Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Апр-26, 02:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Белая Криница [4]
Выго-Лексинское общежительство [46]
Ветка [8]
Иргиз [11]
Керженец [6]
Преображенское кладбище [3]
Рогожское кладбище [8]
Стародубье [5]
Черемшан [6]

Главная » Статьи » Старообрядческие центры » Рогожское кладбище

Макаров В.Е. Очерк истории рогожского кладбища в Москве. Часть 2

Рогожское кладбище находится подле Рязанского шоссе. Благополучно оставшись нетронутым между очень близко идущих по сторонам его железных дорог, оно заключено как бы в ограде рельсов. Оно занимает площадь земли пространством около 22 десятин и обнесено высоким деревянным забором с двумя воротами: одни обращены к городу, другие к Рязанскому шоссе. В этой ограде построен целый городок, население которого в былое время превышало население некоторых уездных городов. В 1823 г. жителей кладбища числилось 990 человек, а в 1845 число жителей достигло уже 1588 человек. Но сюда вошли лишь так называемые "лицевые", т.е. показываемые в ежегодных ведомостях, подаваемых кладбищенской конторой московской полиции. Кроме "лицевых" немало бывало и "не лицевых", т.е. таких, о которых по причине стеснений неудобно было доносить полиции: стекавшихся из разных мест России иноков и инокинь, священников, а также приезжих за совершением треб или друзей и родственников постоянных жителей кладбища.

 

При учреждении Рогожского кладбища в 1771 г. была выстроена небольших размеров деревянная часовня во имя святителя Николы. Через пять лет выстроена более обширная каменная часовня. Но в 1791 г. вместо нее начата была постройка обширной “холодной" часовни Покрова Пресвятыя Богородицы, едва ли не самой обширной из всех московских церквей, за исключением разве таких, как храм Христа Спасителя. Дело о постройке этой часовни настолько любопытно, что на нем необходимо остановиться несколько подробнее.

 

Когда с разрешения тогдашнего московского главнокомандующего князя А.Прозоровского начали строить эту часовню, то из Петербурга граф А.И.Мусин-Пушкин писал князю Прозоровскому от 23 сентября 1792 г., что "здесь (т.е. в Петербурге) находящиеся раскольники подали прошение о дозволении им построить себе каменную часовню по примеру, как строится у вас в Москве. Я слышал, что о сем к вам писано, и спрашивается: какое дано им дозволение, от кого и когда?"

 

Дело в том, что по поводу прошения петербургских старообрядцев составил записку митрополит новгородский и петербургский Гавриил, в которой по исконному обычаю духовных правителей господствующей церкви оклеветал старообрядцев и требовал не только не разрешать постройку часовни в Петербурге, но уничтожить и начатую постройкой в Москве.

 

Вот этот крайне любопытный документ:

 

Записка Гавриила митрополита Новгородского и Петербургского по поводу прошения раскольников построить церковь, иметь своих священников и архиепископа и пр.

 

Старообрядцы петербургские подали мне прошение, чтобы им быть в числе сынов православных грекороссийской церкви и от меня получать священников равно, как в Екатеринославской епархии; притом приобщили с прошения копию от старообрядцев московских, поданного главнокомандующему в Москве. В ней написано: 1) что они имеют деревянный при кладбище молитвенный храм; 2) что от дней Никона патриарха терпят они духовных властей гонения; 3) чтоб дозволено строить им церкви для служения литургии по старопечатным книгам, как и в Екатеринославской епархии, умалчивания, что сие дозволение отнесено к епархиальному архиерею и что они имеют порок,  что  беглые  попы  у  них  служат;  и просят: 1) чтоб им построить церковь; 2) иметь священников приходящих к ним; 3) чтоб быть у них архиепископу приходящему самопроизвольно, на таком положении, как они пребывают; 4) чтоб он не был под ведомством духовных властей, отделясь от них, как в городовом положении в статьях 124, 125 и 126 об иностранных вероисповеданиях предписано; 5) чтобы им в чиноположении их быть ведомым по духовным делам в их консисториях, не сообщаясь великороссийским духовным властям.

 

Сия просьба довольно изъясняет намерение их - стараются начать свою церковь, отделяя от господствующей в России, и иметь своего архиепископа и консистории.

 

Начали строить церковь, превышающую пространством и огромностью Успенский собор: он длиной 17, шириною 12, а их церковь длиною 25, шириною 15 саженей, - чтобы огромностью сего храма унижать первую в России церковь в мыслях простого народа, а особливо в преклонных к расколу усилить к ним уважение.

 

В Москве приверженных к расколу больше 20000; многие епархии, особливо Нижегородская, до того доходят, что церкви лишаются своих приходов. Ежели из губерний соберутся чиноначальники их в такой пространной церкви, в которой до 3000 народа может вместиться, когда они предполагают быть у них архиепископу и консистории, когда сия толпа фанатиков сделает соборы, каковые уже и были, и положения свои возвестят в губерниях, из которых они придут в Москву - сии, не имеющие привязанности к правительству, могут ли обнадежить безопасностью столицы?

 

Они просят, чтоб их почитать так удаленными от господствующей церкви, как удалены католики и лютеране: можно ли надеяться, чтоб их фанатизм, распространяющийся по всей России, почитал Государя правоверным?

 

Великий Петр, монарх проницательнейший, нарекал их лютыми неприятелями, государству и государю непрестанно зломыслящими.

 

Внимая сим обстоятельствам, думаю:

 

1) чтоб начатую ими церковь обратить на другие, предписанные законом монархии, для призрения бедных или для пользы общественной установления; 2) дозволить им построить часовню, какая для погребения усопших на кладбище потребна, без колокольни.

  

Сия записка прислана от преосвященного митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского ноября 9 дня 1792 г. Она, разумеется, не могла не повлечь за собой соответственных результатов, и, как мы видели выше из письма графа А.И.Мусина-Пушкина князю Прозоровскому, последнему прислан был Высочайший запросуказ, какое дано староверам на постройку церкви дозволение, от кого и когда?

 

Запрос, как можно судить по тону и содержанию объяснений князя Прозоровского Екатерине II, носил характер сурового выговора.

 

Донесение московского главнокомандующего князя Прозоровского Екатерине II с объяснениями по вопросу о построении старообрядцами церкви на Рогожском кладбище настолько важно и интересно, что его необходимо привести полностью. Вот этот документ:

 

Всемилостивейшая Государыня! Высочайший Вашего Императорского Величества указ от 17 сентября я получить удостоился, которым повелевает мне, всемилостивейшая государыня, донести Вашему Величеству о строящейся здесь часовне старообрядцев.

 

Здесь, Всемилостивейшая Государыня, две часовни. Одна в Преображенском называемой беспоповщины, которая в самом камерколлежском валу близ Преображенской заставы, для которой вал сей заровнян, а окружена новым, чтоб более дать места погосту; сия часовня каменная, представляет наружность церкви, около оной довольно каменного жилого строения, в котором они содержат богадельню более 1000 человек. А вне камер-коллежского валу в некотором расстоянии их кладбище и там часовня вторая, о которой Ваше Императорское Величество спрашивать изволите, старообрядцев на принадлежащей Андроновской слободе земле, низменной и не весьма к хлебопашеству способной, между больших дорог владимирской и коломенской, от заставы камер-коллежского валу в трех верстах, где тоже довольно деревянного жилого строения и богадельня, где бедные из единоверцев их помещаются, и тут же сад и кладбище их. Я по вступлении в нынешнюю мою должность был на обоих оных кладбищах, у старообрядцев по их просьбе осмотреть одной часовни ветхость, а другой - неспособность. И оныя подлинно нашел, что деревянная ветха, а в каменной от сырости ль, или от худого построения, даже что со стен течет и такой тяжелый воздух, что в оной и часу пробыть, казалось мне, без вреда не можно. И сии часовни имеют наружность церквей одноглавных. Они просили меня вместо сих, ветхой деревянной и сырой каменной, позволить им построить одну каменную новую часовню, которая бы внизу была теплая, а вверху холодная.

 

Итак, найдя оныя часовни с немалым строением существующие и что моленье производится публичное, то и заключил я, что сие Вашему Императорскому Величеству известно, и заведенные начально с высочайшего дозволения. А как Вашего Императорского Величества всемилостивейшим манифестом 762 г. повелено раскольникам никакого притеснения не делать, а затем и от 10-го апреля 790 г. полученный мною от Вашего Величества указ по материи потаенных и нелепых сборищ братства, исключая сии собрания, запрещается полиции в оные входить и делать препятствие в молитвенных собраниях, а все сие сообразя, - считал я возможным мне позволить вместо ветхой и другой неспособной построить им новую часовню, зная же, что план вновь желаемой ими по-строить сочинял архитектор Козаков чрез посредство именитого гражданина Никиты Павлова; но виноват я, Всемилостивейшая государыня, что онаго не посмотрел, надеясь несомненно, что архитектор Козаков сочинит оный пристойно с их положением. Они часовню сию заложили в 791 г. Как я уведомлен был от губернатора, что они заложили ее велику и с выпусками для алтаря и намерены поставить пять глав, я взял у них план и нашел, что они заложили не по плану архитектора Козакова, а сняли сами план с церкви, что в Бутырской слободе. Я приказал как им, так и полицейскому архитектору Карину выпуски для алтаря отломать, величины убавить и сделать план с одной главой и крестом; но о неубавке оной величины они усильно меня просили, поставляя основанием, что имеют они в Москве и около оной единоверцев до 20000 душ. Я план оный с фасадой у сего всеподданнейше Вашему Императорскому Величеству подношу; плана же архитектора Козакова я отыскать не мог по причине смерти Никиты Павлова, у коего оный был, но внук его не нашел, и Козаков черного у себе не оставил. Они же сим летом довели часовню до карниза и представляет теперь вид дому. Естьли Ваше Величество повелите унизить шпиц, то я оной совсем прикажу убавить.

 

Ныне, получа высочайший Вашего Императорского Величества указ, за долг почел для всеподданнейшего Вашему Величеству донесения выправиться с законами о построении часовен, как я прежде не остерегся о сем выправиться. И, начиная с древних законов, получил сведение, что в 1718 г., когда по указу государя Петра I была перепись раскольникам, отведено им за Серпуховскими воротами одно кладбище, не различая разных между ими вер, беспоповщины и старообрядцев; а в 771 г., когда Покровской церкви, что в Красном селе, священники жаловались, что раскольники умирающих моровою язвою, привозя к церкви, оставляют, то по указу Правительствующего Сената приказано им погребать своих мертвецов на отведенных в поле кладбищах, а буде там места для них недостаточно, то отвести им пристойное место в поле Московской губернской канцелярии. В сие то время и отведены им места для кладбищ, где ныне и вышеупомянутые часовни. Я читал учреждение охранительной комиссии, и в расписании о всех вообще кладбищах видны по приурочке и оные кладбища; но тогда при назначении кладбищ не различено вер. Но о часовнях я ничего не нашел, кроме, что в 722 г. повелено все часовни, не говоря раскольничьи, но вообще, упразднить; а в 727 г. повелено - которые до того времени не разобраны, те оставить, а и прочие, о коих будут просьбы, строить позволять, рассматривая архиереям, чтобы не было правильного препятствия и раскольникам способу. Наконец, в 734-м г. именным указом императрицы Анны Иоанновны запрещено впредь часовни строить, а старые, где имеются, те оставить в прежнем состоянии. Но и всем указе о раскольниках ничего не упоминается, что меня понудило, Всемилостивейшая Государыня, переговорить о сем с Петром Дмитриевичем Еропкиным, как он главный член был охранительной комиссии, сказав ему, что имею я от Вашего Величества высочайшее повеление без огласки о сем сведать: то он мне сказал, как и по делам видно, Покровской церкви священники, а он сказал, что и многие просили о том же священники сел, близ Москвы лежащих, что раскольники умерших язвой привозили к церквам и там их оставляли, для чегоде и определено было к главным или управляющим раскольниками разных сект над сим смотрение и даны им были доктора. И хотя де время прошло давнее, но помнится ему, что князь Григорий Григорьевич Орлов позволил им сделать часовни, где б они могли отпевать умерших; и он сказал, что я о сем могу и Вашему Императорскому Величеству донести. Да еще видно по делам в губернском правлении, что когда беспоповщина поставила главу и крест на часовне, то во время главнокомандования графа Чернышева нынешний московский митрополит требовал от губернского правления: для чего оное быть могло? То правление, ссылаясь на всемилостивейший Вашего Императорского Величества вышеупомянутый 7б2 г. манифест, отозвалось, что в отмену оного войтить не может. Сих сведений, собирание умедлило всеподданнейшее мое о сем донесение Вашему Императорскому Величеству.

 

Что я, не справясь с законами, а сделав только заключение на видимом, дал на то позволение, то заключение мое, что решить сие могу, наипаче подкрепил высочайший Вашего Императорского Величества указ, о котором я выше упомянул, чтоб старообрядцам не наносить никакого препятствия в их молитвенных собраниях, как непозволение строить часовню, щитал я, будет в их молитвах препятствие. Признав однакоже себя, Всемилостивейшая Государыня, виновным, что не доложась Вашему Величеству оное позволил. Итак, пав пред стопы Вашего Императорского Величества всеподданнейше просит милосердного прощения, Всемилостивейшая государыня, Вашего Императорского Величества всеподданнейший князь А.Прозоровский. Октября 25 дня, 1792 г.  Москва.”

 

Этот интересный документ многое нам объясняет в архитектуре летнего Покровского храма на Рогожском кладбище.

 

В самом деле, при первом же взгляде на этот храм каждому резко бросается в глаза большое несоответствие частей храма, и думается: неужели, если были средства и возможности построить такой громадный храм, нельзя было выбрать план более стильный и красивый? Гладкий и простой фасад, глава, словно придавленная и подходящая скорее для храма в пять раз меньшего, чем тот, над которым она высится, и т.п.

 

А между тем, донесением князя Прозоровского все объясняется просто: перепуганный главнокомандующий приказал "впуски для алтаря отломать", вместо "пяти глав" "сделать план с одной главой и крестом", "унизить" и "убавить" шпиц, и получились те недостатки в архитектуре храма, которые так сильно бьют в глаза.

 

Менее тормозов претерпела постройка третьей зимней часовни, ныне храм Рождества Христова. Этот обширный каменный храм, построенный по плану архитектора Жукова, находится в небольшом расстоянии на юг от летнего Покровского храма. Построен он в 1804 г. с разрешения начальника московской столицы Беклешова. Билет, выданный московскою управой благочиния попечителю Рогожского кладбища купцу Илье Фокину Шевякову (21 декабря 1804 г. N 1070) на постройку каменной зимней часовни, длиною на 22 сажени, а шириной 11 сажен, и жилого строения под богадельню, на 22 сажени длиною и 1О аршин шириною, - находится в "деле о правах Рогожского старообрядческого богаделенного дома приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество и о духовном завещании Вощанкина, в архиве московского генерал-губернатора (3 декабря 1834 г, N 45).

 

Внутри Рождественского храма на одной из стен сохранилась надпись о том, что в 1812 г., при опустошении столицы французами, по особому Божию к месту сему покровительству, рогожские часовни не пострадали и ничего не потеряли из своих запасов и сокровищ.

 

В Рождественской часовне собирались многие старообрядческие соборы, в которых участвовали и московские старообрядцы, и представители старообрядцев других мест России, и на которых решались вопросы, касающиеся всего старообрядчества.

 

1. Держателем права собственности на данную книгу является Издательская группа Тверской никольской старообрядческой общины (kitezh@sonnet.ru)

 

2. Свободное использование и распространение данной книги разрешается только для некоммерческих целей (образовательных, исследовательских, учебных и пр.)

 

3. Какое-либо коммерческое использование данной книги возможно только с разрешения собственника.

 

 Опубликовано на сайте "Библиотека"

Категория: Рогожское кладбище | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-05)
Просмотров: 1624

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz