Книжница Самарского староверия Понедельник, 2017-Дек-18, 17:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Общие вопросы

Малышев В.И. Материалы к "Летописи жизни протопопа Аввакума". Часть 1

От публикатора

«Летопись жизни протопопа Аввакума» — труд Владимира Ивановича Малышева, материал к которому он собирал фактически всю свою жизнь. Еще в студенческие годы В. И. Малышев задумал обследование государственных архивов и крестьянских библиотек на Низовой Печоре и Мезени с целью выявления новых источников биографии выдающегося русского писателя. Итогом многолетней работы В. И. Малышева, не прекращавшейся до дня его смерти, были находки рукописей — подлинных документов XVII — начала XVIII в. и текстов неизвестных ранее литературных сочинений Аввакума. Многие из этих находок обогатили науку историческими и литературными открытиями: В. И. Малышев нашел новые письма Аввакума и восстановил имена его корреспондентов-единомышленников, обнаружил особую редакцию «Жития», содержащую новые биографические сведения об Аввакуме (Прянишниковский список), разыскал документы о сибирской ссылке Аввакума и его конфликте с воеводой А. Ф. Пашковым, нашел многочисленные документы о тюремных заключениях Аввакума и о судьбе его семьи... В. И. Малышев установил ряд сенсационно новых фактов биографии Аввакума: и то, что Аввакум рисовал на бересте изображения «царских персон» с «хульными» подписями и посылал их в Москву, и то, что участвовал в организации народных беспорядков в Москве во время крещенского водосвятия 1681 г.

Материалы, найденные В. И. Малышевым, существенно дополняют известные до сих пор источники по истории начального старообрядческого движения XVII в., собранные в изданиях Н. И. Субботина и Я. Л. Барскова, позволяют по-новому комментировать и понимать текст «Жития».

Сохранилась специальная картотека «Летописи», содержащая ряд систематических выписок, заметок для памяти, библиографических отсылок. После смерти В. И. Малышева материалы картотеки были разобраны В. П. Бударагиным. Эти материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» представляют ценный источник для изучения биографии Аввакума на фоне общественных

278

движений XVII в., систематизируют различные сведения и факты, извлеченные исследователем из актового материала.

В «Летописи» В. И. Малышев не только последовательно воссоздавал историю жизни «бунтаря-протопопа», но соотносил его судьбу с судьбами крупнейших исторических деятелей XVII в., его современников. Отсюда насыщенность «Летописи» сведениями и о царе Алексее Михайловиче, и о патриархах Никоне и Иоакиме, и о таких видных деятелях русской культуры XVII в., как Епифаний Славинецкий, Ф. М. Ртищев, А. С. Матвеев. Параллельно в «Летописи» рассматриваются судьбы выдающихся (и одновременно малоизученных) деятелей начального старообрядчества Ивана Неронова, Александра Вятского, боярыни Морозовой и др. Особое место в «Летописи» занимают найденные В. И. Малышевым сведения о реальном окружении Аввакума — о неизвестных ранее последователях и единомышленниках непокорного протопопа, о его «духовных детях» — посадских и юродивых, стрельцах, охранявших Аввакума в ссылках и заточениях и распространявших его сочинения, а также о тех, кто триста лет назад, 14 апреля 1682 г., выполнял царский указ сжечь Аввакума на костре «за великие на царский дом хулы». Таким образом, материалы «Летописи» не только воссоздают и систематизируют факты и даты жизни Аввакума, но и раскрывают и документируют «пестрый мир» Аввакумова бытия, отраженный в его «гениальных», по характеристике А. Н. Толстого, творениях — «Житии» и посланиях. Этой сверхзадачей работы В. И. Малышева вызвано наличие в «Летописи» большого количества сведений о книгах, издававшихся в XVII в. и сыгравших заметную роль в публицистике 1650—1680-х гг.

Работа В. И. Малышева над «Летописью» прервалась в 1976 г. в связи с его болезнью и смертью. Незавершенность труда выдающегося советского источниковеда сказалась в неравномерности распределения материала в отдельных летописных статьях и в отсутствии ряда сведений, необходимых в «Летописи» по замыслу исследователя, в том числе и таких, которые хорошо известны науке, например, о пустозерских «соузниках» Аввакума (иноке Епифании, дьяконе Феодоре и др.). Не было закончено В. И. Малышевым и оформление библиографических отсылок, поэтому указания на источники, использованные при составлении «Летописи», не всегда полны и единообразны; иногда В. И. Малышев в качестве иллюстрации приводил текст из одной редакции «Жития» Аввакума, иногда — из всех трех; иногда — ссылался на листы автографа (БАН, собр. Дружинина, № 746 (790)); в некоторых — весьма редких — случаях указания на источники сообщаемых сведений отсутствуют. Следует также учитывать — при работе с «Летописью», — что иногда отсылки В. И. Малышева указывают не только на источник сообщаемых сведений, но содержат указания на материал, еще не введенный в «Летопись» и нуждающийся в дальнейшем изучении.

279

При издании «Летописи» все отсылки В. И. Малышева, их характер и последовательность сохранены без изменений, однако обозначения источников унифицированы, указания на листы автографа заменены ссылками на его издание в РИБ, т. 39 (Л., 1927), которое В. И. Малышев обычно использовал. В нескольких необходимых случаях нами сделаны библиографические уточнения, а также дополнения — отсылки к новым изданиям текстов и комментариям или к тем публикациям, которые были уже обозначены в картотеке В. И. Малышева, но еще не были им введены в текст. Эти немногочисленные дополнения расположены в подстрочных примечаниях и отмечены как примечания публикатора. В нескольких случаях благодаря дружеской помощи С. Р. Долговой удалось уточнить ссылки В. И. Малышева на рукописи ЦГАДА.

Научная требовательность В. И. Малышева, его стремление к исторической и библиографической точности были одной из причин, почему «Летопись» не была им окончательно завершена: она постоянно пополнялась и совершенствовалась. Однако сейчас издание малышевских материалов, пусть с лакунами, стало насущной научной необходимостью: материалы выстраивают систематический ряд важнейших исторических фактов и обстоятельств, которые позволяют по-новому комментировать текст автобиографического «Жития» Аввакума и других его сочинений, помогают лучше понять соотношение и конкретные связи исторических деятелей аввакумовской эпохи. Многие сведения, содержащиеся в «Летописи», ранее вообще не были известны (например, сведения о том, что верный последователь Аввакума, собиравший и хранивший его сочинения, сторож Благовещенского собора Андрей Самойлов был сослан с семьей в Пустозерск и находился там до 1674 г.); они с благодарностью будут использованы комментаторами и издателями сочинений Аввакума.

Издание материалов к «Летописи жизни протопопа Аввакума» напоминает исследователям русской литературы XVII в. о пожелании В. И. Малышева, высказанном им в 1970 г., — об издании в одном томе всех известных документальных материалов о деятельности Аввакума: «В настоящее время известно немало документального материала об Аввакуме, содержащего ценные сведения, но напечатанного в различных сборниках и журналах, иногда редких и малодоступных. Для удобства пользования этими источниками было бы полезно собрать их воедино и переиздать, тем более что многие документы опубликованы неточно, по случайным текстам, без учета других ныне известных списков. Публикация составит том не более 30—35 листов, включая соборные постановления XVII в., посвященные деятельности Аввакума и его единомышленников, и сохранившиеся письма к нему. Как показала практика послевоенных лет, поиски актового материала в архивохранилищах страны, и в особенности в ЦГАДА, всегда

280

бывают успешными и наверняка дополнят том новыми интересными данными об Аввакуме».1

Настоящая публикация явится одним из этапов осуществления этого научного завещания. Эти материалы несомненно послужат стимулом для исследователей творчества Аввакума к дальнейшей систематике и проверке накопленных исторических данных,2 а также будут способствовать поискам новых документов для создания полной научной биографии Аввакума.

В конце «Летописи» публикуем четыре приложения, извлеченных из летописной картотеки и отдельных публикаций В. И. Малышева: 1) Род Аввакума; 2) Охрана протопопа Аввакума в Пустозерске3; 3) Список ссыльных и заключенных пустозерского острога в июле 1680 г.4); 4) Основная хронология жизни Аввакума.

Текст «Летописи» предваряется списком сокращений; в отдельный список вынесены работы самого В. И. Малышева, ссылки на них в тексте даются в соответствии с номером в этом списке.

Текст «Летописи» подготовлен к изданию Н. С. Демковой. Работа по уточнению ряда библиографических отсылок и частично по сверке цитат выполнена Е. П. Николаевой и Н. В. Шухтиной.

Н. Демкова

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Азбучный указатель — Азбучный указатель имен русских деятелей, имеющих быть помещенными в «Биографический словарь». М — Ѳ. Сборник РИО. СПб., 1888, т. 62, ч. II.

БАН — Библиотека АН СССР (Ленинград).

Барсков — Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912.

Бороздин — Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. 2-е изд. СПб., 1900.

Верещагин — Верещагин А. Из истории Вятской иерархии. Первый епископ вятский Александр (1658—1674 гг.). — Тр. Вятской ученой архивной комиссии 1908 г., Вятка, 1909, вып. II, с. 1—55.

Веселовский — Веселовский С. Б. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1914, вып. II.

ГБЛ — Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (Москва).

ГИМ — Государственный Исторический музей (Москва).

ДРВ — Древняя Российская Вифлиофика, издаваемая Н. Новиковым.

Есипов — Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. СПб., 1861, т. I.

Знаменский — Знаменский П. Иоанн Неронов. — Православный собеседник, Казань, 1869, ч. I, с. 236—282, 325—366.

281

История о невинном заточении — История о невинном заточении ближняго боярина Артемона Сергеевича Матвеева. — ДРВ, СПб., 1775, ч. VIII.

Копылов — Копылов А. Неизвестный автограф протопопа Аввакума. — РЛ, 1961, № 1, с. 139—140.

Мазунин, Автореферат — Мазунин А. И. Повесть о боярыне Морозовой (Памятник русской литературы XVII в.): Автореф. канд. дис. Л., 1965.

Мазунин, Заметки — Мазунин А. И. Заметки к биографии Ф. П. Морозовой (из реального комментария). — В кн.: Сборник научных статей Ленинабадского пед. ин-та им. С. М. Кирова. Серия филологическая. Душанбе, 1969, вып. XXIX.

Мазунин, Из комментария — Мазунин А. И. Из комментария к Повести о боярыне Морозовой. — ТОДРЛ. Л., 1969, т. XXIV, с. 237—238.

Мазунин, Повесть — Повесть о боярыне Морозовой / Подгот. текстов и исслед. А. И. Мазунина. Л., 1979.

Материалы — Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Н. И. Субботиным. М., 1874—1895, т. I—IX.

Никольский — Никольский В. К. Сибирская ссылка протопопа Аввакума. — Учен. зап. Института истории Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. М., 1927, т. II, с. 137—167.

РБС — Русский биографический словарь.

РИБ — Русская историческая библиотека.

РИБ, т. 39 — Памятники истории старообрядчества XVII века, кн. I, вып. 1. — РИБ, Л., 1927, т. 39.

РИО — Русское историческое общество.

РЛ — Русская литература.

Робинсон — Робинсон А. Н. Жизнеописание Аввакума и Епифания. М., 1963.

Румянцев — Румянцев И. Никита Константинов Добрынин. Сергиев Посад, 1916.

Румянцева — Румянцева В. С. Неизвестные материалы о семье протопопа Аввакума. — РЛ, 1970, № 2, с. 156—160.

Румянцева, Автореферат — Румянцева В. С. Житие протопопа Аввакума как исторический источник. М., 1971.

Святский — Святский Д. Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения. Пг., 1916.

Сергеев — Сергеев А. А. О переводе боярина А. С. Матвеева с сыном из Пустоозерского острога на Мезень. 1680 г., ноябрь. — ЧОИДР, 1917, кн. 2 (261), отд. II (смесь), с. 25—29.

Сергеев, Отписка — Сергеев А. А. Отписка Пустоозерекого воеводы Андреяна Хоненева о ветхости в Пустоозерском остроге житниц, зелейного погреба и тюрьмы, где содержится протопоп Аввакум. — ЧОИДР, 1917, кн. 2 (261), отд. II (смесь), с. 29—30.

Смирнов, Внутренние вопросы — Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. СПб., 1898.

Смирнов, Древнерусский духовник — Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1913.

Строев — Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877.

ТОДРЛ — Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ (Пушкинского Дома) АН СССР.

ЦГАДА — Центральный государственный архив древних актов СССР (Москва).

La VieLa Vie de l’archiprêtre Avvakum, traduit de vieux russe avec une introduction et des notes par P. Pascal. Paris, 1960.

Paskal (Паскаль) — Paskal P. Avvakum et les débuts du raskol. Paris, 1938 (1-е изд.); 1963 (2-е изд.).

282

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ В. И. МАЛЫШЕВА,
ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗУЧЕНИЮ БИОГРАФИИ
ПРОТОПОПА АВВАКУМА,
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В «МАТЕРИАЛАХ К ЛЕТОПИСИ»

1.

Усть-Цилемское предание о протопопе Аввакуме. — ТОДРЛ. М.; Л., 1948, т. VI, с. 372—375.

2.

Заметка о рукописных списках Жития протопопа Аввакума: (Материалы для библиографии). — ТОДРЛ. М.; Л., 1951, т. VIII, с. 379—398.

3.

Три неизвестных сочинения протопопа Аввакума и новые документы о нем. — В кн.: Доклады и сообщения Филологического института Ленинградского гос. ун-та. Л., 1951, вып. 3, с. 255—266.

4.

Неизвестные и малоизвестные материалы о протопопе Аввакуме. — ТОДРЛ. М.; Л., 1953, т. IX, с. 387—404.

5.

Два неизвестных письма протопопа Аввакума. — ТОДРЛ. М.; Л. 1958, т. XIV, с. 413—420.

6.

Две заметки о протопопе Аввакуме. — В кн.: Из истории русских литературных отношений XVIII—XX вв. М.; Л., 1959, с. 344—352.

7.

Житие протопопа Аввакума (Прянишниковский список). — В кн.: Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. М., 1960, с. 305—343, 445—440 / (Подгот. текста; комментарий совместно с Н. С. Демковой).

8.

Avvakum suivant les traditions de Pustozersk. — Revue des études slaves (Mélanges Pierre Pascal), Paris, 1961, t. 38, p. 135—141.

9.

Новое о протопопе Аввакуме: (Несостоявшийся перевод Аввакума в Илимск. Ошибка «Жития» протопопа Аввакума). — Русский голос, Лодзь, 1963, № 3—4 (199—200), с. 12.

10.

Замечательный город русского Севера. — В кн.: Летописи Севера. Сб. по вопросам исторической географии, истории географических открытий и исследований на Севере. М., 1964, т. 4, с. 236—239.

11.

Рисунки протопопа Аввакума? — РЛ, 1965, № 2, с. 154—155.

12.

Заметки о протопопе Аввакуме: 1. Кто казнил Аввакума. 2. Пустозерская легенда о прорицании Аввакума в записи XVIII в. — РЛ, 1965, № 4, с. 160—162.

13.

Новое об Аввакуме. — Русский голос, Лодзь, 1965, № 1—2, с. 5.

14.

Новые материалы о протопопе Аввакуме. — ТОДРЛ. М.; Л., 1965, т. XXI, с. 327—345.

15.

История «иконного» изображения протопопа Аввакума. — ТОДРЛ. М.; Л., 1966, т. XXII, с. 382—401.

16.

Quelques nouvelles traditions de Pustozersk sur Avvakum. — Revue des études slaves, Paris, 1966, t. XLV, p. 69—74.

17.

Народные предания о протопопе Аввакуме. — Wiener slavistisches Jahrbuch. Craz — Köln, 1966, Bd XIII, S. 22—31.

18.

Неизвестные документы 1680 г. о протопопе Аввакуме. — РЛ, 1967, № 4, с. 100—102.

19.

Об изучении литературного наследия протопопа Аввакума. — РЛ, 1968, № 4, с. 89—92.

20.

О некоторых предложениях по изучению литературного наследия протопопа Аввакума. — В кн.: Пути изучения древнерусской литературы. Л., 1970, с. 109—118.

21.

«За великие на царский дом хулы»: (Новое о пустозерской жизни протопопа Аввакума). — Наръяна-Вындер, Нарьян-Мар, 1970, № 211, 24 октября.

22.

Неизвестные письма протопопа Аввакума. — Записки отдела рукописей ГБЛ, М., 1971, вып. 32, с. 108—181 / (Совместно с Н. С. Демковой).

23.

«Чинить наказанье безо всякие пощады». — Наръяна-Вындер, Нарьян-Мар, 1976, № 55, 18 марта.

283

1620

Ноября 25. У священника с. Григорово Закудемского стана Нижегородского уезда Петра родился сын Аввакум. Поп Петр, потомственный приходский священник, вероятно, уроженец Нижегородского края, обосновался в Григорове, возможно, незадолго до 1620 г., так как в этом же самом году здесь находился и другой священник, Артамон (или Афтамон) Иванов. Известны имена трех других его сыновей — младших братьев Аввакума: Герасим, Козьма, Евфимий. Возможно, был еще один сын.1 Вероятно, это он и Евфимий умерли во время чумы в Москве в 1654 г. Два других брата Аввакума, Герасим и Козьма, были еще живы в 1666 г. В григоровской церкви (носила имя Бориса и Глеба) поп Петр прослужил около 15 лет. По словам Аввакума, отец его «прилежаше пития хмельнова», а мать Мария, во иночестве Марфа, была большая «постница и молитвеница» и «всегда учаше» сына «страху божию» (Паскаль, 74—78; РИБ, т. 39, стб. 8, 20, 67—68; Переп. книги)2.

1621

Января 6. В семье можайских дворян Савеловых родился сын Иван, будущий патриарх Иоаким.

1622 

1623 

1624

У богатого кузнеца с. Григорова Марка родилась дочь Анастасия, будущая жена Аввакума (Малышев, 4, с. 387). После смерти Аввакума Марковна до января 1693 г. (с октября 1664 г.) жила с семьей в Холмогорах и в Окладниковой слободе на Мезени. При содействии князя В. В. Голицына семье Аввакума 4 января 1693 г. царским указом было разрешено выехать с Мезени, и Марковна с сыновьями Иваном и Прокопием поселились в Москве. Около года она жила в Елохове у «свойственника своего», посадского человека Меркула Лукьянова, в приходе Богоявленской церкви, в последующее время проживала в собственном доме, в приходе Троицкой церкви, «что на Шаболовке», на участке капитана Якова Тухачевского (дом, вероятно, был куплен у Тухачевских). Умерла в 1710 г. и погребена при той же церкви. В XIX в. ее надмогильная плита еще сохранялась (Есипов, с. 119—120, 124; Малышев, 4, с. 391, 400—402).3

1625 

1626 

284

1627 

1628 

1629

Марта 10. Рождение Алексея Михайловича Романова, будущего царя.

1630 

1631 

1632

Января 31. Иван Неронов сослан на строгое покаяние в Никольский Карельский монастырь (Паскаль, 59).

Мая 21. Рождение боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой (Мазунин, Автореферат, с. 15).4

1633

Октября 1. Смерть патриарха Филарета Никитича. Родился брат Аввакума Евфимий (РИБ, т. 39, стб. 67—68; Паскаль, 75).

1634 

1635 

1636

Смерть отца Аввакума попа Петра (РИБ, т. 39, стб. 8); Аввакум остался сиротой 15-ти лет.5

1637 

1638

Женитьба семнадцатилетнего Аввакума на четырнадцатилетней Анастасии Марковне (Малышев, 4, с. 387, 392).

1639 

1640

Ноября 28. Смерть патриарха Иоасафа.

1641 

1642

Марта 27. Иосиф возведен в патриархи.

Аввакум рукоположен в дьяконы (РИБ, т. 39, стб. 8).

1643 

1644

Родился старший сын Аввакума Иван (Никольский, с. 159, № 2). После казни отца Иван еще десять лет находился в ссылке на Мезени. 14 января 1693 г. он был освобожден с братом Прокопием на «добрые поруки» в г. Романов. Однако, когда братья явились в Стрелецкий приказ, боярин Иван Борисович Троекуров «приказал им словесно жить в Москве свободно». В Москве Иван, по-видимому, выступал тайно в роли старообрядческого священника. В 1717 г. он был арестован по делу о распространении раскола, осужден «в Кирилов монастырь в вечное пребывание» и, измученный допросами и переездами, умер 7 декабря 1720 г., в возрасте 76 лет, находясь в С.-Петербургской крепости за караулом (Есипов, с. 119—127; ЦГАДА, ф. 7. № 68, л. 1—16; Малышев, 4, с. 391, 400—402).

Апреля 21. Издана и Москве «Кириллова книга» — сборник полемических статей против латинян, лютеран и армян (составлена Михаилом Роговым); поступила в продажу 13 мая.

Аввакум поставлен в попы (РИБ, т. 39. стб. 8).

285

1645

Июня (?). Родилась дочь Авкакума Агриппина (ср. Никольский, с. 159, № 2).

Июля 12. Смерть царя Михаила Федоровича.

Июля 13. Вступление на престол царя Алексея Михайловича.

1646

Сентября 8. Издан Служебник, содержащий в приложении объяснение, почему православным христианам не следует брить бороду (л. 620—628 об.).

1647

Никон назначен архимандритом Новоспасского монастыря.

Февраля 1. Напечатана книга «Ефрем Сирии. Поучения».

Лето. Первое бегство Аввакума в Москву (Паскаль, 118; РИБ, т. 39, стб. 11, 164—165).

Сентябрь. Возвращение Аввакума в Лопатищи (Паскаль, 138).

1648

Января 16. Свадьба царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской.

Мая 8. Напечатана в Москве «Книга о вере» (составлена Нафанаилом, игуменом киевского Михайловского монастыря).

Июня 1—10. Восстание в Москве (так называемый Соляной бунт).

Июль—август. Аввакум был обруган боярином В. П. Шереметевым, проплывавшим мимо Лопатищ на корабле в Казань на воеводство, и вытолкнут с корабля за разгон «плясовых» медведей и отказ благословить «брадобритца» — сына воеводы Матвея (РИБ, т. 39, стб. 12, 93, 165). Произошло это, вероятно, напротив пристани Работки, неподалеку от которой имелись владения В. П. Шереметева (Паскаль, 139).

Родился сын Аввакума Прокопий (Никольский, с. 159, № 2). Год смерти Прокопия неизвестен. В 1717 г. он еще, по-видимому, был жив (Иван на допросе в 1717 г. не называл его в числе умерших членов семьи) и находился в Москве. Прокопий отличался меньшей стойкостью в приверженности к делам старой веры, чем старший брат (Есипов, с. 120, 124; Малышев, 4, с. 391, 400—402; Материалы, I, с. 365).

1649

Января 17. Приезд в Москву Паисия, патриарха Иерусалимского, указавшего на различия в церковных обрядах русских и греков.

Января 27. В Москву из Киева прибыл Арсений Грек, рекомендованный Паисием, патриархом Иерусалимским. 25 июля он был арестован по обвинению в многократной перемене веры и заключен в Соловецком монастыре (Паскаль, 153).

Иван Неронов переселился в Москву и поставлен протопопом Казанской церкви на Красной площади (Паскаль, 157).

Марта 19. Никон посвящен в митрополиты Новгородские. Федосья Прокопьевна Соковнина выдана замуж

286

за Глеба Ивановича Морозова (Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. СПб., 1895, т. II, с. 399; статья 6).

1650

(Предположительно). Родился сын Ф. П. Морозовой Иван Глебович; умер в 1672 году (Мазунин, Автореферат, с. 15).

Декабря 8. В Москву приехал энергичный пропагандист греческой богослужебной практики митрополит Гавриил из Назарета; уехал из Москвы 20 июля 1651 г. (Паскаль, 206).

1651

Февраля 24. Вторая поездка Арсения Суханова на Ближний Восток для сравнения богослужебной практики и обрядности русской и греческой церквей.

Февраля 9. Введено единогласное пение в монастырях и приходских церквах (Паскаль, 157).

Марта 9. Симеон, игумен Боровского Пафнутьева монастыря, посвящен в сан архиепископа Сибирского и Тобольского (РБС, Сабанеев — Смыслов. СПб., 1904, с. 462).

Июля 18. Напечатан в Москве Служебник, узаконивший в предисловии единогласное пение, излагающий историю его происхождения (Паскаль, 157).

Июль. Александр, будущий епископ Вятский, произведен в архимандриты и назначен настоятелем Спасо-Каменного Вологодского монастыря (Верещагин, с. 4).

1652

Марта 11. Митрополит новгородский Никон выехал в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа Колычева.

Апреля 15. Смерть патриарха Иосифа.

Май. Спасаясь бегством от разъяренной толпы прихожан, Аввакум направляется в Москву, на пути останавливается в Костроме, где узнает о том, что местный протопоп Даниил также изгнан своими прихожанами (РИБ, т. 39, стб. 14). Паскаль предполагает, что это произошло в день праздника апостола Симона Зилота, т. е. 10 мая (Паскаль, 186).

Июля 9. Митрополит Никон привез в Москву мощи митрополита Филиппа.

Июля 23. Митрополит Никон наречен в патриархи.

Июля 25. Митрополит Никон возведен в патриархи.

Аввакум поставлен в протопопы в г. Юрьевец-Повольский (РИБ, т. 39, стб. 13).

Октября 17. Павел, игумен Боровского Пафнутьева монастыря, посвящен в епископы Коломны (РБС, Павел — Петр. СПб., 1902, с. 73).

Не позднее декабря. Переезд семьи Аввакума из Юрьевца в Москву (Паскаль, 199).

287

1653

Февраля 11. Выход Псалтыри с молитвословом, где были исключены разделы о 16 поклонах при произнесении молитвы Ефрема Сирина во время великопостной службы и о крестном знамении.

Между 20 и 27 февраля. «Память» патриарха Никона протопопу Казанского собора Ивану Неронову о введении трехперстного крестного знамения и об уменьшении числа земных поклонов при исполнении молитвы Ефрема Сирина во время великопостной службы (Паскаль, 212; РИБ, т. 39, стб. 15).

Августа 4.7 Арестован Иван Неронов, заключен в Новоспасский монастырь «под крепкое начало».

После 7 августа. Аввакум и Даниил Костромской написали челобитную царю, прося за Ивана Неронова; переписал ее набело Семен Бебехов.

Августа 12. Иван Неронов лишен сана (обряд совершил в Успенском соборе Крутицкий митрополит Сильвестр).

Августа 13. Подписан указ о ссылке Неронова в Спасо-Каменный Вологодский (на Кубенском озере) монастырь «под крепкое начало», и Неронов увезен из Москвы. Часть пути от Москвы его провожал Аввакум (Материалы, I, с. 30, 50—51); ср. иную дату в «Записке о жизни Ивана Неронова» — 4 августа; там же, с. 134).

Аввакум возвратился в Москву после проводов Неронова в ссылку (Материалы, I, с. 50—51; Верещагин, с. 6).

Августа 13, суббота, вечер. Аввакум «...чел поучение на паперти..., лишние слова говорил, что и не подобает говорить» (из письма священника Ивана Данилова Неронову в Спасо-Каменный монастырь от 29 сентября 1653 г. — Материалы, I, с. 29). Эта паперть Казанского собора была разобрана в мае 1802 г., и на ее месте построена новая (Никольский А. Заметка о колокольне при Московском Казанском соборе. — Тр. комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии / Под ред. А. И. Успенского. М., 1911, т. IV, с. 1—2).

Августа 13, «на завтрене первого часа». Аввакум был взят под стражу (по доносу священника Казанского собора Ивана Данилова) Борисом Нелединским со стрельцами из сушила

288

во дворе Неронова во время совершения «всенощнаго» и доставлен на Патриарший двор, где ночью же посажен на цепь. Взятые вместе с ним шестьдесят человек (по другим сведениям — 33, 40) отправлены в тюрьму и «от церкви отлучены» (Материалы, I, с. 22—23, 31; РИБ, т. 39, стб. 16). Семен Денисов в «Винограде Российском», в главе об Аввакуме, неточно сообщает, что протопопа Аввакума взяли из Казанского собора (Виноград Российский. М., 1906, л. 18).

Августа 14, «...егда ж розсветало, в день недельный». Аввакум отвезен скованный на телеге («ростянули руки») в Андроньев монастырь; «Тут на чепи кинули в темную полатку — ушла в землю» (РИБ, т. 39, стб. 16). По преданию, Аввакум сидел в подвале трапезной (Свидерская М. Прошедшее через века. — Известия, 1966, № 190, от 13 августа, с. 4).

Августа 16. Кто-то неизвестный («не вем — ангел, не вем — человек») в «потемках» принес оставленному без пищи Аввакуму «хлебца немношко и штец» (РИБ, т. 39, стб. 16, 725).

Августа 17, «наутро». Архимандрит с «братьею» вывели Аввакума из темницы и выговаривали ему за непокорство патриарху, но, услышав в ответ обличения патриарху «от писания», отдали «чернецу под начал», заменив, правда, большую цепь на малую, и «велели волочить в церковь» (РИБ, т. 39, стб. 17).

Возможно, в тот же день («тут же в церкви») или же вскоре после того Аввакум, оказавшись во время обедни рядом с «подначальным» из Хамовников («наш брат подначальной»), заключенным за пьянство и страдавшим одержимостью, исцелил его (помолившись тут же за него) и запретил ему об этом рассказывать (РИБ, т. 39, стб. 17).

Августа 22. Аввакума «водили пешова» из монастыря в Патриарший приказ и «стязався много... паки также отвели» (РИБ, т. 39, стб. 18; Материалы, I, с. 23). В приказе Аввакум допрашивался о челобитной царю в защиту Ивана Неронова, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом и подписанной многими лицами. Патриарший «архидиакон» Григорий, «стязався и побраня» протопопа «матерны», велел отвести его обратно в монастырь (Материалы, I, c. 23—24; ср. Паскаль, 219—224).8

289

Сентября 1. Написана память Патриаршего двора, за подписью дьяка Василия Потапова, Сибирскому приказу (боярину князю Алексею Никитичу Трубецкому и дьякам Григорию Протопопову и Третьяку Васильеву) по указу царя и по приказу Никона: «Входу Иеросалимского отставленаго протопопа» Аввакума с семьей «за ево многое безчинство» сослать в «Сибирский город на Лену» в «Якутский острог» (Никольский, с. 159, № 1).

Муромский протопоп Логгин расстрижен и проклят в Успенском соборе в присутствии патриарха, царя и царицы и «отдан в смиренье в Богоявленской монастырь»; затем (14 сентября) отослан в свое село, в Муромские пределы, под наблюдение «отца» (по-видимому, духовного) (Рязанские достопамятности, собранные архимандритом Иеронимом. Рязань, 1889, с. 71; Материалы, I, с. 25; Паскаль, 225).

Сентября 8. У Аввакума родился сын Корнилий (Никольский, с. 159, № 2).

Сентября 14. Письмо Аввакума из Андроньева монастыря Ивану Неронову в Спасо-Каменный монастырь: сообщает о богослужении в «дому твоем в сушиле», во время которого был взят вместе с прихожанами под стражу, о тюремном режиме, о допросах в Патриаршем приказе, о ссылке Даниила Костромского в Астрахань, а Логгина — в Муромские пределы, о поведении Стефана Вонифатьева («всяко ослабел»), о неполадках в доме адресата («сказывают, пьянствуют да бранятся»), из-за чего жена Аввакума «потерпела, да и з двора збрела», и о другом (Материалы, I, с. 20—26). Это письмо — первый известный автограф Аввакума (ГИМ, Синод. собр., № 1096, начало утрачено).

Сентября 15. Аввакум привезен в Успенский собор (в Никитин день, во время крестного хода из Кремля) для расстрижения. «Держали в обедню на пороге долго». По просьбе царя не остригли. Подьячий Патриаршего двора Иван Васильев и пристав Василий Войков отвели Аввакума в Сибирский приказ для высылки в Сибирь и отдали дьяку Третьяку Башмаку, тайному стороннику протопопа (впоследствии инок Савватий, известный деятель старообрядчества). Аввакум сидел в Андроньевом монастыре «четыре недели» (РИБ, т. 39, стб. 18; Никольский, с. 159, № 2). В тот же день Аввакум дал показания о составе своей семьи

Категория: Общие вопросы | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-17)
Просмотров: 1586

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz