Книжница Самарского староверия Суббота, 2024-Апр-20, 01:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Север и Северо-Запад России

Бабушкин Ф.П. Письмо матери и сестре в Романов из Выговского общежительства

...прошу твоего родителскаго благословения и теплых молитв

л. 12

твоих за мя, еже ко Господу, незабвен быти всегда желаю.

И вселюбезнейшеи и во уме моей незабытнейшеи единоутробной пречестнейшеи моей сестрице Елисафети Петровне брат твой Ф(едор) П(етров) желаю ти о Христе купно и с матушкой нашей на премножество лет здравствовать и о Господе радоватися и, всенижайший, попремногу ти с любовию кланяюся. 

Чрез сие писание я вам о себе уведомляю, что по сие нижеписанное число в живых остаюсь и поздорову милостию всещедраго Бога и вашими святыми молитвами. А про ваше дражайшее здравие слышать повсегда желаю и о Господе радоватися.

При сем же за премногую милость твою родительскую, государони моя матушка, всеусердную мою приношу ти благодарность, яко благоволил вам Бог по сердцу положить, что меня отпустить во обитель поморскую, и за ваши молитвы сподобиль Богь меня, гръшнаго... (...)

... (по)добие яко Соловецкой обители, тихое обретается древле-

л. 12 об.

отеческое сохраняющим благочестие пристанище. Сподобил мя Господь Бог за ваши молитвы яко посред аггелъ ликовати и зрения церковнаго и образа велелепнаго Спаса Вседержителя древлегреческаго написания пречюднаго сияющаго повсегда видети в храм молитвенном и благодати от него наслаждающимся. Что ли еще начну поведати вам, честнеишая моя матушка, о украшении святаго мъста сего и откуду начало возму повести во уводомление вам представити украшение и сограждение храмоообители? Точно, государони матушка, состоит святое мъсто оно, яко древний монастырь, стънами твердыми чювственными и святыхъ отец молитвенными ограждено четыре ограды. И восем храмов молитвенных, вси наподобие яко церкви превеликие с главами и с крестами и три колоколни собственные себе возле часовен, а прочие внутрь болнице колокола.

Во-первыхъ, о самой (Выгоре)цкои Спасове обители уве-

л. 13

домляю: стоит на прекрасном мъстъ монастырь, поблизности реки, называемыя Выг, с ярославскую Которость шириной. 1-я часовна во имя Спаса Богоявления Господня храм, болши Леонтьевскои церкви вдвое, что у нас в Романове, точию на вид как церковь, а в ней также, какъ воидеш, точно как въ церкви: сперва з дву странъ сходы - лъствицы широки, не само высоки, потом наподобие паперти папертные сени, и тут, якоже в папертех водится, образы, тако и у нас, образы великие местные поставлены. Потом внутрь трапеза десяти сажень шириной. А ис трапезы и двери болшие двойные до самова почти верху трапезнова. А там якобы самая церковь, а у нас называется пъвчая. Тут вышина особливая, вдвое болши трапезы вверх, и верхния окна свои болшия; шириною пъвчая шести сажен.

Во-первых, на средине царские врата, наподобие как у Воскресения у нас в Романове, токмо свътлые на золоте евангелисты красовитие и аггели с рипидами написаны. По правую руку выше-реченныи Спасов образ гръческаго писма чюдотворнои Вседержитель дву аршинъ вышина, болшею главою с плещами, весь в окладе серебряном и позолоченом, поля и оплечъе до вънца, и венецъ с камением цвътным болшим: где «он» вверху, тутъ камень цвътнои красной, а около ево осыпные камешки наподобие «она», а идъже «от», тут осыпнои ис каменья цвътнаго «от», такъ же и «наш» ис каменья осыпнаго; и гривна превеликая, по-нашему сата, позолочена. А подле его: 1 — Богоявления, 2 - Успения, 3 - Соловецкие, а

л.13 об.

на завороте, за одной лампадой Александр Свиирскии, а подле образ росииских всъх святых, на средине того образа София Премудрость Божия, повыше Троица, пониже крест, а со обоихъ странъ вси святители и преподобнии и князи и прочий святии. И лампады перед всеми самой болшеи руки зеленомедные ярославской работы самой хорошей. А у руских есть железные ручки походячие, на коего святаго день праздника свъща ему собъственно под самое лико поставляется; и выше, и ниже, и на страну две ручки предвигаются на винту. А тут окно и завеса у окна, тут старец стоит, кои замолитвует.

А от окна, колко есть места до другова окна, тутъ на промежуткахъ образъ Страшнаго суда вышиной 4 аршин и поперегъ 3-х аршин в коностасе золотом резном. А тое окно будеть на крылосе правом. А крылос повыше полуединою ступенью, а крылос в поясъ стена до дверей трапезы, что на средине, а на заворот два аршина стънка. И брусъ покрыт зеленым сукномъ, а на болшия праздники красное, кармазинное. А на крылось на одинъ 20 человък уставитца, такоже и на другом, а на всяко воскресение во всем году крылошан 15 человък.

А на левои стране у царскихъ врать образ 2 аршина же Одигитрия Тихвинския Богородицы, в ту же меру, весь в окладе серебряном и позолоченом и в жемчюге, и оплечье все позолоченое, и сата болшая московской работы хорошей. А подле ея Святая Троица, а подле Троицы Николы святителя, а подле Николы Филип митрополит Московский, вси в одну меру. А на обороте преподобный Александр преподобный Ошевенскии, каргаполскии чюд(отворец). А подле образ всьх святых 2 аршина с половиной. И тут окно, а окна аршина полтора вышиной. И у сего окна завеса, а за сей завесой стоит настоятель Андрей Борисовичь, а промеж окнам туть стоит Преображения Господня образ да Знамения Богородицы. И тут паки окно на лъвом крылосе. А левой крылось таков же, как и правой единаки.

На правой стране и на левои стоят столики против крылосов на средине, по аршину длиной, нижегородския дубовыя и сь ящикам двоинымъ, отворяются и выдвигаются, а на них сукном покрыты зеленым. А на них кладуть книги, кои всегда обращаются: Октаи, Mинеи и Триоди. А на правой стране возле стола стоит всегда налои евангелскои, потянут шелковым грезетом вишневым. Да еще с верха плат болшеи руки красной, до полу поволоки. И тут Евангелие лежит под покровом подобно пелены с крестомъ. Евангелие болшее, Иосифовское, вседневно под зеленымъ бархатом и с крестом, а празднишных есть два под красным бархатом и сребромъ обложены.

А у Львова стола ставится в ряд на средину налои, егда праздники дванадесятые или храмовые, и тут кладут образъ праздника того. А паволоки на нихъ есть неоднакие, объяринныя красныя, и алыя, и зеленыя, и букетовыя, и грезетовы, и тафтяныя, и великопостныя - смиреной цвет, вишневы, лазоревы. На объих странах в праздники по налою украшеному. На евангелском налое покров золотой парчи дорогой, крест золотой вышит поверху болшеи со словами. Одинъ празумент около покрова в сорокъ рублей. Подсвешники есть болшие у налоев беломедные ярославской работы, как жар, по десяти рублей каждой, а удичные жестяныя крашеные.

А над местным образамъ золотой киот, а на нем стоят мелкия обычныя штилистовыя и пятичныя образа по всей часовни от краю до краю, все окладныя, дорогие, а числом на лицовои стьны сорок образовъ, а десять в жемчюге. А на заворотах до самыхъ крылосов тоже мелких ряд, а потом вверх апостоли 12, а в средине Все-

л. 14 об.

держитель Господь на престоле, по два аршина вышиной цки, а надъ апостолам праздники дванадесятые с киотам по аршину вышиной, а над нимъ пророки такоже в одну мъру. А над пророкам праотцы с киотом по полтора аршина вышины. А над нимъ херувимы в серафимы, красныя лица и белыя, а промеж ним кресты, а мърою четверти в три. А тябла зелены и вишневы.

Притом на срединъ паникадило в шесть пуд знатное, а само на блокахъ спускается ко всякому зажиганию свъщъ, 24 подсвъшника. А в году на все 12 праздниковъ дванадесятых свъщи до единой зажигают 24. А потом храмовым такоже зажигают и на молебнахъ благодътелских, коих по прилучаю велико подаянье, и на погребенияхъ болших такоже зажигают. А у местных образов пелены трояки: удишны и среднихъ праздниковъ и болшихъ праздников золотые парчевые, у всех мъстных - с крестами золотыми и словами и копием и тростию, а все средния - по красному бархату кресты вышиты золотом. Да еще и малое паникадилцо в полпуда, девять свъщъ на всем. Вмъсто лампады в Деисус всякой день зажигают свещю, а на воскресныя дни три свъщи, такоже и на молебнах и на понахидах.

При сем храме молебном стоит колоколня, ныне новая, 3 года зделана благодетелем однем в семъсот рублей, на каменном фундаменте, на пяти саженех шириною четверик и осмерик. Такая красивая, как вылита, десять саженъ печатных до колокол вышины, шатровая, полшесты сажени глава кругом на колоколнъ. А на часовне глава шесть саженъ новая же, понеже6 перекрывали крышку на часовни, в тоть же год и главу смъряли. А на колоколне тот же благодътель и колоколъ вылил в шездесять пуд московскаго литья. А оный благодетель — наш совсем ближний сосед, токмо 50 верстъ от нас, села Толвуя государьственнои крестьянинъ, под-рячикъ дворцовой государева строенья столарьнои и топорной работы в Питербурхе и в Царскомь Съле, самой государонъ знаемъ и великому князю Павлу Петровичю и жалованъ поратным платьемъ, кавтаном и полукавтаньем з золотным празументом кругом и кипи золотные. А оный благодътель нашъ именем Герман Афанасьич, орловской старовер и з бородой. Всегда ходит в руском платье и жалован руским платьем. И у нась бывал много крат погостить. А прочихъ колокол восемь: сибирскова литья въ 30 пуд да 15 пуд, такоже по обычаю и прочий, сщетом 9 всех. И часы на колоколнъ боевые знатные, в шездесятнои колокол бьют часы.

А келеи в братском монастыре 30, токмо велики, болница на 20 саженях длиной, на 10 поперегь. При ней и часовня особлива, столовая, трапеза, идъже братия вси ядят, сажень 20 такоже. Двое ворота наподобие Святыхъ со образами и привратная келья.

При томъ же за двацеть верст женской монастырь соборной стоит Крестной на Лексы реке, и потому называется Лъксинскои. А в нем две часовни и две болницы и двъ болничных часовни. И у нас на Выгу две часовни и две болничных часовни. А жителей в нашем монастыре в мужском 200 душ.

Прочее за краткость оставляю. В том прошу не зазреть мя, понеже мне положилось в любовь оное уведомить вам.

(БАН. Собр. Каликина. № 31, л. 12-15)

Опубликовано: Юхименко Е.М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства. В 2-х т. Т.1 - М.: Языки славянских культур, 2008

 

Категория: Север и Северо-Запад России | Добавил: samstar2 (2009-Фев-10)
Просмотров: 1676

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz