Книжница Самарского староверия Среда, 2017-Окт-18, 04:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [40]
Поповцы [28]
Беспоповцы [35]
Межстарообрядческая полемика [18]
Полемика с новообрядцами [28]
Полемика с иными конфессиями [9]
Староверы и проповедь Старой Веры [6]

Главная » Статьи » Богословские воззрения » Общие вопросы

Быстров С.И. Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности
II

 

В дальнейшем исследовании вопроса о двоеперстии в первые века христианства необходимо коснуться памятников христианского искусства, преимущественно скульптуры, фресок, мозаики, и при свете их попытаться установить факт его существования как в период катакомб, так и в последующие века.

 

Старейшим хранителем памятников христианства является седой Рим с его древнейшими храмами, катакомбами и музеями. В древние времена христианства, когда язычество было еще сильно и напрягало все усилия, чтобы сломить нарождавшееся христианство, последователи Распятого вынуждены были строить свои алтари в недрах земли, в так называемых катакомбах, которые вместе с тем служили и местом погребения христианских мучеников. Таких подземелий, или катакомб, в настоящее время около Рима открыто до 60.

 

О них мы поговорим более подробно немного ниже, теперь же коснемся одного замечательного памятника христианского искусства переходного времени от язычества к христианству.
 
Памятником этим является бронзовая статуя апостола Петра, переделанная христианами первых веков из статуи Юпитера. Переделка коснулась главным образом головы и руки статуи: на место уничтоженной головы языческого бога было пристроено изваяние головы верховного апостола, в левую руку которого вложены ключи - символ власти «вязать и решить», согласно слов Христа Спасителя: «И дам ти ключи царства небеснаго» (13).

 

Правая рука Петра изображена благословляющею, причем персты руки апостола сложены в двоеперстие, как способ благословения того времени. Статуя эта до сего времени хранится в Риме, в храме верховных апостолов Петра и Павла.

  

Обратимся теперь к катакомбам.

 

Катакомбы — это подземные пещеры с многочисленными коридорами и переходами, вырытые, как мы сказали, древними христианами для погребения умерших и отправления богослужения во времена гонений.
 
Кроме Рима и его окрестностей, катакомбы открыты и еще в нескольких местах, которые когда-то служили очагами христианства. Наиболее важные из них находятся в Милане, Неаполе, Мессине в Ефесе, в Центральной Азии, в Африке, на о. Кипре, в Палестине, Египте и у нас в Крыму (14).
 
Фрагмент римского саркофага IV века. Слева - фигура с двуперстием

 

Но по богатству древностей христианских первое место занимают катакомбы римские. Конечно, и из них далеко еще не все обследованы и изучены; быть может, недалекое будущее откроет и еще немало исторических богатств, которые веками хранятся во мраке катакомб и которые могут пролить иной свет на историю древнего христианства. Современная археологическая критика доказала, что древнейшие христианские изображения, открытые на стенах катакомб, восходят к первым векам христианства. Образцы таких изображений найдены в римских катакомбах, как, например, изображение Богородицы с Младенцем и третьим лицом, открытое в катакомбах Прискиллы, относится, по заключению ученого исследователя Дж. Б. де Росси [Так! - ред.], к I столетию христианской эры (15).

                                              

Стены катакомб изобилуют довольно хорошо еще сохранившимися фресками, изображающими важнейшие события священной истории, преимущественно из земной жизни Христа Спасителя. Преследуя свою цель, мы коснемся некоторых из них.

 

Катакомбное изображение Христа представляет Его по большей части в виде молодого римлянина, одетого в тунику, в сандалиях на ногах. Нимб (сияние) над Его головой отсутствует, как и вообще в катакомбный период: нимб воспроизводился редко и до IV в. на фресках почти не употреблялся в изображениях.

 

Фрески катакомб Гермеса Маркелины и Петра, III век, "Воскрешение Лазаря"

 

Таким именно мы видим Его изображенным на фресках катакомб Гермеса, Маркелины и Петра - III в. - воскрешающим Лазаря из Вифании (16). На фреске изображено небольшое здание, представляющее собою форму римских «колюмбариев», в которых обычно были помещаемы урны с прахом умерших. В дверях колюмбария видна фигура «четверодневнаго Лазаря, повязаннаго укройми». Спаситель, стоящий около, двоеперстно благословляет воскресшего Своего друга, «его же любляше». Свидетельство это весьма важно с исторической стороны, так как указывает, вопреки господствующему мнению среди ученых, что и в III в. существовало тоже двоеперстие, а не какое-либо другое перстосложение.

 

Памятников IV в., под видом различных скульптурных произведений: саркофагов, авориев, диптихов и отчасти цельных статуй — сохранилось значительно больше противу предшествовавших столетии, что дает возможность нагляднее проследить историю существования двоеперстия в этом периоде, особенно при свете письменных памятников, которые с этого времени начинают появляться в творениях отцов Церкви.

 

Начнем наш обзор с саркофагов.

 

Саркофаги (от греческого σαρκοφαγος) - это мраморные или просто каменные гробницы в виде продолговатых ящиков размерами в средний или немного больше человеческого роста. Внешние, наружные стороны саркофага украшались обыкновенно различными рельефными изображениями, по большей части сценами из событий священной истории Ветхого или Нового Завета. Распространение христианских саркофагов, по свидетельству профессора Покровского, относится к IV-V вв., когда символический цикл изображений начал заменяться циклом историческим; следовательно, с этой стороны - изображения на саркофагах стоят в гармонии с общим движением древнехристианского искусства.  

 

Важнейшие из саркофагов хранятся в Латеранском музее в Риме. Важность для нас рельефных изображений на саркофагах заключается в том, что на них нередко изображен Христос Спаситель с благословляющим перстосложением, и это перстосложение в абсолютном большинстве является двоеперстным.

 
Часть Большого Латеранского саркофага, IV век

 

Вот пред нами часть «Большого Латеранского саркофага» IV в. (17), в левой стороне верхней части которого изображена Святая Троица под видом троих мужей. Бог Отец под видом зрелого мужа восседает на троне; слева от Него - Сын Божий, создающий Евву из ребра Адама; позади Дух Святый, тоже в человеческом образе. Бог Отец благословляет созданную чету двоеперстным сложением, произнося известные библейские слова о размножении человеческого рода.

  

Некоторые ученые склонны утверждать, что все подобные перстосложения, являющиеся на памятниках древнехристианского искусства, не есть благословляющие, но лишь просто жест, знак говорящего лица, обращающегося к другому (18).

 

Мнение это, однако, не может быть названо положительным и согласным с исторической правдой. Профессор Покровский, как глубокий знаток археологии и вообще христианских древностей, при обозрении данного памятника прямо заявляет, что Бог Отец обращается к Адаму и Евве «с благословляющим перстосложением» (19).

 

Часть Латеранского саркофага, IV век

 

С таким же перстосложением (двоеперстным) мы видим изображение Спасителя в катакомбах Люцины (20), на т.н. «Малом» Латеранском саркофаге (21), где Христос представлен стоящим пред судом Пилата  и на многих других саркофагах, хранящихся в различных музеях христианского мира. 

 

К группе саркофагов должно отнести еще так называемые «авории» — резные изображения на мраморе и слоновой кости, на которых воспроизведены различные события евангельской истории.
 
       
                                   Аворий в Риме. 330-340 гг.
 
Из наиболее заслуживающих наше внимание являются «авории» Бамбергский и Тривульцы. На том и другом изображено одно и то же событие - явление женам мироносицам ангела при гробе воскресшего Христа. 
 
Аворий Тривульци, IV век

 

Сидящий у гроба ангел простирает к женам благословляющую двоеперстно десницу и возвещает им радостную весть о воскресении Спасителя. Мироносицы в радостном волнении повергаются пред небесным вестником и спешат воодушевить скорбящих учеников Христа известием, что Божественный Учитель их «воста от мертвых».

 

Таковы в общих чертах памятники христианского искусства первых четырех веков христианской эры, часть которых мы воспроизвели здесь. В них ясно отразился дух верований первых христиан, всецело живших воспоминаниями о событиях земной жизни Христа Спасителя, Его чудес и проповеди, а также способ изображения перстами на себе креста - символа победы вечной истины над злом. Изображение Спасителя, благословляющим двоеперстно, показывает и весьма ясно, что способ подобного перстосложения был в первые века христианства очень распространенным, если не всеобщим, ибо обыкновенно на вещественных па­мятниках изображается то, что содержится в данное время и считается несомненно правильным и спасительным.

 

Предание о крестном знамении и благословении именно через двоеперстие жило среди христиан со времен апос­тольских и поэтому выражалось ими на памятниках искус­ства, как досточтимое наследие свв. богопроповедников.

 

Со стороны письменных памятников мы тоже находим многочисленные указания, что в IV в. у христиан суще­ствовал способ изображения на себе креста перстами (а не перстом, как хотели бы видеть некоторые исследователи прошлого). Что это было за перстосложение? Памятники христианского искусства нам доказали, что это было двое­перстие, а не какое-либо другое перстосложение. Свидетель­ство такого рода мы находим у святого Кирилла, архиепис­копа иерусалимского, жившего в IV в. (скончался в 386 г.). В своих «Спасительных поучениях» он так гово­рит об ограждении крестным знамением: «Не стыдимся исповедывать Распятаго перстами... на челе и на всем»22.

  

Свидетельство это имеет весьма важное значение в истори­ческом отношении, так как разрушает собою мнение или гипотезу некоторых ученых, утверждающих, что будто бы в IV в. существовало одноперстие. Шаткость подобного положения, очевидного при свете приведенных нами памятников христианского искусства и письменности, усугубляется еще тем, что одноперстие, по свидетельству, приведенному проф. Каптеревым, «придумали еретики яковиты», появление которых относится к V веку (23).

 

Укажем еще на свидетельство в пользу двоеперстия, относящееся также к IV веку и принадлежащее величайшему из отцов Церкви - св. Иоанну Златоусту (сконч. в 407 г.). В одной из своих многочисленных бесед в толковании на евангелиста Матфея он высказал такие слова о знаменовании себя крестным знамением: «Должно изображать крест не просто перстами» (24), - говорит он, доказывая этим, что в его время существовало именно двоеперстие, что наглядно подтверждают и вещественные памятники древнехристианского искусства.

 

Закончим наш краткий обзор IV в. указанием на св. Василия Великого. Мы уже ссылались на его 91-е правило, в котором он говорит, что крестное знамение есть неписанное апостольское предание. Хотя св. отец и не указывает, какими перстами совершалось оно в его время, но, основываясь на свидетельстве памятников, мы с положительностью можем утверждать, что оно изображалось не иначе, как двоеперстно. Справедливость нашего заключения подтверждают и греческие толкователи правил - составители греческой Кормчей, книги «Пидалион», которые в своем примечании к 91-му правилу Василия Великого так говорят: «Древние христиане иначе слагали персты для изображения на себе креста, чем нынешние, то есть изображали его двумя перстами - средним и указательным, как говорит Петр Дамаскин: «Вся рука, - говорит Петр, - означает единую Ипостась Христа, а два перста - два естества Его» (25).

  

Таким образом, существование двоеперстия в первые четыре века христианства является несомненным; следы его видны в многочисленных памятниках христианского искусства и письменности, что отчасти и приведено нами в настоящих очерках.

О существовании двоеперстия в V в., а также и в последующих веках истории христианской Церкви мы скажем в следующей главе.

  

13. Мф., 16:19.

14. Уже 20 лет тому назад известный исследователь катакомб Михаил де Росси утверждал, что если вытянуть в одну линию все известные коридоры катакомб, то длина этой линии будет около 700 верст; в настоящее время цифра эта должна быть увеличена (Покровский Н. Памятники православной иконографии и искусства. С. 5).

15. Покровский  Н. Памятники... . С.   13.

16. Покровский Н. Памятники... . С.  45-49.

17. Покровский Н. Памятники православной иконографии и искусства. С. 84-85.

18. Такого же мнения держится профессор Е.   Голубинский. См.: Богословский Вестник. 1892. С.65.

19. Покровский Н.В. Памятники... . С.  84.

20. Там же. С.  82.

21. Там же. С.  86

22. Некоторые современники писатели, как, например, митр. Макарий, хотят видеть в словах «перстами» указание на триперстие, но это пред­положение устраняется тем, что исповедание Распятого Христа возможно только в двоеперстии, где два протянутые перста означают именно два естества во Исусе Христе. Так же понимал это место известный церко­вный писатель Т.И. Филиппов, который об этом так говорит: «Два же перста слагают единоверцы да исповедают, по слову св. Кирилла Иеруса­лимского, так же, как и по выражению Петра Дамаскина, Распятаго не только изображением креста на челе и на всем, но и образом сложения своих перстов» (Современные церковные водросы. С. 421). Отрицатель­но относится к мнению Макария и проф. Голубинский, хотя представля­ет иные мотивы к этому (Богословский Вестник. 1892. С.   39)

23. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники. С.  87

24. Дьяченко, магистр богословия. Уроки... . С.   318.

25.  Никольский. Греческая Кормчая, книга «Пидалион». С.  259.

Категория: Общие вопросы | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-24)
Просмотров: 2104

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz