Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2018-Ноя-18, 22:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » Современные деятели староверия

Митрополит Белокриницкий и всех христиан, в рассеянии сущих, Леонтий

Митрополит Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Леонтий (в миру – Лаврентий Терентьевич Изот (Изотов) родился 23 августа 1966 года в селе Русская Слава области Тульча (Румыния) в очень верующей старообрядческой семье. В день его рождения родители – Терентий и Екатерина - избрали ему имя в честь святого того же дня – архидиакона Лаврентия.

 

Корни…

 

Отец будущего митрополита, Терентий, был жителем села Русская Слава, а мать, Екатерина,  родилась в селе Барши, населенном в то время исключительно староверами-беспоповцами.
 
Ее отец Сампсон, дед будущего митрополита, долгое время был настоятелем  беспоповцев в селе. Но в 1950 г. он убедил свое стадо принять священство Белокриницкой иерархии. Не сразу  жители села приняли священство. Но настоятель Сампсон был мудрым человеком. Любовью и убеждением, постепенно, не допуская раздоров среди своей паствы, он убедил прихожан сделать этот шаг. Все это время представители сельской общины ездили в соседнее белокриницкое село Новенькое, в монастыри и другие приходы, чтобы убедиться, что белокриницкие старообрядцы соблюдают правила св. отцов, служат по старым, а не по исправленным никонианским книгам (такие слухи ходили тогда между староверами-беспоповцами). И, наконец,  в 1950 г. все село Барши мирно приняло священство.
 
Настоятель Сампсон не стал священником, пастырем у вчерашних беспоповцев стал о.Кирик, старовер из с.Новенькое (мы рассказывали о нем, когда размещали рассказ о селе). Но он всегда оставался горячо верующим человеком, и так же воспитал своих детей. Почти все его дети ушли в монастырь: сыновья в мужской Славский, а дочери – в женский. Так Екатерина Сампсоновна, мать будущего митрополита, стала послушницей женского Славского монастыря.

 

Екатерина стала послушницей у инокини Аллы (а та, в свою очередь, была когда-то послушницей у игумении Аллы, бежавшей когда-то из Бесарабии и чудесно переправившейся через Дунай – о судьбе этой удивительной женщины мы также рассказывали). Молодая, энергичная Екатерина много работала в монастыре, на монастырском поле, а также, будучи грамотной, зная устав, стала незаменимой на службе. Она читала, пела, выполняла обязанности уставщицы, и если матушка игумения Поликсения управляла правым клиросом, то Екатерина руководила левым.

 

В то время Екатерина не представляла себе иной стези, кроме иноческой. Но жизнь распорядилась по-другому…

 

В монастыре Екатерина пробыла всего несколько лет. Коммунистическая власть установилась и в Румынии, и сразу же начали страдать церкви и монастыри.  Поступило распоряжение: всем послушникам и послушницам, не успевшим принять иноческий образ, в 24 часа покинуть территорию монастырей. Екатерина была вынуждена подчиниться.  Но она очень любила монастырь, ставший для нее родным. Живя в поселке рядом с монастырем, у своих знакомых, она проводила в женском Славском монастыре все праздники и выходные: читала и пела на клиросе, помогала всем, чем могла.

 

Жизнь шла своим чередом... Екатерина вышла замуж за старовера Терентия. Терентий, как и жена, с детства мечтал посвятить себя Богу, постоянно помогал в мужском Славском монастыре, но, как и Екатерина, был вынужден покинуть его. У супругов появилось трое детей - два сына и дочь: Артем, Лаврентий и Парасковия.

 

Староверческое село Русская Слава -родина митрополита Белокриницкого Леонтия

 

Шли годы… Артем женился на староверке из села Сарикёй, Парасковия вышла замуж за старовера из Тульчи. Родители ожидали, что теперь пришел черед заводить семью юному Лаврентию…

 

Путь…

 

Еще будучи маленьким мальчиком, Лаврентий сказал родителям, что уйдет в монастырь. Тогда его слова всерьез не восприняли: мало ли что говорит ребенок. Шло время… Лаврентий с детства знал монастырскую жизнь: он бывал в монастыре очень часто, и в детстве, и в юности помогал инокам, работал, посещал монастырские службы. По окончании школы он ушел служить в армию, а когда в 1988 г. вернулся со службы, родители стали думать о женитьбе, но Лаврентий твердо сказал, что станет иноком.

 

Мать просила его очень хорошо подумать: она не была против ухода сына в монастырь, но прекрасно понимала, что в то время этот шаг может быть опасным. Конец 80-х в Румынии – это время самого жестокого преследования верующих за весь период существования коммунистической диктатуры. Мать будущего митрополита знала, что молодых людей, которые отказывались покинуть монастырь, могло ожидать длительное тюремное заключение. Но сын ее был тверд в своем выборе, хотя также знал о том, что этот выбор может принести ему немало тягот. Окончательное решение уйти в монастырь он принял еще в армии.

 

От села Русская Слава до монастыря всего 4 километра, но немногие решаются пройти этот путь.  Юный  Лаврентий решился...

 

Долго плакала в те дни его мать: и от радости, что ее сын посвятит себя Богу, и от страха за его судьбу. Лаврентий попросил благословения у отца и матери, родители дали свое благословение, и он навсегда покинул дом. 

 

Родители будущего митрополита также сразу ушли в монастырь: отец – в мужской Славский, где и умер в 1994 г., а мать  вновь вернулась в женский Славский, откуда в свое время была вынуждена уйти. Екатерина Сампсоновна сразу же приняла иноческий постриг с наречением имени Евсевия. К инокине Евсевии потянулись люди – и не только из с.Русская Слава, но и из других мест. Говорят, у инокини Евсевии особый дар -  много людей, ранее не верующих, а иногда и отпавших от Бога, ведущих грешную, распутную жизнь, после разговора с ней круто меняли свою жизнь, приходили к вере.

 

В 1994 г. Афанасий, епископ Молдавский, стал просить инокиню Евсевию принять игуменский посох и стать настоятельницей женского Мануйловского монастыря, так как прежняя настоятельница умерла и монастырь нуждался в наставнице. Трудно было инокине Евсевии вновь покинуть Славский монастырь, о котором она мечтала с детства, в котором надеялась жить и умереть. Она была привязана к монастырю, сестрам-инокиням. Но она понимала и другое – Мануйловским монастырем нужно управлять, дело это угодно Богу, и потому она решилась – в преклонном возрасте покинула родной Славский монастырь и стала игуменией женского Мануйловского монастыря, где и подвизается по сей день.

  

Но вернемся к юному Лаврентию… В мужском Славском монастыре в те годы было всего 12 насельников: несколько иноков, остальные – послушники, причем все – весьма преклонного возраста, от 60-ти и старше. Лаврентий был единственным молодым человеком в обители. Полный сил, энергичный, он горел желанием трудиться и служить.

Мужской Славский монастырь. Здесь началось иноческое житие митрополита Леонтия

 

Епископ Славский  Леонид, исполнявший и обязанности игумена монастыря, взял Лаврентия к себе в послушники, а через некоторое время, 21 июля 1988 года, на праздник Казанской Пресвятой Богородицы, состоялось поставление Лаврентия во чтецы.

 

Ровно через год, 21 июля 1989 года, владыка Леонид рукоположил чтеца Лаврентия в диаконы. Хиротония состоялась на праздничной службе в женском Славском монастыре, где Казанская – престольный праздник. Можно только представить себе, как счастлива была  в тот день его мать, инокиня Евсевия!

 

Купола монастыря видны из села... Монастырь расположен в красивейшем месте, его окружают горы, поросшие липовыми лесами. В июне, когда липа зацветает, воздух наполняется чудесным ароматом. А по территории монастыря протекает река Слава.  

 

В 1990 г., в самом начале Великого поста,  в мужском Славском монастыре  диакон Лаврентий принял иноческий постриг с наречением имени Леонтий. После этого новопостриженный архидиакон Леонтий 40 дней находился в затворе, соблюдал строжайший пост, молился двойное правило…  

 

После того, как будущий владыка Леонтий стал архидиаконом, епископ Славский Леонид оставил монастырь, поручив управление им именно архидиакону Леонтию. В то время в Славском мужском монастыре жили еще архимандрит Исайя и священноинок Давид, после смерти архимандрита Исайи в монастыре вместе со священноиноком Давидом проживал архимандрит Кирил, но именно архидиакон Леонтий занимался всеми вопросами жизни монастыря.

 

И при этом он с 1989 по 1996 год он находил время для того, чтобы обучать во время летних каникул крюковому пению и церковному уставу всех желающих.  За эти годы на обучение к нему в монастырь приезжали очень многие. Кто-то уже стал священником и служит в храме, кто-то служит уставщиком или поет на клиросе.   Авторитет молодого архидиакона  как знатока церковного пения и церковного устава был столь велик, что учиться к нему приезжали даже старообрядцы других согласий: чада Русской Древлеправославной Церкви и староверы-беспоповцы.  У него Леонтия обучались, в частности, священник храма РДЦ во имя св. мч. Григория Победоносца о. Трофим и его сын, служащий в этом храме уставщиком.   

 

На Освященном Соборе в мае 1996 года архидиакон Леонтий был избран в епископы на Браило-Тульчинскую епархию, которая, после преставления в июне 1994 года епископа Никодима, была вдовствующей.

 

Вскоре преставился митрополит Белокриницкий Тимон, и на Освященном Соборе в октябре 1996 года епископ Браило-Тульчинский Леонтий был избран митрополитом Белокриницким и всех древлеправославных христиан.

 

Не все и не сразу приняли решение голосовать за епископа Леонтия: многих смущала его молодость – ко дню избрания митрополитом владыке Леонтию  исполнилось всего тридцать лет.  В сомнении – сможет ли молодой епископ понести столь тяжкий крест – управлять Церковью – были даже самые близкие: мать владыки игумения Евсевия и его родные дяди, служившие священниками.

 

Но «Бог наш на небеси и на земли вся, елико восхоте и сотвори». Владыка Леонтий был избран митрополитом  Белокриницким и всех древлеправославных христиан. В октябре нынешнего года исполнится уже десять лет его архипастырского служения.

 
1996 год. Первый визит румынской делегации в Белую Криницу.На фото слева направо: игумения Евсевия (мать митрополита Леонтия), игумения Анатолия, митрополит Леонтий

 

Одним из первых официальных мероприятий новоизбранного митрополита стала поездка на Всемирный Собор  в Белую Криницу.

 

В 1996 году на Собор в Белой  Кринице  впервые собралась вся Церковь –  христиане как из Румынии и иных зарубежных приходов, так и из России и бывших республик СССР.

 

 
 

1996 год. Белая Криница. Митрополит Леонтий и митрополит Московский и всея Руси Алимпий с жителями села

 
Владыка энергичен и мобилен: он не забывает свою паству, в том числе, и разбросанную по разным странам. Даже за недолгое время работы нашего сайта мы сообщали о поездках владыки Леонтия в Болгарию, Испанию, Португалию. Не остаются без архипастырского попечения и румынские приходы: владыка регулярно посещает их, проводит праздничные богослужения, встречается с христианами.

 

Сегодня в Календаре белокриницких старообрядцев Румынии отмечен День Ангела митрополита Леонтия. Вся его паства в этот день будет особо молиться  о здравии своего Предстоятеля. А самые близкие поздравят его с еще одной памятной датой – сегодня владыке исполняется сорок лет.

 

Поздравляем владыку Леонтия с Днем Ангела и мы! Многая лета!

 
Материалы и большая часть фото были предоставлены старообрядцем из Румынии Алексеем Алексеевичем, большим другом нашего сайта. Сердечно благодарим!
 
Самарское староверие
Категория: Современные деятели староверия | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-11)
Просмотров: 3177

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2018Бесплатный хостинг uCoz