Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2017-Дек-17, 22:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
1694 г. [1]
1705 г. [1]
1709 г. [1]
1710 г. [2]
1723 г. [1]
1752 г. [1]
1779 г. [6]
1783 г. [1]
1784 г. [1]
1789 г. [1]
1805 г. [2]
1809 г. [1]
1810 г. [1]
1840 г. [0]
1846 г. [2]
1847 г. [0]
1859 г. [1]
1861 г. [2]
1863 г. [5]
1864 г. [2]
1865 г. [1]
1867 г. [1]
1868 г. [1]
1871 г. [1]
1872 г. [1]
1873 г. [1]
1874 г. [3]
1875 г. [0]
1876 г. [1]
1877 г. [3]
1878 г. [1]
1879 г. [0]
1880 г. [0]
1881 г. [0]
1882 г. [0]
1883 г. [1]
1884 г. [3]
1885 г. [3]
1886 г. [0]
1887 г. [0]
1888 г. [0]
1889 г. [0]
1890 г. [1]
1895 г. [1]
1896 г. [3]
1897 г. [1]
1898 г. [3]
1899 г. [1]
1900 г. [0]
1901 г. [2]
1902 г. [2]
1903 г. [2]
1904 г. [1]
1905 г. [2]
1906 г. [3]
1907 г. [1]
1908 г. [2]
1909 г. [14]
1910 г. [3]
1911 г. [2]
1912 г. [27]
1913 г. [1]
1917 г. [5]
1918 г. [1]
1922 г. [1]
1923 г. [4]
1924 г. [5]
1925 г. [1]
1926 г. [4]
1927 г. [2]
1928 г. [3]
1930 г. [2]
1953 г. [1]
1955 г. [1]
1956 г. [2]
1966 г. [1]
1974 г. [2]
1976 г. [1]
1978 г. [1]
1983 г. [1]
1988 г. [2]
1990 г. [1]
1992 г. [2]
1993 г. [1]
1996 г. [2]
1997 г. [3]
1998 г. [1]
1999 г. [1]
2000 г. [2]
2001 г. [1]
2002 г. [1]
2004 г. [2]
2005 г. [9]
2006 г. [19]
2007 г. [8]
2008 г. [10]
2009 г. [7]
2010 г. [12]
2011 г. [9]
2012 г. [10]
2013 [14]
2014 [5]
2015 [5]

Главная » Книжница » Материалы соборов и съездов » 1924 г.

Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви 1924 года. Ч.3 Доклад арх. Николы
[ ] 2008-Май-29, 21:10

Означенное слово и доклад следующего содержания

Господь наш Исус Христос совершив дело спасения людей всей вселенной от греха, проклятия и смерти и открыв Царствие Небесное, основал на земле Свою Единую Соборную Святую и Апостольскую Церковь и заповедал ей приводить ко спасению всех людей, всех времен до второго пришествия Его на землю, причем Он излил на эту Церковь Благодать Святаго Духа сказавши: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоан.14:16).

Распространять и устраивать эту Церковь на земле Спаситель заповедал своим Апостолам, ниспослав на них в пятидесятый день по Своем Воскресении из мертвых Духа Святого и установив священноначалие и таинства, причем Главою всей Церкви он объявил Себя, и тем объединил земную Церковь с Небесною, в которой пребывают Святые Ангелы и все праведники перешедшие в загробный мир, находясь в непрестанном общении с Господом Исусом Христом, а также с Богом Отцом и Духом Святым.

Земная Церковь освящается Исусом Христом, как Главою, через таинства и она является телом Христа, где находятся разные члены из среды верующих - грешные и праведные; вне этой Церкви нет спасения ни для кого, потому что спасает всех только Глава ее Исус Христос.

Святые Апостолы в деле распространения и утверждения Церкви Христовой поступали, как научил их и заповедал им Исус Христос; для сего они разъясняли верующим сначала Священное писание Ветхого Завета, Евангельское учение Спасителя, и затем по внушению Духа Святого составили письменные творения, из коих образовалось Священное Писание Нового Завета. И заповедовали христианам следовать евангельскому учению Спасителя и веровать в Него так, как это открыто людям в Св. Писании Ветхого Завета и разъяснено Апостолами в священном Писании Нового Завета. Т. е. руководствоваться в своей вере законом Божиим, заключающимся в священном писании Ветхого и Нового заветов.

Для устроения же своей внутренней жизни по вере Христовой Апостолы составили особые руководственные правила, согласные со Святым Писанием, названные каноническими, каковых правил числится 85.

Эти правила составили другой источник Божественного откровения, так называемое Священное Предание; христиане древних времен строго хранили и исполняли заповеди Христа Спасителя и правила его Святых Апостол, не вводя в свою религиозную жизнь никаких новшеств.

Когда прекратились жестокие гонения на христиан со стороны неверующих евреев и язычников, и когда среди христиан стали появляться вольнодумцы и еретики, которые начали искажать догматы веры Христовой и нравственные истины Евангельского учения Спасителя, тогда истинные последователи веры Христовой стали созывать Вселенские и Поместные Соборы, что бы на них утвердить веру Христову в чистоте, неповрежденности и неизменяемости, а в жизни Церкви Христовой и ее истинных чад установить такой образ и порядок, который был бы вполне согласен с заповедями Спасителя и его веры, а также с каноническими правилами Святых апостол; вместе с этим среди верных чад Христовой Церкви стали появляться богоугодные отцы и учителя, которые старались в своих устных беседах и письменных творениях разъяснять догматы Веры Христовой и нравственного истинно евангельского учения Спасителя и составлять правила для жизни Церкви и ее верных чад, и все это они делали согласно заповедей Спасителя и разъяснениям его Святых Апостол. Творения и правила этих Святых отцов и учителей Церкви рассматривались на Соборах, и те из них, которые признавались действительно согласными с учением Спасителя и разъяснениями Святых Апостол, Соборы постановляли признавать обязательными к руководству и исполнению в жизни Церкви и ее чад, наравне с каноническими правилами, какие вырабатывались на самих Соборах.

Вселенских Соборов было 7. Первый был в городе Никее в 325 году; на этом Соборе было составлено семь членов Символа Веры, была осуждена ересь Ария о Сыне Божием и составлено 20 правил о церковной дисциплине.

Второй Вселенский Собор был в городе Константинополе в 381 году, который определил еще пять членов Символа Веры, осудил ересь Македония о Духе Святом и составил семь правил о правах Епископов.

Третий Собор происходил в Ефесе в 431 году, он признал обязательным для всех чад Церкви Христовой и не подлежащим никаким изменениям и дополнениям Символ Веры, заключающийся в 12 членах, составленных па первых двух Вселенских Соборах; осудил ересь Нестория о двух естествах во Исусе Христе и составил 8 правил и одно послание к частному Панфилийскому Собору.

Четвертый Собор был в городе Халкедоне в 451 году; он осудил монофизиткую ересь Евтихия о поглощении Божеством человеческой природы во Исусе Христе и составил 30 канонических правил.

Пятый Вселенский Собор был в Константинополе в 553 году; он утвердил постановления четвертого Собора и судил о трех приверженцах еретика Нестория.

Шестой Вселенский Собор, называемый Трульским, был в Константинополе в 680 году; он осудил ересь монофилитскую о двух волях во Христе, подтвердил постановление третьего Вселенского Собора о запрещении составлять новый Символ Веры и составил 102 канонических правила.

Наконец, Седьмой Вселенский Собор был в городе Никее в 787 году; он осудил ересь иконоборческую и составил 22 канонических правила.

Все 189 правил, выработанных семью Вселенскими Соборами для устроения Церковной жизни составляют Священное Предание Церкви наравне с 85 правилами святых Апостолов. На этих Вселенских Соборах рассматривались и правила, составленные Поместными Соборами и признаны необходимыми к исполнению.

Поместных Соборов было 9 в период времени между 314 и 879 годом. Первый - Анкирский который составил 25 правил, второй - Неокессарийский, который составил 15 правил, третий - Гангрский составивший 21 правило, четвертый - Антиохийский, составивший 25 правил, пятый – Лаодикийский, составивший 60 правил, шестой – Сардийский, который составил 20 правил, седьмой - Карфагенский, составивший 147 правил, восьмой - Константинопольский, составивший одно правило о суде над Епископом, девятый - Константинопольский, который называется двукратным, потому что он собирался дважды в храме Святых Апостол и в храме Софии Премудрости Слова Божия; этим Собором составлено 20 правил.

Поместными Соборами составлено всего 334 правила, которые также были введены в Священные Предания наравне с правилами Святых Апостол и семи Вселенских Соборов.

К ним же присоединены и правила, составленные святыми Отцами Церкви жившими, начиная с третьего столетия и кончая восьмым по Р. X, в количестве 155 правил, 18 ответов, 2-х посланий и 10 выписок, а именно: четыре правила св. Дионисия Александрийского, пятнадцать правил св. Петра Александрийского, 12 правил св. Григория Неокесарийского, 3 правила св. Афанасия Александрийского, 92 правила св. Василия Великого, 8 правил св. Григория Нисского, 1 правило св. Григория Богослова, 1 правило св. Амфилохия Иконийского, 18 ответов св. Тимофея Александрийского, 5 правил св. Кирилла Александрийского, 14 правил Феофила Александрийского, 1 послание Геннадия Патриарха Константинопольского и 10 выписок Тарасия Патриарха Константинопольского.

Все канонические правила святых Апостол, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов для более удобного использования введены в сборник, называемый Номоканон (Законоправило) Иоанном Схоластиком, а также в «Кормчую Книгу» в которой введены еще и толкования на правила и которая в русской Церкви появилась в 1270 году при Митрополите Кирилле.

Основанная на земле Господом Исусом Христом Церковь существует вот уже XX веков.

В эти годы она пережила четыре важных периода; первый с 34 по 313 год, когда происходило ее внешнее распространение среди людей, несмотря на жестокие гонения на ее чад.

Второй период - с 313 года по 1054, когда совершилось внутреннее благоустройство ее жизни, закончившееся отделением от нее западной Римской церкви.

Третий период с 1054 по 1453 год, когда пала Византийская Империя в 1453 году, и началась реформация церковной жизни на Западе; в этот период установилось в истинной Христовой Церкви неизменное соблюдение Евангельского учения Христа и утвердилось окончательное благоустройство древнего уклада жизни Церкви.

Четвертый период с 1453 года до настоящего времени, когда Христова Церковь претерпевала и претерпевает великие бедствия в своей внутренней жизни, вследствие разделения на разные религиозные общества, и вследствие введения новшеств в Церковную жизнь.

А Российская Церковь со времени ее возникновения до настоящего момента пережила пять исторических периодов: первый от крещения Руси до нашествия монголов, с 988 по 1287 год; второй период с 1287 года по 1461 год, когда совершилось разделение Русской Церкви на две митрополии; третий период с 1461 года по 1589 год, когда в ней протекала жизнь под управлением двух митрополий; четвертый период с 1589 года по 1666 и 1667 года, когда произошел раскол по вине Патриарха Никона и собора того времени, и осталась истинная Православная Церковь только у старообрядцев.

И наконец пятый период с 1666/7 года по настоящее время – период существования старообрядческой Церкви. Последний период существования Церкви наиболее богат внешними событиями. Старообрядчество неустанно работало на пользу истинной Христовой Церкви, но в этом ему мешали гражданские власти до революционного времени и высшее духовное Управление господствующей церкви. Исторически известна, система ужасных гонений на старообрядчество со стороны царского правительства, но никакие гонения не могли сломить старообрядчество. В течение всего этого периода Старообрядчество стремилось к восстановлению трехчинной иерархии, но только в последнее время оно могло достигнуть осуществпения этих своих желаний.

Из всего сказанного выше явствует, что истинная Церковь, основанная Христом Спасителем на земле, должна быть единой, Святою, Соборною и Апостольскою, как это выражено в Никеоцареградском Символе веры и должен быть только один Глава-основатель ее, Господь Наш Исус Христос, Единороднный Сын Божий, от Отца рожденный прежде всех век, Бог истинный, рожденный, а не сотворенный, Единосущный с Богом Отцем, нас ради человек и нашего ради спасения, сшедший с Небес, и воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы вочеловечивыйся; что членами этой Церкви являются люди всех времен и всех народов, ищущие спасения, разделяющиеся на епископов, пресвитеров, диаконов, клириков и мирян. Эта Церковь должна содержать и хранить веру Христову, Евангельское учение и заповеди Спасителя в чистоте, неповрежденности и неизменности, как это разъяснили Святые Апостолы в своих боговдохновенных писаниях и канонических правилах, и как это утвердили семь Вселенских Соборов и девять Поместных Соборов и св. Отцы в своих канонических правилах.

Зная отступления от правил истинной Церкви Христовой допущенные католиками, лютеранами, англиканами и разными другими христианскими сектами, а также разделения и раздоры, которыми живут и занимаются сторонники Патриаршества и живоцерковцы в Господствующей Российской церкви, и близко ознакомившись с историей вдовствующей Церкви старообрядцев и с тем, как исповедуют веру Христову последние и как они относятся к каноническим Правилам святых Апостолов, семи Вселенских и девяти Поместных Соборов и святых отцов Церкви, я убедился в душе, что истина и правда Христова содержатся и хранятся в чистоте, святости, неповрежденности и неизменяемости только у одних старообрядцев, приемлющих священство от Церкви Российской, что только они нерушимо и твердо хранят и исполняют все древлеправославные канонические Правила святых Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отец; что только за свою неизменную ревность и верность Евангельским заветам Христа Спасителя и за неуклонное послушание Единой Соборной Апостольской Церкви Христовой, в отношении к обрядам, они мужественно перенесли и терпели все гонения, преследования, мучения и даже претерпевали смертную казнь, начиная со времен Никона Патриарха Российского Господствующей церкви от своих же братьев христиан, а главным образом от Духовной и Гражданской властей, которые по отношению к старообрядцам действовали заодно. И вот только теперь, когда старообрядцы получили полную свободу в устроении своей внутренней церковной жизни, для них наступил важный момент восстановления в своей вдовствующей Церкви трехчинной Иерархии. Их церковь страдала 257 лет живя без епископов; надо только удивляться тому как она осталась верной евангельским заветам Спасителя и священному Преданию святых Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и св. Отец, несмотря на те тяжелые страдания, которые она перенесла в течение 257 лет.

Теперь же ей предстоит великое дело восстановления своей внутренней жизни, согласно заветам своего основателя Христа Спасителя и священному Преданию.

Для этого он должна признавать Главою только одного Спасителя нашего Исуса Христа, а Его святых Апостолов и их приемников только строгими исполнителями Его Божественной воли.

А посему Церковь истинных старообрядцев не должна допускать в своем управлении деспотии, захвата власти со стороны ее Апостольских преемников, т. е. Епископов, как это сделал Папа Римский. А тем более старообрядческая Древлеправославная Церковь не должна отдавать себя в руки мирян, своих скромных и послушных чад, Наоборот, в деле восстановления трехчинной иерархии она должна руководствоваться теми догматическими истинами веры, какие открыл наш Господь Исус Христос в своем евангельском учении и теми каноническими правилами, какие определили Святые Апостолы, Вселенские и Поместные Соборы и св. Отцы Церкви по внушению Духа Святого.

В своей внутренней религиозной жизни она должна ясно и определенно указать Епископам, Пресвитерам, диаконам и причетникам, а также и мирянам каждому свое место и свои обязанности. Епископ должен совершать в Церкви то, что ему предоставлено, как преемнику Апостольскому, священным Писанием и священным Преданием; пресвитеры и диаконы должны творить то, что им предоставляется благодатию Духа Святого при их рукоположении; причетники и начетчики должны выполнять добросовестно только то, что им указано в уставе Церкви, миряне должны соделывать свое спасение под руководством своих духовных отцов Епископов, пресвитеров и диаконов.

Посему настоящий Собор, представителей от всех обществ старообрядцев, приемлющих священство от Господствующей церкви, должен соорганнзовать такой орган управления Церковью, который вполне согласовался бы с Божественным учением Христа Спасителя, со священным Писанием святых Апостол, а также со всеми каноническими правилами Древлеправославной христианской Церкви.

Таковым органом может быть только коллегиальное Высшее церковное Управление, в которое должны входить Епископы, пресвитеры, диаконы, причетники и миряне с правом решающего голоса.

Причем все Епископы должны входить в состав этого Управления без всяких выборов, а пресвитеры, диаконы, причетники и миряне должны выбираться в члены Управления в определенных районах на местах целыми обществами старообрядцев на один год, или же на более продолжительный срок как о сем постановит Собор.

Из членов Управления должны быть организованы отдельные Комиссии, между коими должны быть распределены все церковные дела для предварительного рассмотрения их, а потом каждая Комиссия обязана представить рассмотренное ею дело на обсуждение и окончательное решение Собора всех членов Управления, под председательством Старейшего Епископа.

Дела о назначении на места пресвитеров, диаконов, причетников должны быть поручены одной комиссии, суд другой комиссии, брачные вопросы третьей, денежные - четвертой, касающиеся церковного хозяйства - пятой и т. д.

Каждая Комиссия должна работать ежедневно в часы свободные от ежедневных заседаний Членов Управления; важные и срочные дела Управлением могут рассматриваться экстренно, вне очереди, все дела, поступающие в Управление должны передаваться Председателю Управления для наложения резолюции.

Приходские Общества старообрядцев дела о выборе и назначении на места всех членов причта, а также все судебные дела, касающиеся охранения чистоты веры и нравственности, должны представлять на рассмотрение Управления; все общества старообрядцев должны всемерно заботиться о том, чтобы им непрерывно находиться в духовном сношении и общении с Управлением Церковным, а последнее со своей стороны должно употребить все меры к тому, чтобы все старообрядческие общества объединить с собою в церковной жизни; для этого Управление должно установить взаимные сношения со всеми приходскими церквами старообрядцев и в случае нужды устраивать Соборы экстренно для выяснения вопросов догматических, нравственных, богослужебных, обрядовых в целях поддержания между церквами единства в вере и обрядах.

Одним словом Управление должно быть главным и единым Учреждением в Церкви старообрядцев, принимающих священство от Господствующей церкви, строго охраняющим Древлеправославие веры Христовой.

На его обязанности лежит охранение чистоты истинной веры Христовой и нравственных законов сей веры, устранение разделения и расколов среди верных чад Церкви, намечение кандидатов во Епископы, наблюдение за церковным управлением по Епархиям, наблюдение за поведением духовенства и мирян и решение всех других дел, касающихся внутренней духовной жизни Церкви.

При этом надлежит твердо помнить, что как Высшее Управление, так и областные Управления и Приходские Советы как и прежде, так и теперь должны быть чужды всякой политики и заниматься исключительно духовными и религиозными делами.

Для осуществления всех указанных задач старообрядческой Церкви желательно войти в официальные сношения со всеми другими христианскими церквами на равных правах, а также и прежде всего, заручиться разрешением гражданской власти СССР на право свободного и беспрепятственного своего существования.

Все затронутые мною вопросы в сем скромном докладе должен разрешить настоящий Всероссийский Собор представителей старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от Господствующей церкви Российской.

Подлинное подписал Архиепископ НИКОЛА.

По выслушании изложенного слова и доклада Владыки Собор единогласно постановил принять выводы этого доклада в руководство при составлении проекта об Управлении Церковью.

После сего объявлен перерыв.

 

Категория: 1924 г. | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 720 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz