Книжница Самарского староверия Вторник, 2017-Дек-19, 01:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
1694 г. [1]
1705 г. [1]
1709 г. [1]
1710 г. [2]
1723 г. [1]
1752 г. [1]
1779 г. [6]
1783 г. [1]
1784 г. [1]
1789 г. [1]
1805 г. [2]
1809 г. [1]
1810 г. [1]
1840 г. [0]
1846 г. [2]
1847 г. [0]
1859 г. [1]
1861 г. [2]
1863 г. [5]
1864 г. [2]
1865 г. [1]
1867 г. [1]
1868 г. [1]
1871 г. [1]
1872 г. [1]
1873 г. [1]
1874 г. [3]
1875 г. [0]
1876 г. [1]
1877 г. [3]
1878 г. [1]
1879 г. [0]
1880 г. [0]
1881 г. [0]
1882 г. [0]
1883 г. [1]
1884 г. [3]
1885 г. [3]
1886 г. [0]
1887 г. [0]
1888 г. [0]
1889 г. [0]
1890 г. [1]
1895 г. [1]
1896 г. [3]
1897 г. [1]
1898 г. [3]
1899 г. [1]
1900 г. [0]
1901 г. [2]
1902 г. [2]
1903 г. [2]
1904 г. [1]
1905 г. [2]
1906 г. [3]
1907 г. [1]
1908 г. [2]
1909 г. [14]
1910 г. [3]
1911 г. [2]
1912 г. [27]
1913 г. [1]
1917 г. [5]
1918 г. [1]
1922 г. [1]
1923 г. [4]
1924 г. [5]
1925 г. [1]
1926 г. [4]
1927 г. [2]
1928 г. [3]
1930 г. [2]
1953 г. [1]
1955 г. [1]
1956 г. [2]
1966 г. [1]
1974 г. [2]
1976 г. [1]
1978 г. [1]
1983 г. [1]
1988 г. [2]
1990 г. [1]
1992 г. [2]
1993 г. [1]
1996 г. [2]
1997 г. [3]
1998 г. [1]
1999 г. [1]
2000 г. [2]
2001 г. [1]
2002 г. [1]
2004 г. [2]
2005 г. [9]
2006 г. [19]
2007 г. [8]
2008 г. [10]
2009 г. [7]
2010 г. [12]
2011 г. [9]
2012 г. [10]
2013 [14]
2014 [5]
2015 [5]

Главная » Книжница » Материалы соборов и съездов » 1924 г.

Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви 1924 года. Ч.2
[ ] 2008-Май-29, 21:08

Признав за сим самый чиноприем совершенным правильно вполне, Комиссия, окончательно, установив все эти вопросы, в сущности говоря, решила ту задачу, для которой организована. Все эти вопросы волновали старообрядчество с самого момента перехода Архиепископа Николы; они волновали только потому, что ходили всякие легенды и слухи, но тем не менее они вносили сомнения и вызывали душевную трагедию в каждом мало-мальски верующем старообрядце. Все эти вопросы явились самыми существенными и важными. Постольку, поскольку нам пришлось разбирать вопрос о правильности и законности чиноприема Архиепископа НИКОЛЫ можно сказать, что совершились важнейшие события, которые дают нам не только крепость и уверенность в том, что все сделано правильно, но и дают нам силу для дальнейшей борьбы за истинную Христову Церковь, и уверенность в том, что не далек тот час, когда все сомневающиеся в правильности чиноприема и законности иерархии Архиепископа НИКОЛЫ в конце концов придут и скажут - „Да, ныне наши сомнения разрушились и Вы ведете нас в лоно Православной Церкви".

Председатель: Кто желает высказаться по данному докладу?

Шибарев: Докладчик долго говорил о перешедшем епископе Николае, я о переходе говорить не буду. Как он перешел, признаю, что он в своем чину, я слушал, что докладчик говорил, что он перешел с престола на престол; где он был, он там престол оставил, я буду говорить о чиноприеме.

Председатель: Это не по существу.

Шибарев: Дайте прочитать правило /читает правило 13-ое Лаодикийского Собора и 15 правило Антиохийского собора/ "Епископу самому о себе престол не восхищать, аще от Собора поставлен не будет".

Председатель: Это правило нашего епископа не касается, потому что у нас не было Епископа и наша кафедра была свободной и поэтому епископ переходя от еретиков, в Православную Церковь, под это правило не подходит.

Шибарев: Как же докладчик говорил, что у нас 3-хчинная иерархия? Нет, она еще не дошла до 3-хчинной, и если епископов не было, то он сам похитил себе власть.

Председатель: Мы не обсуждаем вопроса имел ли он право перейти к нам или нет, Вы говорите, что он сам себе престол восхитил, мы же не об этом, а о том правильно ли он перешел к нам, правильны ли были его документы и не был ли он запрещен.

Махонин: Братие, я буду краток и буду говорить по существу и буду отвечать Шибареву; дело в том, что согласно 8-му правилу 1-го Вселенского Собора приходящие от еретиков, исповедуют постановления Соборной Апостольской Церкви, ее правила и повеления; и если в городе нет своего Епископа, то переходящий пребывает в своем чине.

Шибарев: Зачем он одну строчку только прочитал?

Махонин: (читает дальше 8-е правило и прибавляет) „здесь говорится, что в одном городе двух епископов не бывает".

Председатель: Позвольте разъяснить это правило: у нас никакого епископа не было, пришел первый епископ и если придет другой епископ, то в Москве престол будет уже занять и ему дадут кафедру в другом городе, и если в городе нет, то в селе, это всем известно и мы руководствовались этим правилом.

Шибарев: По каким правилам Вы допустили постановить Епископа на престол.

О. Софоний: В начале и при окончании всякого дела, особенно в настоящий момент, должен всякий истинный христианин ограждать себя крестным знамением и призывать на помощь Спасителя своего в молитвах. Церковь заповедала им таксе учение - „Бога бойтесь, Власти повинуйтесь, устав Христов храните, как зеницу ока". Признавая сие учение истинным, вводящим в жизнь вечную, мы считаем, что такое благодатное явление, приобретение истинного святителя есть глава спасения нашего. „Нигде несть спасения, токмо в Церкви Божией". Приобретение истинного святителя было объяснено первым докладчиком; в комиссии рассматривали документы о чиноприеме нашего Архиепископа Николы, допускались даже излишние прения, но все прошло благополучно, все на основании слова Божия и правил св. Апостол и правил Вселенских и Поместных Соборов. Нет, даже и малейшего сомнения, что перешедший епископ Никола, по рассмотрении всех его документов, стоит вне всяких недоразумений; поэтому нам теперь не нужно допускать никаких прений и повторений того, что уже рассматривалось, этот вопрос уже закончен, надо говорить по существу дела. Повторяю, что приобретение святителя вне всяких недоразумений, это всем не безызвестно, так как здесь были созваны знающие люди, была собрана комиссия, были рассмотрены документы, был сделан доклад и занимать далее время поэтому вопросу нет возможности, так как время очень дорого. Это время душеспасительно.

Все мы приехали из разных стран и только тот не умилится у кого каменное сердце. Приобретение святителя имеет твердое основание, вопрос рассмотрен всесторонне.

Я предлагаю вопрос считать законченным и прения о нем не вести.

Председатель: Предлагаю ограничить время речей 5 ю минутами. Возражений нет. Предложение принимается.

Шибарев: Кто был главою Церкви до перехода Епископа сюда.

Председатель: Я отвечу - Христос.

Шибарев: Вам прочитал 8-е правило, вы мне на него не ответили.

Председатель: Я вам на него ответил, я сказал, что это правило при приеме епископа не было нарушено.

Шибарев: У нас Глава Церкви Христос, но Епископ является похитчик Престола и похитил его не по правилам.

Председатель: А кем был у нас Христос, когда у нас бы Епископ Павел Коломенский, рукополагавший во священники?

Шибарев: Тот на своем престоле был, а этот рукополагать не может.

Председатель: По-вашему нам надо остаться без Епископа?

Шибарев: У нас Епископ Христос, на престоле Епископы сидят попов посвящают, а мы их не принимаем.

Лаврентьев: Мы получили протокол от своих делегатов и видим, что там много обсуждений; протокол был нам прочитан; было сказано, что если явится Епископ, то его можно принять только по усмотрению Собора и церковных законов, так и должно принять. Дело наше святое должно укрепиться, Собором принято и рассмотрено правильно; сомневаться здесь нечего, сомнение отложить, принять за истину и Бог с нами будет.

Махонин: Я скажу, что в правилах говорится принимать Епископов в своих санах, а Шибарев говорит, что нельзя принять, и я прочту Деяния 1-го Вселенского Собора изд. 1887-т. Теперь, братие, он привел 17-ое правило Антиохийского Собора. Для кого это правило? Это правило для Православной Церкви, православных епископов, которые по тем или иным обстоятельствам лишаются кафедры: например, или церковь сгорела, или ее взяли в плен, тогда Собор епископов их постановляет; об этом прямо говорит 8-ое правило, что они переходят и в своем сане пребывают.

Кабанов: Я беру 31-ое правило Святых Апостол, которое он и читает. Затем он говорит об отделении от Епископов и что доказывавшие причину могут отделиться, спросив на то разрешения своих властей, и приводит, историю епископов, которые отпали от своей церкви, были гонимы и своими деяниями и жизнью заслужили Царство Небесное.

О. Сергий Иляхинский: Первый вопрос, который коснулся наших прихожан, состоит в том, имеет ли право священник помазать миром Епископа? Пройдя все священное Писание, мы нигде не нашли этого; мы хотим, что бы этот вопрос был точно выяснен и пусть нам укажут, где сказано, что священник может помазать миром Епископа. Второй вопрос заключается в том, кто имел право возвести на праздную кафедру епископа; 8-ое правило говорит ясно, что Епископ Епископа принимает от ереси, у нас же Епископа нет, а значит было сделано неправильно, Епископ образ Христа, но и Антихрист во всем будет подобен Христу: он также кроток и смирен, но разница между ними будет следующая: Христос говорит: „Я пришел во имя Отца и исполню его, распоряжения" - , а Антихрист придет во имя свое и про себя скажет – „Я - Бог".

Наше общество волнуется тем, что принявший сам собою кафедру и сам собою восхитивший власть никакою властью не утверждается и во главе общества является похитчиком, и незаконным; поэтому просим указать точно правило, на основании которого Епископ имеет право сам занять кафедру. Такой короткий срок, как 5 минут не дает мне возможности высказаться; у меня на руках есть документ, но я стеснен 5-ю минутами и не могу его прочитать; у нас противников много и нас давит большинство голосов. Но вот прочтите 30-ю страницу Федора Студита, там прямо говорится, достаточно одного человека, который скажет правду и убеждение готово, и поэтому мы и рассчитывали, что хоть большинство будет и за Вас, но правда будет на нашей стороне. Дайте мне время и я документально докажу.

Председатель: Комиссия вчера и сегодня проверяла документы, но о. Сергей не нашел нужным посетить Комиссию; вчера Комиссия работала с 5 часов вечера, он не был, сегодня Комиссия работала с 10 час. Утра, а он пришел в 3 часа, когда все вопросы были решены, и нужно было их выяснить перед Собором. Но о. Сергей нам ничего нового не сказал и документов не показал. Дальше вы видите, что он сейчас говорит то же самое, что говорил Макар Борисович.

Васильев: Читает 302 страницу Федора Студита. Я немножко вернусь к речи нашего уважаемого о. Софония, который в своей речи заявил, что Христос Спаситель учредил Свою Церковь в лице 3-хчинной Иерархии и дал обетование пребывать так до окончания века; теперь возникает маленькое сомнение, почему наша Церковь в течении 230 лет, или около 300 лет находилась без Епископа, тогда, как Христос заповедал бы в трехчинной Иерархии, дайте объяснение на этот вопрос.

О. Софоний: Самое главное обращу внимание на те речи правда мною сказанные, но ведь они перефразированы. Я действительно говорил, что Церковь в соединении людей истинно-верующих приняла тот самый вид, который она имела первоначально и который ей заповедал Христос, но тут может быть речь о вдовствующей церкви: много лет будет вдовою, но наступит минута и опять будет возглавлена Святая Церковь.

Шибарев: Слышал я всех, кто после меня говорил, но никто мне не ответил, где указано, чтобы священники могли мазать миром Епископов и принимать их .

О. Сергий: Вы думаете мне ответили на первый вопрос, нет, мне сделали вызов, но мне не ответили того, где указано, чтобы священник помазал епископа. Относительно помазания ясно сказано у Федора Студита — равный от равного принимается, патриарх от патриарха, Епископ от Епископа, Епископ принимается не от сана, а по совершению таинств. Я ссылаюсь на 15-ое правило, пусть они прочтут и убедятся. Теперь буду говорить по личному делу. Я вчера в Комиссии быть не мог, потому что совершал крестины, сегодня у меня была литургия и я заседать не мог, и я не понимаю, почему так быстро рассмотрели этот вопрос. Почему заседали ночью.

Председатель: Я не обвиняю о. Сергия, я только доложил о том, что он вчера не присутствовал. Он говорит: почему мы заседали ночью, я отвечу: днем мы не имели времени. Время и так слишком затянулось, а о. Сергий вчера не только не присутствовал, но даже не сообщил нам ничего.

О. Клементий[1]: Заявляю, что Епископ был принят законно и канонически правильно, все это было доказано собранной Комиссией и рассмотрено подробно. У нас же есть еще много вопросов, которые мы должны решить, поэтому предлагаю прения по этому докладу кончить.

Махонин: Я прямо в лицо скажу отцу Сергию, как он обманул и в чем обманул. Он сказал, что у Федора Студита говорится: равный от равного помазуется. Да разве это так говорится? Вспомните он указал на стр. 325 по старому изданию, но объясню о чем там говорится „Патриарх судил патриарха, это значит равный от равного судится, но не миром мажется, а он сказал миром мажет. Как это грешно и прискорбно.

Председатель: Вопрос стоит слишком ясно для всех и даже некоторые члены Собора повторяли одни и те же слова несколько раз. Я думаю, что нет никакого сомнения, что ясно выяснен вопрос о тех документах и чиноприеме и поэтому нужно придти к конечному решению этого вопроса и от имени Комиссии последнее слово принадлежит докладчику.

Лысяков: К глубочайшему удовлетворению моему все вопросы, затронутые мною в докладе никаких серьезных возражений не вызвали. Вы знаете, что я говорил о том, как крещен Епископ, как он был рукоположен и как был принят. Все эти вопросы нашими противниками не были затронуты, здесь был поднять целый ряд вопросов, не имеющих никакого отношения к тем вопросам, которыми занималась Комиссия данного состава.

Например: здесь говорилось о том, имеет ли право переходящий Епископ занять пустующий Епископский Престол; затем имеет ли право священник мазать миром приходящего Епископа; затем здесь был поднят вопрос, на каком основании Епископ занял праздную кафедру. Я не буду подробно останавливаться на этих вопросах именно потому, что они были разбиты по пунктам и рассмотрены логично и всесторонне предшествующими ораторами, но если я на этих вопросах и остановился, то только потому, что они имеют то или иное отношение к вопросу о Епископе.

Так как мой доклад никаких возражений не вызвал, и не было представлено никаких основательных данных, опровергающих, тот или иной документ, то я смею надеяться что настоящий Собор вполне разделяет точку зрения Комиссии на этот предмет; я думаю, что выражу мнение Собора, если от имени Комиссии предложу следующую резолюцию:

«Всесоюзный Собор Древле Православных христиан старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от Господствующе церкви, заслушав доклад специальной Комиссии об Архиепископе Николе, а также и рассмотрев все возбужденные этим докладом вопросы, а главным образом, обсудив по имеющимся документам вопросы о крещении Архиепископа Николы, его рукоположении, а также совершении над ним чиноприема при переходе его в старообрядчество, ПОСТАНОВИЛ:

1) Считать Архиепископа Николу, как уроженца Астраханской губ., Царевского уезда, крещенным трехпогружательно.

2) Считать, что рукоположение Архиепископа Николы в Епископский сан совершенно правильно с соблюдением всех требующихся при этом правил и что он под запрещением до перехода и в момент перехода в старообрядчество не состоял.

3) Считать, что Архиепископ Никола в момент перехода в старообрядчество обладал всей полнотой власти кафедрального Епископа.

4) Считать, что прием Архиепископа Николы при переходе его в нашу Древлеправославную Церковь вторым чином через миропомазание совершен правильно с соблюдением всех Апостольских правил и церковных канонов.

А посему Собор, признавая Архиепископа Николу вполне правильным и законным восстановителем прерванной нашей трехчинной иерархии, призывает всех единомышленных с нами христиан, без всякого сомнения, считать отныне трехчинную иерархию в нашей Церкви восстановленной с соблюдением всех святоотеческих правил. Всех же старообрядцев прочих согласий, а также и всех последователей других вероисповеданий Собор братски и христиански призывает оставить свои мудрования и обратиться в лоно нашей Древлеправославной Церкви.

Собор горячо молит Бога, что бы он даровал мысль и разумение всем инакомыслящим и обратил их на путь спасения».

По заслушании резолюции, она была подвергнута тайному голосованию записками, при чем результат голосования оказался таковым: 105 голосов за утверждение резолюции 12 воздержались от голосования, 2-ое уклонились от оного, одна записка была подана пустой и три голоса против мнения Комиссии.

11 ч. 30 м. вечера председательствующий закрывает заседание.

Заседание 14/27 мая 1924 года

Владыко НИКОЛА прибыл на Собор около 10 часов утра и был торжественно встречен духовенством в присутствии членов Собора, при чем о. протоиерей Стефан Смирнов вышел навстречу в облачении неся крест. Владыко, облачившись в мантию, приложившись к кресту и осенив оным все встречавшее его духовенство, выслушал следующее приветствие, произнесенное от имени Собора о. Архимандритом Никоном.

«Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец. Более ½ года истекло с тех пор, как в Саратове совершилось Ваше Преосвященнейший Владыка, присоединение к старообрядчеству.

Глубокою радостью содрогнулись тогда все сердца при известии, что почти 3 века вдовствующая Церковь наша получает своего Епископа; но Провидению угодно было и после этого послать нам ряд скорбей и испытаний: вокруг перехода Вашего создалась обстановка разных вымыслов.

Скорби, по учению святых отцов, постигают нас для нашего вразумления и для дарования нам счастья мирного и премирного; так и теперь Всевышний преобразил нашу недолговременную скорбь вчера в великую радость: Собор подавляющим большинством голосов рассеял вымыслы, окружавшие вступление Ваше в лоно нашей Церкви, и ныне, Владыко святый, Вы входите сюда раз и навсегда в полноте и неприкосновенности всего объема Ваших архипастырских прав.

Да дарует же нам Господь, что бы это Ваше архипастырское служение протекало по начертанному в Евангелии образу, что бы оно уподоблялось пастырю, стерегущему свое верное и послушное стадо; дай Бог, что бы эти овцы не только слушались Вас, но и шли за Вами, и что бы вы знали их и вели к жизни вечной и спасению.

И пусть руководящим началом взаимных отношений наших и паствы Вашей будет любовь, которая составила основу первой архиерейской хиротонии лично Великим Пастыреначальником Господом Нашим Исусом Христом на берегу о Тивериадского над Первоверховным Апостолом Петром совершеной.

Да даст Господь, Вседержитель Вам, Владыко святый, святительствовать под сенью озаряющей Вас благодати Апостольской на пользу Православной Церкви, святительствовать в сиянии правды и добра, в свете мира и любви и да сохранит он, Всемогущий, Вас на многие и многие года».

Пройдя за сим на солею и сотворив семипоклонный начал, владыка обратился к Собору с несколькими глубоко прочувствованными словами благодарности за вышесказанное приветствие.

Потом объявив заседание Собора открытым, Владыка прочел свой доклад о церковном управлении, предварив его словом о возникновении христианской Церкви на земле.

Категория: 1924 г. | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 553 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz