь для белокриницкого согласия. Приход успенского храма РПСЦ один из самых крупных в России (несколько тысяч человек). Кроме него, приличная по количеству прихожан община поморцев (не меньше тысячи), и с десяток групп спасовцев различных упований, молящихся по домашним моленным. В настоящее время выделена земля под строительства храма РДЦ. Всего в городе до 10 тысяч старообрядцев.

 

- Благодарю Вас! Желаем успехов Союзу старообрядческих общин, Вашей газете, с нетерпением ждем новых номеров, а лично Вам – творческих успехов,  телесного здравия и душевного спасения!

Категория: Интервью нашему сайту | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-19)
Просмотров: 2997

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz