Денисов А. Послание в скиты о сочинении «Поморских ответов» - Общие вопросы - Богословские воззрения - Тематический каталог - Самарское староверие
Книжница Самарского староверия Среда, 2017-Мар-29, 21:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [40]
Поповцы [28]
Беспоповцы [35]
Межстарообрядческая полемика [18]
Полемика с новообрядцами [28]
Полемика с иными конфессиями [9]
Староверы и проповедь Старой Веры [6]

Главная » Статьи » Богословские воззрения » Общие вопросы

Денисов А. Послание в скиты о сочинении «Поморских ответов»

В сентябре 1722 г. на Петровские заводы по именному указу Петра I прибыл из Святейшего правительствующего Синода иеромонах Неофит «для разглагольствия и увещевания». Неофиту вменялось истребовать от выговских пустынножителей ответы на 106 вопросов, касающихся их старой веры. Ответы выговцам надлежало подать в декабре того же года.

Миссия Неофита была не первой попыткой властей добиться от поморских старообрядцев покорства и примирения с господствующей церковью путем полемики и разглагольствий1. Первый настоятель петрозаводского храма во имя св. апостолов Петра и Павла священник Иосиф в течение 1706—1708 гг. посылал на Выг четыре послания. Аргументированные грамотные ответы выговских книжников вызывали у Иосифа ярость, укоры и брань, которую пустынножители воспринимали как клевету и «блядословие». И только покровительство начальников Петровских заводов, к которым был приписан Выг, спасали в течение многих лет старообрядческую киновию от церковного гнева и карательных воинских команд. «Тем не менее, - как подчеркивает Е. М. Юхименко, - послания Иосифа побудили выговских книжников активизировать разыскания и систематизацию доказательств в защиту старой веры»2.

Публикуемое послание Андрея Денисова было отправлено в декабре 1722 г., в самом начале составления «Поморских ответов», которые были завершены в июне 1723 г. Андрей Денисов требовал духовного подкрепления от своих единоверцев и уповал на их молитвы, пост, воздержание и смирение, которые должны были «до окончания дела полагати». Весь Выговский суземок молился тогда с необыкновенным тщанием, иначе «Поморские ответы» не стали бы настольной книгой всего русского старообрядчества.

Текст публикуется по автографу из «Выгорецкого Чиновника», л. 255-256.
 
 
л. 255 Боголюбивымъ скитяномъ всякаго чина, рода и возраста о Христе Исусе радоватися.
 
Понеже ныне по указу императорскаго величества ис правитель-ствующаго духовнаго Синоду приЪха на Петровския заводы учитель иеромонахъ Неофитъ, которой насъ пустынножителей позываеть на ответь о нашихъ жительствахъ и о содержании благочестия, и о еже не сообщаемся с ними и ихъ3 въ духовныхъ ихъ чинодействияхъ. Такоже и от господина лантрата о семъ намъ на разговоры прийти приказывается.
 
Что же убо мы, о беднии пустынножители, на сия чинити будемъ и о готовомъ святейшемъ святоотеческомъ благочестии4 какия отвиты предуготовляти будемъ? Зане потреба начата ответы с-викия (нрзб) риторскихъ языковъ, философскаго знания, богословскаго предуведения, к симъ же и защищения высокихъ лицъ. Мы же вси, якоже сами весте, груби и нищи и беззаступни, и простыми душами последствуемъ готовому святыхъ чиносодержанию, и како нищий с высокими, гонимии и осужденнии с грозными владыками стязатися будем5 возможемъ? Аще ответствовати отречемся - яко безответни от нихъ осудимся, аще ли ответствовати возусердствуемъ - то опасство прежде бывшихъ бытия, кои староверцы ответства подаша, яко хулницы и досадит(е
 
л. 255 ли?) изгнашася, инии же смертию omветы своя6 запечатлеша || за насъ7, понеже не с равными себе по плоти истязание с таковыми.

Сего ради что же мы, возлюбленный скитяне8

Тем же, боголюбиве(й)шии пустынножители, в таковыхъ обстояниихъ ныне9 должно намъ молитися Господу Богу с плачемъ, постомъ10 и сокрушениемъ сердечнымъ по заповеданию Христову, во Еуангелии глаголющему: «Молитеся, да не вы идете в напасть» и паки: «Молитеся, да не будетъ бегство ваше зиме, ни паки в суботу». Чесо ради общесоветне въ общежителстве скитстии староста и выборнии, вкупе сболезневавше всемъ пустынножителемъ, приказываемъ, дабы с нынешняго воскресения седмицу всю в посте и молитвахъ пребыли, в пять дней без рыбы и скорому, по единова на день токмо яли. Аще бы кто моглъ — и вящше поститися. Поклоновъ же да творять вси сверхъ церковныхъ и келейныхъ по триста. На первомъ сте глаголати общая молитва «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй насъ» И аще кии люди отпустятся на Заводы - те к молитве11 и о техъ людехъ приговаривати «И спаси, Господи, и помилуй посланныхъ имя рекъ и помози имъ»12. На второмъ сто13 - «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси насъ и помози намъ», на третиемъ сте: на 50 глаголати «Святии вси, молити Бога о насъ», на другие 50 - «Святии вси рустии чюдотворцы, молите Бога о насъ». И сия вся поклоны не одну седмицу, но14 до окончания дела полагати.
 
л. 256 II Вси, елицы боголюбивии молитвенницы, потщитеся усердно молитися, елицы лtнивии - воздвигнемся от лености нашея и возусердствуемъ, елицы во гресехъ бывший - потщимся покаяниемъ и плачемъ Бога милостива учинити. И молитися прилежно о помощи Божией в настоящую нужду и истязание. И отложимъ вси всяко нерадение, боголюбное же усердие восприимемъ, отложимъ свары и ненависти другъ с другомъ, прощение же, примирение и любовь восприимемъ. Отвержемъ невоздержныя нравы и грехолюбныя, восприимемъ же добродетели и воздержание по реченному апостоломъ: «Всякъ подвизаяйся от всего воздержится, но и в смиренныхъ и кроткихъ нравъхъ пребываеть». Смиренно живемъ, смиренно да ходимъ, смиренно глаголати да обучаемся. Такоже и о прибывшемъ учители и о всемъ Синоде всякъ учтиво и неукорно б говорилъ, но смиренно б и кротко поступали, якоже и всегда на смирение от святыхъ книгъ поучаеми бываемъ. Да исполнится писанное пророческое слово, яко во смирении нашемъ помяни ны Господь и избавилъ ны есть от врагь нашихъ. Аминь. 
 
1.Юхименко Е. М. Неизвестная страница полемики выговских старообрядцев с официальной церковью: предыстория «Поморских ответов» // ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 404-416.
 
2. Там же. С. 416.

3. Выделенные слова зачеркнуты.

4. Далее следуют зачеркнутые слова: «на желающимъ нашего разорения на истязания ихъ духовных!)».

5. Выделенное слово зачеркнуто.

6. Слова приписаны над строкой.

7. Приписано на левом поле

8. Выделенные слова зачеркнуты.

9.Выделенное слово зачеркнуто.

10. Приписано над строкой

11. Выделенные слова зачеркнуты.

12. Выделенные слова зачеркнуты.

13. Над строкой приписано: «На 50 поклонехь глаголати». «на другое 50 глаголати».

14. Выделенные слова вписаны поверхъ строки.
 
 
Опубликовано:  Писания выговцев: Сочинения поморских старообрядцев в древлехранилище пушкинского Дома. Каталог-инципитарий /Сост. Г.В.Маркелов. - СПб.: "Дмитрий Буланин", 2004
Категория: Общие вопросы | Добавил: samstar2 (2009-Янв-21)
Просмотров: 2770

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz