Книжница Самарского староверия Суббота, 2017-Окт-21, 02:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » XIX в.

Андрей Борисов, выговский киновиарх. Похвала премудрости

Честнейшая невеста Христова!

 

Колико пристойно есть девическому вашему полу упражнятися во учении премудрости, и колико свято и честно, почти и сказать не можно, ибо самая премудрость, по грамматике, в роде женском состоит, да и на святых иконах пишется святая Софиа (оное по-гречески, а по-руски будет премудрость) девическим видом, аки бы вас, девице суще, привлекая к себе в горячую любовь.
 
Да и святая дева Екатерина великомученица1 колико в премудрости преуспела, яко многия философы посрамила верою возлюбленнаго своего Жениха. Такожде и святая девица Евгения2 зело же к премудрости тщание ве­ликое имела. А и здешняя вашя святая бывшая игумения Соломониа Дионисиевна3, яко знаменованием имени уподобляется всепремудрому Соломону3, тако и в мудрости непременная бысть ему подражателница и из онаго в  веце своем не преминула себе исплести неоцененно-дражайший венецъ, который  и понынъ безсмертным пребывает.
 
Буди и ты всем оным неотложною подражателиицею и увенчай свое девичество неоцененною премудростию. Что онаго в жизни сей может быть приятнейши и дражайши: мудрость бо и по Священному Писанию самыя очи просвещает разумных, да еще ей и злоба никакая николиже одолети возможет*. А премудрый Со­ломон толико ю возлюбил, яко предпочел высочайший несрав­ненно паче злата и сребра и не просил у Бога ни царства, ни богат­ства, но точию пожелал мудрости. За что ему Господь Бог с пре­мудростию дарствовал и царство, и богатство, да еще наградил его и безсмертною славою.

 

И от сего надобно думать, что всеконечно премудрость всепремудрому Богу есть угодна, за что он награждает любящих ю и в здешнем веце предражайшим награждением. Колико же наградит в будущем и совершенно вас предпоставит пред святою Софиею, еще и ныне вами благоговейно покланяемою. Дружитеся с нею, дружитеся, глаголю, со святою Премудростию, лутчее всех суетных дружеств, почти и ныне всуе пред очима погибающих.
 
Егда же имамы дружитися с честною Премудростию, но она нас научит, как совершенно боятися Бога: начало бо ея есть страх Божий. Потом научит познанию всех сотворенных Богом вещей, для того чтобы мы, познавши совершенно Божие творение, познали от онаго совершенно и самого Творца. Все бо он из небытия все-премудро в бытие привел, то праведно и от всего нашего научения долженствует, точию ему единому честь и слава.

 

А мы и сим будем доволни, что пребывали на сем свете во уча­сти благости его.

 

Что же касается до чтения книг, то духовнопремудростное и внешнее учение безпрекословно есть оному вседобрый ключ, ибо сим всякое писание отпереть возможно, а без него како возможно кому дерзостно войти внутрь храма Священнаго Писания, ибо есте­ства, существа, случаи, свойства, качества, количества никогдаже таковаго допустят наслаждатися совершенно пресладчайшия доброты Священнаго Писания. Но аще и натуралним разумом несколко восприимет благорачителствующии в чтении книг разумение, однако не столь справедливо и достоверно, наподобие как бы художник что зделал тупым ножем, а не весма преостро наточеным.

 

От учения же еще немалая полза есть и в сем, что где бы когда ученый не случился, везде он всякому будет с рукоделием своим (а наипаче умным) приятным, а притом где бы ученый не случился быть и в какое время, везде он находится з делным рукоделием. Ибо премудрость и в самом сне мало любителя своего оставляеть. Всегда бо ищущий ю о всем разсуждает и всякой вещи сущую истинну находит. Егда же и печалныя приключения таковому когда случатся, то никогдаже от них при полезной мудрости бывый озлобитися может. Она любящаго ю поучает в печалъх бысть мужест-венну и крайне не сокрушатися. Такожде и в радостех чрезмерно не возноситися, но быти всегда и во всем умеренну. И такую учиняет человеку в жизни сей ползу и красоту, каковыя отинуды и получить возможно.

 

И сие, то есть едино самое наше человеческое свойство, еже быть премудру: прочее же общественно з животными вся имеем. И тако есть ли желаем совершенным быти человеком, то непременно долженствует нам учитися премудрости. И с сею далеко превзыдем родов неразумных, да и вмале умалены будем (по апостолу) от ангелъ. Еже, о, даждь, даждь нам, предвечная святая премудрость, оную паче всего видимаго мира возлюбити и о ней неусыпное всегда рачение имети, и денно и нощно ею услаждатися, и всю ее на истинное тебе благоугождение производити, да и вечно с нею пред святым твоим престолом предстояти. Аминь.

 

Текст публикуется по автографу конца 70-х-80-х гг. XVIII в.: РГБ. Собр. Барсова. № 187, л. 62-63 об.
 
Примечания издателя: 

 

Андрей Борисов, наиболее яркий представитель третьего поколения выговских наставников, в возрождении духовной жизни Выговской обители видел главную задачу своего киновиаршества (1780-1791). Важной составляющей его плана, включавшего даже создание староверческой академии, было поднятие уровня грамотности и расширение книжного дела. В определенной степени как программное можно рассматривать адресованное лексинским грамотницам небольшое поучение Андрея Борисова, которое может быть названо «Похвала премудрости». Здесь, как во многих других поздних сочинениях, находит выражение гордость общежителей за свою славную историю: ряд святых, имевших к премудрости «тщание великое» (святые София, Екатерина и Евгения), дополнен выговским примером - упоминанием лексинской наставницы Соломонии Денисовой. Автор говорит о богоугодности всякой премудрости, призывает своих слушательниц «дружиться» с нею «лутчее всех суетных дружеств», подчеркивает важность чтения книг (в том числе «внешних» авторов) для познания божественной премудрости.

 

1. Екатерина (305-313) - св. великомученица. Дочь правителя Александрии Египетской Конста, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив труды лучших античных философов и ученых. Обратившись в христианство, она познала высшую, божественную мудрость. Видя пример Екатерины и слушая ее проповедь, многие уверовали во Христа. Представ перед судилищем, Екатерина твердо исповедовала свою веру и сама положила голову на плаху под меч палача. Память 24 ноября.   

 

2. Преподобномученица Евгения (ок. 262), родом римлянка, жила в Александрии, получила прекрасное образование, отличалась добрым нравом и красотой. Отказавшись от брака, приняла христианство и, подвизаясь в мужском образе, начала вести иноческую жизнь. Многие, в том числе и ее родители, благодаря ей приняли крещение. С новым гонением на христиан при императоре Галлиене (260-268) пострадали ее сподвижники, а она сама, пройдя невредимой через целый ряд мучений, была обезглавлена. Память прмц. Евгении и с нею Прота, Иакинфа и Клавдии 24 декабря.

 

3. Соломония Денисова (1677-18.02.1735), родная сестра Андрея и Семена Денисовых, настоятельница Лексинской обители.

 

4. Соломон - сын и преемник царя Давыда, третий царь Израильский (ок.965-928 г.до н. э.), в Ветхом Завете изображен как величайший мудрец всех времен.
 

Опубликовано: Юхименко Е.М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства. В 2-х т. Т.1 - М.: Языки славянских культур, 2008

 

Категория: XIX в. | Добавил: samstar2 (2009-Фев-17)
Просмотров: 2367

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz