Книжница Самарского староверия Понедельник, 2017-Дек-18, 00:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Украина

Боднарюк Б.М., Чучко М.К. Краткие замечания о липованах Буковины одного трансильванского румына в начале XIX века

Русское старообрядчество со времен своего возникновения и на протяжении более чем трехсотлетнего существования как религиозное течение в восточном христианстве породило немалую историческую и этнографическую литературу, не только на своей исторической родине - в России1, но и за ее границами. Немало трудов о старообрядцах-липованах поя­вилось в Австрийской империи, в пределах ко­торой липоване, привлекаемые дарованными императором Иосифом II религиозными сво­бодами, основали собственный Белокриницкий религиозный центр. И если внимание ме­стных, буковинских, научных кругов он начал привлекать лишь с 40-х гг. XIX в. и этот интерес еще не угас и доныне2, иностранные исследователи заинтересовались прибывшими в Буко­вину загадочными русскими "раскольниками", почти сразу после их здесь появления в конпе XVIII века.

Среди многочисленных иностранных на­блюдателей, которые посетили буковинский край в конце XVIII - в начале XIX вв., наиболее содержательное описание старообрядцев Буко­вины оставил писатель и историк румынского происхождения Ион (Иоанн) Будай-Деляну, который, однако, наиболее известен среди спе­циалистов как автор героико-иронической по­эмы "Цыганиада"4, хотя написал также ряд трудов по истории, филологии и праву5.

Родился И. Будай-Деляну в 1760 г. в дерев­не Чигмеу (комитат Хунедоара, Трансилъвания) в семье греко-католического священника. Курс начального обучения прошел в родном селе, скорее всего при местной церкви, потом вступил в богословскую семинарю г. Блаж. По завершении семинарского курса продолжил обучение на богословском факультете Венско­го университета, который закончил со степе­нью доктора. В последующем работал в Вене в должности псаломщика церкви св. Варвары. В течение 1780 - 1785 гг. И. Будай-Деляну заявил о себе как о поэте. В 1786 г., покинул австрий­скую столицу и отбыл в Блаж, где занял место профессора и префекта по учебной работе в местной семинарии. Однако вскоре, не найдя понимания с местными клерикальными кру­гами, оставил Блаж и перебрался во Львов, где с 1788 г. работал судебным секретарем, а в 1797 или 1798 г. достиг высокого ранга императорско-королевского краевого советника. Сохра­нял этот пост до конца жизни. Умер И. Будай-Деляну 24 августа 1820 г. во Львове6.

В 1813 г. И. Будай-Деляну посетил буковинский край, составив, как считают, находясь в Черновцах, свои "Краткие замечания о Буко­вине". Оригинал работы был написан на не­мецком языке. В 1894 г. его перевел на румын­ский и опубликовал в "Буковинской газете" Г. Богдан-Дуйке. До сих пор труд И. Будай-Деляну широко использовался как источник преимущественно румынскими и австрийски­ми историками (в частности, И. Нистором), ко­торые черпали из него сведения о социально-экономической и культурной жизни края в на­чале XIX ст., а также относительно этнической истории буковинских молдаван (румын) и руснаков (украинцев)7. А достаточно содержа­тельная информация о липованах-старообрядцах Буковины в научных трудах в полном объеме, к сожалению, не использова­лась. Заданием данного исследования является ознакомление широкого круга исследователей с этим интересным историко-этнографическим источником.

Начиная свой рассказ о липованах, И. Бу­дай-Деляну, в первую очередь, подает их коли­чество и перечисляет места поселения, замечая, что "липоване известны как наименьшие по численности и наименее важные по количеству [населения. - Б.Б., М.Ч.] на Буковине, которые не превышают показатель в 60 семей. Известными местностями, где они живут, являются села Варница, Климовцы и Белая Криница"8. Последнее утверждение автора требует уточ­нения, поскольку поселения Варница и Белая Криница тождественны. Ведь еще в конце XVIII ст. австрийский исследователь Б. Гаке отмечал, что липоване в местности Варница основали поселение Белая Криница9.

Далее И. Будай-Деляну сообщает основ­ные мотивы, побудившие его уделить отдель­ное внимание описанию этой этноконфессиональной группы русских поселенцев на Буко­вине: "Они заслуживают внимания каждого читателя и наблюдательных людей в значи­тельной мере через множество россказней и слухов, которые распространились среди насе­ления о тайных обрядах их религии, или об иерархических обычаях и институциях, однако без убедительной для нас уверенности, что все это долж­ным образом отражено".

Отдельно автор остановился на выяснении происхождения и обстоятельствах появления липованского населения в крае: "Отмеченные липоване, или как они корректно называются, филипповцы, являются без всякого сомнения истинными русскими; это подтверждает их язык, одежда и сам типаж. На Буковину они прибыли непосредственно из России или Бес­сарабии, где имеют много тысяч единоверцев. В 1783 г., появившись в Вене как два посланца от липован, которые жили у Черного моря, по имени Александр Алексеев и Никифор Панов, они добились получения официального патен­та для своих единоверцев на свободное пересе­ление и свободное исповедание собственной веры, что вытекает из следующего:

1)    Предоставляется полная религиозная сво­бода им, их детям и их священникам;

2)    Они и их дети полностью освобождаются со времени переселения на 20 лет вперед от всех налогов и дани;

3)    Они освобождаются от военной службы;

4)    После завершения отмеченного двадцати­летнего срока, они не будут эксплуатироваться больше, чем это позволяет их имущественное состояние, или как другие императорские под­данные, что имеет место в подобных случаях
Данный патент липоване имеют в оригинале в своих руках.

Существует общее мнение, что буковинские липоване, как  и молдавские, и бессарабские, есть так называемые русские раскольни­ки, относительно чего я не возражаю, а также считаю, что название "липоване" им было дам неверно, поскольку они называются "филиппы", и их еще называют "филипповцы". Относительно их вероисповедания, мне кажется, что к настоящему времени никто не раскрыл ис­тинные религиозные каноны, церковные обы­чаи и другие засекреченные традиции липован, поскольку ни один не допущен к их соб­раниям в церкви; и они корректно избегают .любых бесед относительно их религии и дру­гих обычаев. Черты их лица преимущественно схожи между собой; все белокурые и во многом напоминают донских казаков".

Характеризуя нравы и занятия липован, И. Будай-Деляну, не без определенной симпатии к ним, отмечает, что "с другой стороны они яв­ляются хорошими хозяевами, трудолюбивыми людьми, кроткими и не терпящими скандали­стов, пьяниц и прочих с плохими привычками. Они занимаются преимущественно обработ­кой конопли и льна, изготовляют из них раз­ные изделия, в частности: бечевки, шпагаты, рыбачьи сети, пояса, кружево и тому подобное, и торгуют ими".

Нехватка более-менее подробной инфор­мации о вероисповедных особенностях и рели­гиозных обрядах (в частности, о крещении и венчании)   старообрядцев   вынудили   автора, как профессионального теолога, подробнее ос­тановиться на освещении этих вопросов. "Их религия,  -  пишет он, - скорее всего  греко-неунийная [православная. - Б.Б., М.Ч.], частич­но потому, что требует определенных церков­ных обрядов и в частности из-за того, что они  имеют также такие же книги, которые есть у  русских, с той разницей, что новые издания не  имеют у  них  никакой ценности,  они ищут  лишь самые старые, и пользуются ими.  Их  обычаи, которые для нас малоизвестны, являются следующими:

Крещение осуществляется, как и у русских,  путем погружения ребенка в воду, с учетом того, что при отсутствии священника все обрядовые действия могут осуществляться и церковнослужителем; лишь в последующие годы необходимо было просить еще и разрешение священника;

Свадьба: жених и невеста вызываются священником в церковь для засвидетельствования в том случае, когда они связывают себя добровольно и с радостью семейными узами; если  говорят "да", их водят (как у русских) трижды вокруг алтаря по ходу солнца, и после того, как  они обмениваются обручальными кольцами,  невеста кладет сразу же в церкви свой платок, который носила на голове как девушка, и оде­вается как женщина. На свадьбе им не позволяется танцевать, а также пить мед и петь приличествующих песен. Первое правило брака го­ворит, что мужчина не имеет права спать со своей женой кроме вторника и четверга, по­скольку все другие дни недели напоминают о страдании Христа.

Второе правило говорит, что ни муж, ни жена не имеют права одеваться через день в одежду, в которой были одеты, когда спали вместе, и супруги должны носить через день одежду чистую, незапятнанную".

Достаточно обстоятельно описал И. Будай-Деляну особенности похоронного обряда у старообрядцев Буковины. По его словам, "умершему кладется на лоб венец из бумаги, на котором написаны слова: "Святой, всемогу­щий и бессмертный Господь, смилуйся над на­ми"; он остается по меньшей мере 2 дня в доме, после чего его кладут в глубокую могилу на одну сажень и закапывают. Гроб делается из толстого дубового ствола на 1,5 стопы, разреза­ется в длину на две половины, которые вы­далбливаются после обмеривания тела, больше или меньше; в одну из частей кладется мертвец и другой половиной накрывается. Для души умершего 40 дней и 49 ночей горит в церкви лампада, после чего постоянно отправляется служба. Расходы на похороны составляют обычно 12 золотых (дукатов)".

В своем труде автор подал также общую характеристику наиболее распространенных обычаев буковинских староверов. "Кроме этого наблюдается, - замечает он, - что липоване не курят табака, не нюхают его носом, а также не пьют ни вина, ни пива, поскольку считают их продуктами дьявола; особенно относительно курения табака они говорят, что имеет черта в себе тот, у кого дым выходит изо рта. В соответ­ствии с их религиозными принципами, они не могут иметь даже номеров на домах, свои по­мещения они считают как и церкви, святыми; и одно и второе яв.ляется оскверненным, если в них входит собака; именно поэтому они держат собак только на дворе; .липоване не видят ни­какого смысла в клятве ни в политических слу­чаях, ни в криминальных, потому что по их традиции, лишь религия признается право­мочной в любых случаях, особенно же на судах правда говорится и без клятвы; говорят, что они имеют также много других обычаев, кото­рые сохраняются в большой тайне".

Завершая свой рассказ о старообрядцах Буковины, И. Будай-Деляну призывает крити­чески относиться к информации о них, осо­бенно к той, которая исходит от их религиозных оппонентов. "Это все, - констатирует он, -что официально известно среди людей о липованах. В данной ситуации русские, их безосновательные враги, рассказывают много других вещей, которым нельзя при рассмотрении ве­рить, потому что многие из них были вымыш­лены, по их мнению, из-за религиозной ненависти и духа преследования".

В конце описания И. Будаи-Деляну заме­чает, что информацию о липованах края он получил от одного буковинца, "который хо­рошо знает русский язык, и является хорошим приятелем". Последний, по словам автора "Кратких замечаний о Буковине", убедил его, "что существует русская печатная книга, в ко­торой описаны все их каноны и обычаи". Он еще рассказал исследователю, "что в среде ли­пован существуют также и секты, среди кото­рых выделяются как главные: поповцы (со свя­щенниками), безпоповцы (без священников) и богородичники (пылкие обожатели Богомате­ри, но как Христородицы)". Из этого И. Будай-Деляну делает вывод: "Если это правда, можно понять, что липоване, таким образом, имеют свое пресвитерство, не все боготворят Святую Марию в качестве Матери Божьей, и что суще­ствуют среди них некие, которые не имеют священников"10. Последние слова, очевидно, касаются согласия безпоповцев - "федосеев­цев", основателем которого был дьяк Крестецкого яма Феодосии Васильев, который созвал в 1692 г. так называемый 1-й Новгородский со­бор, на котором были выработаны новые рели­гиозные взгляды, а именно: окончательное ис­чезновение истинного пресвитерства, коллеги­альность в принятии решений, безбрачие, за­прещение деторождения, общения с иновер­цами, почитания икон, кроме федосеевских11.

И. Будай-Деляну также сообщает, что лю­бые попытки узнать о вероисповедных особен­ностях буковинских липован непосредственно от их духовенства являются напрасными. В ча­стности, он пишет, что "их наиболее известный священник на Буковине имеет фамилию Пет­рович, с которым некоторые часто пытались разговаривать о его религии, однако во время таких бесед он либо не отвечал и говорил о других вещах, либо же прощался и уходил. Это позволяет нам сделать предположение, что ли­поване должны иметь много существенных отклонений от греко-неунииной [православной. - Б.Б., М.Ч.] религии". Поэтому автор, опираясь на имеющуюся у него информацию, в конце раздела о липованах делает попытку выяснить идейные корни такого явления как старооб­рядчество в восточном христианстве. "По мо­ему мнению, - отмечает он, - их секта похожа на модифицированный несторианизм, в кото­рый, со временем, пресвитерство внесло много дополнений, частично из-за неосведомленно­сти, частично из-за алчности, поскольку если считать, что почти весь Восток наполнен этой сектой Нестория, и если она выделяется и сей­час в пределах строгости обычаев и жизни среди других сект Востока, и если не боготворит Матерь Божию в этом качестве, как праматерь,  возможно мы можем зачислить их к разновид­ности несториан"12. Таким образом, И. Будай-Деляну был склонен связывать старообрядче­ские толки с разновидностью несторианства  - религиозным направлением в Восточной церкви, идейным основателем которого был Несторий, архиепископ Константинопольский в 428- 431 гг., который разделяя в Исусе Христе божественное и человеческое, не считал Богородицу матерью Бога, введя термин "Христородица". Его доктрины были осуждены в Эфесе (в 431 г.)13. Надо сказать, что И. Будай-Деляну в своих предположениях не был одинок. К при­меру, ректор Черновицкой православной Духовной семинарии, архимандрит Теофил Бенделла, в изданной в Вене в 1845 г. книге "Буковина в Галицийском королевстве", приводя перечень распространенных в крае конфессий также говорит о неких несторианах, которых вместе с евтихианами на Буковине насчитывалось 3725 душ. Есть основания полагать, что под несторианами он подразумевал липован, которых отдельно упоминает лишь при этнической характеристике населения края, но не подает в перечне конфессий, как это делалось в  последующих австрийских переписях средины     Х -начала XX вв.14

В конечном итоге, делая выводы к своему краткому исследованию о старообрядцах Буковины, И. Будай-Деляну вынужден констатировать: "Поскольку к этому времени я не имел возможности, чтобы прочитать что-либо о pyсских раскольниках, и собрать более подробные свидетельства о их происхождении, кажется вполне разумным делом, отложить свое сужде­ние о них"13.

Таким образом, труд И. Будай-Деляну хотя и не лишен определенного авторского субъек­тивизма и отдельных фактологических огрех, является, в сущности, первым более-менее ин­формативным описанием буковинских липован начала XIX в. и служит важным источни­ком для изучения их традиционной культуры этого периода.

Приложение

Будай-Деляну И. Краткие замечания о Буковине. Липоване16.

Липоване известны как наименьшие по чис­ленности и наименее важные по количеству на Буковине, которые не превышают показатель в 60 семей. Известными местностями, где они живут, являются села Варница, Климовцы и Бе­лая Криница. Они заслуживают внимания каж­дого читателя и наблюдательных людей в зна­чительной мере из-за множества россказней и слухов, которые распространились среди населе­ния о тайных обрядах их религии, или об иерар­хических обычаях и институциях, однако без убедительной для нас уверенности, что все это должным образом отражено.

Отмеченные липоване, или как они кор­ректно называются, филипповцы, являются без всякого сомнения истинными русскими; это подтверждает их язык, одежда и сам типаж. На Буковину они прибыли непосредственно из России или Бессарабии, где имеют много тысяч еди­новерцев. В 1783 г., появившись в Вене как два по­сланца от линован, которые жили у Черного мо­ря, по имени Александр Алексеев и Никифор Ланов, они добились получения официального па­тента для своих единоверцев на свободное пересе­ление и свободное исповедание собственной веры, что вытекает из следующего:

1) Предоставляется полная религиозная сво­бода им, их детям и их священникам

2)     Они и их дети полностью освобождаются со времени переселения на 20 лет вперед от всех налогов и дани;

3)     Они освобождаются от военной службы;

4)     После завершения отмеченного двадцати­летнего срока, они не будут эксплуатироваться больше, чем это позволяет их имущественное состояние, или как другие императорские под­данные, что имеет место в подобных случаях.
 

Данный патент липоване имеют в оригинале в своих руках.

Существует общее мнение, что буковинские липоване, как и молдавские и бессарабские, явля­ются так называемыми русскими раскольника­ми, относительно чего я не возражаю, а также считаю, что название "липоване" им было дано неверно, поскольку они называются "филиппы", и их еще называют "филипповцы". Относи­тельно их вероисповедания, мне кажется, что к настоящему времени никто не раскрыл истин­ные религиозные каноны, церковные обычаи и дру­гие засекреченные традиции линован, поскольку ни один не допущен к их собраниям в церкви; и они корректно избегают любых бесед относи­тельно их религии и других обычаев. Черты их лица преимущественно схожи между собой; все белокурые и во многом напоминают донских ка­заков. С другой стороны они являются хорошими хозяевами, трудолюбивыми людьми, кроткими и не терпят скандалистов, пьяниц и прочих с пло­хими привычками. Они занимаются преимуще­ственно обработкой конопли и льна, изготовля­ют из них разные изделия, в частности; бечевки, шпагаты, рыбачьи сети, пояса, кружево и тому подобное, и торгуют ими.

Их религия скорее всего греко-неунипная, частично потому, что требует определенных церковных обрядов и в частности из-за того, что они имеют также такие же книги, которые есть у русских, с топ разницей, что новые издания не имеют у них никакой ценности, они ищут лишь самые старые, и пользуются ими. Их обычаи, которые для пас малоизвестны, являются следующими:

Крещение осуществляется как и у русских, путем погружения ребенка в воду, с учетом того, что при отсутствии священника все обрядодеп-ствия могут осуществляться и церковнослужи­телем; лишь в последующие годы необходимо бы­ло просить еще и разрешение священника;

Свадьба: жених и невеста вызываются свя­щенником в церковь для засвидетельствования в том случае, когда они связывают себя доброволъно и с радостью семейными узами; если говорят "да", их водят (как у русских) трижды вокруг алтаря по ходу солнца, и после того, как они об­мениваются обручальными кольцами, невеста кладет сразу же в церкви свой платок, который носила на голове как девушка, и одевается как женщина. На свадьбе ни не позволяется танце­вать, а также пить мед и петь приличествую­щих песен. Первое правило брака говорит, что мужчина не имеет права спать со своей женой кроме вторника и четверга, поскольку все другие дни недели напоминают о страдании Христа.

Второе правило гласит, что ни муж, ни же­на не имеют права одеваться через день в одежду, в которой были одеты, когда спали вместе, и супруги должны носить через день одежду чис­тую, незапятнанную.

Захоронение: умершему кладется на лоб ве­нец из бумаги, на котором написаны слова: "Святой, всемогущий и бессмертный Господь, смилуйся над нами"; он остается по меньшей мере 2 дня в доме, после чего его кладут в глубо­кую могилу на одну сажень и закапывают. Гроб делается из толстого дубового ствола на 1,5 стопы, разрезается в длину на две половины, ко­торые выдалбливаются после обмеривания тела, больше или меньше; в одну из частей кладется мертвец и другой половиной накрывается. Для души умершего 40 дней и 49 ночей горит в церк­ви лампада, после чего постоянно отправляется служба. Расходы на похороны составляют обычно 12 золотых (дукатов). Кроме этого наблюдается, что липоване не курят табака, не нюхают его носом, а также не пьют ни вина, ни пива, по­скольку считают их продуктами дьявола; осо­бенно относительно курения табака они гово­рят, что имеет черта в себе тот, у кого дым выходит изо рта. В соответствии с их религи­озными принципами, они не могут иметь даже номеров на домах, свои помещения они считают как и церкви, святыми; и одно и второе является оскверненным, если в них входит собака; именно поэтому они держат собак только на дворе; ли­поване не видят никакого смысла в клятве ни в политических случаях, ни в криминальных, по­тому что по их традиции, лишь религия при­знается правомочного в любых случаях, особенно же на судах правда говорится и без клятвы; гово­рят, что они имеют также много других обыча­ев, которые сохраняются в большой тайне

Это все, что официально известно среди людей о липованах. В данной ситуации русские, их безосновательные враги, рассказывают много других вещей, которым нельзя при рассмотрении верить, потому что многие из них были вымыш­ленны, по их мнению, из-за религиозной ненавис­ти и духа преследования. Один буковинец, который хорошо знает русский язык, и является хо­рошим приятелем, убеждал меня, что существу­ет русская печатная книга, в которой описаны все их каноны и обычаи; он еще рассказал мне, что в среде липован существуют также и секты, среди которых выделяются как главные: поповцы (со священниками), безпоповцы (без священников) и богородичники (пылкие обожатели Богоматери, но как Христородицы), из чего, если это правда, можно понять,  что липоване,  таким образом, имеют свое пресвитерство, не все боготворят Святую Марию в качестве Матери Божьей, и что существуют среди них некоторые, которые не имеют священников. Их наиболее известный священник на Буковине имеет фамилию Петро­вич, с которым некоторые часто пытались раз­говаривать о его религии, однако во время таких бесед он либо не отвечал и говорил о других ве­щах, либо же прощался и уходил. Это позволяет нам сделать предположение, что липоване долж­ны иметь много существенных отклонений от греко-неунипной религии. По моему мнению их секта похожа на модифицированный несторианизм, в который, со временем., пресвитерство внесло много дополнений, частично из-за неосве­домленности, частично из-за алчности, посколь­ку если считать, что почти весь Восток напол­нен этой сектой Нестория, и если она выделяет­ся и сейчас в пределах строгости обычаев и жиз­ни среди других сект Востока, и если не боготво­рит Матерь Божию в этом, качестве, как пра­матерь, возможно мы можем, зачислить их к разновидности несториан.

Таким образом, поскольку к этому времени я не имел возможности, чтобы прочитать что-либо о русских раскольниках, и собрать более под­робные свидетельства о их происхождении, ка­жется вполне разумным делом, отложить свое суждение о них

1 Субботин Н. История белокриницкой иерархии. - М, 1874; Каптарев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники. -М., 1913; Никольский Н. М. История русской церкви. - М,. 2004; Федоров В.А. Русская православная церковь и госу­дарство. Синодальный период. 1700-1917. - М., 2003.

2Bendella Т. Die Bukowina im Konigreiche Galizien. -Wien, 1845. - S.13; Шихъ I. О раскольниках и белокерниц-кой митрополш на Буковинь // Русый Сюнъ. - Львовъ; Зъ друкарнь "Товариства имени Шевчепка", 1879. - Т.9. -С.214-219, 226-231, 267-273, 289-295, 321-329, 337-341, 369-374, 401-406, 433-437, 468-470, 500-504, 531-534, 563-566; Dan D. Lipovenii din Bucovina. - Cernauti, 1894; Купчанко Г. Буко­вина и ей русские жители. - Вьдень, 1895; Dan D. Die Lip-powaner // Herzogthum Bukowina in Wort und Bild. -Wien, o.J. - S.282-295; Die Bukowina. Eine allgemeine Hei-matkunde = Буковина. Загальне краезнавство. - Чершвщ, 2004; Kaindl R.F. Das Entsstechen und die Entwicklung der Lippowaner-colonien in der Bukowina. - Wien, 1896; Kaindl R.F. Geschichte der Bukowma. Dritter Abschnitt. - Czer-nowitz, 1898; Polek J. Die Lippowaner in der Bukowina. Abt. III. - Czernowitz, 1899; Simiginowicz-Staufe L.A. Die Volker-gruppern der Bukowina. - Czernowitz, 1884; Волков А.Р. Русское село Белая Криница во времена асвтрийского владычества на Буковине // Черновицкий университет. Научный ежегодник за 1956 год. - Черновцы, 1957. - Т.1. -Вып.1. - С.279-286; Звоздецький Д. Заснування старооб-рядницько! митрополп на Буковиш // Питания старо-давньо'й та середньовичной icтории, археологи и етнологй: 36. наук, праць. - Чершвщ, 2004. - Т.1. - С.205-209; Кожо-лянко Г. Етнограф1я Буковини. - Чершвщ: Золот1 литав-ри, 1999. - Т.1; Скорейко Г. Населения Буковини за австрийськими урядовими переписами другой половини XIX -початку XX ст.: кггорико-демографичний нарис. Черновци, 2002; Чащин Ф.Д. Белая Криница. - Кишинев, 1976;Чучко М. Региональна особливость етнодемографичной та конфессионой ситуации на Буковине в середине XIV - напочатку XXI ст. // Питания стародавньой та середньогодней  археологии и  етнологи: Зборник наукових праць. - Черновци, 2004. - Т.1. - С.124-139; Гостюк А., Чучко М. Обстоятельства появления и динамика численности старообрядцев-липован на Буковине в конце XVIII - на­чале XX в. // Липоване: история и культура русских ста­рообрядцев. - Одесса, 2004. - Вып. 1. - С.33-40; Мысько Ю. Региональные особенности этнокультуры старообрядцев Буковины XIX века (по материалам Д. Дана) // Липоване: история и культура русских старообрядцев. - Одесса, 2004. - Вып. 1.-СЛ09-Ш.

3 Hacquet's neueste physikalisch-politische Reisen in den Jahren 1788 und 1789 durch die Dacischen und Sarmatischen oder Nordlichen Karpathen. - Nurnberg: Im Verlag der Kaspischen Buhhandlung, 1790. - Erster Theil. - S.127, 129; Schlozer A.L. Briefwechsel meist histirischen und politischen Inhalts. - Gottingen: Im Veiiage der Vandenhoekschen Buch-handlung, 1781. - Achter Theil. - HeftXIJI-XLVIIL-SlSl.

4Zamfirescu D. Ion Budai-Deleanu - mare personalitate la izvoarele culturii noastre moderne // Zamfirescu D. Istorie si cultura. - Bucuresti, 1975. - P.91-96.

5 Predescu L. Encyclopedia Romaniei Cugetarea. Material romanesc. Oameni si infaptuiri. - Bucuresti, 1999. - P.136

6 Ibidem.

7Bogdan-Duica G. loan Budai Deleanu - notita biografica // Bucovina in primele descrieri geografice, istorice, economice si demografice. Edicie bilingva ingrijita, cu intro-duceri, postfete, note si comentarii de acad. Radu Grigorovici. - Bucuresti, 1998. - P.376-377.

8 Scurte observatii asupra Bucovinei de loan Budai-Deleanu (1813) // Bucovina in primele descrieri geografice, istorice, economice si demografice. - P.392-393

9 Hacquet's neueste physikalisch-politische Reisen in da Jahren 1788 und 1789 durch die Dacischen und Sarmatischa oder Nordlichen Karpathen. - S.129

10 Scurte observatii asupra Bucovinei de loan Budai-Deleanu (1813) // Bucovina in primele descried geografice, istorice, economice si demografice. - P.394-399.

"Никольский Н. М. История русской церкви. -С304-305

12      Scurte  observatii  asupra  Bucovinei  de  loan Buda Deleanu (1813) // Bucovina in primele descrieri geografia istorice, economice si demografice. - P.398-399.

13      Лебедев А. П. Вселенские соборы IV и V веков - СПб., 2004. - С.153; Острогорський Г. История Византии -Львив, 2002. - С.54.

14      Bendella Т. Die Bukowina im Konigreiche Galizien.-S9,l

15      Scurte observatii  asupra  Bucovinei  de  loan Budai-Deleanu (1813) // Bucovina in primele descrieri geografice, istorice, economice si demografice. - P.398-399.

16      Перевод с румынского Б. Боднарюка за изданием: Scurte observatii asupra Вucovinei de loan Budai-Deleanu (1813) // Bucovina in primele descrieri geografice, istorice,
economice si demografice. Edicie bilingva ingrijita, cu introduceri, postfete, note si comentarii de acad. Radu Grigorovici.- Bucuresti, 1998. - P.392-399

Боднарюк Б.М., Чучко М.К. (Черновцы, Украина)

Rambler's Top100
Категория: Украина | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-21)
Просмотров: 2385

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz