Как сообщил сайт Тверской старообрядческой общины, 10 мая архиепископ Славский Флавиан, возглавлявший делегацию клириков румынской старообрядческой Церкви, посетил храм св. Николы в Москве. В ходе знакомства с храмом и членами общины владыка согласился ответить на несколько вопросов портала "Правда Старой веры"
- Владыка святыи, Ваш нынешний визит в Москву связан не только с празднованием недели свв. Жен-Мироносиц, но и с подготовкой ко второму Всемирному старообрядческому Собору. Чего нам, христианам, ждать от этого Собора?
- О Христе братия, о Христе сестры, мы все из одного корня, но у каждого получилась своя жизнь. После войны, когда в Белой Кринице была ликвидирована Митрополия, российские и румынские старообрядцы пошли разными путями, всяк сам по себе.
В Румынии и в России существуют автономные старообрядческие Митрополии, которые проводят свои собственные Соборы для решения вопросов поместной жизни. И это нормально, главное, чтобы при этом всё было по церковному закону. Закон нас соединяет, скрепляет.
Как было в 96-м году, когда прошел Первый всемирный Собор? Разве тогда были проблемы? Мы встретились, обнялись, поцеловались, поторжествовали. Мы же одна Церковь! Радостные были, что владыку Амвросия прославили. Вот и теперь надо бы проблемы, которые есть, снять. Чтобы между нами не было охлаждения. Для этого пусть обе комиссии, что созданы Митрополиями для подготовки к Собору, получше поработают, подготовят вопросы, уточнят всё, что нужно. Как говорится, хлеб-соль ешь, правду режь…
Ну, а что касается моих ожиданий от Собора, то я вчера предложил обязательно обсудить канонизацию иноков Павла и Алимпия. В 2004 году, когда в Белой Кринице произошла встреча митрополитов Андриана и Леонтия, мы помолились канон иноку Павлу как преподобному, и обещали обязательно вернуться к вопросу о его канонизации на будущем Соборе. Но вчера у владыки Зосимы возникли какие-то сомнения, возражения. Он предложил обсудить другие вопросы, тоже по-своему важные. Но тут важно не наложить на Собор уж слишком много проблем, как мешков на телегу, что она и не доедет. Лучше собраться еще раз, через 2 года, когда будем отмечать 100-летнюю годовщину создания Успенского храма в Белой Кринице,
В целом же, итоги Собора во многом будут зависеть от того, кто и с какими сердцами приступят к решению соборных дел. Надо, чтобы на Собор выбрали людей опытных, ответственных, которые не станут в ущерб общему церковному делу заниматься мелкими интрижками. Главное для нас – сохранить и приумножить братскую любовь, для этого и нужен этот Собор.
- Тогда позвольте перейти к самому «горячему» вопросу. От разных источников поступают известия, что одной из задач предстоящего Собора будет подготовка к избранию старообрядческого патриарха. Как Вы относитесь к этой идее?
- Да, такие разговоры идут. Но, слава Богу, у нас в Румынии мало тех, которые хотят, чтобы во главе старообрядцев встал единый патриарх. Думаю, что среди мирян и клириков Московской Митрополии таких тоже меньшинство. Я сторонник того, чтобы мы сохраняли исторически сложившиеся формы церковного правления, развивая между нашими Митрополиями братские отношения, укрепляли христианскую любовь и взаимные связи.
- К этой же благой цели стремился и покойный владыка Андриан, но потепление в отношениях стало ощущаться, пожалуй, не так давно. Это связано с деятельностью нынешнего митрополита Корнилия?
- Ну, может статься, покойный митрополит Андриан просто не успел собрать добрые плоды, которые он растил. С начала его первосвятительства у нас наметились добрые перемены по отношению к российским старообрядцам, появилось желание больше общаться, а если прежде в чем-то были обиды, непонимание - примириться. Но времени оказалось мало. Кажется, владыка Андриан только однажды успел встретиться с митрополитом Леонтием. Начались переговоры. Сегодня они продолжаются. Что нам делить? Мы же единая Церковь. Как сказал митрополит Корнилий по поводу того, что архиепископ Софроний самостоятельно поставил священника на Прибалтику: если поморцы искали священства, то, слава Богу, что им дали священника Белокриницкой иерархии, неважно – российский он или не российский.
- Владыка святый, какие отношения складываются в Румынии между нашей старообрядческой Церковью и господствующей новостильной румынской?
- Между церквами отношения нормальные, то есть мы их специально не поддерживаем, но личные связи между нашими и их клириками, а также мирянами имеются. Ну, кто учился вместе или знакомство есть.
Конфликтов между нами нет, это в Румынии не допускается. Мы не имеем права укорять их за их веру, они – нас. Если от них к нам кто-либо переходит, то никаких возмущений не бывает. Румынское духовенство считает, что липоване могут беспрепятственно причащаться в их храмах. Это сугубо их точка зрения.
Помню лет около пяти назад были мы у патриарха Феоктиста просили, чтобы они в семинарии выделили один класс для нас, чтобы старообрядцы могли учиться. Мы договаривались, чтобы математику, физику, химию, румынский язык их преподаватели преподавали, а духовные дисциплины – наши учителя. В том числе и я, грешный, там тоже преподаю. И вот патриарх нам сказал: вы – не секта и не раскольники (сектой он считает румынских старостильников, для него они - раскольники), вы – Церковь. Он нас знает. Дело в том, что Феоктист давным-давно, когда был ещё диаконом при старом патриархе, на одном из мероприятий, которые устраивала тогдашняя коммунистическая власть, познакомился с нашим епископом Амвросием и диаконом Леонидом, впоследствии тоже епископом. И даже побывал в Славском монастыре.
Интересно, что патриарху сейчас 95 лет, а он до сих пор помнит, как побывал в нашем монастыре. При нас он кому-то из своих сказал, мол, когда я ездил в Славу, то люди, увидев нашу машину, бросали копаницу и кланялись в землю. Вот так надо!
- Известно, что большой проблемой липован Румынии является сохранение русского языка. Какую позицию тут занимает старообрядческое духовенство?
- Действительно, сейчас молодежь плохо знает родной язык. Дело в том, что родители не хотят, чтобы дети учили русский. Они говорят: какую пользу можно получить от русского языка? Английский, французский, немецкий выучишь, то это очень поможет в жизни для работы и прочее. А русский? Какая от него польза?
Общественная организация русских липован в Румынии могла бы много сделать для поддержания русского языка, но она больше занимается сохранением фольклора – песен, танцев. У русского языка сегодня в Румынии плохие перспективы. Разве что российские христиане, Россия нам чем-нибудь помогут.
- Будем на это надеяться, ведь в Румынии вот уже около трех веков существует крупнейшая русская диаспора в Европе. В заключение, примите, владыка святыи, сердечную благодарность за посещение Москвы и нашего храма св. Николы, за искренность, с которой Вы отвечали на интересующие нас вопросы. Спаси Христос!
Текст и фото - с портала "Правда Старой Веры"
|