Книжница Самарского староверия Среда, 2017-Авг-23, 16:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Полемика иереев РПСЦ с представителями т.н. ДЦХ БИ [4]
Дискуссия о святости иконы [7]
Коренные, неофиты, внешние [3]
О крещении еретиков [4]
О праздновании священного праздника Пасхи [3]
О лампаде у т.н. "порога Судных врат" [6]
Церковь и коммерческая деятельность [3]
О "преодолении раскола" и диалоге с новообрядчеством [13]
Полемика иерея Александра Панкратова с преподавателем МДУ Р.Майоровым [3]
О послушании истинном и мнимом [2]
Цензура и духовная свобода в староверии [0]

Главная » Статьи » Мнение: приглашение к разговору » Коренные, неофиты, внешние

Вместо послесловия: комментарий автора сайта

Нет-нет, да и встретишь в старообрядческой прессе призывы к коренным: надо быть терпимее к неофитам, нельзя считать их староверами "второго сорта", нельзя кичиться старообрядческой родословной и т.п. Наверное, в ряде случаев такие призывы и впрямь нужны. Но все чаще кажется, что  иной раз впору защищать коренных от ревностных не по разуму неофитов.

Автор сайта и сама - неофитка. В РПсЦ - без малого три года. И вот какие грустные мысли порой возникают.

Мне не понятно, почему многие неофиты "с порога" начинают судить, что хорошо и что плохо в староверии. Почему мы уверены в том, что именно наша миссия - "вскрыть недостатки", "вернуть староверие к святоотеческой традиции", "приблизить" староверие к "идеальной модели", существующей лишь в нашем воображении?

Почему мы считаем себя вправе предъявлять некий счет староверию? Вот и неофит Кирилл Михайлович Товбин предъявляет "потомственной" Валентине Ивановне целый список претензий: не все "потомственные" оставались "горящими", в некогда староверческом Балакове - мерзость запустения, купцы-староверы были аморальны... "Опрашивая местных студентов, я не обнаружил ни одного потомка староверов! Куда все делись?" - строго вопрошает он. Кто дал нам право судить? Все ли мы, придя в староверие, привели с собой родителей, детей, супругу (супруга), близких друзей? Не уверена. Так какое право у нас осуждать тех, кто не смог привести в старообрядческий храм своих отпрысков - староверов по рождению?

Меня коробит, когда молодые, если не сказать - юные - неофиты свысока поучают коренных, зачастую, гораздо более старших по возрасту. Кирилл Михайлович буквально отчитывает В.И.Овчинникову. "Вы читали Евангелие?" "Перечитайте слова Спасителя!" и т.п. Менторский тон и агрессия по отношению к искреннему и ищущему человеку - это ли христианское отношение? Возможно, многие потомки коренных, по тем или иным причинам сегодня далекие от церкви, да и коренные бабушки и дедушки, почти живущие в храме, совсем не богословы. Не умеют виртуозно ориентироваться в Писании, не читали Св. Отцов, плохо знают историю Церкви, не знакомы с Кормчей... Но есть у этих бабушек и дедушек то, к чему нам еще долго идти: по-детски искренняя вера, осознание собственной греховности, страх Божий. Да, многие неофиты знают больше. Но иногда с грустью задаешь себе вопрос: не тот ли это случай, когда знание надмевает (1 Кор.8,1)?

Коренным есть, что ценить - многовековая, из поколения в поколение, преданность их родных Церкви. К.М.Товбин не считает это особой заслугой. "И Ему было угодно (а не вашим предкам) соблюсти истинных ревнителей Своих на Руси", - заявляет он. Так ли? Только ли Его воля нужна была, чтобы на Руси сохранялись истинные ревнители? А как же свободная воля самих ревнителей Православия? Почему отпал от Бога народ избранный? Потому, что свою свободную волю противопоставил Его воле. Люди - не бессловесное стадо, и Господь никого не ведет в жизнь вечную против воли. У каждого из нас есть выбор. И если предки сегодняшних коренных из столетия в столетие сохраняли верность Ему, сознательно, по собственному выбору, исполняя Его волю - здесь есть, что ценить.

Агрессия многих неофитов - это вообще отдельная тема. Складывается ощущение, что очарованные героической историей староверия, неофиты приходят в церковь бороться. Кто-то - со своей прежней конфессией, кто-то - с реальными или мнимыми нарушениями канонов, кто-то, считая  себя не меньше, чем Аввакумом, начинает обличать "нечестие" мирян и священства. Принципиальность- это, безусловно, ценное качество. Вот только, если мерять всех меркой святых, если сравнивать нынешнее священство с Аввакумом и Златоустом, а нынешних мирян с мчц. Феодосией Морозовой - то не стоит ли начать с себя? Не стоит ли задать себе вопрос: а насколько я соответствую этим меркам? И насколько это вообще по-христиански - судить других?

Кирилл Михайлович обвиняет Валентину Ивановну чуть ли не в ереси жидовствующих. Полноте! Какая ересь? Ну откуда у неофитов эта страсть - везде и во всем видеть ереси?

"У нас все равно остается право прийти и постоять на пороге", - пишет В.И. Овчинникова, имея в виду нравственное право "бывших" вернуться в отчий дом - старообрядческий храм. "Не всякий старовер – христианин!", - гордо возглашает К.М.Товбин. И считает, что не каждого надо пускать даже и на порог храма. Отделим, так сказать, овец от козлищ, удалим плевелы с пшеничного поля! Вот только наше ли это дело? Может быть, оставим Ему право судить, кто христианин, а кто нет? А сами начнем с малого: станем беспристрастными судьями самим себе?

Категория: Коренные, неофиты, внешние | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-25)
Просмотров: 852

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz