Книжница Самарского староверия Понедельник, 2017-Дек-18, 17:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Свт. Амфилохий. епископ Иконийский [1]
Прп. Антоний Великий [1]
Прп.Авва Дорофей [1]
Свт. Василий Великий [4]
Свт. Григорий Антиохийский [1]
Свт. Григорий Палама [1]
Свт. Григорий Богослов [2]
Свт.Григорий Нисский [1]
Свт.Геннадий, патриарх Царя-града [4]
Прп. Ефрем Сирин [6]
Свт. Иоанн Златоуст [20]
Прп. Исаак Сирин [3]
Прп. Иоанн Лествичник [1]
Свт. Кирил Туровской [2]
Свт.Лев Великий [1]
Прп. Петр Дамаскин [2]
Блж. Симеон Солунский [1]
Прп. Симеон Новый Богослов [3]
Прп. Феодор Студит [7]

Главная » Статьи » Святоотечеcкие поучения » Блж. Симеон Солунский

Блж. Симеон Солунский. О молитве Исусовой

Есть весьма много молитв. О каждой из них в отдельности мы скажем, сколько позволят нам силы. Но выше всех молитв — данная нам в Евангелии Спасителем, вкратце обнимающая все евангельские тайны и силу. Это - спасительное призывание Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия.

 

Над нею потрудились многие из святых наших Отцов: и Златоустый Отец, преподавший учение об этой божественной молитве в трех словах, и Лествичник, и Никифор подвижник, и Диадох святый, епископ Фотикийский, и святой Симеон, новый богослов, и другие, излагавшие учение об ней достойно обитавшего в них Божественного Духа: так как и молитва самая произносится Духом Святым, как говорит Павел: никтоже может рещи Господа Исуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12,3). Кто произносит ее, тот от Бога, ибо сказано: всяк дух, иже исповедует Господа Исуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть (Ин.4,2).

 

Эта божественная молитва - призывание Спасителя нашего: Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, есть и молитва, и обет, есть исповедание веры, орудие общения со Святым Духом, проводник божественных даров, очищение сердца, отгнание демонов, вселение Христа, источник духовных мыслей и божественных помыслов, освобождение от грехов, врачевство душ и телес, посредница Божественного озарения, привлечение Божия милосердия, раздаятельница откровений и Божественных тайн для смиренных, и источник спасения, так как носит в себе и спасительное имя Бога нашего. А нам одно только имя и следует призывать — имя Исуса Христа, Сына Божия, и несть иного, о немже подобает спастися нам, как говорит Апостол.

 

Таким образом, она есть и молитва, потому что в ней мы испрашиваем Божественного милосердия; и обет, потому что чрез призывание Христа мы обещаем себя самих Христу; и исповедание, потому что, исповедав это, Петр был назван блаженным; и дарование Духа, потому что никтоже может рещи Господа Исуса, точию Духом Святым (Кор.12,3); и проводник божественных даров, потому что за нее Христос сказал Петру: дам ти ключи   царствия   небесного   (Мф.16,17-19);   и   очищение сердца, потому что молящийся так видит и призывай Бога и, взирая на Него, очищается; и отгнание демонов, потому что именем Исуса Христа демоны и были прогоняемы,    и    ныне    прогоняются;    и   вселение Христа, потому что Христос, при памятовании о Нем, в нас пребывает, за памятование вселяется и исполняет нас веселием: помянух, сказано, Бога и возвеселихся (Пс.76,4); и источник духовных мыслей и помышлений, потому что Христос есть сокровище всякой мудрости и знания, и дарует их тем, в ком обитает; и освобождение от грехов, потому что ради « сказано: еже разрешиши, будет разрешено на небесех (Мф.16,19);  и  врачевство душ  и телес, потому что сказано: во имя Исуса Христа встани и ходи (Деян. 6.),    и    еще:    Енее,    исцеляет    тя   Исус   Христос (Деян.9,34);   и   проводник   Божественного озарения, потому что Христос есть Свет истинный и свою светлость  и   благодать  сообщает  призывающим Его: и буди, сказано, светлость Господа Бога нашего на нас (Пс.89,17), и еще: ходяи по мне имать свет животныи (Ин.8,12);  и привлечение  Божией милости, потому что мы просим милости, а Господь милостив, милосерд ко всем призывающим Его и скоро творит отмщение вопиющим к Нему; и раздаятельница Божественных откровений и тайн для смиренных: потому что сама молитва была дана рыбарю Петру чрез откровение Отца небесного, и Павел Христом был восхищен и слышал откровения, и всегда эта молитва имеет такое действие; и источник спасения, потому что, говорит Апостол, несть иного, о немже подобает спастися нам,  и еще: сей есть Спас миру Христос (Ин.4,43), так что в последний день всяк язык волею или неволею исповесть,  и воспоет, яко Господь Исус Христос в славу Бога Отца (Фил.2,11); и знамени нашей веры: так как мы  -  христиане и христианами называемся; и свидетельство того, что мы от Бога, потому что, как мы выше сказали, всяк дух, иже исповедает Господа Исуса Христа в плоть пришедша, от  Бога есть; не исповедающий же от Бога несть и сей есть антихристов (Ин.4,3).

 

Посему всем верующим надлежит  непрестанно   исповедовать это имя ради провозвещения веры, ради любви ко Господу нашему Исусу Христу, от которой ничто никогда совершенно не может отделить нас, ради благодати, проистекающей от Его имени, оставления и отпущения грехов, врачевания, освящения, озарения и, более всего, ради спасения.

 

О сем божественном имени апостолы учили и совершили дивные дела. И божественный Евангелист говорит: сия же писана быша, да веруете, яко Исус есть Христос Сын Божий — вот вера! — и да верующе живот имате во имя его (Ин.20,31) — вот спасение и жизнь!

 

Такое призывание, как молитву, всякий благочестивый христианин пусть произносит всегда и своим умом, и языком, стоя и ходя, сидя и возлежа, разговаривая и трудясь, и пусть к этому принуждает себя постоянно.   Такой   обретет   величайшую   тишину   и веселие, как по опыту знают это люди, упражняющиеся в ней.

 

Но так как это не всегда вполне удобно дня людей, живущих в мире, и для самих монахов, находящихся среди молвы, то каждый должен посвящать молитве, по крайней мере, определенные времена, и все должны иметь эту молитву за образец, и совершать ее по возможности, как священные лица, так и монахи, и миряне.

 

И монахи, как на то обрекшие себя и в отношении к этой молитве имеющие безусловный долг, хотя бы находились среди молвы служебных занятий, пусть принуждают себя совершать эту молитву, будучи обязаны совершать ее и молиться Господу непрестанно, хотя бы находились в смущении и смятении ума, когда он бывает увлечен чем-нибудь. Пусть они не предаются беспечности, чтобы не быть обкраденными врагом, но пусть обращаются к молитве; в ней они найдут для себя отраду.

 

Лица священные пусть заботятся об этом деле, как об апостольском и Божественном проповедании, как о деле, производящем Божественная плоды, свидетельствуя тем свою любовь ко Христу.

 

Живущие в мире пусть совершают сию молитву, сколько позволяют силы, видя в ней печать и знамение своей веры, охранение, освящение и орудие отгнания всякаго искушения.

 

Таким-то образом все — и священные лица, и миряне, и монахи — восстав от сна, должны первым делом помыслить о Христе и прежде всего воспомянуть о Нем, и в этом представить Христу начаток и жертву всякаго помышления... Посему пусть каждый вменит себе в обязанность, по возможности, совершать эту молитву в определенное время и определенное число раз

Категория: Блж. Симеон Солунский | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-25)
Просмотров: 971

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz