Книжница Самарского староверия Среда, 2024-Апр-24, 23:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [39]
Поповцы [28]
Беспоповцы [35]
Межстарообрядческая полемика [18]
Полемика с новообрядцами [28]
Полемика с иными конфессиями [9]
Староверы и проповедь Старой Веры [6]

Главная » Статьи » Богословские воззрения » Общие вопросы

Быстров С.И. Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности
  III

 

Переходя в своих исследованиях через грань четвертого столетия и рассматривая вещественные памятники христианского искусства V в., мы находим и здесь весьма заметные следы существования двоеперстия. Хотя и не так многочисленны эти памятники данного периода, но, тем не менее, достаточны для того, чтобы осветить занимающий нас вопрос в его историческом прошлом.

 
Галла Пласида, Равенна, Италия, 440-450 гг.

 

На смену саркофагам, авориям и фрескам катакомбного периода, о которых уже говорилось нами при рассмотрении вещественных памятников первых четырех веков, пошли теперь памятники другого вида древлехристианского искусства, так называемые «диптихи».
 
Диптихи - это складни, состоящие из двух дощечек, соединенных вместе, выделываемых обыкновенно или из слоновой кости, или из дерева и иногда из металла.
 
Внутренние стороны их предназначались для тех или иных записей, а внешние — украшались различными рельефными изображениями, преимущественно религиозного характера. На внутренних сторонах, которые были покрыты тонким слоем воска или мастики, писали острым стилем, а если вместо воска наклеивался пергамент, то по нему писали так называемым «египетским» тростником. Из греко-римской древности диптихи перешли в христианское церковное употребление, где они стали служить для записи имен живых и умерших родственников христиан с целью поминовения. Отсюда, как полагают некоторые ученые, получили свое начало синодики, или поминания, так широко применяемые в настоящее время в церковной практике.

 

Немало этих древних диптихов сохранилось до нашего времени. По рельефным изображениям на их внешних сторонах можно судить о многих особенностях быта того времени и, в частности, о перстосложении для крестного знамения и благословения. 

      

Часть  Миланского диптиха. V век

 

Вот пред нами часть «миланскаго» диптиха V в.,  на котором изображено одно из событий евангельской истории - явление ангела женам-мироносицам при гробе воскресшего Христа. Пред нами гробница Спасителя, имеющая круглую форму, какие обыкновенно встречаются на памятниках первых веков христианства. Двери гробницы открыты в знак того, что Погребенный воскрес, несмотря на бдительность стражи и целость печатей. На пригробном камне явился вдруг светоносный ангел, при виде которого воины в страхе пали ниц. Справа видны жены-мироносицы, которые «воедину от суббот, аще сущи тьме» пришли на гроб    «да помажут Тело Исуса». Но небесный вестник, подняв двоеперстно благословляющую десницу, возвестил им   что Тот, Кого они ищут, «воста от мертвых». Сцена поразительно ясно передает момент события и вместе с тем чрезвычайно ярко подчеркивает десницу ангела, сложенную в двоеперстие. И так как на вещественных памятниках обычно изображалось то, что содержалось в данное время, то становится ясным само по себе, что и в V веке, как и в предшествующих четырех столетиях, для крестного знамения и благословения христиане употребляли двоеперстие.

 

Справедливость этого положения подтверждают и некоторые из ученых архипастырей господствующей церкви, хотя и стараются осветить вопрос несколько с иной точки зрения. В V столетии, как известно, появилось «монофизитство» (26), с его учением об одном естестве в Исусе Христе. Желая выразить свои верования и в способе изображения на себе крестного знамения, монофизиты ограждались одним перстом, в противоположность православным, которые совершали на себе крестное знамение двоеперстно, что мы уже видели как в предшествовавших 4-х столетиях, так и в V в. на вещественных памятниках. Мнение это, как мы уже заметили, разделяют и ученые исследователи. Так, Филарет, архиепископ черниговский, в своей статье «Богослужение русской церкви домонгольского времени», в трактате о крестном знамении, говорит: «Монофизиты с тем большим рвением продолжали употреблять одноперстное знамение, что оно, как казалось им, подкрепляет мнение об едином естестве в Христе Исусе. Православные, желая исповедать не только устами, но и осязательным знаком два естества во Христе, стали знаменовать себя двумя перстами» (27). В приведенной цитате лишь последняя фраза страдает неточностью: вместо слова «стали» нужно бы сказать, что православные «продолжали» знаменовать себя двумя перстами, а монофизиты, в противовес им, держались одноперстия, соединяя с ним, как мы уже сказали, свое мудрование; тем более еще и потому, что одноперстие обязано своим возникновением монофизитству и ему главным образом свойственно по его религиозным убеждениям.

 

Господь Вседержитель. Монастырь св.Екатерины. Синай. VI в.

 

Придерживаясь системы постепенности и переходя далее к рассмотрению вещественных памятников VI в., мы наблюдаем то же явление: VI столетие изобилует данными, по которым можно судить о несомненном существовании двоеперстия в это время.
 
Здесь, наравне с памятниками случайного характера, каковыми являются авории, диптихи и др., встречаются целые мозаические изображения, находящиеся в древнейших христианских храмах данного времени.
 
Но прежде чем приступать к описанию памятников, скажем здесь два-три слова о мозаике как искусстве.
 
Мозаика есть искусство составлять как отдельные фигуры, так и целые изображения из разноцветных твердых кубиков стекла, мрамора и других камешков, наклеивая их на какую-либо ровную поверхность: стену, потолок и т.п. Искусство это было известно еще в отдаленные, дохристианские, времена и затем постепенно перешло в христианскую церковь, где и нашло себе широкое применение в изображении различных событий священной истории.
 

 

Беседа Христа с самарянкой. Мозаика церкви Аполлинария Нового. Равенна. VI век.      

 

 

Господь Вседержитель. Мозаика в церкви Марии Великой (Санта Мария Маджоре). Рим. V в. 

 

В Риме, в церквах Констанцы и Пуденцианы, до сих пор сохранились мозаики IV, а в храме имени Марии Великой -V столетия. Но важнейшими памятниками этого искусства являются мозаики Равеннской церкви Аполлинария Новаго, построенной в 553-566  гг. (а по некоторым данным даже ранее) / Базилика Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне. Нач. VI в. // Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. В 2 т. Т. 1 / Под научн. ред В.Д. Дажиной. М.: Радуга, 1990./
 
 
Призвание Симона и Андрея. Мозаика церкви Аполлинария Нового. Равенна. VI век.
Воскрешение Лазаря. Мозаика церкви Аполлинария Нового. Равенна. VI век.  

 

Из отдельных мозаичных изображений этой церкви обращают на себя внимание: «Исцеление Спасителем разслабленнаго», опущенного через кровлю храмины; «Христос, возлежащий с учениками» и «Отречение апостола Петра во дворе Каиафы в ночь страданий Исуса Христа».  На всех этих мозаиках Христос изображен с весьма ясным двоеперстным сложением (28).

                 

                            Мозаика. Равенна. VI век    

 

В наших храмах уцелели отдельные изображения святителей Василия Великого, Григория Богослова, Дионисия Ареопагита, Николы Мирликийского и других, тоже с двоеперстным сложением (29).

 

Фреска в храме Св.Софии, Киев

 

К VI  в. относится появление в Византии лицевых Евангелий, в которых христианское искусство хотело наглядно передать реальность событий евангельской истории посредством лицевых изображений.
 
Здесь мы находим то же, что на фресках и мозаиках: изображение притч Спасителя, чудес и наиболее важных моментов Его земной жизни.
 
Одним из наиболее ценных памятников этого рода является «Росанское» Евангелие, которое по своим лицевым изображениям может быть названо лучшим памятником VI столетия.

 

Профессор Покровский при рассмотрении этого памятника воспроизвел в своем печатном труде несколько миниатюр из этого Евангелия, в числе которых одна представляет притчу Спасителя «О мудрых и юродивых девах». Посредине рисунка представлена дверь, по одну сторону которой изображен Христос с мудрыми девами, а по другую - неразумные девы, с потухающими светильниками. Они настойчиво ударяют в затворенную дверь, желая войти в чертоги рая, но голос небесного Жениха решительно отвечает им: «Не вем вас»(30). Важность этой миниатюры для нас заключается в том, что Спаситель и здесь изображен с двоеперстным сложением.

 

Мозаика. Храм Святой Софии. Константинополь.VI в.

 

Позволим себе остановиться еще на одном любопытном памятнике VI в., это мозаическое изображение «Сошествие св. Духа на апостолов», находящееся в одном из куполов Софийского храма в Константинополе (31). Изображение это открыто в 50 гг. прошлого столетия (XIX. - прим.ред.) и представляет собою для исследователя понятный интерес к почтенной старине византийской эпохи.
 
Благодаря своему положению (в центре купола), мозаика представляется в виде концентрических кругов, в наименьшем из которых помещен трон, на котором восседает в торжественном величии Христос Спаситель. Левая рука Его придерживает Евангелие, а правая сложена в двоеперстие и представляется благословляющею. По радиусам концентров расположены изображения 12 апостолов, на головы которых в виде «огненных язык» сходит Св. Дух. Некоторые ученые склонны думать, что на троне восседает не Исус Христос, а олицетворенный Св. Дух; но так это или иначе, однако существенный вопрос, занимающий нас в данном случае, не утрачивает своего значения: благословляющая рука сидящего на троне имеет весьма ясное двоеперстное сложение, что, выражаясь математически, и требовалось доказать.

 

Свидетельство данного памятника весьма ценно в отношении его исторического значения, так как храм св. Софии был не только главной церковью одного Константинополя, но считался важнейшей святыней всей Греции, всего Востока. Здесь служили вселенские патриархи, присутствовали императоры, тут сосредоточивалось все внешнее христианское величие, вся показная религиозная мощь Византии; недаром послы русского князя Владимира сказали по возвращении из Константинополя, что не могут передать словами благолепие великого храма. Все это мы говорим к тому, что в изображениях Софийского храма не могло быть простой вольности художника, но строго изображалось то, что считалось правильным и содержалось всей церковью, - и значит в VI веке в константинопольской церкви безусловно содержалось двоеперстие, как прямое наследие святых предшественников минувших веков.

 

Сильным аргументом в пользу существования двоеперстия.в VI в. является также бюстовое изображение Христа Спасителя, воспроизведенное известным английским богословом-писателем Фарраром в его сочинении «Жизнь Исуса Христа».

 

Изображение Спасителя, VI век

 

«Это поясное изображение, - поясняет Фаррар, - взятое вдвое против оригинала, начертано на камне из зеленой яшмы. Гравюра указывает на строгий стиль шестого века и представляет Господа с полным лицом, одетого в хитон и мантию. Его правая рука приподнята, как обычно, для благословения, а в левой Он держит земной шар, знак всемирного господства. Буквы IС, ХС по обеим сторонам головы = сокращение ICOYC XPICTOC,    т.е.    Исус    Христос.    Между    тем,     как    в крестообразных выступах сияния сзади головы можно читать OΩN OHN , т.е. «Который есть и был» (Отк., 1:8) (32). Едва ли нужно распространяться в пояснении этого памятника и в способе перстосложения изображенного на нем Спасителя: факт говорит сам за себя.

 

Какие бы теории ни создавались, какие бы гипотезы ни придумывались - вещественные памятники красноречивее всяких фраз свидетельствуют, что факт существования двоеперстия в VI в. неоспорим.

 

В этом же убеждают нас и памятники VII в.

 

Солид императора Юстиниана II. Византия. VII век

 

Здесь переходною ступенью от VI столетия, в смысле постепенности истории перстосложения, служат рельефные изображения, на так называемых «ампулах» - металлических и глиняных фляжках, которые были употребляемы пилигримами или паломниками для хранения «палестинского» елея во время путешествия из свв. мест.
 
Наибольшее число таких «ампул» хранится в Монце, в церкви св. Иоанна, и считается наследием лонгобардской королевы Теодалинды. Внешние стенки «ампул» обыкновенно изобилуют изображениями религиозного характера, преимущественно сценами из евангельских событий.

 

На взятом нами снимке «ампулы Монцы» можно видеть два таких события евангельской истории: в верхней части — Христос, распятый между двумя разбойниками, а в нижней — явление ангела женам-мироносицам при гробе Спасителя.
 
Ампула Монци. Начало VII века.
 
В последней части рельефа представляет для нас понятный интерес изображение ангела, который простирает к женам двоеперстно сложенную десницу, что наглядно подтверждает наше утверждение о существовании двоеперстия и в этом столетии.

 

В несколько иных условиях стоит в этом отношении VIII век. Памятников иконографического искусства от этого столетия сохранилось весьма мало по причине свирепствовавшего гонения как на иконы, так и вообще на священные изображения, на чем бы они ни были. Движение иконоборчества возникло в первой половине VIII столетия и продолжалось почти до второй половины IX века. Виновником этого движения был, как известно, греческий император Лев II Исаврянин (717-741), политики которого держались и последующие его преемники - императоры до царствования Феофила или, точнее, Феодоры, которая в 842 г. снова восстановила иконопочитание. Существование двоеперстия, однако, не подлежит сомнению и за это время, так как в IX  в. мы снова видим его на памятниках христианского искусства.

 

Профессор Голубинский в своих исследованиях о перстосложении приходит к такому же заключению, хотя, согласно принятой им системы, и освещает вопрос с другой стороны. «С конца IX века, - говорит он, - начинаются свидетельства, из которых мы положительно узнаем, что такое было несколькоперстие, которое явилось (?) /Знак вопроса, заключенный в круглые скобки здесь и далее имеется в оригинале – прим.ред./  за то или другое время до Феодора Студита, именно узнаем, что это было двоеперстие»

 

«Это-то время» был именно VIII век, так как преподобный Феодор Студит жил в 759-826 гг., и если двоеперстие было известно до него, то ясно, что во все VIII столетие, как и в предшествовавшие, для крестного знамения и благословения употреблялось двоеперстие.

 

После бурной волны иконоборчества, смывшей с лица земли многие неоценимые памятники христианского искусства, иконография снова начала процветать и христианские храмы стали постепенно заполняться иконами. Начали появляться на свет Божий скрываемые от дикости иконоборцев древние иконы, мозаические изображения и другие памятники древнехристианского искусства. Христианское искусство ожило.

 

В IX в. мы наравне с иконографией видим еще многочисленные лицевые рукописи, которые по своей художественной отделке могут быть отнесены к наилучшим произведениям своего времени. Важнейшим памятником этого рода искусства с полным правом должно назвать «Греческий Кодекс слов Григория Богослова», хранящийся в Национальной библиотеке в Париже. Как прежние, так и современные историки искусства с большой похвалой отзываются о художественных достоинствах этого «Кодекса».

 

Свт. Григорий Богослов. Миниатюра.

 

Рукопись эта, по словам профессора Кондакова, представляет, несомненно, одно из удивительных произведений миниатюрного искусства; богатство ее украшений должно происходить от непосредственного участия двора; весьма вероятно даже, что она изготовлена царскими миниатюристами. Этому соответствуют и необыкновенно развитая техника, и блеск красок, и поразительное искусство в распределении теней и света, роскошь костюмов и деталей. Столь замечательный памятник не позволяет обойти его молчанием, и мы сочли необходимым представить в своих очерках одну из миниатюр этого памятника IX столетия.(34)

 

Нас не столько занимает здесь художественная сторона миниатюр «Кодекса» (хотя и она имеет свою ценность), сколько историческое его значение в смысле исследования существования двоеперстия в IX в. На взятой нами миниатюре представлено «Воскрешение Лазаря», событие, много раз повторяемое в истории древлехристианского искусства, почему мы и считаем излишним много останавливаться на его описании. Разница с предыдущими памятниками этого рода заключается только в том, что «умерый» Лазарь стоит здесь в дверях пещеры, а не какого-либо здания — колюмбария или ротонды. Христос Спаситель, вызывая к жизни «умершаго друга», благословляет его двоеперстным сложением, обычным Его жестом благословения, красной нитью проходящим по всей истории христианского искусства. К ногам Христа поверглись в страхе и бесконечной благодарности сестры воскресшего - Марфа и Мария, убеждаясь еще более, что Он действительно «всех воскресение». На другой части миниатюры изображена вечеря, которую сестры устроили в честь совершившегося чуда любимым их Учителем, и воскресший Лазарь был «одним из возлежащих» на этой вечере.

 

На следующей миниатюре рассматриваемого «Кодекса» воспроизведено другое евангельское событие - «Вход Исуса Христа в Иерусалим» (35). «Христос, - поясняет проф. Покровский, - с благословляющею (двоеперстно) десницею, на убогом осле, приближается к Иерусалиму, из ворот которого выступает навстречу Ему толпа народа с пальмами в руках; возле Исуса Христа - группа учеников» (36).

 

Кратким обзором только что рассмотренных нами памятников христианского искусства IX столетия мы и закончим настоящую главу. Следующие главы своих очерков посвятим постепенному освещению вопроса о существовании двоеперстия в последующих веках - с X по XVII.

 

 

26.       «Монофизит» — слово греческое, сложенное из двух: «одно» и «естество»; «монофизит» по-русски означает «одноестественник».

27.       Цит. по: Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники. Изд. 2-е. С. 91.

28.       Покровский  Н.В. Памятники... . С.   127.

29.       «Заслуживает внимания, — говорит по поводу этих изображений святителей проф.   Покровский, — что все эти святые, несмотря на свой епископский сан при жизни, представлены с короткими волосами; это указывает нам на тот, давно уже забытый, греческий обычай, по которому все духовные лица, от патриарха и епископа до простого клирика, носили короткие волосы. С другой стороны, и в облачениях святых находится немало особенностей, по сравнению их с нашими современными епископскими облачениями: все они одеты в фелони, но не в саккосы; затем, эти фелони вставлены без всякой вырезки спереди, как безрукавные одежды, покрывающие весь корпус спереди и сзади: такова была и в действительности древняя форма фелони как в Греции, так и в России» (Покровский Н.В. Памятники... . С.   148).

30.       Ввиду большого числа снимков, мы не воспроизводим здесь этой миниатюры, как и многих других, а лишь указываем в примечаниях на источник, откуда заимствуем данные: Покровский Н.В: Памятники... .  С.  167.

31.       Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С.  452.

32.      Фаррар Ф.В. Жизнь Исуса Христа. Изд. Сойкина. С.  561.

33.      Богословский Вестник. 1892. С.  40.

34.      Покровский Н.В. Памятники.... С.   193-202.

35.       Этой миниатюры мы не воспроизводим по сказанной уже причине.

36        Покровский Н.В. Памятники.... С.   202.

Категория: Общие вопросы | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-24)
Просмотров: 4526

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz