Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Апр-19, 08:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [39]
Поповцы [28]
Беспоповцы [35]
Межстарообрядческая полемика [18]
Полемика с новообрядцами [28]
Полемика с иными конфессиями [9]
Староверы и проповедь Старой Веры [6]

Главная » Статьи » Богословские воззрения » Беспоповцы

Гурьянова Н.С. Выг и творческое наследие Киевской митрополии. Поморское эсхатологическое учение. Ч.2
Важно подчеркнуть, что выговцы в первой половине XVIII в., как показывает использо­вание киевского и белорусского изданий Толкования на Апокалип­сис, считали «литовские» книги вполне авторитетным, способными помочь им сформулировать важную мысль о наступлении «послед­них времен». Не менее значимыми для них оказались и сборники «Кириллова книга» (М., 1644) и «Книга о вере» (М., 1648), состав­ленные из произведений писателей Киевской митрополии, живших в конце XVI - начале XVII в. Практически во всех разделах присут­ствуют фрагменты из них, зачастую являясь идейной доминантой.
 
Мы уже обратили внимание на тот факт, что эти два московских издания активно использовались защитниками старого обряда во вто­рой половине XVII в. В «Сказании на осьмый век...» из сборника, скрепленного подписями четырех пустозерских узников, значитель­ный фрагмент составляют исключительно цитаты из «Кирилловой книги» и «Книги о вере» с указанием их местоположения в исход­ном тексте261. В выговской подборке «свидетельств» выписки из этих московских изданий разнесены по разделам и выполняют важную функцию. Часто они были призваны актуализировать для читателей отвлеченные и не всегда понятные предсказания и пророчества Свя­щенного Писания, составляющие христианское эсхатологическое учение, а иногда убедить их в том, что представленные высказыва­ния отцов Церкви по тому или иному вопросу подтверждаются и цитатами из авторитетных изданий. Попытаемся показать это на при­мере анализа некоторых разделов.

 

В начале пятого раздела составители поместили значительные фрагменты из киевского издания 1625 г. «Толкования на Апокалип­сис» Андрея, архиепископа Кесарии (л. 46 об.-49)262, в которых было описано поведение антихриста, во всем уподобляющегося Богу. Для читателя разъяснялся вопрос о «печати» антихриста и его имени, якобы заключенном в числе 666. Далее благодаря соответ­ствующим цитатам пояснялось, что это имя не может быть «ясно изображено», так как «не изволи Божественная благодать в Боже­ственней книзе имени пагубному написану быти» (л. 48 об.). Затем приведен соответствующий фрагмент из того же издания, где пе­речислены все имена антихриста, как подчеркнуто в цитате, «по блаженному Ипполиту и инех» (л. 48 об.-49). Представленный спи­сок сопровожден таким комментарием на поле: «Зри о сем Стефа­на Зизанию, рок 1596, ширей» (л. 49). Составители отсылают чи­тателей к виленскому изданию сочинения Стефана Зизания, кото­рое было воспроизведено в переводе на русский язык в сборнике «Кириллова книга». В 14-м разделе этой подборки (на л. 69 об.-71) приведены два фрагмента из издания, напечатанного в конце XVI в., введенные так: «Ис книги Стефана Зизания, друкованной в Вилне. На осмый артикул вызнавание веры и о антихристе. На конец...» (л. 69 об.); «Ис той же книги. Ниже имеется латинскими писмены. Преводится же руски сице» (л. 70 об.). Выговцы постарались пред­ставить издание как можно полнее. При первом упоминании ука­зали год выхода книги в свет, при втором - где она напечатана, и, наконец, отметили, что речь идет о двуязычном издании сочинения Стефана Зизания263. В пятом разделе составители поместили на поле только отсылку к этому тексту, подчеркнув, что вопрос об именах антихриста там рассмотрен гораздо подробнее («ширей»), чем в про­цитированном фрагменте из киевского издания «Толкования на Апо­калипсис» Андрея, архиепископа Кесарии. Следом приведена цита­та из сочинения Стефана Зизания, из описания 10-го знамения, по сборнику «Кириллова книга» (гл. 4): «И паки глаголет, сопротивляяйся и превозносяйся паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, сиречь чим Бога почитают, антихрист же та возненавидит»264 (л. 49). Напомним, что первый раздел заканчивается фразой из этого фраг­мента (л. 39 об.). Здесь она поставлена в иной контекст, поэтому и воспринимается иначе. Кроме того, фраза приведена в более пол­ном варианте, позволяющем понять ее первоначальный смысл. Да­лее составители поместили значительный фрагмент из описания 1 -го знамения, где говорится о том, что антихрист «всему телу Церкве Христове главою учинився, к себе вся человеки привлачтит и себе вместо Христа предложит»265 (л. 49 об.). Заключает эту выборку из сборника «Кириллова книга» цитата из текста о 9-м знамении: «Якоже Златоустый пишет, глаголя, егда изгубится римская власть, тогда антихристово начнется властелство. И то явно в Риме от того време-не настала власть антихристовых предотечь. Егда власть царей рим­ских в Риме престала, тогда человек духовный папа Римский Божию и святительскую власть нача держати»266 (л. 49 об.).

 

Составители сознательно нарушили логику изложения гл. 4 из сборника «Кириллова книга», чтобы представить собственные эс­хатологические построения. Поднятую в процитированном тексте о 9-м знамении тему о римской власти и предтечах антихриста они продолжили, приведя значительные фрагменты из гл. 30 «Книги о вере». Первый возвращал читателей к цитате из Послания апостола Павла, начальная фраза которой уже была в центре внимания соста­вителей во втором разделе («Яко аще не приидет отступление преж­де. ..»). В данном случае из «Книги о вере» приведен более простран­ный фрагмент из этого Послания (2 Сол. 2: 3, 4, 6—8). Автор 30-й главы при его истолковании также апеллировал к 4-й Беседе Иоанна Златоуста: «На сие место святый Иоанн Златоустый сказание тво­рит. Яко сие о римской власти разуметися имать. Егда и человече­ская, и Божия власть воедино смесится, якоже и ныне видим»267 (л. 50). Следующий фрагмент из гл. 30 «Книги о вере» начинается с фразы о том, что не следует забывать «преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина речения». Выговцы дополнили ее только союзом «и», который поставлен перед началом цитаты. Он как бы соединил во­едино два фрагмента из одной главы, расположенные на различных листах издания. Поскольку первая цитата заканчивается ссылкой на «сказание Иоанна Златоуста», то получилось, что вторая представля­ет точку зрения на тот же вопрос еще одного авторитетного церковно­го писателя. В ней пересказывались рассуждения Ефрема Сирина о появлении «последнего» антихриста «на конец Римского царства». Зак­лючает цитату следующее высказывание: «Всю же власть от тех вре­мен (времени царствования Карла Великого. - Н.Г.) царьскую и свя­тительскую папа на себе привличе вкупе и царь и святитель наречеся. Не явный ли сей антихристов предотеча?»268 (л. 50 об.).

 

Совершенно очевидно, что приведенные цитаты из «Книги о вере» должны были убедить читателей в справедливости идей, сфор­мулированных в представленных фрагментах из сборника «Кирил­лова книга», к которому составители обратились еще раз, включив значительную цитату из 4-го Послания патриарха Мелетия (л. 50 об.-51)269. В ней подведен своеобразный итог обсуждению темы разде­ла. В данном случае был использован текст включенного в сборник «Кириллова книга» острожского издания 1598 г. «Книжицы в десяти разделах», куда вошли и восемь посланий патриарха Мелетия270. Сле­довательно, привлеченный выговцами в качестве «свидетельства» текст из московского издания тоже имел южно-русское происхождение271, хотя и представлен в адаптированном для русского читателя виде.

 

Шестой раздел начинается с подборки фрагментов из «Кирил­ловой книги», которая введена следующим образом: «Ис Книги Ки­рилл. Знам. 10, лист 49» (л. 52-53)272. Составители сделали выборку из гл. 4, из описания 10-го знамения «Сказания на осмый век...», акцентировав внимание на основных, с их точки зрения, идеях, вы­сказанных Стефаном Зизанием в этой части сочинения. Они попы­тались представить знамение полностью, поэтому вначале помести­ли цитату, открывающую его описание, а в конце — заключающую. Пропуск текста составители обозначили словом «ниже», т.е. выбра­ли и воспроизвели только самые важные фрагменты, указав на их расположение в исходном тексте, отметив на поле номера листов. При этом сохранили все находящиеся в издании уточнения и пояс­нения. Следом включен небольшой текст «ис книги Катихисис ве­ликий»: «Потом же приидет антихрист. Имать царствовати три лета и месяц шесть и чюдеса мечтанием и лжею волхвованием творити» (л. 53). Процитировано еще одно московское издание сочинения южно-русского автора. Продолжает эту тему значительный фрагмент из «Бесед на 14 посланий св. апостола Павла». Приведены две цита­ты из киевского издания с указанием на поле столбцов, в которых они расположены273.

 

Седьмой раздел составляют отрывок из сборника «Кириллова книга» и значительный фрагмент из киевского издания «Толкования на Апокалипсис» Андрея, архиепископа Кесарии. Следовательно, этот раздел, как и два предшествующих, сформированы исключи­тельно из цитат, которые заимствованы или из сочинений, имеющих южно-русское происхождение, или из «литовских» книг.

 

В рассмотренных подборках «свидетельств» особенно четко прослеживается ориентация выговцев прежде всего на тексты, сво­им происхождением связанные с православной традицией Киевской митрополии. Важная для эсхатологических построений тема раскры­вается благодаря цитатам, извлеченным из украинских, белорусских и московских изданий. Очень показателен 17-й раздел, посвящен­ный теме «лица» антихриста. Он составлен в основном из очень не­больших цитат. В качестве примера обратим внимание на следую­щий фрагмент: «Ис Книги Иоанна Дамас. 4. От главы 27-я. О анти­христе. Не сам убо диавол будет человек. По Господню вочеловече­нию да не будет, но человек из блуда родится и подимет все действо сатанино. Ис Книги о вере. От главы 30, лист 270. А той антихрист человек будет, беззакония сын. Из Бес. Апос. От пос. к Ефес. 3. За­чало 275. от тол. Кто же есть сей, уболи сатана. Никакоже, но чело­век некий, всякое егово приемляй действо. Ис Кирил., знам. 8, лист 45. Помощь диявол себе взяв, буих сопротивников ожидание, наипа­че от жидов...» (л. 78 об.). Мы не случайно выбрали именно этот отрывок. Он начинается с цитаты, которая обозначена составителя ми, как заимствованная из 4-й Книги Иоанна Дамаскина. Дело в том, что она воспроизведена по «Сборнику переводов Епифания Славинецкого»274. Позже в сочинениях выговцы будут воспроизводить этот текст и по рукописному варианту, в котором данная глава фигурирует под номером 46, и по указанному изданию, иногда цитируя их в од­ном произведении. Старообрядцы тонко чувствовали нюансы текста, используя в своих целях различные варианты перевода. В рассматри­ваемом сборнике предпочтение отдано переводу Епифания Славинец-кого, что свидетельствует об их ориентация не только на творческое наследие Киевской митрополии, но и на «киевскую ученость».

 

Приведенный небольшой фрагмент из 17-го раздела показыва­ет, как выговцы очень точно отобрали соответствующие фразы, с помощью которых им удалось выразить довольно сложное представ­ление об образе антихриста. Важное место среди них заняли неболь­шие цитаты из переведенного на русский язык «Казанья о антихрис­те» Стефана Зизания, а в конце раздела составители, чтобы подвес­ти итог обсуждения этой важной темы, поместили единственный большой по объему фрагмент из виленского издания его сочинения, введенный так: «Ис книги Стефана Зизания, друкованной в Вилне. На осмый артикул вызнания веры и о антихристе. На концу книги» (л. 79—79 об.). Далее воспроизведен уже дважды процитированный ранее (на л. 69 об.-71) отрывок. Одни и те же цитаты, отдельные фразы из них могли быть представлены в разных разделах, на что мы обращали внимание, анализируя содержание «свидетельств». В данном случае приведенный в третий раз отрывок явно считался составителями очень важным, и, по их мнению, очень точно выра­жал суть их эсхатологических построений. Все это дает основание говорить об особом статусе таких цитат. Они были выбраны в каче­стве основополагающих, определивших учение поморцев о конеч­ных судьбах мира и человека. Подтверждением этого может служить тот факт, что ими будут обосновывать свои эсхатологические по­строения поморские авторы второй половине XVIII столетия. Сле­довательно, выговцы, как показывает анализируемая подборка «сви­детельств», уже в первой половине XVIII в. определили круг текстов, способных обеспечить оформление этого учения. Каждый фрагмент был подобран с таким расчетом, что либо поднимал какой-то новый вопрос, либо служил подтверждением уже сформулированной мыс­ли, представленной в другом фрагменте, либо давал возможность про­демонстрировать убедительность приводимых аргументов благодаря особой авторитетности автора высказывания или издания. Цита­ты, поставленные в новый контекст, позволяли составителям выска­зывать собственную точку зрения на вопросы эсхатологического уче­ния. Разумеется, подборка текстов в выговском сборнике гораздо раз­нообразнее, чем это представлено в анализе. В поле нашего зрения попали только некоторые разделы, способные проиллюстрировать методы работы составителей с исходным материалом.

 

Даже частичный анализ показывает, что выговцы придержива­лись мнения о духовной сущности антихриста, одновременно вос­принимая его и как способного воплотиться в конкретном человеке. Судя по рассмотренной подборке цитат из авторитетных для них тек­стов, на Выгу начали оформление эсхатологического учения с осно­вательного знакомства с соответствующей христианской литературой, из которой выбрали только то, что помогло им в будущем. Не вызывает сомнения ценность этой подборки как источника для характеристи эсхатологических построений, служивших выговцам обоснованием при выработке идеологии и решении обрядовых и организационных вопросов. Значимость ей придает и структуриро­вание, нашедшее отражение в оглавлении, написанном другим по­черком, нежели выписки. Тем же почерком скопированы и дополни­тельные фрагменты текстов, расположенные на л. 90-108 об. (л. 88-89 чистые), которые продолжили ряд «свидетельств».

 

Не менее важным представляется анализ состава подборки из сборника БАН, собр. Дружинина, № 462, с целью прояснить скла­дывавшуюся в то время систему авторитетов у старообрядцев. Эта подборка ценна не только тем, что она является первым дошедшим до нас опытом систематического изложения эсхатологических по­строений выговцев, в ней особенно ясно проступает очевидная ори­ентация защитников старого обряда на творческое наследие Киев­ской митрополии. Выговцы задействовали и «литовские» книги, и московские издания, в которых были опубликованы переводы сочи­нений украинских и белорусских авторов. Цитаты из них составили основу эсхатологических построений. Это особенно наглядно видно при обращении к анализу поморских сочинений

 

 

 

211. Димитрий, митрополит Ростовский. Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их, и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела не богоугодна. М., 1745. Л. 40.

 

212. Григорий Яковлев. Извещение праведное... С. 25.

 

213. Об эсхатологическом учении поморского согласия более подробно см.: Гурьянова НС. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 17—32; Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века. СПб., 1909. С. 175-179.

 

214. Описание сборника см.: Описание Рукописного отдела Библиотеки Российской академии наук. СПб., 2001. Т. 7. Вып. 2: Сочинения писателей-старообрядцев первой половины XVIII века / Сост. Н.Ю. Бубнов. С. 272—276.

 

215. В описании сборника отмечена эта запись и сделана отсылка к соответствующей таблице издания В.Г. Дружинина (Дружинин В. Г. Несколько авторграфов писателей-старообрядцев. СПб., 1915. С. 6, табл. V). Ср. также почерк Петра Прокопьева, относящийся к 1719 г.: Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь...Т. 2. Табл. 8.

 

216. Нач.: «Помяните дни вечныя, разумейте рода родов...» (Дружинин В.Г. Писания... С. 94-95, № 16).

 

217.  Смирнов П.С. Споры и разделения...С. 82.

 

218. Нач:. «Испытати убо писание повелени есмы, о читателю, от самого Владыки и Бога...» (Дружинин В.Г Писания... С. 92—93, № 8).

 

219. Разделение сочинения на две части произошло, возможно, из-за включения основной части - «Слова об антихристе» - в качестве 12-й главы в сочинение Ивана Алексеева «Титин. Книга о случаях последняго времени. Титин потрясает вельми. 666 число» (Дружинин В.Г. Писания...С. 44-45, № 22).

 

22О. БАН, собр. Дружинина, № 462 (491), л. 38-87. Далее листы этой рукописи указываются в основном тексте в круглых скобках

 

221. Это сделано в духе древнерусской традиции, воспринятой выговцами. Именно так составлялись подборки фрагментов текстов, из которых формировались сборники в Древней Руси, и первыми защитниками старого обряда, и самими выговцами при подготовке к дискуссиям с представителями официальной Церкви в начале XVIII в.

 

222. Григорий Яковлев. Извещение праведное... С. 107.

 

223. Цитату предваряет точная отсылка: «Лексикон словеноросийский, лист 232».

 

224. Ср.: Памва Берында. Лексикон словеноросский. Кутеин: [Тип. Бого¬явленского монастыря], 12.IX.1653. Л. 232. Описание издания см.: Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта XVI—XVII вв. Л., 1975. Вып. 2: 1601-1654 / Сост. В.И. Лукьяненко. С. 225-227. № 110. В библиотеке Выговского общежительства было два экземпляра этого издания (Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь... Т. 2. С. 416. № 107-108).

 

225. См., например, в сочинении «Щит веры», написанном в конце XVIII в.: «Памва же Берында в писмени А: Антихрист что есть, противник Христу, абы противник Богу» (БАН, собр. Каликина, № 32, л. 534 об.)

 

226. На поле ссылки: «Соб., лист 127»; «Лист 128». Ср.: «Блаженного Иппо¬лита, папы Римскаго и мученика. Слово в неделю мясопустную о скончании мира, и о антихристе, и о Втором пришествии Господа нашего Исуса Хрис¬та»// Сборник из 71 слова. М., 1647. Л. 127-128 об.

 

227.  Триодь постная. М., 1589. Л. 37. Описание издания см.: Зернова А.И. Книги кирилловской печати... С. 15, № 10

 

228. На поле помещено указание: «Лист 304 на об.» Ср.: Ефрем Сирин. По¬учения. М., 1647. Л. 303 об., 304 об.

 

229. См.: Кириллова книга. Л. 50 (третий счет).

 

230. На поле: «Лист 2333». Приведенная цитата взята из стб. 2333 и 2334 следующего издания: Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий св. апостола Павла. Киев, 1623. Описание издания см.: Украинские книги кирилловской печати... С. 19-20, № 36.

 

231. В исходном тексте цитаты из посланий и толкования различаются гра¬фически — набраны разными шрифтами.

 

232. В «Реэстре книг...», включенном Григорием Яковлевым в Донесение в Святейший Синод, находим следующее описание рукописи, из которой, воз¬можно, и сделаны выписки для этой подборки: «Апостол толковый в трех книгах разно (писменьныя, старых писем)» (Григорий Яковлев. Извещение пра¬ведное... С. 125). О судьбе текста «Апостола толкового» в старообрядческой среде см.: Вознесенский А.В. Старообрядческие издания... С. 86—89.

 

233. Ср.: «Кто же есть сей; убо ли сатана, никако же, но человек некий, всякое его восприемляй действо» (Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий... Стб. 2334).

 

234. Об этом см.: Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь... Т. 2. С. 415, № 71

 

235. На поле указан номер листа («Лист 54»), на котором расположена при¬веденная цитата, и написана следующая фраза: «Пустыня чюветвенная спаса¬ет в гонениях» (в издании она также помещена на поле). См.: Андрей, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Толкование на Апокалипсис. С. 54—55.

 

236. Об этом более подробно см.: Шашков А. Т. Максим Грек и идеологи¬ческая борьба... С. 80-87; Он же. Поморский кодекс сочинений Максима Гре¬ка// Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. С. 93-123; Он же. «Обличение на Соловецкую челобитную»... С. 59—72.

 

237. Об Иосафовском собрании см.: Синицшш Н.В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 223-134.

 

238. Там же. С. 230.

 

239. Ср.: «Инока Максима Грека, слово 2-е о том же к благоверным, на богоборца пса Моамефа, в нем же и сказание отчасти о кончине века сего» // Сочинения преподобнаго Максима Грека. Казань, 1859. Ч. 1. С. 132—133.

 

240. Например, на листах 45 об. и 53-53 об. приведены одни и те же цита¬ты из «Бесед на 14 посланий...».

 

241. Ср.: «Инока Максима Грека, слово...» С. 141.

 

242. На поле помещено указание: «Соборник, лист 120». См.: Сборник из 71 слова. М., 1647. Л. 120.

 

243. См.: Апостол. Львов. 1574. Л. 76 об. (описание издания см.: Украин¬ские книги кирилловской печати... С. 11, № 1). Эта цитата будет активно ис¬пользоваться поморскими авторами во второй половине XVIII в. Автор сочи¬нения «Об антихристе» в 18 разделах (Дружинин В.Г. Писания... С. 287, № 10) поместил ее в начале в качестве эпиграфа, раскрывающего суть всего сочине¬ния (РГБ, ф. 98, собр. Егорова, № 1748, последняя четверть XVIII в., л. 1).

 

244. Ср.: 1 Ин 2: 18.

 

245. В разделе 15 эта цитата будет приведена еще раз, но уже в более пол¬ном виде, включающем и пророчество о должном состояться в 1666 г. воцаре¬нии «последнего» антихриста: «Дети, последняя година есть, и якоже слыша¬сте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози. О правде, яко много предотечев, но и сам уже близ есть по числу, еже о нем, 666. Число бо человс-ческо есть антихристово. Кто весть, аще в сих летех 1666-х явственных предо¬течев его или того самого не укажет» (БАН, собр. Дружинина, № 462, л. 71 — 71 об.). Ср.: Книга о вере. Л. 270

 

246. Описание рукописи и роспись содержания сборника см.: Отчет Им¬ператорской Публичной библиотеки за 1867 год. СПб., 1868. С. 138—143.

 

247. Андрей, архиеп. Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М.: [Тип. при Преображенском богодельном доме], 1913. Описание издания см.: От¬кровение св. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции: (Каталог выс¬тавки). М., 1995. С. 182, № 160.

 

248. Но не только старообрядцы обратили внимание на это издание, по¬добный путь оно проделало и в рамках официальной православной Церкви. Уже в 1712 г. оно было впервые издано в Москве (Андрей, архиеп. Кесари Кап-падокийской. Толкование на Апокалипсис. М., 1712) и затем неоднократно переиздавалось. Об этом более подробно см.: Откровение св. Иоанна Бого¬слова в мировой книжной традиции. С. 159, 174-175, 181

 

249. Описание издания см.: Каталог белорусских изданий... Вып. 2. С. 216— 220, № 107. В описании указано, что «редакционно издание восходит к Ново¬му завету со Псалтирью, напечатанному в Евье в 1611 г.» (с. 218).

 

250. Новый завет со Псалтирью. Евье: [Тип. Виленского братства], 1611. Описание издания см.: Каталог белорусских изданий... Вып. 2. С. 34-38. Текст Апокалипсиса расположен на л. 161 — 185 (третий счет).

 

251. Например, на полях появились отсылки к соответствующему тексту Священного Писания, иногда сокращены комментарии.

 

252. В рукописи БАН, собр. Каликина, № 32 на поле помещены отсылки следующего содержания: «Апокалипсис. Кутеинского монастыря, печ.» (л. 623); «В толков. Апокал. малороссийс. Кутеиньской печати» (л. 640).

 

253. На поле рукописи помещено указание: «Лист 456-й».

 

254. Ср.: Откр. 8: 12.

 

255. Ср.: Новый завет со Псалтирью. Л. 456—456 об.

 

256. Ср.: Андрей, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Толкование на Апокалипсис. С. 40, 41.

 

257. На поле указан лист издания, на котором расположен приведенный текст: «Лист 456-й».

 

258. Цитаты из этого издания помещены на следующих листах рукописи БАН, собр. Дружинина, № 462 (491): 40 об. 45, 46 об., 54-56 об., 57 об., 59 об., 60 об., 63 об.-64, 67 об.-68 об., 74-74 об., 75 об., 77-77 об., 80, 84, 90, 95, 97, 100 об., 106.

 

259. Ср.: «Иже во святых отца нашего Ипполита, папы Римскаго. Разрешение Иоанна Богослова, сказующее о скончании. Пишется Откровение Иоанна Богословца сице: Видех ангела Божия, сходяща с небеси, имуща ключь бездны и железно уже велие в руце его ять змию древнюю, иже есть диявол сатана, связа их на тысящу лет, и вложи его в бездну, и затвори, и запечатле над ним, да не прелшает к тому языки дондеже скончается ему тысяща лет и по сих подобает ему отрешену быти на мало дни. Толкование. И по отрешении иже реченному размысли, рече евангелист, яко связа диявола на тысящу лет, от нележе бысть связание его от вшествия во ад Господа нашего Исуса Христа в лета 5533 даже и до лет шесть тысящнаго и 533. Внегда исполнятся от Христа лет, и тако отрешится сатана по праведному суду Божию и прелсти мир до реченнаго ему времени, еже три и пол лета, и потом будет конец» (БАН, 19.1.6, 1°, конец XVIII в., л. 10). За указание на эту рукопись благода¬рим В.Г. Подковырову.

 

260. Ср.: Новый завет со Псалтирью. Л. 469 об.

 

261. См.: РГБ, ф. 17, собр. Барсова, № 883, л. 56 об.-63 об.

 

262. Ср.: Андрей, архиеп. Кесарии Кападокийской. Толкование на Апокалипсис. С. 101, 60, 61-63.

 

263. Стефан Зизаний. Казанье святаго Кирилла, патриархи Иерусалимскаго, о антихристе... Экземпляр этого издания был в составе Выговской библиотеки (см.:  Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь... Т. 2. С. 417, № 138).

 

264. На поле помещено указание: «Лист 50». Ср.: Кириллова книга. Л. 50 (третий счет).

 

265. Ha поле помещено указание «Лист 24». Ср.: Там же. Л. 24 об.—25 (тре¬тий счет).

 

266. Ср.: Там же. Л. 48 об,—49 (третий счет).

 

267. Ср.: Книга о вере. Л. 279 об.

 

268. Ср.: Там же. Л. 272.

 

269. Нач:. «Что убо видяще от святых отец, и святых апостол, и от самого Спаса отбегосте и единому папе прилепистеся...» Заканчивается словами: «Не стараго ли Рима папа соборную главою соборныя церкве издалеча и помалу начиная ныне и в конец себе главою сотвори». Ср.: Кириллова книга. Л. 454— 454 об. (четвертый счет).

 

270. Описание издания см.: Гусева А.А. Издания кирилловского шрифта... С. 1082-1083.

 

271. Малышевский ИИ. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах русской церкви. Киев, 1872. Т. 1—2.

 

272. Ср.: Кириллова книга. Л. 49 об,—52 (третий счет).

 

273.Ср. Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий... Стб. 2333, 2341

 

274.Ср.: «Блаженного Иоанна Дамаскина издание опасное православным веры, яко непостижно Божество и яко не подобает искати и испытовати не преданных нам от святых пророков и апостолов и евангелистов // Сборник переводов Епифания Славинецкого. М., 1665. Л. 56 об. (пятый счет)
 

Гурьянова Н.С. Старообрядцы и творческое наследие Киевской мит­рополии / Н.С. Гурьянова; отв. ред. Н.Н. Покровский; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории. — Новоси­бирск:   Изд-во  СО РАН,   2007.-379 с.

Категория: Беспоповцы | Добавил: samstar2 (2008-Июл-24)
Просмотров: 1843

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz